Адрес для входа в РФ: exler.wiki
Он это знал
Станислав Лем, "Возвращение со звезд", 1961 год.
Книжный магазин напоминал скорее лабораторию электроники. Книги - кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста. Но оптоны употреблялись редко, как сообщил мне продавец-робот. Люди предпочитали лектоны - те читали вслух, их можно было отрегулировать на любой тембр голоса, произвольный темп и модуляцию. Только научные труды очень узкой специализации еще печатали на пластике, имитирующем бумагу. Так что все мои покупки, хотя их было чуть ли не триста названий, уместились в одном кармане. Горсточка кристаллических зерен - так это выглядело.
Офигеть, конечно.
То есть, он "предсказал" совершенно другое устройство на совершенно ином принципе: уже устаревший принцип представления информации с принципиально невозможным в обозримом будущем технологическим принципом её хранения.
То есть, конкретно это "предсказание" ровно того же уровня, что и сказка "По щучьему велению", в которой "предсказаны" беспилотные автомобили и бытовые дроиды с голосовым управлением.
Там обязательно, если покупаешь книгу или музыку или что-то ещё - обязательно надо забрать её на чём-то. У кого-то - перфокарты, у кого-то кристаллы, какая разница. Все шли по пути "поразить вообразение количеством информации, которое помещается в 1см3". Пытались 100500Мб книг засунуть, как Лем - в карман, или как Лукьяненко - на один диск.
Вообще никто не догодался о том, что весь контент будет именно что в сети. А доступ - по подписке. А сейчас - у всех есть телефонная книга, набор приложений для телефона, купленные книги и подписки на онлайн сервисы (музыка, кино). История такси кредитный рейтинг. Ваши фотки из поездки и "Закон Мизулиной". Всё хранится в облаке.
Но нет одного - никакого чипа, кристалла, диска или чего-то ещё.
---
"Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора." (с), Магелланово облако
---
'Ваши фотки из поездки и "Закон Мизулиной". Всё хранится в облаке.
Но нет одного - никакого чипа, кристалла, диска или чего-то ещё.'
Понятно, что в сети оно хранится на каком- то устройстве.
ПЕРЕДАЧА КОНТЕНТА не требует ПЕРЕДАЧИ НОСИТЕЛЯ.
"— Но ведь это требует постоянного притока энергии!
— Разумеется! Энергию доставляет нуклонное поле, взаимодействующее с гравитационным. Его нельзя экранировать, как нельзя экранировать гравитацию. А если вы возьмете что-нибудь отсюда, — он описал рукой круг, — к себе на корабль, все это рассыплется в прах, как только корабль покинет наше стабилизирующее поле.
— Значит, все, что здесь есть, — и мебель, и ковер, и пальмы…
— Все.
— Стены тоже?
— В этом здании — да. Но есть еще сколько-то старых, неошустренных строений…
— А в случае аварии энергоснабжения оно рассыплется?
— Видите ли, авария невозможна.
— Почему? Разладиться может все.
— Нет. Не все. Это не более чем предрассудок. Существуют силы абсолютно безотказные, если только вызвать их к жизни. Атомы не знают аварий, не так ли? Электрон никогда не упадет на ядро…
— Но атом в состоянии покоя не поглощает энергии.
— Да, поэтому здесь это устроено по-другому. Приток энергии необходим.
— Следовательно, может и прекратиться.
— Нет, потому что мы черпаем ее прямо из гравитационного поля нашей планетной системы. Вам понятно? Тем самым мы, конечно, притормаживаем движение планеты вокруг Солнца, но замедление, вызываемое такой эксплуатацией, — порядка всего лишь 0,2 секунды в столетие…
— Но все же какие-нибудь машины или агрегаты должны вырабатывать эту энергию, а значит, могут и отказать, — настаивал я.
Он покачал головой.
