Про реальный и выдуманный вред энергетиков

28.11.2025 08:50  2114   Комментарии (50)

Попался тут интересный текст Федора Касатонова по поводу реального и выдуманного вреда энергетических напитков. 

Я сам энергетики в жизни никогда не употреблял. Сначала их просто не было, а когда они появились, я уже был с диабетом, поэтому ничего сладкого не пил по определению. 

Сын у меня периодически пьет один и тот же энергетик, но он делает это один-два раза в неделю, поэтому мы с женой по этому поводу особо не паримся. Но все-таки хотелось понять, что это такое, и насколько это в действительно вредно или не вредно. 

Когда где-то хотят поменять норму, перед этим обязательно проводят прогрев публики. В широко читаемых медиа, включая телеграм-каналы, начинают появляться регулярные посты на какую-то тему, которые потихоньку внедряют нужную мысль. Это мысль может быть хорошей: например, что классно перейти с автомобилей на велосипеды и общественный транспорт или что надо собирать мусор из парков. Вначале идет инфокампания, а потом, когда люди немного привыкнут, начинаются ограничения, штрафы и собственно законодательное изменение нормы.

Иногда эта мысль плохая: появляется много постов про мигрантов, например, и вред, который они наносят (инфекции, преступность — you name it). А иногда мысль, возможно, и неплохая, но продвигается с помощью дезинформации.

В последние месяцы в российских медиа/каналах то там, то сям появляются посты о страшном вреде энергетических напитков на фоне постепенного их запрета. Один из последних таких постов — совершенно вопиющая страшилка — про геймера из Питера, у которого якобы из-за энергетиков отнялись обе ноги. Даже несмотря на то, что он пил баночки в бешеных количествах, ноги отнялись все же не от этого.

Самая частая угроза, которая приписывается энергетикам в таких страшилках, — это панкреонекроз, то есть некроз поджелудочной железы. Это действительно страшное дело, никому не пожелаешь. Но причем тут энергетики?

В зарубежной литературе энергетикам приписываются совсем другие риски, о чем позже. Связь энергетиков с поражением поджелудочной железы встречается в двух типах статей (ссылки на примеры): эксперименты на мышах и единичные кейс-репорты, из которых нельзя сделать минимально достоверных выводов. Нигде энергетики не связывают с панкреонекрозом, но вроде бы нашли их способность обострять уже имеющийся хронический панкреатит. Если даже риск для поджелудочной от энергетиков есть, он несущественный, и такая страшилка — совершенная дезинформация.


Двадцать пять лет назад, когда я учился в институте, мой дядя, хирург, а затем эндоскопист, рассказывал мне, как они спасали человека с панкреонекрозом. Во всем винили баночный джин-тоник. Для тех, кто юн, поясню, что в начале 2000-х в России были страшно популярны разнообразные алкогольные напитки, которые делали в основном, добавляя в спирт, не прошедший органолептический контроль (то есть несъедобный), всякие вкусовые добавки. Были такие «вина», было множество «коктейлей», типа джин-тоника, а также алкогольно-энергетические напитки, где к спирту добавляли кофеин. Связь таких напитков с панкреонекрозом куда яснее, и обусловлена она алко-компонентом, а не кофеином.

Возможно, именно из тех историй миф о связи энергетиков с панкреонекрозом и пророс в российской медицине.

А есть ли реальный вред от энергетиков и отличается ли он от вреда кофе? Поскольку, исследования на эту тему, как обычно, дают противоречивые результаты, давайте подумаем, что там вообще может вредить.

Что такое энергетический напиток? Во-первых, он никакой не энергетический — его энергетическая ценность меньше, чем у двух ломтиков белого хлеба (здесь и дальше я пишу про банки 250 мл). И вся она обусловлена сахаром, то есть если напиток без сахара, то у него вообще может не быть энергетической ценности. Энергия здесь — просто бренд.

