Адрес для входа в РФ: exler.wiki

Как работает мозг

15.08.2016 12:44  14027   Комментарии (49)

Полезная статья, в которой рассказывается, откуда взялась эта старая дурка о том, что человеческий мозг задействуется только на 10%.

Насколько я помню, о том, что это совершенно не так, выходили статьи еще в моем глубоком детстве, но предрассудок настолько устойчивый, что совсем недавно Люк Бессон снял совершенно дурацкое кинцо, где этот предрассудок был в основе сюжета.

Также в статье простым языком рассказывается о том, как вообще работает мозг и как заставить мозг работать эффективнее.

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

...

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

15.08.2016 12:44
Комментарии 49

Статья, конечно, хорошо всё объясняет, но только написана там неправда. Отчасти это можно оправдать тем, что обращается автор к самым маленьким читателям, — но лишь отчасти.

Понятно, что последние сто лет мэйнстримная наука провела в ожидании скорого деления мозга на атомарные электрошестерёнки, отвечающие каждая за конкретную функцию, и строила проекты по их перетасовке в светлом будущем, но на деле-то ясно, что загадок стало больше, чем ответов, а мозг — сложнейшая фрактальная система многофункциональных и многократно используемых модулей, работающая на основе и физических связей между нейронами, и электрических сигналов в их сети, и химической регуляции взаимодействия, «центры» функциональности в которой невозможно выделить.

Продолжая славную традицию грубых аналогий: если где-то в компьютере есть код, рисующий круг, где-то есть координаты и радиус, а ещё где-то — код, объединяющий обращения к рисованию и координатам, можем ли мы ткнуть пальцем куда-то конкретно и сказать, что круг, который мы в результате видим, расположен именно там?

Если про функциональное программирование говорить, то там это ещё красивее и «биологически» получается:
17.08.16 02:00
0 0

Zachtoo: Продолжая славную традицию грубых аналогий: если где-то в компьютере есть код, рисующий круг, где-то есть координаты и радиус, а ещё где-то — код, объединяющий обращения к рисованию и координатам, можем ли мы ткнуть пальцем куда-то конкретно и сказать, что круг, который мы в результате видим, расположен именно там?

Особенно, если зашита только формула, координаты получаем через уши, радиус через глаза, а рисуем только по запросу "и так дети, давайте нарисуем круг"
17.08.16 10:55
0 0

Эмм...А что - для обычного здорового человека является проблемой протопать 50км в день? При скорости ходьбы 5 км/ч это всего 10 часов. Налегке и по дороге не должно быть проблемы.
16.08.16 19:53
0 0

Smertnik:
Эмм...А что - для обычного здорового человека является проблемой протопать 50км в день? При скорости ходьбы 5 км/ч это всего 10 часов. Налегке и по дороге не должно быть проблемы.


Вообще не проблема, но много вы знаете людей проходящих хотя-бы 10? При том, что все знают о пользе ходьбы для здоровья?

Люди очень нерациональны и ленивы. Если у них забрать автомобили, они не станут ходить пешком, они построят звездолеты и будут летать, лишь бы пешком не ходить. Наверное, это хорошо, но учитывайте мой коммент о хорошо-плохо в конце предыдущей страницы.
16.08.16 20:45
0 0

Мир меняется очень быстро. Прогнозисты прогнозируют, а британские ученые разрабатывают нейроинтерфейсы. Уже есть управляемый мыслью протез руки с обратной связью. Есть камера, цепляющаяся электродами прямо в мозг. О том, что такое память, становится известно всё больше и больше.

Так что наше будущее - всемирный интерфейс (Газонокосильщик, превед!), глобальная сеть из настоящих мозгов, всеобщий разум, если хотите. Реальность - или тотально дополненная, или вообще виртуальная. Вполне возможно, мы даже до этого доживем.

В конечном итоге человеки вообще перестанут рождаться за ненадобностью - будет куча связанных мозгов в физрастворе с неограниченно долгим поддержанием их жизнедеятельности. Это компактно и решит проблемы с питанием, перенаселением, потеплением и всем на свете.