— Это не машины, — сказал он. — У них нет снашивающихся механических частей. Точно так же, как нет таких частей в атомах. Это результат интерференции особым образом наложенных друг на друга полей. Энергия в космосе есть повсюду, в неисчерпаемом количестве, нужно лишь знать, как до нее добраться…
— А ваше лицо — не обижайтесь, пожалуйста, — выглядит человеческим тоже благодаря этой технике?
— Что же тут обижаться? Да, вы угадали. Это просто проявление вежливости… Я рассказал вам, как мы изготовляем металлические предметы. Все остальное делать проще… но это связано с устройством конкретных твердых тел. Боюсь, что рассмотрение других технологий завело бы нас слишком далеко — в область неведомой вам физики… Однако принцип всегда тот же самый. Любой материальный предмет — это рой атомов в пустоте. Атомов, включенных в структуру, соответствующую их состоянию. Мы дирижируем этими структурами, вот и все. Оркестр был готов с момента возникновения Вселенной и только ждал дирижеров…"
Я сказал - что никто не предсказал, что носители станут ненужным.
Правда, случались недомогания моделирования, именовавшиеся цифрозом; в таком случае гражданин в мгновение ока лишался недвижимости, банковского счета и полностью обезличивался, но это, по общему мнению, было в порядке вещей.
Пораженный цифрозом (безличник) не имел ничего и не мог никого призвать в свидетели, ведь ни родителей, ни детей, ни супругов давным-давно и в помине не было, а лица, с которыми занимаешься блудыжничеством, впиянством и прочими формами увеселительного сквернавства, в свидетели не годились. Коль скоро каждый сквернился с каждым, никто, кроме компьютеров, не знал никого хорошенько, и персональная судьба, запечатленная в Мудре, висела на тоненькой ниточке ферритовой памяти, на глубине в тысячу миль под ногами у каждого живлянина. Порою из-за короткого замыкания судьбы двух лиц сливались в одну, или же расщеплялись данные одного индивида, последствия были равно плачевны. Безличников преследовала навязчивая идея несуществования. Этот социальный недуг (нетчество) чаще всего проявлялся в виде синдрома Нетуса. Будучи всем сыт по горло, не зная, кто он, собственно, такой, слыша отовсюду только "нет", безличник рыл где попало яму, чтобы исчезнуть в ней. Встречались любители интимных утех как раз с анонимными ямниками, которых выискивали особливые доезжачие со сворой экстерьеров, насобачившихся в отыскании нетческих ям. Отсюда видно, сколь усложнилась жизнь в ту эпоху.
Центры персон-моделирования работали в телотворительную эпоху с перегрузкой, ибо граждане двоились и троились на глазах, множа себе тела на любые оказии. Не было недостатка в миллионерах-коллекционерах; не желая ни с кем делиться радостями плоти, они размножались, разврата ради, почкованием. Персональное моделирование подобных субъектов, которые одной головой командовали целым полком тел, было нешуточной математической проблемой; в народе таких главарей прозвали телоначальниками. Они ли довели Мудро до коллапса, или, напротив, само оно довело народные массы до скоростной эротации - неизвестно и ныне. Так или иначе, Мудро объявило военное положение и провозгласило себя верховным правителем Живли под именем Мудриссимуса".
1976 год.
Зато книги подорожали. И стали уделом богачей и элиты. Народ сам себя незаметно загнал в цифровое рабство.
>Использовать ЭТО для чтения принципиально невозможно - я читал первый раз Булгакова на фотобумаге 9х12 разворот через лупу. А уж на каких слепых машинописных копиях попадались книги! И ничего, вполне можно при желании.
Джорж Оруэлл «1984» и эссе разных лет — Москва, «ПРОГРЕСС», 1989, 384 с. — 2 р. 10 коп. — 200 000 экз.
Чтобы читать, нормально и те, что за 160. И, тем более, те, что за 400.
