Адрес для входа в РФ: exler.world

Осторожно, AMOLED-экран!

29.06.2021 11:50  15347   Комментарии (54)

Полезная статья - "Осторожно, AMOLED-экран! Всё, что нужно знать о вреде мерцания и ШИМ".

В ней подробно рассматривается вопрос о том, почему AMOLED-экраны мерцают, а IPS - нет, ну и дается ответ на самый важный вопрос - вредно ли мерцание AMOLED-экранов и почему.

И там очень интересно написано о том, как вообще работает человеческий глаз, и рассказывается о таком явлении, как саккадическое подавление. 

Там главная мысль следующая:

То есть, на самом-то деле ваши глаза будут активно двигаться, просто перед началом каждого движения вы будете слепнуть, а после окончания движения глаз, зрение будет снова возвращаться к вам.

Думаю, вы понимаете, насколько глупо с таким мозгом придерживаться принципа «если я чего-то не ощущаю, значит, этого не существует». Мозг доводит до нашего сознания лишь незначительную долю поступающих сигналов.

Это к тому, что если вы не замечаете мерцания (а я его, например, не замечаю даже когда оно на порядок превышает норму), то это не значит, что оно не оказывает на вас никакого воздействия.

Ну и вот вывод.

Как бы там ни было, организм любого человека способен воспринимать мерцание света с высоким коэффициентом пульсации. Но почему лишь немногие ощущают это влияние — наука пока не знает, а может и не особо хочет узнавать.

Способен ли мерцающий на высокой частоте свет испортить зрение? Об этом речь не идет, так как проблема высокочастотного мерцания не связана с глазными заболеваниями. Такая связь не подтверждается ни наблюдениями, ни теорией.

Однако же, мерцающий свет может вызывать быструю утомляемость и неприятные ощущения в глазах, что некоторые исследователи связывают именно с саккадическими движениями глаз и обработкой возникающих фантомных изображений на сетчатке.

Также высокий коэффициент пульсации оказывает определенное влияние на психику человека, так как мозг получает и непрерывно обрабатывает сигнал, из-за чего, вероятно, могут возникать головные боли и усталость.

Ну, то есть все-таки высокий уровень мерцания, как следует из статьи, может оказывать определенное негативное воздействие, даже если вы его не замечаете.

Очень интересная и познавательная статья, рекомендую целиком прочитать.

Комментарии 54

У меня ровно обратные наблюдения, во все смарты с амолед экранами могу залипать 24/7, устловно говоря, от айпиэс устаю буквально за 15 минут. Но это касается именно телефонов, к мониторам и планшетам на ips вопросов почему-то нет. DC dimming никак не замечаю.
30.06.21 12:02
1 1

Я одно время работал за монитором с пониженным уровнем яркости. Всё вроде ничего, но дико уставали глаза, слезились. Никак не мог понять, в чем дело. Видяху меняли, даже монитор меняли на новый, всё одно. Потом уже догадался посмотреть на монитор через камеру телефона и увидел, что он при яркости ниже 100% начинает мерцать.

Как избавился от мерцания, сразу стало лучше, однако половину диоптрии на ведущем глазе я таки потерял за всеми этими исследованиями.
29.06.21 18:27
0 0

Купил я этот приборчик Radex. В итоге домашний крутой ЖК-монитор которым 9 лет пользовался был продан, ШИМ там был и на 100% яркости (а я на 50 юзал), часто очень долго если сидел за ним, голова болела, думал просто вредно, оказывается за норм монитором можно долго сидеть без болей.
На работе на одном мониторе яркость подкрутил до норм пульсаций.
Телефоны amoled только с dc-dimming рассматриваю, и родным тоже.
29.06.21 14:47
0 3

Самое отвратительное мерцание было в активных 3d очках, например у самсунга. В кинотеатрах тоже кадры для левого и правого глаза показывали друг за другом. И таким не хитрым способом прибили все 3d, типа люди не хотят смотреть, и лишь LG сделали хорошие 3D телевизоры где не было мерцания.
29.06.21 14:35
0 1

И таким не хитрым способом прибили все 3d, типа люди не хотят смотреть
Вы где нашли кинотеатр с активными 3D-очками? Я даже в начале 2000-х таких не помню, везде, где был, были поляризационные.
29.06.21 16:29
0 0

