Моему сайту исполнилось 27 лет

Внедрение ИИ в экономику

20.01.2026 13:00  993   Комментарии (57)

Уровни использования ИИ в экономиках разных стран

Россия по темпу внедрения ИИ в экономику оказалась на уровне Африки. Что, впрочем, совершенно неудивительно. 

Россия заняла 119 место в мире по темпам внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в экономику. Это показало исследование Института экономии ИИ Microsoft, которое было проведено по итогам 2025 году. Согласно расчетам аналитиков, в первой половине года 7,6% россиян трудоспособного возраста использовали ИИ для решения рабочих задач, а во второй — 8%. Таким образом, рост составил 0,4 процентного пункта.

Для сравнения: в ОАЭ, которые являются мировым лидером по внедрению ИИ, число пользующихся нейросетями жителей достигло 64% (рост на 4,5 п.п.), во Франции — 44% (3,1 п.п.), в Германии — 28,6% (2,1 п.п.), а в США — 28,4% (2,1 п.п.). Обошли Россию по этому показателю Иран (10,7% населения, рост на 1,1 п.п.), Китай (16,3%, рост на 0,9 п.п.), Беларусь (8,4%, плюс 0,8 п.п.) и Венесуэла (9%, плюс 0,7 п.п.). С текущим показателем Россия находится примерно на одном уровне с африканскими странами — Кенией (8,1%, прирост за год 0,3 п.п.), Камеруном (7,8%, на 0,7 п.п.) и Центральноафриканской Республикой (7,8%, на 0,7 п.п.).

При этом абсолютным лидером на российском рынке стала китайская модель ИИ DeepSeek. По итогам 2025 года она заняла долю 43%, тогда как у ближайшего конкурента ChatGPT — около 40%, у GigaChat и Qwen — 6%, а у «Алиса AI» (ранее YandexGPT) — порядка 5%. Как отмечают в Институте экономии ИИ Microsoft, помимо Китая и России, наибольшее распространение DeepSeek получил в Иране, Беларуси, на Кубе и в Африке.

Ранее президент РФ Владимир Путин обвинил западные ИИ-системы в русофобии и ангажированности. Он подчеркнул, что их доминирование на российском рынке недопустимо. По словам Путина, алгоритмы способны «отменять» российскую культуру, игнорируя вклад страны в науку, искусство и литературу. В ответ на это он призвал развивать отечественные технологии ИИ, основанные на «традиционных ценностях».

При этом России практически нет на мировом рынке ИИ. На русскоязычном сайте платформы LM Arena, где пользователи оценивают модели нейросетей, лучшие российские варианты — GigaChat от «Сбера» и «Алиса AI» — не входили в топ-20. Согласно рейтингу Стэнфордского университета Global AI Vibrancy Tool, который был выпущен в ноябре 2025 года и измеряет развитость и эффективность ИИ-экосистем, Россия занимает 28-е место из 36 стран.

«Россия на годы отстает в разработке собственного ИИ. Она уже проиграла в этой гонке, и догнать [лидеров ей] невозможно», — говорил The Wall Street Journal Юрий Подорожный, который в прошлом возглавлял службу разработки сервисов «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Метро». (Отсюда.)

Тем не менее рано грустить по этому поводу, потому что России есть куда развиваться в области развития искусственного

РКН планирует создать механизм фильтрации интернет-трафика на основе ИИ

Роскомнадзор (РКН) намерен в 2026 году создать и внедрить систему фильтрации интернет-трафика с помощью технологий машинного обучения, пишет Forbes. На эти цели в ведомстве планируют направить 2,27 млрд руб., следует из плана цифровизации РКН.

По информации издания, документ уже направлен в правительственную комиссию по цифровому развитию. Согласно нему, новый механизм будет работать на базе уже действующих в сетях операторов технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), которые обеспечивают фильтрацию по технологии DPI (Deep Packet Inspection, глубокая фильтрация трафика по содержимому пакетов). С их помощью уже заблокировано более 1 млн ресурсов, а также ежедневно ограничивается доступ к 5,5 тыс. новых адресов. (Отсюда.)

