"Биосфера 2" - провалившийся эксперимент или серьезное достижение?

28.11.2023 42298   Комментарии (116)

История с нашумевшим экспериментом "Биосфера 2" берет начало в конце 1960-х в Сан-Франциско, где жил человек по имени Джон Полк Аллен. Ему было уже за 40, и он был эдакий человек эпохи Возрождения: окончил Гарвард, много путешествовал, исследуя культуры коренных народов, изучал экологию и инженерию, был активным участником движения битников и хиппи, писал стихи и рассказы - в общем, человек был более чем разносторонний. 

В эти годы он организовал перфоманс-группу под названием "Театр всех возможностей". Задача перед группой ставилась очень простая - изменить к чертовой матери этот мир. В какой области - они точно не знали, но долго над этой проблемой раздумывать не стали, решив изменять мир сразу со всех сторон: искусство, технология, экология, бизнес и так далее. 

В 1969 году труппа Аллена переехала в Нью-Мексико, где они основали ранчо "Синергия", названную так в честь концепции архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера: по этой концепции синергия - такое свойство системы, когда ее целое больше, чем сумма отдельных частей. Фуллер применял эту концепцию для своих архитектурных работ. 

Они превратили ранчо в развитую самодостаточную структуру, построили там различные здания, возвели геодезический купол Фуллера. В 1975 году они решили построить корабль - и построили его, причем судно оказалось вполне мореходным несмотря на то, что главным конструктором был 19-летний студент, который не имел опыта строительства судов. И они потом на этом судне несколько лет плавали по миру, изучая экосистемы Земли. 

А потом им пришла в голову мысль создать замкнутую экосистему, в которой люди могли бы выживать на других планетах. И не только создать, но и на собственном примере доказать, что эта экосистема пригодна для проживания. 

Джон Аллен считал, что  западная цивилизация умирает. И даже не просто умирает, а уже фактически мертва, так что задача его группы - построить новую цивилизацию, которая смогла бы прийти на смену нынешней и выжить на других планетах. 


Джон Полк Аллен

Этой идеей загорелся Эд Басс - нефтяной миллиардер из Техаса, который был поклонником Аллена: Басс некоторое время провел на ранчо "Синергия". Он и еще несколько бизнесменов вложили в проект под $200 миллионов, инвесторы объединились с труппой Аллена в компанию Space Biosphere Ventures, и они начали разрабатывать проект, названный "Биосфера 2": биосфера один - это сама Земля, а "Биосфера 2" должна была стать самодостаточной экосистемой. 

На площади в 1,27 га неподалеку от города Оракл, штат Аризона, в 1978-1991 году было построено сооружение, внутри которой находилась замкнутая экологическая система, состоящая из семи биомов (совокупностей экосистем различного типа): тропический лес, океан с коралловым рифом, мангровые болота, саванна, туманная пустыня, а также два биома, предназначенные для людей: сельскохозяйственная система в 2500 кв. м и среда обитания в виде жилых помещений, лабораторий, мастерских и так далее.   


Зиккурат... Комплекс "Биосфера-2" в пустыне Аризоны (Джон Миллер/AP)

Под землей была построена техническая инфраструктура, обеспечивающая функционирование всей системы. Вода циркулировала по независимым трубопроводам, электроэнергия поступала от специального энергоцентра, расположенного внутри "Биосферы 2", работающего на природном газе, где также использовались резервные генераторы, аммиачные и водяные охлаждающие установки. В экосистему были помещены несколько тысяч видов растений и животных.


Клетки для животных в "Биосфере 2" (Joe Sohm/Visions of America)

Надземная физическая структура " Биосферы 2" была выполнена из стальных труб и высокоэффективных рам из стекла и стали. Рамы и материалы для остекления были разработаны и изготовлены фирмой, которой руководил один из соратников Бакминстера Фуллера. Уплотнения окон и конструкции должны были быть практически идеально герметичными, чтобы воздухообмен был крайне мал и позволял отслеживать едва заметные изменения с течением времени. Запатентованные методы герметизации, разработанные Пирсом и Уильямом Демпстером, позволили достичь уровня утечки менее 10% в год.

Первая миссия в "Биосфере 2" стартовала 26 сентября 1991 года. Она должна была продлиться два года - до 26 сентября 1993 года. В ней участвовали восемь человек: врач и исследователь Рой Уолфорд, Джейн Пойнтер, Табер МакКаллум, Марк Нельсон, Салли Сильверстоун, Эбигейл Аллинг, Марк Ван Тилло и Линда Ли. В случае удачного окончания эсперимента Джон Аллен надеялся создать следующую экосистему на орбите, а в перспективе использовать построить подобные биосферы на Луне и на Марсе. 

Накануне старта миссии компания Space Biospheres Ventures устроила танцевальную вечеринку для 2000 человек, где в качестве гостей присутствовали Вуди Харрельсон и Тимоти Лири. 

Утром 26 сентября восемь биосферианцев, одетые в эффектные красные комбинезоны,  прошли перед представителями прессы, торжественно вошли в тамбур "Биосферы 2" и когда шлюз был закрыт, помахали из-за стекла камерам.  


Первая группа эксперимента "Биосфера 2"

Воодушевление в прессе было невероятным: казалось, что с "Биосферой 2" начинается совершенно новая эра. Кроме того, за экспериментом можно было наблюдать в реальном времени: все стены были стеклянными, и снаружи можно было видеть, чем занимаются биосферианцы. 

"Мечтатели пустыни построили рукотворный мир" - пестрели заголовки в газетах, в интервью журналу Discover Карл Ходжес, ученый из Университета Аризоны, предсказал, что это может оказаться "самым значительным научным проектом всех времен". В программе ABC News "Prime Time Live" прозвучало мнение, что данный проект может "спасти мир". 