Во-вторых, действующих веществ в энергетике два — кофеин и сахар. Все остальные (таурин, гуарана, женьшень, витамины группы B) присутствуют не всегда, не превышают разрешенных доз и имеют нулевой или очень ограниченный эффект. Понятно, что если энергетиками злоупотреблять (это значит как минимум превышать разрешенную суточную дозу кофеина, а это чуть меньше 3 банок в сутки), то любой маленький эффект может умножиться. Впрочем, никаких достоверных сведений о вреде конкретных компонентов энергетиков в тех количествах, которые там содержатся, нет. Они могут добавлять немного к стимулирующему эффекту кофеина, но по сравнению с ним они не играют большой роли.

В-третьих, кофеин в энергетиках точно такой же, как в кофе. Это не какой-то усиленный аналог, как синтетический амфетамин по отношению к натуральному кокаину. Кофеин, независимо откуда он был получен, работает одинаково и одинаковое время. Вопреки субъективному ощущению, кофеин не дает реального подъема энергии. Если говорить попросту, он скорее заставляет организм не ощущать усталость, не добавляя новых сил. Напитки с кофеином дают буст бодрости и концентрации, физическую активизацию и даже повышают настроение. Как и другие психоактивные вещества, кофеин работает за счет нашего организма. Когда эффект проходит, усталость накрывает еще сильнее. Кроме того, иногда кофеин не бодрит, а наоборот отрубает. Связано это как раз с количеством ресурса у организма. Отруб — признак того, что батарейка села (или что механизм заклинило на полных оборотах — такая метафора, может быть, даже точнее).

В-четвертых, содержание кофеина в энергетиках не выше, чем в кофе, а иногда даже ниже. Например, растворимый кофе кофеинизирован сильнее. Те формы приготовления, где кофе долго контактирует с водой, также приводят к большему содержанию кофеина.

Разумеется, у кофеина есть и негативные эффекты: тахикардия, гипертония, диарея и прочее. Они у энергетиков точно такие же, как у кофе. То есть любой, перепивший кофе, может почувствовать это на себе, особенно сердцебиение. Таким образом к реальным рискам относятся риски в первую очередь для сердечно-сосудистой системы, а не для поджелудочной.

Однако хроническое использование (кофеин может даже вызывать привыкание) несет больше рисков. Стимуляция нервной системы приводит к нарушению сна, которое снижает способности нервной системы к адаптации. Попросту говоря, меньше и хуже спим — организм хуже восстанавливается и хуже приспосабливается — растет стресс. Ну а дальше такое расточительное использование ресурсов тела может усиливать тревогу и депрессию, приводить к появлению симптомов стресса, вроде тиков, раздражительности, когнитивных нарушений и даже к психозу.

То есть вторая проблема энергетиков — действие на нервную систему и психику.

Убедительных данных, которые подтверждали бы вред энергетиков такого рода, нет. Есть свежий сингапурский мета-анализ, который обнаружил некоторую связь между потреблением энергетиков и повышением депрессии и суицидальных мыслей. Однако все найденные связи были низкой или очень низкой достоверности и множество факторов осталось без контроля. По их результатам, повышение потребления энергетиков приводило к повышению риска суицида, тогда как повышение потребления кофе больше 60 чашек в месяц приводило к снижению риска суицида. Эти цифры в отрыве от реальной картины мало что значат. Изначально более склонные к суициду могут чаще употреблять энергетики. Стресс также может повышать и потребление, и риск. Не было контроля по другим психоактивным веществам (а энергетики часто употребляют с другими психоактивными веществами), а также по психиатрическому анамнезу и применению антидепрессантов. Кроме этого, сами авторы понимают, что это ассоциация, а не причинно-следственная связь.

Другое исследование смотрело изменение потребления энергетиков и изменения в самооценке по шкале стресса, депрессии и тревоги в 20 и 22 года. Повышение потребления энергетиков было ассоциировано с худшими оценками по шкалам (причем, у мужчин, у женщин — скорее наоборот). Однако и здесь было много ограничений: субъекты оценивали себя сами, а множество важных факторов не контролировалось.

Ни одного мощного и ультимативного исследования, которое доказывало бы, что энергетики значимо повышают риски психиатрических состояний, пока не проведено. Однако мы понимаем, что задатки для этого есть, потому что кофеин провоцирует истощение, что естественно может привести к усугублению любого психиатрического или неврологического состояния. 