Комментарии 57

Преувеличивают, видать только Москву счтиали
20.01.26 17:38
0 0

Не знаю, стоит ли прямо так радоваться. Создатели какого-то ИИ, не помню, честно предупредили - в ближайшие 10 лет без работы останутся 50% начального офисного персонала. Миллионы людей, и это только начало. Водители, программисты, учителя... Мне кажется ещё никогда человечество так стремительно не шло к саморазрушению, получится ли обществу с этим справиться - посмотрим. Или огромное количество безработных на пособиях, демонстрации против роботов и пр...
20.01.26 17:14
0 2

демонстрации против роботов и
с этим справятся боевые роботы с ИИ.
20.01.26 17:18
0 0

программисты
Тут два пути:

Им советуют, как писать код -> полезно, советуют, как спрашивают
За них пишут код -> чем больше проект, тем опаснее так его писать

Самостоятельным концептуальным понимаем не пахнет, про сегодняшний ИИ, но заложенным в него набором концептов, а качество, его знает. Чем мне помогает? Сравнить совет от одного AI с другим, не перебирая много источников, и таки написать, что недопонимал, как делать. У нас устройство в сети конфигурируется, и меняет собственный адрес, как сделать его сразу находимым для программы в сети? О, как непросто, да по разному для Линукс, и Вин, а проще и одинаково можно? Да... Вот, попробуйте... и всё такое. Но оно мне не предлагало вопрос, который я задал.
20.01.26 17:32
0 0

На самом деле научно доказано английскими учёными что всех офисных хомячков назначат начальниками АИ и будет дефицит на кожаных и ИИ срочно будет создавать технологии клонирования.
20.01.26 17:43
0 0

Верующие, как именно ИИ помогает экономике? Я знаю. Увеличивает капитализацию ИИ компаний на рынке, и повышает спросы на чипы и электроэнергию. Модули памяти и те, вдруг. Ещё как. Ещё спрос на электроэнергию рвётся в стратосферу. Это для США, в основном. Польза от продукта прочей экономике? Ну, там, можно юридически правильный контракт за секунду наваять, мета-исследование по каким-то критериям, но в корне должна быть существующая информация. Что найдёт ИИ? Неэффективность госаппарата в любой стране, и скажет, вот с ним что-то надо делать? Найдёт-то найдёт, но когда человек даст такой запрос. А что дальше? Госаппарат себя подъест?

Ну, или цифры роста экономики от внедрения ИИ в студию...
20.01.26 17:03
1 1

20.01.26 17:02
0 0

Не ИИ, а LLM. И не внедрили в экономику, а используют в повседневных делах.
20.01.26 16:42
1 1

"Не в лотерею, а в домино, не квартиру, а пять рублей, не выиграл, а проиграл" (с)
20.01.26 18:06
0 1

Госпадиии, а что вы хотите, если ещё в далёкой древности сам Михал Михалыч прозорливо отмечал:

Как учат нас писатели: жизнь и язык идут рядом, я в даже сказал – это одно и то же. И непереводимая игра слов есть непереводимая игра дел. Я скажу больше: нас компьютеры не понимают. Его спрашивают, он отвечает и не понимает, что отвечать надо не то, что хочешь. Это тонкая вещь. Ему пока свезут данные, кое-что подправят; в него закладывают, кое-что сдвигают – и ему у себя внутри надо сообразить. Поэтому после него, перед тем как показать, тоже кое-что двигают. Спрашивается: зачем он нужен?

Привезли машину, чтоб свободные места в гостиницах считала. И сидит американский компьютер и дико греет плохо приспособленное помещение, весь в огнях, и не сообразит, кто ж ему свободные места по доброй воле сообщит. Это ж все конфеты, все букеты, всю власть взять и дурной машине отдать. Так что он давно уже из пальца берет и на потолок отправляет. Машина сама уже смекнула, что никому не нужна, но щелкает, гремит, делает вид дикой озабоченности, как все, которые никому не нужны.