16.08.16 12:48
0 0

Smertnik: Так что наше будущее - всемирный интерфейс (Газонокосильщик, превед!), глобальная сеть из настоящих мозгов, всеобщий разум, если хотите. Реальность - или тотально дополненная, или вообще виртуальная. Вполне возможно, мы даже до этого доживем.

Я согласен с мыслью что все меняется, но с процитированной фразой не соглашусь вообще никак.

Просто по статистике. Возьмите любой известный прогноз будущего, их уже много накопилось, есть и десятилетней давности, и столетней, и постарше, и сравните что там предрекается и что было на самом деле. Процент попадания - ноль из ста. Тоесть вообще мимо. Всегда.

Вот поэтому я и не верю в прогнозы, но верю в неотвратимость изменений.


16.08.16 13:09
0 0

Да что телефонные номера - десяток пин-кодов уже не запоминаем 😄.

Забавно, что эту байку насчет неработающего на 100% мозга активно сейчас используют всякие образовательные центры.
16.08.16 11:02
0 0

Smertnik:
Да что телефонные номера - десяток пин-кодов уже не запоминаем .

Забавно, что эту байку насчет неработающего на 100% мозга активно сейчас используют всякие образовательные центры.


Это тоже. Не говорю что человечество деградирует, потому что это не так, но меня тревожит постоянно растущая зависимость от технических устройств. Сейчас с компасом по карте, без навигатора практически никто ездить не способен, по звёздам и мху на деревьях тоже, а с появлением автопилотов в машинах, люди просто разучатся эти самые машины водить вручную, ну и так далее.
16.08.16 11:11
0 0

Статьи о неработающих частях мозга писались во времена ламповых радиоприемников. Понятно, что если какая-то лампа холодная, то приемник будет работать плохо или никак. О том, что в мозгу должны быть не только горячие лампы, но и холодная антенна, авторам труда не сказали. Вот и получились у них простаивающие части, годные разве что в качестве балласта для дайверов - чтоб головой вниз нырять легче.
16.08.16 10:27
0 0

Кстати, всем, кто тоже любит почитать/порассуждать о мозге, рекомендую книжку Даниэля Канемана "Думай медленно - решай быстро". Книга про наши ошибки мышления. Основа - экспериментальные исследования. Что приятно - автор знает, что такое статистика, и пишет выборки, на которых были получены результаты. Ну и вообще там много интересного.


16.08.16 10:00
0 0

unikekos

Толсто. Сами же понимаете, что в таких масштабных процессах о конретных годах речи не идет.

Впрочем, вот например диаграмма:

antropogenez.ru

Понижение тренда на графика заметно (две последних точки графика - усреднение по современным м/ж, так что их можно мысленно раздвинуть в полосу). Достаточно ли данных для репрезентативной выборки - хз, я не статистик. Не уверен, что антропологи вообще столько накопали 😄.
16.08.16 08:06
0 0

Поскольку 20% людей выпивают 80% пива (см. ФПШ) то я думаю, что это соотношение выполняется и для работы мозга.
16.08.16 04:07
0 0

Рекомендую, почитать книги, посмотреть, послушать передачи и интервью Сергея Савельева. Стане более-менее ясно как работает мозг, на сколько он ленив и прожорлив и т.д. На ютубе видео сть канал Савельева, а книги найти не проблема. Называются "Нищета мозга" и "Изменчивость и гениальность".
16.08.16 01:05
0 0

Мне очень понравилась книжка On Intelligence by Jeff Hawkins

Ну и круто Rita Carter пособирала информацию -- тоже must have


15.08.16 23:24
0 0

о! Я тоже люблю о мозге потрыдеть!

Интересный факт: за последние несколько тысяч лет объем/вес мозга людей уменьшился в среднем на 100г. Человеку уже не нужно к 10и годам уметь всё, что нужно для выживания. Плюс специализация. Плюс долгое время жизни. Плюс передача опыта через речь/письменность. В общем, нам уже не нужна вся когнитивная мощь предков.

Идиократия, привет 😄.
15.08.16 22:43
0 0

Smertnik:
о! Я тоже люблю о мозге потрыдеть!