Другой вопрос: чем же вред от энергетиков отличается от вреда кофе? Возможно, ничем. А возможно, как это пытаются обосновать некоторые авторы, в кофе содержатся дополнительные вещества (в частности, полифенолы), которые смягчают вредное действие кофеина. То есть кофе — это более контролируемый вред. Возможно и так, не знаю. Но я, например, при потребности ободриться предпочту энергетик кофе по одной простой причине — от кофе у меня изжога. И этот вред перевешивает для меня довольно зыбкую разницу во вредности между этими напитками.

Второе вредное вещество в энергетиках — сахар. Это также не уникально, сахара там не больше, чем во многих других, недемонизированных продуктах. Но все же это дополнительный сахарный удар, со всеми рисками, к которым приводит повышенное потребление сахара: метаболический синдром, диабет, атеросклероз и пр. Энергетики без сахара этих рисков лишены, однако некоторые сахарозаменители несут свои риски, поэтому совершенно безвредной такую замену назвать нельзя.

Таким образом, энергетики несут риски, равные или немного превышающие риски от кофе в эквивалентных по кофеину дозах. Всем людям, которым не показан кофеин: детям, беременным, гипертоникам, бессонникам и пр., не стоит пить энергетические напитки. Хроническое употребление несет риски для сердечно-сосудистой и нервной систем, приводя к истощению и, как следствие, могут усиливать или способствовать развитию психиатрических состояний. Кроме того, энергетики с сахаром несут дополнительные риски для эндокринной системы, приводя к нарушениям жирового обмена.

Энергетики могут быть опаснее кофе из-за своей доступности, дешевизны, простоты транспортировки и приготовления. Все это может приводить к бесконтрольному потреблению, которое умножает все указанные проблемы.

Смерть от энергетиков случается очень редко и лишь при злоупотреблении или смешивании с другими веществами. Сравнивать вред от энергетиков с вредом от алкогольных напитков просто смешно.

В общем, демонизирующий флер с энергетиков хочется снять. Это умеренно вредный продукт (менее вредный, чем алкоголь, никотин или множество аптечных лекарств), у которого есть ограничения по применению. Разовое употребление энергетика вреда практически не несет, если нет противопоказаний.

Вот простые правила безопасного употребления энергетиков:

— не стоит употреблять при нарушениях ритма, артериальной гипертензии и других сердечно-сосудистых заболеваниях, при глаукоме, бессоннице, повышенной возбудимости, выраженном утомлении, сахарном диабете, беременности, лактации, а также детям до 18 лет;

— не стоит употреблять в сочетании с алкоголем и другими психоактивными веществами, а также с некоторыми лекарствами (спросить у лечащего врача);

— не стоит злоупотреблять (не пить больше 2 банок в день, а вообще чем меньше, тем лучше);

— эпизодическое применение не несет каких-то особенных достоверных рисков.

Ну и последнее. Если вы увидели, что ваш ребенок пьет энергетик, не надо паниковать. Не надо относится к нему, как к яду: кофеин — не героин. Не надо ругать и репрессировать. Не надо пересказывать необоснованные страшилки: если ребенок их раскусит, доверие будет подорвано. Лучше рассказать ребенку, что это вещество, которое ворует у человека его собственную энергию, неся кратковременный подъем, но в изматывая в долгосрочном периоде. Что скоротечность эффекта приводит к тому, что люди пьют все больше, начинается злоупотребление — и тут риски становятся реально высокими. Что кофеин, судя по всему, безопаснее получать из кофе, тем более, что приготовление кофе — это сам по себе бодрящий процесс. Но если есть особенная ситуация, требующая острой концентрации или бодрости, то выпить разово такой напиток не опасно и точно лучше, чем поднимать себя другими стимуляторами, типа мефедрона, мельдония, амфетамина или метилфенидата.

Но лучше, конечно, делать зарядку.