Впрочем, новости, поступающие из "Биосферы 2", были совсем не такими воодушевляющими. Через две недели после начала эксперимента Джейн Пойнтер случайно отрезала себе кончик пальца, используя машину для просеивания риса. Врач миссии Рой Уолфорд прикрепил его, но Джейн решила, что его должны пришить в больнице, после чего покинула экосистему на несколько часов. Она вернулась в тот же день, принеся с собой небольшой вещевой мешок, в котором были какие-то комплектующие для компьютера и цветная пленка, запасов которой оказалось недостаточно. Журналисты об этом узнали только спустя несколько месяцев, и разгорелся небольшой скандал, потому что это уже как-то не было похоже на полностью закрытую экосистему: вряд ли на Луне можно будет с базы отлучиться в больницу, да еще и прихватить с собой потом какие-то вещи, которые забыли на Земле. 

Также довольно быстро выяснилось, что выращивать продукты питания в "Биосфере 2" - не так просто, как казалось раньше. В первые месяцы работы станции было довольно пасмурно и сельскохозяйственные культуры росли плохо. Биосферянам даже пришлось распечатать аварийный запас продовольствия, который завезли до старта эксперимента, и о котором никто не знал, кроме руководства и самих участников эксперимента. 


Биосферяне (слева направо): Джейн Пойнтер, Линда Лей, Марк Ван Тилло, Табер МакКаллум, Рой Уолфорд (на переднем плане), Эбигейл Аллинг, Салли Сильверстоун и Бернд Забель позируют внутри "Биосферы 2" до начала эксперимента 

Далее появилась намного более серьезная проблема. В почве размножились бактерии, потребляющие кислород, и в "Биосфере 2" стал ощущаться серьезный недостаток кислорода. Участники эксперимента говорили, что они как будто находились на высоте в 4 тысячи метров. В атмосфере Земли содержание кислорода составляет около 21%, но в биосфере оно упало до 14,2%. Участники эксперимента стали замечать, что у них во время сна развивается апноэ, многим стало сложно произнести длинное предложение, не глотнув воздуха. 

Когда недостаток кислорода стало критичным, в руководстве проекта было принято решение закачать на станцию кислород, причем это впоследствии пришлось повторить. У участников проекта закачка кислорода вызвала эйфорию и прилив сил, Марк Нельсон вспоминал, что люди стали смеяться и бегать, а он несколько месяцев не видел никого из группы бегущим, все ходили как сонные мухи. 

Но информация о неполадках и о том, что эксперимент уже совсем никак не может считаться чистым, проникал в прессу, и проект уже не воспринимали как научный, а скорее как эдакое "экологическое развлечение". 

При этом снаружи шел постоянный поток туристов, которые через стеклянные панели наблюдали за тем, что происходит внутри станции, и это постепенно стало сильно раздражать членов группы: некоторые из них потом в интервью говорили, что на них глазели, как на мартышек в зоопарке.    


Линда Ли общается с публикой изнутри станции (Image credit: NEON)

В течение первого года эксперимента члены группы отмечали постоянный голод. Многие из пищевых культур росли медленно, и их выращивание было слишком трудоемким. Рацион биосферян состоял из выращиваемых на станции бананов, папайи, сладкого картофеля, свеклы, арахиса, бобов, риса и пшеницы. Им приходилось использовать всякие ухищрения, чтобы хоть как-то разнообразить питание, и многие потеряли порядка 16% веса, но, впрочем, на второй год это все стабилизировалось. Хотя суп из картофельных листьев, как-то приготовленный одним из участников эксперимента, остальные вспоминали еще долго. 

Через год после начала миссии накопились и всякие психологические проблемы, характерные для нахождения ограниченной группы людей в замкнутой среде. Они разделились на две группы, участники которых практически не общались со своими бывшими близкими друзьями из противоположной группы. И у двух этих групп было разное понимание того, каким образом должны развиваться исследования в процессе эксперимента: в одной группе считали, что важнее проводить научные эксперименты, даже если при этом придется поступиться закрытостью экосистемы (которая, как мы знаем, уже не была полностью закрытой), другая считала, что нужно сосредоточиться на продолжении эксперимента в том виде, в котором это планировалось.


Океан, саванна и мангровый лес в "Биосфере 2" соседствовали друг с другом

Но, впрочем, несмотря на деление на две группы, совместно они выполняли все, что от них требовалось, потому что понимали, что если они не будут поддерживать "Биосферу 2" как единая команда, то это угрожает и всему эксперименту, и им самим.

С самой экосистемой тоже наблюдались определенные проблемы. Часто все развивалось не так, как планировалось. Пчелы, которые должны были опылять растения, погибли, на станции расплодились тараканы, черви-нематоды и клещи, создающие серьезные проблемы.

Тем не менее эксперимент был закончен: группа провела в "Биосфере 2" два года. Чистым этот эксперимент назвать никак нельзя: группа использовала заранее подготовленный запас продуктов, два раза на станцию закачивали кислород, также туда доставили специальную установку для переработки углекислого газа, ну и несколько раз на станцию доставляли какое-то продовольствие и другие предметы, чтобы проект мог завершиться.

Из-за различных скандалов и нарушений условий эксперимента, до которых докопались журналисты, считается, что "Биосфера 2" потерпела неудачу, однако это не так: в процессе удалось выяснить, в чем именно заключались ошибки, и один из участников группы, Марк Нельсон, вообще считает, что это просто чудо, что те же восемь людей, которые вошли на станцию 26 сентября сумели оттуда выйти два года спустя. И он настаивает на том, что "Биосфера 2" была построена не потому, что эта "группа хиппи, увлекавшихся театром" точно знала, как нужно создавать замкнутую изолированную экосистему, а потому, что они хотели получить ответ на вопрос, как это нужно сделать, чтобы избежать ошибок. 