Интересный факт: за последние несколько тысяч лет объем/вес мозга людей уменьшился в среднем на 100г. Человеку уже не нужно к 10и годам уметь всё, что нужно для выживания. Плюс специализация. Плюс долгое время жизни. Плюс передача опыта через речь/письменность. В общем, нам уже не нужна вся когнитивная мощь предков.

Идиократия, привет .


Можно ссылочку на объективно обработанные статистистические данные о весе человеческого мозга хотя бы за 1016 год? Спасибо.
16.08.16 00:39
0 0

Smertnik:
о! Я тоже люблю о мозге потрыдеть!

Интересный факт: за последние несколько тысяч лет объем/вес мозга людей уменьшился в среднем на 100г. Человеку уже не нужно к 10и годам уметь всё, что нужно для выживания. Плюс специализация. Плюс долгое время жизни. Плюс передача опыта через речь/письменность. В общем, нам уже не нужна вся когнитивная мощь предков.

Идиократия, привет .


Не нужно заглядывать так далеко назад. С конца прошлого века, количество людей, способных запомнить десяток телефонных номеров сократилось катастрофически.

А почерк? - Вы видели каракули младшеклассников, печатающих полторы сотни слов на клавиатуре вслепую? У самых способных эти каракули теперь на всю жизнь. Ручки никому не нужны. Клавиатуры пока держаться, но тоже постепенно уступают место набору двумя пальцами на смартфоне.

Не знаю что там в россии, но на Западе масса молодых людей на полном серьезе пишет на бумаге ручкой заглавными печатными буквами, прописью их уже никто не учил.
16.08.16 10:36
0 0

"Голова-дело тёмное, исследованию не подлежит". Формула любви.
bsr
15.08.16 18:41
0 0

Тем ни менее вот эта статься наглядно показывает, что ничера никто не понимает в том, как устроен мозг и как он работает.

Мужчина, который живёт без 90% мозга geektimes.ru




15.08.16 17:41
0 0

Денис Хорохордин: Так там опыт приводили в пример, что отрезав у мыши часть мозга, на память это не подействовало. Типа память рассредоточена по мозгу. Мож врут?

В некотором смысле рассредоточена (это, в частности, очень полезное свойство искусственных нейросетей - выход из строя отдельных нейронов ухудшает точность, но не делает её совершенно неработоспособной).

Но память - она есть разная. Способность формировать новые воспоминания может быть сломана повреждением небольшой части мозга. Способность обращаться к старым воспоминаниям может быть сломана повреждением небольшой части мозга. Способность отождествлять воспоминания с наблюдаемыми вещами (людьми), насколько помню, может быть сломана повреждением небольшой части мозга.



Khul: Тем ни менее вот эта статься наглядно показывает, что ничера никто не понимает в том, как устроен мозг и как он работает.

Да-да. А выжившая после падения с высоты 10 км стюардесса наглядно показывает, что ни черта никто не понимает, какой эффект на человека оказывает падение с высоты.
15.08.16 18:57
0 0

Както читал про "Галактическую вселенную".

Так там опыт приводили в пример, что отрезав у мыши часть мозга, на память это не подействовало.

Типа память рассредоточена по мозгу.

Мож врут?
15.08.16 16:35
0 0

Денис Хорохордин : Не ту часть отрезали 😄

Давайте так. Кто не напишет о том, что лично давно догадался про работу мозга, тот дибил. А кто написал, да еще и намекнул, что принадлежит к 3% мыслящего населения земли, тот молодец и творческая личность.
15.08.16 16:16
0 0

Злодей: Давайте так. Кто не напишет о том, что лично давно догадался про работу мозга, тот дибил. А кто написал, да еще и намекнул, что принадлежит к 3% мыслящего населения земли, тот молодец и творческая личность.

В белом пальто после карабкания на пригорок не жарко?
15.08.16 19:03
0 0

А мне всегда этот тезис насчет 10% казался хренью - как видно, не зря 😉
15.08.16 15:38
0 0

Закончили общеизвестной мыслью что мозг - это мышца 😄
15.08.16 14:22
0 0

Z@vulon: Закончили общеизвестной мыслью что мозг - это мышца


И начали ее качать,качать!!))
15.08.16 15:04
0 0

Понравилась фраза:

Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли.