Комментарии 50

Ну в общем сказано верно - главная опасность энергетиков в простоте их употребления. Выпить стакан кофейного напитка на основе эспрессо требует его приготовления или похода в кофейню. Выпить банку энергетика - просто открыть банку. А так те-же 80 мг кофеина. В 250 мл чашке кофе из турки или фильтрованного кофеина в 2-2,5 раза больше, кстати 😄
28.11.25 12:38
0 0

А так те-же
А-так-те-же
28.11.25 12:41
0 0

Вообще не пью энергетики прежде всего потому что мне прям совсем невкусно. Почему-то у всех несмотря на вроде как разные вкусы есть общий хорошо узнаваемый "редбулловский" привкус, который мне совсем не нравится.
28.11.25 10:46
2 1

предпочту энергетик кофе по одной простой причине — от кофе у меня изжога
Мысль просто принять таблетку кофеина автором текста не рассматривалась?
Из прочитанного соглашусь с двумя тезисами: что не нужно истерить, если ребенок выпил банку этой фигни, и что нужно делать зарядку.
28.11.25 10:23
2 0

Мысль просто принять таблетку кофеина автором текста не рассматривалась?
Кофе - это хотя бы вкусно (для тех, кому он нравится). А зачем есть таблетки? Сам по себе кофеин, хоть и вызывает ощущение "ментального подъема", никакого измеримого эффекта на ментальные способности не оказывает, насколько я знаю.
28.11.25 10:59
0 3

А зачем есть таблетки?
Ради ощущения "ментального подъема".
28.11.25 11:08
1 0

Сам по себе кофеин, хоть и вызывает ощущение "ментального подъема", никакого измеримого эффекта на ментальные способности не оказывает, насколько я знаю.
Вообще, когда клонит в сон, кофеин помогает устранить эту сонливость. До определенного предела, конечно, но действительно помогает.
28.11.25 12:10
1 1

Я раньше пил очень много и колы, и энергетиков, но потом полностью отказался и уже лет 5 их вообще не пью. На мой взгляд, проблемы у них несколько другие:

Во-первых, они очень сбивают ощущение жажды, и если пьешь много колы или энергетиков, то тяжело сказать по ощущениям, хочешь ли тебе еще воды или нет.

Во-вторых, вкусовое химическое привыкание. Если подсесть них, то тебе хочется через какое-то время еще. Ощущения насыщения, как в водой, не наступает. Из-за этого часто пьешь их гораздо больше, чем кофе, из-за чего ухудшается сон.

Обратное тоже верно, если долго их не пить, то потом сильное желание их пить пропадает.

В третьих, в них либо тонны вредного сахара, либо сахарозаменители сомнительной полезности, и еще очень много содиума.

Для меня лично отказ от них сильно улучшил жизнь.
28.11.25 10:08
0 7

Там еще такой эффект, что сахар вытягивает воду из клеток, и организм требует восполнить водный баланс. И значит, хочется пить еще больше. И ты снова пьешь эту сладкую воду. Замкнутый круг.
28.11.25 10:26
0 0

сахарозаменители
Когда-то давно читал какую-то статью, якобы любые сахарозаменители вреднее сахара.

Дело было давно, подробностей не помню, по-моему, это даже была какая-то оформленная по всем правилам научная статья (вернее, статья была научпоповская, но в источниках была ссылка на реальное исследование, которое я тоже прочитал), но, как говорится, за что купил — за то продаю. Обосновывалось это тем, что организм «ожидает» сахар, но не получает его, из-за чего возникают какие-то сбои в налаженной биохимической системе. Возможно, я что-то за давностью лет путаю, поэтому прошу строго не судить, но в памяти отложилось так.

и еще очень много содиума
Интересно, что там вообще делает натрий и откуда он там?

P. S. В целом, с вашими субъективными ощущениями я согласен, у меня бывает примерно то же самое, когда колу пью.
28.11.25 10:32
1 0

любые сахарозаменители вреднее сахара
Противнее на вкус, однозначно!
28.11.25 10:47
0 1

Противнее на вкус, однозначно!
Это точно. Помню, как производители газировки внезапно под соусом «борьбы за здоровье нации» (а на самом деле, конечно, из соображений экономии) начали переходить на сахарозаменители, причём в некоторых брендах — втихаря.