После окончания первой миссии группой Аллена было принято решение доработать экосистему с учетом допущенных ошибок, и запустить вторую миссию, которая в итоге стартовала в марте 1994 года: она должна была продержаться в "Биосфере 2" девять месяцев. 


Джон Адамс, заместитель директора "Биосферы-2", внутри объекта (Jessica Lehrman for The New York Times)

Однако главный инвестор проекта Эд Басс, которого страшно раздражали всякие статьи о "выкинутых на ветер 200 миллионах", появлявшиеся в прессе в процессе первой миссии, через месяц после старта второй миссии принял решение придать всему проекту чисто коммерческий характер. Та самая "группа хиппи, увлекавшихся театром" с Алленом во главе была изгнана из компании, а новым генеральным директором Басс назначил Стива Бэннона - инвестиционного банкира и Беверли-Хиллз, будущего экономического стратега и советника Дональда Трампа. 

На самом деле об этом мало кто знал, но Басс еще в 1993 году нанял Бэннона, специализирующегося на поглощениях, чтобы тот провел реорганизацию компании Space Biosphere Ventures, которая теряла деньги: помимо вложенных средств, дефицит компании составлял порядка $20 миллионов.

Судьба второй миссии, находившейся внутри "Биосферы 2" в тот момент, когда в руководстве компании произошли такие потрясения, очень волновали участников первого проекта, и в итоге 4 апреля 1994 года два человека из первой группы Эбигейл Аллинг и Марк Ван Тилло прилетели к "Биосфере 2", сорвали пломбы и открыли двери комплекса, чтобы воздух снаружи попал внутрь. Также они пробрались к вентиляционной системе, где разбили несколько стеклянных панелей. Когда их арестовали, они заявили, что беспокоились о жизни тех семи человек из второй группы, которые были заперты внутри. Аллинг приводила в пример взрыв космического корабля "Челленджер", произошедший из-за халатности в управлении. Она и Ван Тилло считали, что бардак в руководстве проектом не позволит поддерживать экосистему "Биосферы 2" в нужном виде, и это угрожает жизни второго экипажа. 

Миссию тогда продолжили, но в итоге через пять месяцев было принято решение ее прервать, и группу выпустили наружу. 

Бывшие члены первой миссии подали в суд на Стива Бэннона: там было громкое судебное разбирательство, и суд в итоге обязал компанию Space Biosphere Ventures выплатить истцам $600000.


"Биосфера 2" сегодня является частью Университета Аризоны (Джессика Лерман для The New York Times)

Комплекс "Биосфера 2" одно время планировали снести и построить на этом месте то ли молл, то ли парк развлечений, однако в итоге владельцы комплекса передали его на десять лет в управление Колумбийскому университету, который до 2005 года проводил там различные научные эксперименты. 

Когда строение вернулось первоначальным владельцам, его снова выставили на продажу, и в итоге в 2007 году Аризонский университет взял на себя управление комплексом и проведение там исследовательской деятельности. В 2011 году было объявлено, что "Биосфера 2" переходит в полную собственность Аризонского университета, и там так и продолжаются научные исследования и эксперименты, также комплекс используется для обучения студентов и по нему проводятся экскурсии. 

В 2020 году на стриминговом сервисе NEON вышел почти двухчасовой документальный фильм, посвященный "Биосфере 2", который называется Spaceship Earth (Космический корабль "Земля"). Вот его трейлер. 

Использованные материалы и ссылки по теме:

***

© 1998–2024 Alex Exler
28.11.2023

Комментарии 116

Ето бил не експеримент а tik tok house до появления тік тока
29.11.23 08:54
0 0

В одном старом рассказе в космическую экспедицию в далекий космос включили профессионального клоуна. Он притворялся дурачком и растяпой, всех смешил и разряжал конфликтные ситуации.
28.11.23 21:09
0 6

Я помню Дурашку. Основная обязанность - сидеть в карцере за других членов экипажа.
Виктор Колупаев, «"Толстяк" над миром», 1980 г.
13.12.23 00:55
0 0

А сам тайно боролся с ПТСР, выгоранием и детскими травмами?

Ну что как маленькие.
Терроформирование!!!
Начнём сразу с марса. Я видела в одном фильме. «Вспомнить все» называется. Надо только ледники что бы растаяли. ))

А вообще очень хороший эксперимент. И я уверена, что можно добиться успеха в этом направлении. Совершенно логично, что первый миллион раз будет не успех. Помню я как в детстве мы музыку на кассетах слушали. А от спида люди умирали. (До сих пор не могу поверить, что уже не умирают). Может ещё и сверхсветовые корабли придумают. Хотела бы я до этого дожить. Полетела бы с ними. Может консьержкой или главной по отсеку. ))
28.11.23 18:16
0 3

Терроформирование
"Терраформирование".

А для этого их сначала ещё наморозить нужно.
Причём, из воды.
Ледников из воды на Марсе дофига и больше.
01.12.23 13:53
0 0

Надо только ледники что бы растаяли. ))
А для этого их сначала ещё наморозить нужно.
Причём, из воды.
30.11.23 20:36
0 0

Это ты ещё японские "Терраформеры" не смотрела. Про мега-тараканов на Марсе.
30.11.23 00:20
0 0

До сих пор умирают, увы.
29.11.23 07:55
0 0

Полетела бы с ними. Может консьержкой или главной по отсеку. ))
Дежурной по подлёту (по аналогии с соседним постом).
28.11.23 18:40
0 0

Такой "эксперимент" на бумаге провел еще Жуль Верн в "Таинственном Острове". Поселил пять людей с почти нулевыми стартовыми условиями в изолированной среде. Правда, пришлось немного помочь (одежда, часы, ошейник). Потом пришлось помощь с ископаемыми, которые щедро были рассыпаны по острову - нагибайся и поднимай. Помогла фауна - все виды животных - бери и используй. И все равно, без помощи извне, они бы не продержались четыре года. Нет лекарств - спасибо, подкинули. Нет оружия - подкинули и его. А так изолированная система обречена.