Так какого ИИ ещё здесь надо?
20.01.26 16:35
0 0

по темпам внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в экономику
число пользующихся нейросетями жителей
разработке собственного ИИ
А это точно одна статья? 😄
20.01.26 16:09
0 0

одна статья
срока разные только.
20.01.26 16:25
0 2

Я бы предпочла жить в максимально красной стране. Хотя я в такой и живу.
20.01.26 16:03
0 1

Что-то не верится, что в Китае все так плохо
И в Европе вроде только недавно сняли запрет на ИИ
20.01.26 15:29
0 0

Кстати, на картине Южная Корея - остров.
20.01.26 15:10
0 0

Де-факто так и есть, сухопутной связи с материком у них нет. СК попала в "Insufficient data" по цвету мало отличается от фона.
20.01.26 15:33
0 2

И непонятно чей крым
20.01.26 15:55
0 1

Трамп хочет захватить Гренландию чтобы получить данные об использовании ИИ.
20.01.26 15:05
0 0

www.cnews.ru

Майкрософт следует свои проблемы решать, а то чуть ли не каждый их апдейт становится шухером.
20.01.26 14:51
0 0

каждый их апдейт становится шухером.
это уже не их проблемы.
20.01.26 17:15
0 0

Где-то тут пробегала "исповедь менеджера о внедрении ИИ"...
Что-то вроде "...за месяц им воспользовались 9 человек, из них трое - дважды. Одним из них был я, когда создавал презентацию..."
Никто не напомнит полный текст?
20.01.26 14:51
0 1

Никто не напомнит полный текст?
Так по вашей цитате прекрасно ищется.
habr.com
20.01.26 15:40
0 1

Спасибо.

Так по вашей цитате прекрасно ищется.
Похоже, у нас разный гугл 😉
20.01.26 15:49
0 0

У нас ИИ в основном в дронах.
Но они живут недолго.
А внедрить ИИ в троллейбус, когда они третью неделю не ходят – непросто.
20.01.26 14:42
0 4

Но они живут недолго.
Зато увеличивают среднее значение интеллекта у северного соседа!
20.01.26 14:52
0 4

20.01.26 14:27
0 12

Очень тонкий вопрос — что именно считать «долей ИИ в экономике».
Если говорить про США, то значительная часть этой «доли» — это пузырь стартапов. Для самих участников рынка во многих случаях очевидно, что речь идёт не о реальной добавленной стоимости, а о росте оценок и капитализации. Формально это часть экономики, но по своей природе она близка к криптовалютам: деньги зарабатываются не на продукте, а на ожиданиях.
Второй аспект — тотальная мода на приставку «ИИ». Сегодня её можно приписать практически к чему угодно и спокойно накинуть 20% к цене. Особенно это заметно в бытовой технике и промышленной электронике. Стиральные машины с «ИИ» — яркий пример (как же мы раньше вообще стирали?). В промышленной автоматизации, где я работаю, теперь каждый второй робот «с ИИ». Все довольны: по факту это тот же самый обычный робот, ничего не сломали, всё работает как раньше, зато менеджмент может отчитываться, что «доля внедрения ИИ на производстве выросла до NN%».
При этом нельзя отрицать, что ИИ действительно работает и даёт ощутимый эффект в узких, хорошо формализованных задачах: компьютерное зрение, прогнозирование отказов, оптимизация логистики, анализ больших массивов данных. В этих областях ИИ — это нормальный инженерный инструмент, требующий данных, экспертизы и аккуратной интеграции. Проблема не в самой технологии, а в том, как массово её упаковывают и учитывают в статистике.
По сути, сегодня существуют два ИИ: ИИ как инженерный инструмент и ИИ как управленческая риторика. Первый решает конкретные задачи и повышает эффективность, второй живёт в презентациях, KPI и годовых отчётах, где важно не то, что реально изменилось, а то, как это выглядит на слайде.
И третий аспект — страны вроде ОАЭ. Для них ИИ сегодня во многом играет ту же роль, что нанотехнологии 15 лет назад: большие бюджеты освоены, громкие заявления сделаны, но практический эффект пока либо трудно измерим, либо несоразмерен вложениям.
20.01.26 14:22
1 10

"Нейросеть оживила Сталина! Результат убил!"