Как-то я долго вообще не пил газировку, но увидел в магазине некогда любимый Mountain Dew, решил купить. Открыл, сделал глоток — жуткая дрянь, пить невозможно. Присмотрелся повнимательнее и увидел маленькими буквами приписку: «Новый рецепт». Присмотрелся ещё внимательнее и увидел ещё более маленькими буквами: «0 калорий». В остальном оформление один-в-один прежнее. Потом узнал, что точно так же поступили с Фантой и ещё какими-то напитками. Не выпустили отдельную заметную на полке «диетическую» версию, а просто молча заменили сахар.

Видимо, народ «заботу» не оценил, и продажи упали, потому что спустя пару лет сахар во все рецепты-таки вернулся.
28.11.25 12:30
0 1

Был раньше в России такой Red Devil. Типа энергетик с 9% алкоголя. Однажды, после нескольких баночек вечером, с утра мне на работу вызывали кардиореанимацию. Кажется, это был не очень полезный продукт
28.11.25 09:51
0 3

"Энергетик с алкоголем" — это примерно как в часовом механизме попытаться дёрнуть все шестерёнки разом в произвольных направлениях.
28.11.25 10:01
0 3

Скажите, здесь перепись никогда не употреблявших вот это вот непотребство?
За кем я буду?
28.11.25 09:44
7 3

непотребство - потому что лично вам не нравится или потому что "Про реальный и выдуманный вред энергетиков" у вас есть однозначное мнение?
28.11.25 09:47
0 6

непотребство - потому что лично вам не нравится или потому что "Про реальный и выдуманный вред энергетиков" у вас есть однозначное мнение?
Вчера, кстати, первый раз видел живого кенгуру в природе. Мертвых то очень много на дорогах а вот живой и не в зоопарке в первый раз.
Так о чем это я, ах да.
Нет, своего мнения у меня нет, я же их не пробовал.
Я ютюб смотрел, там толстый, такой, дядька рассказывал, что конкуренцию, в каком-то смысле, кока-коле смог составить только отвратительный напиток в маленькой банке.
28.11.25 09:57
6 0

Вчера, кстати, первый раз видел живого кенгуру в природе.
Почему-то сразу вспомнилось "Кстати, о птичках..."

Почему-то сразу вспомнилось "Кстати, о птичках..."
Вот на кубе никогда не был, все еще впереди

на кубе никогда не был
Нечего там делать. толстый дядька в ютубе рассказывал
28.11.25 10:06
0 6

Скажите, здесь перепись никогда не употреблявших вот это вот непотребство?
Здесь перепись непонятно чего, какие-то рендомные темы.
28.11.25 10:31
0 0

Я честно говоря ни разу не пил энергенитик по совершенно другой причине. Если я хочу сделать задачу, то я ее и так сделаю. А если нет, то буду энергично отлынивать 😄 Кофе и чай пью, но знаю, что если нет желания что-то делать, то никакой напиток или ноотроп не добавит его. Разве что сделает слегка нервозным и перевозбужденным.
28.11.25 09:41
1 0

Если я хочу сделать задачу, то я ее и так сделаю.
они помогают в решении задачи типа "Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу". Решение "так сделаю, желание ведь есть" может не сработать.
28.11.25 09:43
1 5

они помогают в решении задачи типа "Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу". Решение "так сделаю, желание ведь есть" может не сработать.
Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
28.11.25 09:55
0 4

лучше поспать
Это другая задача, энергетик тут вообще не нужен.
28.11.25 10:00
0 1

Не, проверено, лучше поспать, хоть десять минут.
Летчики на B-29, когда в японию летали, держались на амфетаминах но сейчас за них в тюрьму.
28.11.25 10:02
0 0

Засыпаю за рулем, до дома 100 км, останавливаться на полчаса на сон не хочу
И в результате срубит на 50-м (а еще обиднее - на 90-м!) километре, причем резче и качественнее...

в результате
У каждого свой опыт действия на свой организм. Даже у тех, кто вообще не употреблял.

Поставим вопрос иначе. До дома 50 километров. Срубит через 25?
А так да, если глаза слипаются, то лучше найти место и остановиться. Если только обстоятельства позволят. А то и места не найти на автобане, и дети ноют, и есть хочется.

А то и места не найти на автобане, и дети ноют, и есть хочется
Получается что энергетик как аптечка всегда в машине? Так то обычная логика что купил на заправке и поехал дальше, но лучше уж там немного поспать, чем через 20-30 км влететь под фуру.
28.11.25 10:46
0 0

Моя обычная логика говорит "купил перед дальним броском и поехал".