Да поляризационные, только в кино картинки для левого и правого глаза показывались поочередно. Быстро, но не одновременно. То есть один глаз всегда закрыт. По крайней мере Real 3d так работает. IMAX вроде нормально показывал, только он не такой массовый.
29.06.21 17:30
1 0

Суть поляризационного стерео в том, что правый и левый кадры проходят через фильтры, поляризующие лучи света от этих кадров перпендикулярно друг другу. При этом они проецируются на экран ОДНОВРЕМЕННО, без переключения. Соответственно очки на глазах имеют такие же перпендикулярно ориентированные фильтры, чтобы в каждый глаз попадали лучи своего кадра. Никакой поочерёдности.
02.07.21 12:38
0 0

Что интересно, 30 лет назад все телевизоры мерцали на частоте 50 Hz. И - ничего, люди не слепли, не страдали от эпилепсии. Потом нашли способ умножить частоту до 100, и тут вообще наступило счастье. А теперь кто-то ухитряется оазглядеть мерцание на 720 Hz.
29.06.21 14:16
1 6

А у меня остался ещё кинопроектор (для 8мм плёнки). Вот уж кто мерцает когда кино показывает. А некоторые кинохроники так вообще в 15 кадров в секунду сняты.
29.06.21 18:08
0 1

Никто не смотрел телевизоры по 10 часов в сутки.
30.06.21 11:42
2 0

Забавно. Столько раз я спрашивал, почему в обзорах нет ни слова про запредельный ШИМ в китайских смартфонах, Алекс всегда парировал: мне не мешает. Например, в том же обзоре huawei p20 pro, который я лично купил исключительно с подачи автора сайта, ни слова о ШИМ. Как и ни слова о том, что Эпл в своих смартфонах с ШИМ неплохо борется, по сравнению с китайцами и даже Самсунгом. Позже Алекс начал о ШИМ писать в обзорах и даже измерять, но обязательно добавлял, что ему лично это не мешает, поэтому можно не обращать внимание. И вот наконец-то. Таки вредно, да. Три года не прошло. Хотя нет, ровно три года с обзора p20 pro и прошло 😄
29.06.21 14:12
0 14

А что скажите про мерцание олед кулед телевизоров?
Ule
29.06.21 14:06
0 0

Так QLED вроде не OLED ?
29.06.21 17:46
0 2

Питер Уотс- Ложная слепота. Весь рассказ построен на баге зрения)))
29.06.21 14:06
0 1

> Весь рассказ построен на баге зрения)))

Ничо так объём у рассказа, страниц 400 будет наверное 😄 Впрочем, читать Уоттса надо обязательно, сколько бы там страниц не было.

Ну и, строго говоря, не на баге, а на особенности обработки мозгом сигналов от оптических нервов.

Это не баг, это фича!
02.07.21 14:54
0 0

Мои глаза утомляются от бликов. Матовая плёнка (если удаётся найти мелкозернистую) спасает.
29.06.21 14:01
0 0

На самом деле, дело не в AMOLED, а во вреде мерцания из-за низкочастотной ШИМ. У ЖК экранов есть светодиодная подсветка, яркость которой также может регулироваться при помощи ШИМ и иметь ровно те же последствия для глаз, что ЩИМ в экранах AMOLED.

Почему вредность низкочастотной ШИМ приписывают как недостаток именно экранов AMOLED, несмотря на то, что тот же недостаток характерен для подсветки ЖК экранов, для меня загадка.
29.06.21 13:53
0 3

Потому что в ЖК экранах эту беду давно побороли. В амолед тоже можно побороть, но ценой потерь - в цене, в разрешении, в цветовом разрешении, в яркости и КПД.
30.06.21 11:44
0 0

Потому что в ЖК экранах эту беду давно побороли.
Побороли в отдельно взятых моделях (не в самых дешёвых). Недаром люди сплошь и рядом жалуются на усталость глаз и ищут ЖК мониторы и телевизоры без ШИМ.

Высокочастотная ШИМ вполне решает проблему нагрузки на глаза, не имея недостатков DC dimming -- "уход" цветовой палитры, например.

