Адрес для входа в РФ: exler.world

Пахать, как муравей

06.06.2020 11:04  15566   Комментарии (63)

Статья Ольги Лучко "Жить нужно, чтобы не перетрудиться", посвященная карантину и самореализации во время карантина (подсказка: Ольга не призывает всех достигать чего-то нового во время карантина, скорее, наоборот). И там я нашел интереснейшие сведения по поводу муравьев. Интересно, это действительно так и есть? Моя картина мира слегка изменилась.

Возможно, причина в «культуре достигаторства», свойственной современному обществу. У нас по умолчанию считается неприличным предаваться праздности и безделью, когда есть возможность потрудиться над собой. Мы воспитаны на басне, в которой попрыгунья-стрекоза поплатилась за свою беспечность, в отличие от трудяги-муравья. Трудиться как муравей — вот что ценится в наше время!

Кстати не так давно учёные обнаружили, что около 70% муравьёв в колонии только имитируют активность — снуют туда-сюда безо всякого дела… Ни травинки не принесут, ни крошки в родной муравейник. А ещё 25% даже не утруждают себя имитацией работы.

Серьёзно, четверть популяции муравьёв не делает буквально ничего полезного и живёт в своё удовольствие за чужой счёт! Вот это поворот, а? Причём этот процент бездельников оставался постоянным, даже когда учёные изымали из муравьиной семьи всех до единого лодырей, — их тёплое место занимали новые.

Получается, природе зачем-то нужны лентяи. Во всяком случае, лень — не порок и не смертный грех. В ней определённо есть польза. А коли так, мой выбор полезного занятия для самоизоляции определён. И это не шутка!

Upd: Оригинальное исследование (англ.)

Комментарии 63

Лично для меня карантин стал внезапной подножкой, как в футболе. До этого жил себе в неком иллюзорном мирке, даже и не задумываясь о завтрашнем дне по принципу: дом-работа-дом... Видели бы вы мое лицо, когда начальник вежливо попросил собирать манатки с офиса. Пришлось крутиться, придумывать новые варианты дабы не помереть с голоду. Собственно тогда и начал следить за свежими новостями образования, сейчас вот удаленно изучаю языки с педагогом дабы выйти на международный рынок продаж. Ранее занимался тем, что продавал товар для кого-то, а теперь буду пробовать делать это для себя.
26.06.20 21:29
0 0

Что значит "не работающие"? Это офисный планктон, на удалёнке работают.
08.06.20 18:05
0 1

Ну это не первое и, наверное, не самое объемное исследование. И определенные выводы сделаны. И к людям тоже применены. ? А что в картине мира изменилось-то?
08.06.20 09:36
0 0

Ха, какие то муравьи.
Второе место в мире по лени занимают казахи!
- Почему не первое?
- Потому что нам лень)
07.06.20 13:58
0 1

Эзоп
140. Муравей и цикада
Нес муравей сушить за свой порог зерна,
Которые он на зиму запас с лета.
Голодная цикада подошла близко
И попросила, чтоб не умереть, корму.
«Но чем же занималась ты, скажи, летом?»
«Я, не ленясь, все лето напролет пела».
Расхохотался муравей и хлеб спрятал:
«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».
(Заботиться важнее о своей пользе,
Чем негой и пирами услаждать душу.)
07.06.20 07:51
0 1

Да, это интересно. Однако когда я, например, поднял с земли лист рубероида и обнаружил муравьиную кладку, то буквально через две минуты ее уже не было - перебазировали. Видать, те самые "бездельники". Не уверен, что люди смогут отреагировать с подобной скоростью.
Опять же, кому как не "свободным" заниматься всякой там уборкой, проветриванием, перемещениями материалов, из которых состоит муравейник (нижние слои подмокают, их вытаскивают наверх, а подсохшие тащат вниз).

Не, бездельники-муравьи не оправдание бесполезности человеческой жизни...
07.06.20 00:39
0 2

"А мне милее стрекоза,
Чем работящий муравей.
Ее бесстыжие глаза
Мне и понятней, и милей. " (с)
06.06.20 23:13
1 2

"Шико пожал плечами и произнес одно лишь слово: «Бездельник», прибавив к его окончанию букву «и», которая, как известно, является признаком множественного числа.
– Ну да, бездельники, – согласился Горанфло, – конечно, бездельники. А почему бы и нет?
– Человек рожден для труда, – наставительно сказал гасконец.
– А монах для отдохновения, – возразил брат Горанфло, – монах – исключение из рода человеческого.
И, довольный этим доводом, сразившим, по-видимому, даже самого Шико, Горанфло с великим достоинством вышел из-за стола и улегся в постель.." (c)
06.06.20 22:42
0 3

Я ленив.