лучше
Конечно. Но задача выглядит - "не хочу останавливаться", хотя мало кто читал до этого места.
28.11.25 10:51
0 0

Про "не хочу" всё понятно, каждый самоубивается как нравится, я комментировал именно мысль что вот прям надо и нигде не остановиться - по моему такое бывает исчезающе редко.
28.11.25 11:03
0 0

У меня по роду занятий бывают длительные ночные поездки. Таблетка гуараны или баночка энергетика очень помогали не заснуть за рулем. Но возрастная гипертония берет свое и приходится обходиться жвачкой, оказалось что она почти столь-же эффективна. 😄
28.11.25 11:16
0 0

приходится обходиться жвачкой
Там тоже есть забавная побочка - я через несколько лет осознал что без жвачки уже не могу нормально ехать больше пары часов, рефлекс выработался 😄
28.11.25 11:19
0 0

менее вредный, чем ... никотин
Неочевидно.
28.11.25 09:35
3 2

В России все запреты делаются только с одной целью, чтобы кто-то из администрации смог на этом заработать. Лучший способ устранить конкурентов - запретить.
28.11.25 09:28
0 2

Кофеин, детка!
28.11.25 09:18
0 0

"Кофеинум!" (с) Красная жара
28.11.25 09:59
0 2

:)
28.11.25 10:03
0 0

Стакан Кока-Колы с парой ложек быстрорастворимого Нескафе творил, помню, чудеса. Но то было 20 лет назад, сейчас здоровье не то, да и надобности нет.
28.11.25 09:12
0 1

Помнится в студенчестве был жестокий коктейль, который в нашей компании называли "Кабул": кола, кофе, водка. Я сам его не пил, если что, меня один состав несколько ужасает.
28.11.25 10:48
0 0

В последние месяцы в российских медиа/каналах
И потом три страницы обсуждения сказанного в российских каналах? Фейспалм.
28.11.25 09:06
5 2

И потом три страницы обсуждения сказанного в российских каналах? Фейспалм.
Там вообще три страницы обсуждения энергетиков как таковых, а не сказанного в российских каналах. Так что это у тебя фейспалм.
28.11.25 09:18
0 2

выпить разово такой напиток не опасно и точно лучше, чем поднимать себя другими стимуляторами, типа мефедрона, мельдония, амфетамина или метилфенидата.
Хороший совет, чтобы ребенок сразу знал чего искать когда энергетик перестанет вштыривать...
28.11.25 09:02
2 7

На меня энергетик не действует никак. Ну не знаю, если 5 банок выпить, может и подействует. То же могу сказать про кофе. То же могу сказать про большинство лекарств. Никак не действуют.
Только фенотропил иногда действует, но и то только после 4-х таблеток 100 мг.
28.11.25 09:00
1 4

не действует никак
А алкоголь тоже не действует?
28.11.25 09:15
1 0

То же могу сказать про большинство лекарств. Никак не действуют. Только фенотропил
Попробуйте галоперидол, говорят он лучше пробивает.
28.11.25 09:46
0 2

Почему-то вспомнился Уборщик из сериала Клиника
28.11.25 09:48
0 0

На меня энергетик не действует никак.
Кстати, плюсую. Тоже организм не реагирует на кофеин. В студенческие годы пробовал использовать энергетики во время ночных подготовок к экзаменам, но никакого бодрящего эффекта не замечал. В целом и с кофе, чаем, колой то же самое. Могу выпить большую чашку свежесваренного эспрессо и спокойно завалиться спать, хотя есть знакомые, которые после такой дозы ощущают заряд бодрости и сил. Мне как-то... никак) Эспрессо вкусный, спасибо, пойду посплю.
28.11.25 11:09
0 2

Эспрессо вкусный, спасибо, пойду посплю.
Это потому что вы пили эспрессо. Попробуйте экспрессо, судя по названию, от него эффекта больше. 😉
28.11.25 12:56
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 147
exler.ru 319
авто 484
видео 4398
вино 363
Что ещё почитать