© «Красная бурда»
20.01.26 14:21
2 9

"Нейросеть оживила Сталина! Результат убил!"
"Ты ему вопрос, он тебе - ссылку" ©
20.01.26 14:46
0 7

«Россия на годы отстает в разработке собственного ИИ. Она уже проиграла в этой гонке, и догнать [лидеров ей] невозможно», — говорил The Wall Street Journal Юрий Подорожный, который в прошлом возглавлял службу разработки сервисов «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Метро».
Алекс, ну зачем цитировать явные вражеские фейки? Ежу же понятно, в создании собственного, т.е., российского ии именно россия лидирует, и в этой задаче пока никому не удалось хоть как-то к ней приблизиться! (Желающимся придраться - и неважно, какая национальность у конкретных разработчиков сделавших серьёзный вклад, разве может быть пускай и какой-нибудь Сунь Хуй Вчай кем-то кроме как великим российским учёным? Главное что работает на шильдик "той страны".)
20.01.26 14:20
2 0

абсолютным лидером на российском рынке стала
Хотелось бы узнать, что такое "абсолютный лидер" с 43% против 40% у второго конкурента.
20.01.26 14:11
0 2

У MS есть Институт экономии, оказывается...
20.01.26 14:04
0 0

У MS есть Институт экономии, оказывается...
Грантоеды присасываются и к крупным компаниям, и публикуют всякое в интересах этих компаний. Потом сэлзам проще продавать продукт, тыча в нос клиенту «исследование». Очень удобно.
20.01.26 14:09
0 0

Просто я бы перевел как Институт экономики, но The Moscow Times виднее.
20.01.26 14:30
0 0

> Алиса стоит в каждой квартире
> Россияне не пользуются ИИ

Фразу "Алиса, я не тебе" слышу чаще чем "ща, ВПН включу"
20.01.26 14:03
0 1

Непонятно, каким образом использование нейросетей населением относится к экономике стран. Разве что к экономике стран, где владельцы нейросетей платят налоги...
Ну и большой процент пользующихся нейросетями - весьма сомнительное достижение...
20.01.26 13:48
0 3

Италия заняла последнее место по количеству рабочих в меховых шапках согласно исследованию использования меховых шапок на заводах Тульского шапкопошивочного завода им. 70 лет Октября

согласно исследованию использования меховых шапок на заводах Тульского шапкопошивочного завода им. 70 лет Октября
По инерции прочитал "шарикоподшипникового"... "шарикопошивочного"... Oh, shi...

Ну кстати сужу по себе, у меня половина запросов в поиск гугл стали запросом в Гемини. Он мне больше нравится, чем ГПТ, ответы более четкие, более структурные, и нет этого вечного предложения после каждого ответа: "Хотите чтобы я вам построил график, нарисовал диаграму или еще раз сравнил и бла-бла-бла...", что меня в ГПТ раздражает конечно. Такие явные манипулятивные крючки для продолжения взаимодействия.
20.01.26 13:48
1 2

Ну кстати сужу по себе, у меня половина запросов в поиск гугл стали запросом в Гемини.
Так он уже встроен в гугл поиск и даёт первым ответ перед ответами самого гугла.
20.01.26 13:52
0 3

первым ответ перед ответами самого гугла.
Я прямо жамкаю кнопочку "Режим ИИ" и спрашиваю уже там в диалоге, так как это позволяет уточить наводящими вопросами
20.01.26 14:58
0 0

Забавно, каким же образом чат гпт работает в стране вечнава вставания скален? Он же должен бьіть там оченно заблокирован. Причем извне
20.01.26 13:37
1 6