Я о-очень ленив!

Я настолько ленив, что мне даже прокрастинировать лень!!!
06.06.20 22:32
0 1

Если буквально немного подумать, то написанное становится чушью. Пишут так, как будто у муравьев есть сознание и свобода воли. Это просто определение эффективности, КПД муравейника как системы. Как раз понятно, почему при изъятии лодырей соотношение не меняется, система ведь не изменилась. Все равно что купить сто лотерейных билетов, из которых выиграет один, а потом себя укорять, нафига я остальные 99 покупал??
06.06.20 15:04
7 4

Пишут так, как будто у муравьев есть сознание и свобода воли.
Вы так пишете, как будто в плане свободы воли люди чем-то принципиально отличаются от муравьев.
06.06.20 16:55
4 0

будто в плане свободы воли люди чем-то принципиально отличаются от муравьев.
Думаю, лучший ответ на это даёт кантианство. В рамках категорий причинности и случайности, которыми оперирует в познании реальности наш разум, свобода выбора (не путать с волей - та всегда "дана" и уже чисто логически свободной быть не может) вообще немыслима. Но было бы довольно наивно верить и утверждать, что наш разум непременно познаёт реальность "как она есть" и обязательно исчерпывает её своими категориями. Поэтому разумнее свободу выбора - как существующую в недоступных разуму аспектах реальности - допустить, поскольку на ней основано представление об ответственности за свои дела, т.е. этика и право. Если свободы выбора всё же не существует, то мы ничего не потеряем, поскольку все эти рассуждения уже и так предопределены, а трата времени на них запрограммирована природой.

Но если свобода всё же есть, то добровольный от неё отказ - пожалуй, самое жуткое и нелепое решение, которое только можно представить.
06.06.20 18:54
0 5

как будто в плане свободы воли люди чем-то принципиально отличаются от муравьев
Принципиально отличаются. В животном мире инстинкты превыше разума – в человеческом мире наоборот.

как будто в плане свободы воли люди чем-то принципиально отличаются от муравьевПринципиально отличаются. В животном мире инстинкты превыше разума – в человеческом мире наоборот.
Нуууу...
Скажем так, не всегда. Лимбическая система когда спохватывается, легко перехватывает управление

Лимбическая система когда спохватывается, легко перехватывает управление
Но этот "природный автопилот" срабатывает только лишь в самых экстренных ситуациях, тем не менее. Да и то – не всегда и не у всех...

А сон разума рождает чудовищ - то есть, если отключить разум, включаются инстинкты

Ничего не понял, но каков слог, черт возьми, поэтому плюсанул ваш набор букв.
07.06.20 13:52
0 0

Упрощал, как мог. ((

Если интересно, уточняйте. )
07.06.20 19:52
0 0

Все равно что купить сто лотерейных билетов, из которых выиграет один, а потом себя укорять, нафига я остальные 99 покупал??
у Л.Н.Толстого в Азбуке есть сказка "Три калача и одна баранка"... полюбопытствуйте, полстранички буквально
07.06.20 20:47
0 0

Басня "Меиза и Хуавэй"
06.06.20 14:57
0 6

График "сутки через трое".
Норм, кмк.
06.06.20 13:44
0 8

Трудолюбивей и настырней мух трудно найти.
06.06.20 13:22
0 1

\около 70% муравьёв в колонии только имитируют активность\
Всегда это подозревал.
И вот вопрос: допустим муравей попал в рюкзак туриста и его унесли на 10 км. Что с ним будет? Примут его другие? (Мульт про муравьишку к просмотру не предлагать).
06.06.20 13:08
0 2

Нет. Он умрет просто по факту отрыва от своей семьи. А чужой муравейник банально убьет его как чужака.

У перельмана что ли в занимательной физике - дружная работа муравьев не более чем случайный выбор вектора движения.
06.06.20 14:31
0 7

Да, у него. У Якова Сидоровича. Зачитывался в детстве.

Исидоровича, конечно.