Так что, звездолет, красиво рассекающий галактику, так же реалистичен, как и Зевс в огненной колеснице, пересекающий небосвод в ореоле молний. Я еще могу поверить в путешествующие планеты. Если научатся их двигать и освещать.
28.11.23 17:19
0 6

Помню.
13.12.23 00:50
0 0

Жуль
"Жюль".

А какая принципиальная разница между Землёй и звездолетом?
В количестве и ассортименте взятых с собой ресурсов.

А какая принципиальная разница между Землёй и звездолетом? В контексте изолированности.
29.11.23 07:57
0 0

Франсис Карсак "Бегство Земли", 1960
28.11.23 18:48
0 1

Комедию вспомнил... 😄
28.11.23 16:42
1 2

Умиляют меня все эти планы по колонизации других планет. Ну какие нафиг другие планеты? Даже на Марсе построить колонию нереально в ближайшие лет сто минимум. А самодостаточную - вообще лет двести. Лучше б Землей занялись, здесь есть над чем поработать. В океанах, например...
28.11.23 16:08
9 1

освоение океанов вглубь хоть на двести метров даст человечеству больше, чем освоение космоса на двести тысяч километров
О, я смотрю, вам тоже Bioshock зашел лучше, чем System Shock II. 😄
01.12.23 13:56
0 0

А кто может?
Духовность, ясное дело.
Хотя, если без хохм, то освоение океанов вглубь хоть на двести метров даст человечеству больше, чем освоение космоса на двести тысяч километров.
30.11.23 00:25
0 0

И обосновать сможешь?
Электроника. Новые материалы. Фундаментальные исследования (физика, химия, астрономия). Да та же несчастная "липучка" (velcro).

Космос при существующем развитии науки больше ничего дать не может.
А кто может?
29.11.23 20:16
0 0

Космос при существующем развитии науки больше ничего дать не может.
Все, что можно было изобрести, уже изобретено
Чарльз Дуэл, сотрудник Патентного ведомства США, 1899 год

Если не пробовать и не экспериментировать, то ни через сто, ни через тысячу лет само ничего не произойдет.
Вдобавок пока люди тянутся к звездам "летят искры" в виде технологий и прочих применений и развитий.
29.11.23 10:24
0 1

Телескопы это практическое применение?
29.11.23 07:58
0 1

Ложная дихотомия. Их всех ресурсов, которые направляются на всякую бессмысленную фигню вместо "обустройства шарика", космос и на один процент не потянет.
Вовсе не ложная. Космос при существующем развитии науки больше ничего дать не может. В практическом смысле. Мы уперлись в потолок. Можем только больше спутников запускать. Это полезно, да. Но это уже больше шестидесяти лет используется. Больше ничего. Все, что за пределами орбиты для сколько-либо практического использования - фантастика. Даже ненаучная.

В то время как косвенный выхлоп от него - огромен.
И обосновать сможешь?
28.11.23 20:07
3 0

Пока варп не изобретут так и будем на шарике сидеть. Поэтому его нужно обустраивать.
Ложная дихотомия. Их всех ресурсов, которые направляются на всякую бессмысленную фигню вместо "обустройства шарика", космос и на один процент не потянет. В то время как косвенный выхлоп от него - огромен.
28.11.23 19:20
0 2

Ты препутал практически все. В шестидесятых после первых запусков как раз сильны были настроения, что вот сейчас, лет через пятьдесят мы Солнечную систему освоим, базы на Луне, Марсе построим. Но реальность оказалась суровой и отрезвляющей. Орбита - это все что человечество на данный момент может практически использовать. Даже Луна не светит. Пока варп не изобретут так и будем на шарике сидеть. Поэтому его нужно обустраивать.
28.11.23 18:28
0 0

Что интересно, потомки тех, кто в 60-х годах говорил: "Ну какие нафиг ракеты, какие космические станции? Мы в отдельно взятой стране коммунизм все еще не можем построить, у Манохина на объекте трубы лопнули, а в Америке негров линчуют!" - сегодня с удовольствием пользуются GPS, спутниковым ТВ и интернетом.
А 500 лет назад Колумбу тоже наверное многие говорили: "Ну какая нафиг Индия на западе, когда она на востоке? Да нет там ничего, только край земли, люди с песьими головами, адъ и погибель". Однако, открытая им Америка вполне себе пригодилась.
28.11.23 16:32
1 10

Мне кажется, это именно "эксперимент", то есть, мероприятие, допускающее как успех, так и неудачу.
28.11.23 15:41
1 8

Вместо всего трудозатратного разнообразия растений, злаков и овощей надо было выращивать что под этими куполами, что на Марсе одну лишь простую картошку - да, это банально, тривиально, зато надежно - это вам любой ирлан... беларус подтвердит))
28.11.23 14:24
1 5

Мэтт Дэймон одобряет!
04.01.24 10:12
0 0

Хорошо что томаты там не росли.
29.11.23 08:00
0 0

ирлан... беларус
Белорус. Слов беларус и беларуский нет в русском языке.

А что, русс... россияне картошку есть перестали? 🙄
28.11.23 16:45
4 2

>суп из картофельных листьев, как-то приготовленный одним из участников эксперимента, остальные вспоминали еще долго
28.11.23 15:19
0 0

Я не понимаю всех этих марсианских поселений именно из-за того, что даже на Земле не удаётся создание такой замкнутой экосистемы, в которой группа людей могла бы выжить долгое время.