Кому должен-то?
Покуда заказчик несет бабло, все "модельки" закрывают глаза на его географическое расположение и политические взгляды - если уши не слишком очевидно торчат.
20.01.26 16:04
1 0

С таким ИИ траффик они собираюсь фильтровать...
20.01.26 13:33
0 0

Если у меня при обычном запросе в Google сверху вылазит AI - Summary, которое мне нахер не нужно - меня тоже посчитали? 😉
20.01.26 13:20
0 7

Если у меня при обычном запросе в Google сверху вылазит AI - Summary, которое мне нахер не нужно - меня тоже посчитали? 😉
Я ж говорю, скорее всего, это только co-pilot.
20.01.26 13:25
0 0

Они его уже хоть чуток прикрутили, я смотрю. Еще недавно как внедрили эту "опцию", так он вызывался вместо калькулятора. Я привык себе в адресной строке минимальную формулу вводить, сразу калькулятор вызывается и считает. А тут на тебе - "я для вас посчитаю", чтоб тебя.
И все бы хорошо, да эта "супермодель gemini 3 pro" умудрялась ошибаться в формуле (A+B)*200... Логику вычислений текстом расписывает правильно, а результат выдает ошибочный.
20.01.26 13:32
1 3

Согласен. Gemini самый бестолковый. Что плохо, куча народа читает его и даже не переходят по линкам. Кстати, Google таким образом рубит сук, на котором сидит - AdSense. Если юзера перестанут переходить по ссылкам, у сайтов не будет трафика.
20.01.26 13:36
1 0

Gemini самый бестолковый
Поддерживаю. Зато Nano Banana там очень хорош!

"супермодель gemini 3 pro" умудрялась ошибаться в формуле (A+B)*200... Логику вычислений текстом расписывает правильно, а результат выдает ошибочный.
всё верно, языковые можели считать не умеют. Не стоит забивать гвозди микроскопом.
И всё верно, рассуждают как считать языковые модели иначе, чем считают. Потому что они - языковые модели про рассуждать. А не калькуляторы, вот те про как считать 😉
20.01.26 15:05
0 1

"супермодель gemini 3 pro" умудрялась ошибаться в формуле
Супермодель не должна знать формулы. Она должна красиво ходить по подиуму!
20.01.26 15:11
0 0

Прошу обратить внимание, что я не джемини спрашивал, а в адресную строку вбивал, чтобы калькулятор посчитал. Я не виноват, что я попросил у гугла молоток, а он мне микроскоп протянул.
P.S. А вообще современные модели уже давно мультимодальны и должны передавать математические запросы на соответствующие инструменты, а не пытаться сами считать.
20.01.26 15:25
0 0

а в адресную строку вбивал, чтобы калькулятор посчитал. Я не виноват, что я попросил у гугла молоток, а он мне микроскоп протянул.
Вбил (12+34)*200 получил обычный калькулятор и результат в нём.
Вбил (A+B)*200 получил рассуждалку и не получил ответа, разумеется.
Мой гуголь мне молоток выдал как положено )). может починили уже?
20.01.26 17:18
0 0

В ЮАР и Доминикане ИИ используют больше, чем в Японии? Может имеется ввиду только Co-pilot от Майкрософта? 😉 Откуда у них статистика по другим ИИ, тем более по dicksickу и Алисе?

P.S. Невнимательно прочёл. Алиса не входила в исследование. Ну, это и ИИ можно очень условно назвать. В сети полно мэмов.
20.01.26 13:07
0 3

Ну, это и ИИ можно очень условно назвать.
в общем-то любую LLM интеллектом назвать можно очень условно.
20.01.26 13:58
0 4

в общем-то любую LLM интеллектом назвать можно очень условно.
В данном случае «ИИ» - маркетинговый термин. Как кока-кола, где нет ни того, ни другого 😉
20.01.26 14:01
0 0

в общем-то любую LLM интеллектом назвать можно очень условно.
Многих людей -тоже, но это уже другая история.
20.01.26 14:12
0 2
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 22
Calella 148
exler.es 326
авто 491
видео 4462
вино 364