Так мы с чем сравниваем? С СССР? Сколько там стоил Оруэлл? Ах, не печатался? Но ведь был доступнее, верно? А Достоевский? Про всяких Дюмов и Гюгов вообще молчу. Там, кроме 3 руб(10 литров молока) надо было еще 20 кг макулатуры сдать.
Лема, кстати, бумажный несколько книжек есть. Польских. Издание хоть и из дешёвых, но многократно качественнее этих ваших "за 160". В руки брать приятно и не рассыпается.
А где, кстати, готовые твёрдые обложки в которые можно переплести, продаются? Только не говорите, что в окее, там, как мы, выяснили, вы и прошлый раз, гм... недостоверно гм... А то профлитература легко улетает выше 5тр за небольшой томик и как раз её в электронном виде читать неудобно. Тут печать вместе с принтером через две книжки окупается 😄. Но с переплётом беда. Или лень геморроиться или некрасиво. Так где, говорите, обложки продаются готовые?
"Физическая химия" Эткинса, 5500 за том
"Биохимия" Ленинджера, 3300/том, итого 10000
"Элементарный учебник физики" Ландсберга - 2000/том, итого 6000
учебник "Молекулярная Биология Клетки" Альбертса в 3х томах - 20 000 р.
учебник/обзоры "Гены по Льюину" 4000 (подозреваю, это какое-то дешёвое издание на бумаге "так себе", раньше было 6000).
"Цифровая фотография. Творческие приемы работы со светом" Барри - 10 000
Почти все книги Фримана по фотографии/фотосъёмке по 3000-4000, и не сказать, чтобы они прямо огромные по объёму.
Какие из этих книг Вам кажутся сказочно дешёвыми? Цены на большинство из них превышают стипендию студентов 90% вузов в РФ, на некоторые - в два раза. Цены некоторых (напомню, это не "президентские" и не "подарочные издания", а обычные хорошие учебники) приближаются к медианной зарплате в глубинке РФ!
За "Гены" Льюина изд-ва Мир я отдал в 1987 году 6 р. 60 коп., это было 13% от обычной, не повышенной стипендии.
Вы считаете кинокомиксы плохим кино? Даже не обсуждая это ваше мнение, плохое кино было всегда. Ещё Ильф с Петровым в "Одноэтажной Америке" писали, что Голливуд ежегодно выпускает сотни фильмов, из которых 90% - мусор. Так что ничего не поменялось.
Тик-ток же и прочие шортсы - это просто канал передачи информации. Там, как всегда, большинство жуткий отстой, но есть и приличные каналы. Опять таки графомания была всегда, только раньше графоманили пером по бумаге, а сейчас камерой в тик-ток. Да и про традиционные во все времена низкопробные ярмарочные развлечения не забывайте, им тысячи лет и их качество было не выше самых тупых тиктоковских гэгов.
Ок. 600 руб. Десять литров молока. Сравним с ценой в СССР(их та еще найти надо было)? Или, может, Вам больше по душе сравнение с Российской Империей?
Остальное - не найдено.
Я и жена читаем постоянно. Покупаем в бумаге детские книги для младшего (там картинки), и я ещё ежегодно покупаю акунинскую ИРГ (там тоже картинки). Старший уже перешёл на цифру. Расскажите мне про деградацию, ага.
Зато лошади опдорожали. И стали уделом богачей и элиты. Народ сам себя незаметно загнал в автомобильное рабство.
И в школу приходят какие-то учебники, брошюры, буклеты Через год их объявляют устаревшими. Цены - сами знаете.
А потом пришло такое время.
Со сквозным поиском, возможностью сохранять цитаты, делать заметки.
Сбылось.
Печальная версия.
В сериале Стар Трек 60-х спроектировали современные электронные планшеты.
Труднее всего составить социальные перемены. Тут на первом месте внезапно Джером Клапка Джером с рассказом Социализм - заглянул на 100+ лет вперед.