Как бы там ни было, ключевое понятие -- ШИМ, а не AMOLED.
30.06.21 12:29
0 3

Насколько я понимаю, весь эфект непрерывности восприятия мелькающих картинок - кино, тв, экраны коомпьютеров - базируются на инертности биологических систем, и датчиков, в первую очередь. То есть сетчатка - скажем так, подобна матрице фотоаппарата с высокой инертностью: она интегрирует световой поток за какой-то интервал времени, который должен быть заведомо больше периода мерцания. При этих условиях мерцание должно быть незаметно, и никак не должно действовать ни на что. Вот только узнать бы постоянную времени сетчатки. В пограничных ситуациях, когда период больше постоянной времени сетчатки, и сглаживание выполняется мозгом, такие эффекты возможны. Но лично мне кажется, что постоянная времени, скорее всего, достаточно велика для 50 ГЦ, и утомляемость вызывается чем-то другим.
29.06.21 13:50
0 0

Где скачать PDF на сетчатку?

Разные ее части имеют разное свойство. В частности там есть быстродействующие элементы, позволяющие заметить что то летящее сбоку и закрыть глаз. То есть, как минимум некоторые ее элементы, в некоторых условиях реагируют на 1000 Гц. Частоте ШИМ есть куда расти...
30.06.21 11:47
0 1

Ну все, числу свидетелей ШИМ теперь не будет конца. Дома они вешают самые убогие светодиодные лампы, но при взгляде на экран с надписью АМОЛЕД их нежные глазки настигают невероятные страдания. Особенно после прочтения статьи про ШИМ.
29.06.21 13:22
5 5

Страшно представить, что бывает при наблюдении за обычными ШИМпанзе. Спасите биологов, они слепнут. ?
29.06.21 13:27
0 1

То есть, на самом-то деле ваши глаза будут активно двигаться, просто перед началом каждого движения вы будете слепнуть, а после окончания движения глаз, зрение будет снова возвращаться к вам.
Так это абсолютно нормально. Только тут не "глаза слепнут", а мозг "отключает" картинку от глаз.
Иначе вы при переводе взгляда с одного объекта на другой видели бы размытый фон.

Строить на понятном, нормальном и давно описаном факте умозаключения о вредности чего угодно - такое себе...

Похоже, вовсю идет подготовка обзора Mi 11 Lite )))

Идет, еще как 😄

Так хорошо или плохо Амолед? Не понимаю я этих мерцаний
29.06.21 12:42
0 0

AMOLED - плохо в том случае, если у смартфона есть высокое мерцание при пониженной яркости, нет подавления мерцания, и если вы на нем должны много читать при пониженной яркости.
29.06.21 13:15
0 1

А почему подавление мерцания "де факто" не используется в таких экранах?
Маркетинговый ход?
29.06.21 16:46
0 0

Еще жесть - мерцающие led-лампы в задних габаритах/стопах автомобилей.
За некоторыми машинами ночью нереально ехать, глаза вытекают.
29.06.21 12:29
1 6

Вот это плохо, да. Сильно удивлен, т.к. 2 года не ездил уже. С другой стороны, через какое-то время вообще о руле забудем - такчи сами будут возить нас. Хотя да, до этого года ещё дожить надо 😄))
29.06.21 12:42
0 0

Это они так перегорают.

Нет, моргают в такт и у многих появились. Когда просто портятся моргают каждая по своему.

Это чтоб дистанцию держали сзади.
?
29.06.21 22:10
0 0

Всегда подозревал, что так и есть.
При чтении с Амолед-экрана через некоторое время глаза начинают слезиться и болеть. При этом никаких мерцаний, конечно, не видно - если не делать "карандашный" тест.
Еще удивлялся, как так - топовый Самсунг, такой классный "сочный" экран, а долго читать не могу.
В итоге выбираю "печальные" (по сравнению с флагманами) телефоны, но с IPS.
29.06.21 12:25
1 2

У меня особенно слезятся глаза, когда я читаю с AMOLED-экрана курс доллара
29.06.21 13:12
0 18

29.06.21 15:24
0 14

высокий уровень мерцания, как следует из статьи, может оказывать определенное негативное воздействие, даже если вы его не замечаете
Может-может. Когда я пересел на айфоны с оледовскими экранами, мерцания не видел, но через 10-15 мин смотрения, появлялась усталость в глазах. Поставил темную тему, понизил точку белого для экрана, и сразу полегчало.
29.06.21 12:23
0 2