А как они планируют выживать на Марсе, если даже на Земле такие эксперименты как "Биосфера 2" не удаются из-за кучи проблем, начиная с кислорода, тараканов и заканчивая психологическими проблемами участников?
28.11.23 13:53
0 1

Нет возможности спасти товарища? Бросим умирать. (см. любое восхождение на Эверест).
И тем не менее, желающих подняться на Эверест все не убывает.
01.12.23 13:51
0 0

Сто человек на Луне и нафиг не нужны. Три смены по восемь человек максимум.
Мы же, если верить Маску, на Марсе строить колонию собираемся? Тогда нужно думать о 100-200-300 человек. Луна - это испытательный полигон для технологий и всего-всего. На Луну проще доставить груз, запасы и, если что, вернуть всех взад.

Если уж на то пошло, то на Луну вообще нужно высаживать роботов, которыми за счет минимальной задержки можно будет управлять с Земли практически рилтайм, и пусть они там строят все, что надо.

---

Что касается количества переселенцев. Journal of the British Interplanetary Society (пдф - тыц) посчитали сколько минимально членов экипажа понадобится для обитаемого полета к ближайшей звезде. Получилось 98.

В принципе для колонии нужно исходить из этих же цифр. Только ввиду того, что пока завезут все материалы и пока не будут построены все заводы по добыче и переработке ресурсов, я бы рассматривал чуть большее количество. Так что 200-300, наверное надо отталкиваться от этих цифр.
30.11.23 01:47
0 0

Прекрасно понимая, что если не вернутся, то всем трындец без вариантов.
Это другое. (с) Одно дело борьба за выживание, когда на первом месте инстинкт самосохранения, другое - ежедневная рутина, без перспектив и надежд. И не на пару месяцев, а на пару лет, пару десятков лет. Тот же Марс, если строить там колонию, пока не обзаведется собственным космодромом, ракетами и топливом для возврата на Землю - это тебе не льдина.

Ну и насчет выживания. Тут перестают действовать обычные правила, такое не смоделируешь. Надо есть человечину? Будем. (см. рейс FH-227 в Андах). Нет возможности спасти товарища? Бросим умирать. (см. любое восхождение на Эверест). И так далее.
30.11.23 01:35
0 0

просто доставить на Луну запас кислорода и воды на 100 человек на 1 год - это уже неподъемная по сложности задача сейчас.
Сто человек на Луне и нафиг не нужны. Три смены по восемь человек максимум.
30.11.23 00:35
0 0

олько это очень большая и принципиальная разница - двигаться, совершать работу, достигать цели. И торчать на одном месте. Безвылазно.
У той же экспедиции Шеклтона был период, когда они несколько месяцев безвылазно торчали на одном месте и ждали, раздавит их судно льдами или не раздавит. (Spoiler: раздавило.) И потом еще большая часть экспедиции еще несколько месяцев безвылазно торчала на одном месте и ждала, вернутся люди, отправленные за подмогой на шлюпке (!) зимой (!) по Антарктике за несколько тысяч (!) миль или не вернутся. Прекрасно понимая, что если не вернутся, то всем трындец без вариантов. Тяжело. Но справились.
29.11.23 20:09
0 1

Я не понимаю всех этих марсианских поселений именно из-за того, что даже на Земле не удаётся создание такой замкнутой экосистемы, в которой группа людей могла бы выжить долгое время.
Сколько угодно замкнутых на себя плёмён по джунглям. Другое дело что всё, чем они при этом пользуются - невозможно с собой унести. Но на своих местах они существуют довольно долго.

Тоже посмотрел вчера, больше похоже на культ со сверхценной идеей, чем на просто ценный (продуманный и стоящий усилий) научный эксперимент.
Ага. Начиналось всё с идеи "мы наш, мы новый мир построим!", потом нашли миллиардера, который вложил в это бабло. Потом раскрутили в прессе, нашли добровольцев. Наука там если и была, то только в таких деталях, как подбор растений в экосферы, но не во всём проекте целиком. В целом научного подхода не было.
29.11.23 11:56
0 1

Тоже посмотрел вчера, больше похоже на культ со сверхценной идеей, чем на просто ценный (продуманный и стоящий усилий) научный эксперимент.
29.11.23 10:54
0 2

Просто американским хиппи не хватало именно научного подхода: накидали сорняков в навоз, насажали пальм и думали, что система сама замкнется в достаточно большом пространстве
Вчера посмотрел этот фильм про Биосферу-2. И у меня тоже сложилось такое впечатление, что им не хватало именно научного подхода. Проект создавался на энтузиазме, науку начали привлекать тогда, когда начались проблемы.
29.11.23 09:53
0 3

Так может и замкнулась бы, не надо было самим лезть. Только наблюдать.
29.11.23 08:05
0 1

В 70-х? 180 дней?
1967-68.
1 год.
(Книга «Год в „Звездолёте“»)
29.11.23 04:59
0 2

Один из самых ярких примеров
Ну и сейчас люди на Эверест ходят, там тоже со спасением неважно. Только это очень большая и принципиальная разница - двигаться, совершать работу, достигать цели. И торчать на одном месте. Безвылазно. Психологически тяжело.

Более близкий аналог - МКС, если уж на то пошло.
28.11.23 19:22
0 1

Тут же не то что в Антарктиде - чуть что случилось, можно спасти.
Но при этом люди отправлялись в длительные экспедиции в Антарктиду задолго до того, как их стало можно спасти, если вдруг что-то случится. Один из самых ярких примеров - экспедиция Шеклтона 1914 года.
28.11.23 19:15
0 0

колония под куполом в центре Антарктиды
Не согласен. Тут все упрется именно в общий вес конструкций, оборудования и источников воды/еды/тепла/энергии. Ведь просто доставить на Луну запас кислорода и воды на 100 человек на 1 год - это уже неподъемная по сложности задача сейчас.

Тут же не то что в Антарктиде - чуть что случилось, можно спасти. Тут всего надо строить и везти с трехкратным запасом.

И с психологией тоже не все понятно, это чтобы реалистично было - нужно под воду засовывать поселенцев с обязательным отсутствием экстренной помощи в любом виде.