Хотелось бы узнать, а что там со стрекозами? Какой процент празднолетающих всё "лето красное"? ?
06.06.20 12:58
0 6

Хотелось бы узнать, а что там со стрекозами? Какой процент празднолетающих всё "лето красное"? ?
Они ИП. С утра до ночи летают, и каждая ищет, кого бы сожрать.
06.06.20 17:41
0 5

С утра до ночи летают, и каждая ищет, кого бы сожрать.
Украл, выпил, в тюрьму - романтика! (с) 😄
06.06.20 19:05
0 1

Речь на самом деле идет о цикадах. Это не общественные животные, они питаются соками деревьев. А стрекозы - хищники.
07.06.20 08:07
0 1

Поэты особыми знаниями обычно не отличаются. Стрекозы обычно и до осени не доживают. Весной вылезли из личинки, спарились, яйца отложили, полетали несколько недель и привет. А вот их личинки под землей живут годами. Собственно, так примерно живут и цикады. Так что домиков не строят, детей не воспитывают. Кстати цикада в Провансе нечто вроде регионального символа. Во всех сувенирках во всех размерах из любого материала. Есть и электронные поющие. Вначале было как-то даже странно, честно говоря не самое красивое насекомое, но пилит исправно свои "песенки"
07.06.20 09:14
0 2

В 18 веке стрекозами называли того, кто стрекочет - т.е. цикад, кузнечиков, так что у Ивана Андреевича все логично. А сейчас этим словом называют совсем других насекомых, которые не прыгают и не "поют" - это уже другой вопрос.
07.06.20 09:27
0 1

Стрекозы обычно и до осени не доживают. Весной вылезли из личинки, спарились, яйца отложили, полетали несколько недель и привет. А вот их личинки под землей живут годами.
Кажется, Вы стрекоз с цикады перепутали. Личинки стрекоз живут в воде.
08.06.20 09:56
0 1

Почитайте оригинал - 2х минут достаточно - большая часть не приносящих пользу но подвижных муравьев = это резерв. Если убрать рабочих их численность быстро восстанавливается за счёт резерва. А вот лодыри - это лодыри и их численность не восстанавливается если их убрать.
06.06.20 12:52
1 3

Там нет вывода что численность лодырей не восстанавливается, потому что "лодыри это лодыри", они же как раз при небходимости начинают впахивать и становятся совсем не лодырями. Есть вывод, что они не выполняли никакой значимой работы, а объем необходимой работы не уменьшился, поэтому занимать их место некому и незачем.
06.06.20 18:30
0 0

Между прочим, забыли написать, что если изъять из муравейника тяжело работающих муравьёв, то соотношение тоже не изменится. То есть, часть "типа лентяев" займёт их место и будет впахивать. По мне так это банальное резервирование.

Впрочем, по наблюдениям, в человеческих коллективах действительно всё происходит примерно так же. Есть несколько человек, которые тянут весь процесс, и кажется, если кто-то из них уволится, то заменить будет некем. Но как только кто-то увольняется, его место вдруг волшебным образом заменяет кто-то из "второго эшелона", и, что самое удивительное, без потерь в качестве.
06.06.20 12:52
1 16

Да, как всегда. "Кладбища полны людей, которые считали себя незаменимыми"

Есть несколько человек, которые тянут весь процесс, и кажется, если кто-то из них уволится, то заменить будет некем. Но как только кто-то увольняется, его место вдруг волшебным образом заменяет кто-то из "второго эшелона", и, что самое удивительное, без потерь в качестве.
Думаю, такое возможно только в случае работы, не требующей высокой квалификации и особенно опыта, более того, оценить эффективность работы нового заменителя относительно старого работника не всегда возможно. Впрочем, разумеется, в подавляющем большинстве случаев незаменимых нет.

Вильфредо Парето - наше всё!
06.06.20 12:35
0 3

Ничо не бездельники, это муравьи-гуманитарии.
06.06.20 12:05
2 18

Возможно, неработающие находятся просто в резерве.

Плюс, любопытно: не работают постоянно именно ОДНИ И ТЕ ЖЕ, или же РАЗНЫЕ, посменно?