Отличная статья, как и предыдущая. В частности, написано про самое главное правило при чтении, по которое посему то большинство народу не знает:
правило 20-20-20, которое будет эффективнее любого гаджета для чтения. Напомню, нужно каждые 20 минут переводить взгляд и смотреть на объект, находящийся на расстоянии 20 футов (6 метров), в течение 20 секунд.
29.06.21 12:20
0 5

Да, все офтальмологи это говорят - периодически переводить взгляд на удаленный предмет.
29.06.21 12:41
0 2

Я помню, прекрасно замечал мерцание у ЭЛТ-монтиров, если у них частота меньше 100 герц была. И сразу начинала голова болеть, и глаза слезиться.
А некоторым толстокожим людям было вообще пофиг - они и на вырвиглазных 60 гц умудрялись работать спокойно и говорить, что все ОК.
С тех пор как-то эффект мерцания на себе проверять неохота - нафиг надо. Гаджеты стараюсь брать только на ips и даже диодные лампочки покупаю предварительно почитав тесты, что там у них с пульсациями света.
29.06.21 12:15
2 2

Я помню, прекрасно замечал мерцание у ЭЛТ-монтиров, если у них частота меньше 100 герц была. И сразу начинала голова болеть, и глаза слезиться.
А некоторым толстокожим людям было вообще пофиг - они и на вырвиглазных 60 гц умудрялись работать спокойно и говорить, что все ОК.
Там явно не в частоте дело. Я прекрасно работал на вырвиглазном мониторе 60 Гц, и у меня резко развился компьютерный зрительный синдром на дорогущем Сони со 100 Гц.
29.06.21 12:42
0 3

Там явно не в частоте дело. Я прекрасно работал на вырвиглазном мониторе 60 Гц, и у меня резко развился компьютерный зрительный синдром на дорогущем Сони со 100 Гц.
Я помню, что у меня еще то ли драйвера, то ли винда вечно тупили, и любили сбрасывать частоту на минимум (те самые 60 гц). Так что я ставил rivatuner и там прописывал, на каком разрешении какую частоту надо держать. И сразу чувствовал, если настройка вдруг опять слетала по какой-то причине.
Ну и просто неудачные мониторы, конечно, тоже никто не отменял, даже если частота формально заявлена хорошая. Вон сейчас хоть и ЖК давно, но тоже вполне могут какую-то вредительскую для глаз убогость подсунуть.
29.06.21 13:23
1 0

Работал в начале нулевых на 21" мониторе Sony. Частота была 75, разрешение не вспомню, но очень высокое. Но у монитора была проблема с фокусировкой, изображение в верхней части экрана (немного, процентов 5 общей высоты), было немного размытое. С первого взгляда и не заметишь. Мигрень к концу рабочего дня - обычное дело. Временное решение - уменьшить разрешение, увеличить частоту. А потом и монитор мне поменяли.
29.06.21 13:54
0 0

резко развился компьютерный зрительный синдром на дорогущем Сони со 100 Гц.
Интересно. Освещение было какое - лампы накаливания? Тогда возможно, что 50 Гц мерцание ламп попадало в резонанс со 100 Гц монитора.
29.06.21 16:24
0 0

Дневное. Проявилось это через пару дней работы, но синдром был такой, что от монитора срочно пришлось избавляться. Вернулся на старый - все прекрасно.
29.06.21 16:30
0 0

эффект мерцания
может что-то со зрением?
29.06.21 21:17
0 0

Алекс, поправь ссылку пожалуйста, пропустил двоеточие после https.
29.06.21 12:00
0 0

Исправил, спасибо.
29.06.21 12:14
0 0

"о таком явлении, как саккадическое подавлении"
Алекс, поправить согласование слов необходимо
29.06.21 12:00
0 0

Готово 😄
29.06.21 12:14
0 0
Теги
Сортировать по алфавиту или записям
BLM 21
Calella 143
exler.ru 272
авто 441
видео 3993
вино 359
еда 499
ЕС 60
игры 114
ИИ 29
кино 1580
попы 191
СМИ 2759
софт 930
США 131
шоу 6
Что ещё почитать