И с полным отсутствием юрисдикций любого государства: хочешь поубивать всех на станции - пожалуйста. Хочешь всех баб себе забрать в гарем - нет вопросов, право сильного. Хочешь самоубиться путем открытия шлюзов - нет препятствий. Полный карт-бланш на самосуд, анархию или деспотию.
28.11.23 18:03
0 0

Почему следующий? Первый.
Ну нет. На условной Луне эксперименты такого рода ставить дороговато выйдет не только в смысле доставки. Всё равно сначала это всё надо на Земле обкатывать, в условиях, приближённых к... И вот если колония под куполом в центре Антарктиды выживет и колонисты друг друга не поубивают, вот тогда уже можно считать потребное количество ракето-пусков.
28.11.23 17:55
0 2

Вот как это всё довезти хотя-бы до Луны - следующий вопрос.
Почему следующий? Первый. Известна грузоподъемность самых крупных ракет на данный момент. Известно, сколько груза можно ими доставить на НОО, сколько на Луну, сколько на Марс. Можно даже посчитать требуемое суммарное количество груза в зависимости от целей и конфигурации - на 10 человек, на 100, на 1000.

Поделить одно на другое и когда необходимое количество успешных запусков и прилунений/примарсенй перевалит за несколько тысяч, можно будет спокойно сказать - анрил.
28.11.23 17:33
0 1

В СССР в 70-х годах проводили эксперемент "БИОС-3". Без такого пафоса как в "Биосфере", строго практичный научный подход по замкнутой системе, выращивание только специально выведенных с/х культур, водоросли вырабатывали кислород и поглощали углекислый газ. И все это в сравнительно небольшом герметичном помещении размерами 14 × 9 × 2,5 кв. м., расчитанном на "экипаж" до 3-х человек. Из серии экспериментов самый длительный был 180 дней. Удалось достичь полного замыкания системы по газу и воде, и до 80 % потребностей экипажа в пище.
Были запланированы последующие эксперименты, но во время перестройки их отменили и проект законсервировали.

Если бы эксперименты были продолжены, то мне кажется вполне удалось бы построить полностью замкнутую систему, кроме источника электричества, разумеется.
Просто американским хиппи не хватало именно научного подхода: накидали сорняков в навоз, насажали пальм и думали, что система сама замкнется в достаточно большом пространстве, но, как говорится, отрицательный результат - тоже результат)
28.11.23 15:42
4 7

Еще быстрее все сожрет простейший грибок, или плесень.
28.11.23 15:07
0 2

Вопрос масштаба, имхо. Если группа будет человек 500+, с соответствующей площадью с/х купола (с автоматизацией и оптимизацией, гидропоника, лампы для роста, вот это вот всё), с системами производства кислорода и утилизации углекислого газа, и ядерным реактором, чтобы всё это запустить - возможно, что и получится.
Что-то я сомневаюсь...
Мне кажется что в большом масштабе прежде чем всё это там на месте удастся наладить и настроить, то всё уже сожрут условные тараканы, которые быстро размножатся. Т.е. казалось бы незначительная деталь быстро станет глобальной проблемой.
28.11.23 14:42
0 1

Залог успеха будущего поселения на Марсе - переселенцы из Газы))
28.11.23 14:18
5 2

А как они планируют выживать на Марсе, если даже на Земле такие эксперименты как "Биосфера 2" не удаются из-за кучи проблем, начиная с кислорода, тараканов и заканчивая психологическими проблемами участников?
Вопрос масштаба, имхо. Если группа будет человек 500+, с соответствующей площадью с/х купола (с автоматизацией и оптимизацией, гидропоника, лампы для роста, вот это вот всё), с системами производства кислорода и утилизации углекислого газа, и ядерным реактором, чтобы всё это запустить - возможно, что и получится. Вот как это всё довезти хотя-бы до Луны - следующий вопрос.
28.11.23 14:11
0 5

Далее появилась намного более серьезная проблема. В почве размножились бактерии, потребляющие кислород, и в "Биосфере 2" стал ощущаться серьезный недостаток кислорода.
Нет. Изотопный анализ показал, что углекислый газ вступал в реакцию с бетонными конструкциями в ходе карбонатизации, что приводило к фиксации и кислорода, и углекислого газа. Это объяснило загадку, почему падение уровня кислорода не вело к пропорциональному росту концентрации углекислого газа.

Severing Haus, Jeffrey P; Broecker, Wallace S; Dempster, William F; McCallum, Taber; Wahlen, Martin (1994). "Oxygen loss in biosphere 2". Eos, Transactions American Geophysical Union.
28.11.23 12:30
0 15

На втором этапе эксперимента так и сделали.
29.11.23 08:50
0 1

Ну бетон можно было чем нибудь покрыть.
29.11.23 08:07
0 0

А они вообще как-то считали экосистему? Или каждой твари по паре и вся наука?
28.11.23 12:05
0 1

Но растения на Земле как-то справляются.
На Земле их несколько больше, чем под тем куполом. Плюс водоросли и прочая.
29.11.23 19:18
0 0

Как дыхательная активность всего лишь 8 людей могла превосходить производительность фотосинтеза от хреновой кучи растений во всех биомах и с/х плантациях?
1. Низкая освещенность (пасмурно, стекло часть света не пропускает, на стекле конденсат).
2. Ночью растения не фотосинтезируют, а наоборот, кушают кислород.
3. Проект стартовал с меньшим количеством зеленой биомассы, чем наросло потом.
4. Когда наросло и уровень углекислого газа стабилизировался (весьма высокий), производительность биосферы на единицу площади в 5 раз превышала урожайность наиболее плодоносных регионов Земли.
28.11.23 20:50
0 1

И что? Вне купола тоже есть бактерии. Но растения на Земле как-то справляются.
Источником основной части кислорода на Земле являются не всякие «леса — лёгкие планеты», а болота и водоросли.
28.11.23 20:24
0 1