Или Хаксли с Дивным новым миром, в которым недовольства подавляют не тотальным контролем и жестокими репрессиями, а дешевым опиумом для народа (Нетфликс, соцсети, видеоигры и т.д.)
Ага. Причем в первых нескольких эпизодах начинали общим планом и как капитан что-то там подписывает на бумажке поднесенной красной девицей в мини-юбке, а потом перешли на планшеты и blutooth гарнитуры в ухе.
Вывод, я думаю, очевиден?
Так что никакого "наивняка".
- Аудиокниги - пожалуйста.
2) "Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное чему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора." (с), Магелланово облако
- интернет, смартфон и хромкаст в одном отрывке
3) "трион может содержать записи «конструкторских разработок» или «образцов продукции». Автомат, соединенный с трионом по радио, изготовит нужное абоненту изделие и таким образом сможет удовлетворить самые затейливые прихоти фантазеров,пожелавших иметь мебель старинных образцов или оригинальные одеяния" (с), там же
- от станков с ЧПУ до 3D-принтеров.
Лем: люди в будущем смогут освоить астроинженерные технологии для комфортной жизни человечества в глубоком космосе
Люди в будущем: используют нейросеть на персональной вычислительной технике для создания порнографии с лицами знаменитостей, которыми заменили лица порноактрис, и распространяют эти видео по глобальной коммуникационной сети.
Про порнографию, коренное измненение основ этики и персональные мета-вселенные - там несколько больших глав.
А вот не изобрел бы Гутенберг книгопечатания, то на копирование одной книги уходили бы годы. Глядишь и крамолы бы поменьше было.
Короче, технология позволяет взять книгу, обычную книгу. И заточить ее в такой особый ящик, размером где-то с четыре телефона, но потолще. Он сделан из обработанного дерева. Засунуть в него книгу, и после этого --
После этого в ней невозможно ничего быстро найти. Невозможно легко скопировать. Если вы хотите ее послать куда-то далеко, надо делать это на КОРАБЛЕ или САМОЛЕТЕ. И это занимает недели!
Если вы хотите после этого из книги что-то процитировать, нужно набирать это РУКАМИ. Заново. Взять длинный кусок и послать его на автоматический переводчик на другой язык - тоже теперь невозможно.
Можно только читать. То есть, то, что и раньше можно было. Но если вы хотите дать кому-то еще почитать, надо отдавать весь деревянный ящик и вы теперь читать одновременно не можете. И все это - по замыслу технологии, типа так и надо.
Говорят, есть люди, которые такие книги, заточенные в ящики, предпочитают обычным книгам. Но мне, честно говоря, трудно в это поверить.
Короче не парьте нам тут что книжек надо читать меньше, чем мы можем
Свитки бездуховны... Без ощущения обладания когда ты держишь глиняную табличку и чуства твёрдости камня нет ощущения незыблемости истины... веры в непоколебимость знаний... Бездумное врашение хрупкой бумаге, а не крепкий хват обладания интеллектом древник, как от чтения Клинописи
Таблички бездуховны... Без таинства сумрака пещеры когда ты разглядываешь рисунки и пониманя оттенков фигур нет ощушения магии природы... единения с предками...
Бездумное бегание глазами от монотонного знака к знаку, а не магическое понимание красок перемолотых пигментов, как при чтении Наскальных Откровений
Ты куда из воды лезешь?!
впрочем, всё что я покупал на литресе вполне нормально сверстано и с нормальными иллюстрациями.
А завтра Родину продаст.
А вот тикток и вправду величайшее достижение, объединение человечества с помощью мемов.
Я говорю не о ценности литературы, а о ценности именно бумажных книг.
Температура имеет, конечно, это физический параметр. А что за стаканчик - это все мифология.
PS Со всем уважением, но я в это не верю. Во первых, бокалы все разной формы. Во вторых, с какой стати из стакана жидкость попадет в другое место, чем из бокала, миски или ложки? Ну и, наконец, я это слышал много раз и несколько раз пытался проверить. Ни малейшего различия вкуса я не ощутил.