У меня есть мысль и я буду её думать!
15.08.16 14:15
0 0

Да ну, статьи читать. Сейчас по нейробиологии книг разных и хороших - вагон просто. Только я сходу десяток могу назвать, хоть и не специалист в этом деле. И написаны книги людьми не последними в этой области 😄

А насчёт 10% - да, это бред. В основном рассматривается только какая-то операция, конкретная. Типо думание.

А то что мозг в онлайн нон-стоп режиме занимается обработкой звуковой, визуальной и т.п. информации, руководит процессами в организме - это ж тоже всё занимает какой-то процент, не малый.

Это как сказать, что вот де, компьютер использует свой ресурс только на 10% - подразумевая какую-нибудь только одну операцию - подсчет данных в Матлабе, например. При этом игнорируя то, что ресурсы задействованы ещё и на поддержание работоспособности операционной системы.

Так что это всего лишь ошибка восприятия мозга как какого-то электроприбора, типо миксера. Включили, поработали, выключили. Мозг все время работает, как и сердце.

P.S. Кстати, если кто не видел, рекомендую посмотреть сериал "Восприятие" . Там главный герой как раз профессор нейрофизиолог. Сериал простенький, но добротный и короткий. 3 сезона всего.


15.08.16 14:04
0 0

Keter А насчёт 10% - да, это бред. В основном рассматривается только какая-то операция, конкретная. Типо думание.



" какая-то операция, конкретная.Типо думание." к сожалению присуща очень малому количеству человечков, остальные и правда пользуют 10% на стоять идти на работу за пивом. Странно что так много. Мож у них объем меньше?






15.08.16 23:33
0 0

"нейроны страха" - неплохо, неплохо )

какие там еще бывают нейроны ? "честности, храбрости, любви к президенту", да ?

[вывел нейроны сарказма на рабочую мощность]
15.08.16 13:52
0 0

Еще кстати встал бы вопрос как питать мозг, работающий постоянно на 100%, так как он и в обычном своем состоянии жрет глюкозу тоннами и насколько помню потребляет примерно 25% всей энергии организма, а при высоких нагрузках до 40%.
15.08.16 13:49
0 0

"Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет)."
Ситуация из фильма "Люси". Правда, в реальности у нее бы мозг вскипел через пару минут, вместо того, чтобы китайский учить.
15.08.16 13:27
0 0

"В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне)."
Хороший слог 😉
15.08.16 13:25
0 0

Мозг - слишком "дорогой" орган, чтобы использоваться не в полной мере.

А статья - чуть ли не дословная цитата из книги Александра Маркова об эволюции человека.
15.08.16 13:16
0 0

Alex Exler:

!


10% это очень оптимистичная оценка сверху. то что в голове сидит сложная система с резеривированием и самовосстановлением потверждается всякими уникальными случаями людей в результате травм или заболеваний терявшими большую часть мозга (в том числе и коры)
15.08.16 13:14
0 0

По-моему автор слишком категоричен, и мозг сложнее чем он описывает. Если бы мозг в принципе после возраста Х не умеет создавать нейронные связи, то как врачи ставят кохлеарные имплантанты? (это штука позволяющая слышать мозгу глухого в обход поврежденного слухового нерва). Их не только детят ставят.
15.08.16 13:04
0 0

Не знаю сколько там у нас задействовано нейронов, но в среднем люди весьма глупые существа..Бойан с Лурка, но остается весьма актуальным.. особенно в эпоху "вставания с колен" и массового ватноголового помешательства. 😄

lurkmore.to/95%25_населения_—_идиоты
15.08.16 12:58
0 0

Вера Башмакова раньше всех поняла, как работает мозг и сообщила об этом миру на страницах "Детских вопросов"


15.08.16 12:58
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 276
авто 446
видео 4031
вино 360
еда 503
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1584
попы 194
СМИ 2776
софт 934
США 136
шоу 6
Что ещё почитать