Бактерии тоже дышат.
Да и сами растения (сюрприз) тоже.
28.11.23 20:23
0 0

Бактерии тоже дышат.
И что? Вне купола тоже есть бактерии. Но растения на Земле как-то справляются.
28.11.23 20:02
0 0

дыхательная активность всего лишь 8 людей
Бактерии тоже дышат.
28.11.23 19:09
0 0

Наоборот. Дыхательная активность превосходила исходную производительность фотосинтеза.
Как дыхательная активность всего лишь 8 людей могла превосходить производительность фотосинтеза от хреновой кучи растений во всех биомах и с/х плантациях?
28.11.23 17:49
0 0

Эксперимент явно показал, что выдоха восьми человек для полноценного роста и развития растений и плодов недостаточно.
Наоборот. Дыхательная активность превосходила исходную производительность фотосинтеза.

Стесняюсь спросить, а из чего собсна? Откуда кто размножится? На какой кормовой базе? Эксперимент явно показал, что выдоха восьми человек для полноценного роста и развития растений и плодов недостаточно. Да и не должно быть достаточно! Мы лишь часть из поглощенного углерода выдыхаем в виде углекислого газа, но большая часть выходит ...другими путями. Поэтому сама идея сделать замкнутый купол и жить там не более чем наивная фантазия не очень умных и очень непрактичных людей. Поэтому только численность фантазеров там и могла сократится, жизнь предпочитает практиков.

Природа все сбалансирует. Кого мало - размножатся, а кого слишком много - сократят численность.
28.11.23 12:56
1 1

Крупная проблема большинства "проектов по единению с природой" в том, что более-менее ручное и маломасштабное с/х, равно как и "добыча еды охотой и собирательством", существенно труднее ожидаемого даже "поработавшим на ранчо" здоровым молодым мужчиной (да, да, маккэндлс). Требует много труда, разводятся паразиты, болезни, какие-то не особо предсказуемые дисбалансы и т.п.

Причем в нашем общем грешном мире существует много узкоспециальных затей, а-ля "занялся разведением породистых лошадей", или то же вино, которые работают. НО. Надо понимать, в основе - все равно экономика, в которой ты можешь очень задешево купить крупнопромышленным способом выращенного зерна и базовых овощей.
Даже если ни ты, ни я это зерно не едим, а едим твои овощи без пестицидов и мои фри ренж курочки, где-то у нас себестоимость опирается на то, грубо говоря, что наемный за минималку надсмотрщик над тем фри ренжем кушает хлеб и картошку из супермаркета. Котоыре см. выше.

Когда натур хозяйством пытаются заниматься "честно в отрыве" от оной халявы - начинаюся серьезные проблемы, в нехорошем жанре "калорий не хватает".
Забегая вперед, я не про экономику денег, я про экономику калорий, её не обхитришь обменным курсом. Даже легендарный "трудоёмкостью" рис, очевидно, растят люди, которые кушают. А он за гроши в магазинах. То есть каждый работник на выращивании риса генерирует намного больше калорий, чем нужно ему и его семье.

В то время как традиционное сельское хозяйство, если обернуться, было едва-едва калорийно достаточно. До совсем недавнего времени общее число людей, НЕ занятых в с/х - всевозможных помещиков, лордов, горожан, карьерных солдат и т.п. - было существенно меньше сельхозработников.

Я не слышал об экспериментах - хоть бы просто коммун, без куполов - где начинали с этого фундамента. С крупной автоматизированной фермы, которая бы с минимумом забот и усилий вываливала калорийную норму хоть в чем разумно съедобном. И уже даааальше там сортовые помидорчики и прочие радости.
28.11.23 11:59
0 13

Просчитались с площадью под посев, делов-то.
Ну да, всё же так просто... Раз не хватало еды- значит надо увеличить площадь посевов, ага.
А при той площади посевов там люди уже изнемогали от с/х работы.

Вся история с/х говорит нам, что чтобы увеличить урожайность, то просто увеличить площадь посевов недостаточно. Тут надо и увеличение механизации, и использование химикатов, и высадка современных культур и т.д. А не просто "надо больше земли".
02.12.23 18:57
0 1

ещё в 00ые - начало 10х пошла в массы мода на всякое зеленое-натуральное-"изсадика". Куча хипстиров, вооруженных вот этим вот "современные культивары же урожайные" поперла делать мини-фермы. Я наблюдал, читал их собственные отчеты, любовался.Выводы - выше.
блин... уже с десяток лет отговариваю родителей садить хотя бы картошку на даче... уже все аргументы приводил, экономические итд... 4 человека с высшим образованием тратят 3 рабочих дня за лето... в итоге накапываем 2-3 куля стоимостью осенью 400-500 руб каждый
когда все споры исчерпались у мамы остается последний убийственный аргумент - своя картошка вкуснее!
01.12.23 19:16
0 2

либо те же люди тратят больше калорий, либо ещё людей.
Да, но зависимость нелинейная. Иначе мы бы с вами сейчас не у компьютеров сидели, а землю пахали, как в XVIII веке.

Куча хипстиров, вооруженных вот этим вот "современные культивары же урожайные" поперла делать мини-фермы.

Басня "Мартышка и очки" учит нас, что очки пока еще недостаточно хороши. 😄

я про то и написал. "просчитались с площадью под посев" = надо было больше, значит, БОЛЬШЕ РАБОТЫ. либо те же люди тратят больше калорий, либо ещё людей. И то и то - ещё еды.
это не спираль смерти в чистом виде, она балансируется в конце концов. Просто совершенно не так вот с кондачка, залезли под купол, навыращивали.