(В статье Ольги я не увидел ссылки на оригинальное исследование. Алекс, если у тебя есть (откуда картинка с процентами?) - поделись, пожалуйста.)
06.06.20 11:41
0 4

Я читал раньше об этом исследовании где-то в другом месте - и, вроде, там было верно и обратное - при изъятии из колонии работающих муравьев их количество пополнялось за счет "лодырей" и пропорция со временем выравнивалась. То есть, лодыри у муравьев на самом деле не лодыри, а то ли "трудовые резервы", то ли "безработные".
06.06.20 11:38
0 2

"Причём этот процент бездельников оставался постоянным, даже когда учёные изымали из муравьиной семьи всех до единого лодырей"

А убрать всех работающих не пробовали?
06.06.20 11:31
0 12

Кстати, да, было бы интересно 😄
06.06.20 11:32
0 1

Пробовали. Бездельники - это трудовые резервы.
06.06.20 11:37
0 5

- Вы из какого общества?
- "Трудовые резервы"
-Скажите, а "Динамо" бежит?
-Все бегут…
06.06.20 12:29
0 7

Вдруг война, а они уставшие?
06.06.20 11:26
0 19

Мирмики!
06.06.20 12:33
0 3

Баранкин, ты?

:-)
06.06.20 23:45
0 3

Эх Крылов, Крылов...
Стрекоза и Муравей

В июньский день по-летне жаркий
Забыв об отдыхе давно
Разя бензином и соляркой
Пер муравей домой бревно

Вдруг на поляне возле речки
он обалдел подняв глаза
Там беззаботно и лениво
В тени дремала стрекоза

Уже Сентябрь сменяет лето
Дождь через день стучит в окно
Добыв себе фуфайку где-то
Прет муравей домой бревно

А на пароме через реку
В тени зонта, прикрыв глаза
В театр или дискотеку
Плывет неспешно стрекоза

Зима проклятая лютует
Тулуп не греет ни хрена
Но муравей не протестует -
Влачет по снегу два бревна

Встал отдохнуть. Вздохнулось тяжко.
И вдруг увидел в соболях
Лихие три коня в упряжке
мчат стрекозу в своих санях.

Куда летишь - скажи подруга
Не зная сути бытия?
Для проведения досуга
На званный ужин еду я.

Приятно выпить рюмку чая
В кругу талантливых людей
Люблю бомонда дух вкушая
Зреть зарождение идей ...

Взвалив на плечи бревна снова
Ей муравей ответил так:
"Увидишь если там Крылова
Скажи ему что он мудак".
(с) мне не известен. 😒
06.06.20 11:25
0 38

"стрекоза уехала на спортивной машине, а на муравья наступили" Маппет-шоу
06.06.20 11:39
0 2

Лафонтена

Крылов переводил басню Лафонтена "Цикада и муравей". Большинство его басен - это Лафонтен, который в свою очередь заимствовал сюжеты у Эзопа.

Не плагиат:

Возможно, эти никогда не работающие муравьи исполняют роль надсмотрщиков.
06.06.20 11:21
0 2

И проверяющих. Также они пишут инструкции работающим муравьям.
06.06.20 11:33
0 26

исполняют роль надсмотрщиков.
Муравьиная "Росгвардия".
06.06.20 11:33
1 15

скорее это чиновники
06.06.20 12:59
0 1

Также они пишут инструкции работающим муравьям.
Производят феромоны и раздают рабочим муравьям, чтобы последние не терялись в поисках еды. Свои феромоны рабочим муравьям производить некогда.

Шутка. Наверное.
06.06.20 16:48
0 1

В статье по ссылке, судя по абстракту, как раз и рассматривается этот вариант. Они пробовали убирать и "бездельников" и активных, и по их рассчётам все места активных занимают, а вот если убрать лентяев - то активные всё равно продолжают работать в том же объеме (то есть это противоположно сказанному в процитированной Алексом статье).

И там приходят к выводу, что это потому, что работа, которую выполняют активные муравьи, необходима, и сократить её нельзя.

А раз места "бездельников" не занимают, значит они при этом либо не выполняют никакой важной для сообщества работы вообще и выступают как трудовой резерв, либо их неизвестная нам функция намного менее важна, чем работа, выполняемая активными муравьями.
Ну типа они там ходят и работникам стихи читают для поддержания трудового духа, а как все рабочие исчезли - пришлось самим к станку и тут уже не до стихов.
И авторы статьи отдельно отмечают, что считают это доказательством того, что выполнение бездельниками какой-то значимой функции по организации процесса и коммуникации - маловероятно. Скорее всего резерв. Это основной вывод статьи.
06.06.20 18:19
0 4

Там ходила мурка
В кожаной тужурке...
07.06.20 08:51
0 1

исполняют роль надсмотрщиков.Муравьиная "Росгвардия".
08.06.20 18:29
0 1
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 272
авто 442
видео 3996
вино 359
еда 500
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1581
попы 191
СМИ 2759
софт 930
США 132
шоу 6
Что ещё почитать