У электронных книг (устройств) есть сильные ограничения, особенно заметные на разных шестидюймовых ебуках. С другой стороны, возможности иллюстрирования, вставки в текст видео и аудиоинформации, организация перекрестных ссылок и комментариев. С третьей стороны, возможность широкоформатного отображения печатной информации (альбомы и газеты), которая позволяет быстро фильтровать на нужную и ненужную. С четвертой еще всякого дофига.
У каждого способа свои плюсы - и минусы.
— Как ваша фамилия? Выньте из нагрудного кармана моего мундира записную книжку и карандаш. Значит, ваша фамилия Кунерт. Придите через четверть часа, и я вам оставлю здесь листок с фамилией вашей будущей супруги.
Сказав это, он захрапел, но вдруг проснулся и стал что-то чёркать в своей записной книжке, потом вырвал исписанные листки и бросил их на пол. Приложив многозначительно пальцы к губам, он заплетающимся языком прошептал:
— Пока ещё нет, но через четверть часа… Лучше всего искать бумажку с завязанными глазами.
Кунерт был настолько глуп, что действительно пришёл через четверть часа и, развернув бумажку, прочитал каракули подпоручка Дуба: «Фамилия вашей будущей супруги: пани Кунертова».
То есть мозг устроен так, что воображает только потенциально осуществимое, потому что оно доступно пониманию.
Не понятно только, почему прогресс так ускорился последние 150-200 лет. И продолжает ускоряться.
От меча до револьвера прошли столетия, а от кнопочной нокии до смартфона - десять лет.
Как результат, знание перестало быть тайной оставаясь силой.
А Starship будем от V-2 отсчитывать или от китайских шутих, коим уже под тысясчу лет?
или, для револьвера - от пищалей.
Пригожина я читал лет тридцать назад. Если что.
Я ее даже не пробовал ставить, хотя написано "поддерживается". лет шесть уже.
Может, прошиву книги нужно обновить? Там с обновлениями вкусности добавляются (хотя другие - убираются).
"PocketBook и ЛитРес объявляют о расширении сотрудничества: ассортимент книг, доступных для покупки прямо с ридеров, увеличился на треть. Теперь любую книгу от ЛитРес можно приобрести с устройств PocketBook."
У Мешка не первый покетбук, зачем ему ТТХ? Вопрос был - как читать арендованный литресовский файл?
(И про Флибусту тоже не надо, в курсе!..)
• Форматы комиксов CBR и CBZ;
• Чтение книг, защищенных с помощью Adobe DRM (форматы PDF, EPUB);
• Функция PDF Reflow (перекомпоновка текста в PDF файлах).
• Возможность слушать аудиокниги и другие аудиофайлы в форматах MP3, M4B, и делать в них заметки;
• Встроенный движок TTS (Text-to-speech) для озвучивания текста голосом. При желании, вы можете заменить предустановленный TTS на любой другой из представленных в Play Market."
по крайней мере 840-й - точно.
А еще в нем аудиовыход есть, и аудиочиталка.
Ну то есть если покетбук умеет в интернет (не все!) - на нем можно запустить браузер, залогиниться в литрес и (наверное) как-то почитать. Но это настолько через анус автогеном, что даже не стал пробовать.
Знаете более лучший способ? Мешок весь уши!..
"Робот, обслуживавший меня, заменял энциклопедию благодаря тому, что имел, по его словам, непосредственное подключение к оригиналам всех существующих на Земле книг.
Хотя есть проект ЛитРес Библиотека.
Идёшь в ближайшую государственную библиотеку, подключенную к проекту (их много - чуть не все участвуют), получаешь читательский билет и можешь читать или слушать изрядное количество книг и аудиокниг с Литреса. С любого девайса. Всё бесплатно.
"Робот, обслуживавший меня, заменял энциклопедию благодаря тому, что имел, по его словам, непосредственное подключение к оригиналам всех существующих на Земле книг. В основном в книжной лавке книги находились лишь в одном экземпляре, и по желанию покупателя содержание требуемого произведения переносилось на кристаллик."
Дальше шаг уже сильно большой и явно в другую сторону. Концепция беспроводных сетей и Интернета уже совсем о другом.
Всё же упущение несколько иное в конкретном примере: продавать книги станут вообще без отсыпания горсточки физически осязаемых кристаллов в карман. «Кристалл» не нужен.
А, вообще, многие изобретатели берут идеи у фантастов, тут ничего нового. В случае с Лемом, идея "читалок книг" витала в воздухе ещё с изобретения книгопечатания. Сейчас просто появилась возможность это воплотить в жизнь.
P.S. два продолжения этого романа написал, но до первого им , конечно, далеко.
Ну и вообще про главные тренды науки в целом.
"Сумма технологий", кстати, хранилась в спецхране, когда я ее читал. Выдавали только доверенным людям. Как и "Час быка".
"В сентябре 1974 года ФБР получило письмо. В нем шла речь о коммунистическом заговоре, цель которого — завладеть умами американцев путем пропаганды, замаскированной под научную фантастику. Коммунистические агенты якобы внедрились в крупнейшие западные издательства и объединения писателей-фантастов. Дирижировал же всем этим коммунистический комитет под псевдонимом… «Станислав Лем».
Раскрыл этот коварный замысел не кто иной, как Филип Киндред Дик, легендарный американский писатель-фантаст. Если верить его письму, великий Станислав Лем никогда не существовал, разве что как подставное лицо для распространения пропаганды. Он был «скорее комитетом из нескольких человек, нежели отдельно взятой личностью». В качестве доказательств Дик приводит тот факт, что «[Лем] пишет, используя разные стили и иногда читает на иностранных языках, а иногда нет». Масштабы заговора впечатляли: «Партия управляет американским издательским домом, который публикует значительную часть научной фантастики, контролируемой Партией».
Помимо Лема Дик назвал имена трех других писателей-фантастов: Питера Фиттинга, Фредрика Джеймсона и Франца Роттенштайнера (литературного агента Лема на Западе). Комитет, стоявший за Лемом, стремился «монополизировать влияние на общественное мнение посредством критики и эссе, и в этом состоит угроза всей нашей научной фантастике с присущей ей свободой взглядов и мнений». По мнению Дика, заговорщики весьма преуспели, поскольку «их присутствие очевидно в наиважнейших публикациях нашей профессиональной организации Американской ассоциации писателей-фантастов (SFWA)».
culture.pl
Это не Лем видел, а ученые, прочтя его, воплощают прочитанное в металле и кремнии.
:)
Потом в инете продолжения нашла.
Проскользило как фантдопущение, но потом - забыл. Спасибо вам за напоминание, надо перечитать.
Очень лиричная вещь, "Я вернусь через тысячу лет".
У Брэдбери еще "Вельд" про системы дополненной реальности и умный дом.
Сила Лема в том, что он видел направления развития как отдельных технических инноваций, так и целых пластов жизни и развития цивилизации и общества, совершенно нетривиальных в его времена, причем видел на десятки, если не сотни, лет вперёд. В области философии и футурологии 20 века это совершенно беспрецедентное явление.
Для слепых видел когда-то клавиатуру с шрифтом Брайля. Лучше бы не видел. С развитием звукового ввода как-то немного улучшилось дело.
Но наш фантас ничего, кстати, не скзал про корпус. )
Вопрос времени.
Просто в корпусах и с ногами.
Я далёк от мысли, что писатели-фантаст воровали друг у друга; а вот одни и те же научно-популярные издания запросто могли читать.
Ты, кстати, наверняка смотришь сейчас на кристалл. Жидкий.
Шутка.
www.litmir.me