ещё в 00ые - начало 10х пошла в массы мода на всякое зеленое-натуральное-"изсадика". Куча хипстиров, вооруженных вот этим вот "современные культивары же урожайные" поперла делать мини-фермы.
Я наблюдал, читал их собственные отчеты, любовался.
Выводы - выше.

не даром все классические базары о сельском хозяйстве, всякие американские ранчо, и т.п. - о земле. Её нужно много, иначе не очень работает.

И всё равно они там сами себя не смогли прокормить.
Просчитались с площадью под посев, делов-то. Для того и эксперимент.
29.11.23 19:13
0 0

Справедливости ради, урожайность соверменных сельхозкультур на один-два порядка превышает то, с чем приходилось возиться в Средневековье. Просто за счет нескольких веков селекционной работы.
Их же под купол не в Средневековье помещали, а в наше время, с нашими сельхозкультурами. И всё равно они там сами себя не смогли прокормить.
28.11.23 20:07
0 0

До совсем недавнего времени общее число людей, НЕ занятых в с/х - всевозможных помещиков, лордов, горожан, карьерных солдат и т.п. - было существенно меньше сельхозработников.
Справедливости ради, урожайность соверменных сельхозкультур на один-два порядка превышает то, с чем приходилось возиться в Средневековье. Просто за счет нескольких веков селекционной работы. И вроде бы никто не говорит, что нужно все это выбросить и снова выращивать культивары XIII века, "иначе нечестно".

Хотя для настоящего прорыва, конечно, все еще крайне желателен 3D-принтер, способный напечатать свою точную копию.

То есть, по энергии система не замкнута изначально.
Конечно не замкнута. Там у них был энергоцентр, работающий на природном газе, который (понятное дело) подавался извне.
Ну и машины должны работать на каком-то виде энергии, которая тоже должна откуда-то браться.
28.11.23 13:38
0 0

Теоретически, в биосфере могут и должны быть машины, облегчающие ручной труд, это логично. То есть, по энергии система не замкнута изначально.

ранчо "Синергия", названную
Вопрос к испаноязычным. Какого рода "ранчо"? Я думал среднего.
28.11.23 11:06
0 0

Явно, говоришь.
"Синергия", названную так в честь концепции архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера.
То есть синергию назвали так в честь концепции.
Ну, продолжай.
28.11.23 17:23
0 1

среднего
- конечно, не мужского же, как и море, поле, кофе, кафе,
а вот "названную" явно относилось к "Синергия", которая женского рода))
28.11.23 15:11
1 0

Согласно нашей испанской грмтк все просто
ранчо - мужского рода
ранча - женского рода
28.11.23 11:52
0 4

"Санчо" точно "он" (см. "Санчо Панса")
Может, и с "ранчо" так же?
28.11.23 11:34
0 1

В испанском нет среднего рода. El rancho (мужской род). А в русском используют средний, в то время как проверять и корректировать машинный перевод кое-кому, к сожалению, лень...
28.11.23 11:23
0 8

С таким расовым разнообразием и прочей инклюзивностью у них ничего и не могло получиться!
28.11.23 10:58
3 1

Вспоминается движение "Анастасиевцев", которое было в России с нулевые годы.
Есть серия довольно бредовых книг Владимира Мегре про Анастасию. Там суть в том, что надо уходить в природу, организовывать поселение, каждому по гектару земли и жить там комунной в единении с природой.
И у этой идеи нашлось много поклонников, которые организовывали подобные поселения.

Это конечно намного более низкий и не очень сравнимый уровень по сравнению с "Биосферой 2". И насколько я знаю, там тоже вся эта идея жизни обособленной комунной провалилась. По большей мере из-за возникновения кучи психологических проблем между участниками.
28.11.23 10:38
0 5

Мегрэ ещё жив, пережил Юрия Мороза, и, кажется, примкнул к путинистам...
28.11.23 15:47
0 0

кедрозвоны это никаким местом к науке не относится, классическая секта и ничто другое
и они до сих пор существуют, да уже и не только в России....
28.11.23 13:09
0 5

Я как-то наткнулся на сайт с несколькими подобными документалками, американские "хиппиобразные" очень любили создавать разные экспериментальные self-sustainable ("самоддерживающиеся"?) системы жилья именно в пустынях, обычно - "из говна и палок", всяческого мусора. "Набив руку" на собственных жилищах, некоторые из них путешествовали в места, только что разрушенные стихийным бедствиям, и помогали местным быстро построить новые, полу-временные, но подходящие для нормального жилья и более стойкие к стихии жилища.

Советую интересный документальный фильм Garbage Warrior, ещё помню фильм Bullshit, где (незнакомое мне в английском языке) понятие "из говна и палок" воспринималось довольно буквально.
28.11.23 10:13
0 6

"Из говна и палок" называется "саманная технология", Adobe 😄
29.11.23 05:05
0 1

Вы меня, старика, простите; я понимаю, что наиболее ценной стадией любого эксперимента является первая, где набиваются шишки о самые, казалось бы, элементарные и предсказуемые вещи. Но в памяти при прочтении сами собой всплывали "турбины для добычи электричества в реке" и прочий жыр из этого забытого, но бессмертного поста:

ru-chp.livejournal.com
28.11.23 10:13
1 5

Какой жыр.
И написал-то кто, ажно целый Лосяра!
Помню его по ру_авто, знатный был писатель (без подъебки).
28.11.23 12:38
0 0

Делать варенье? Собрав сахарный тостник и не менее сахарную свеклу? Или как?

Турбина в речке, кстати реальна, есть проекты малых ГЭС, буквально из канализационных труб.
28.11.23 12:13
0 0

Присоединяюсь к джентельменам ниже - судьба многих исследовательских экспериментов - провалиться, и в этом их ценность и смысл - найти как можно больше точек, где что-нибудь сломается.
Другой вопрос, что в этом случае организаторы этого не понимали и поторопились с идеями и мечтами.
28.11.23 10:02
0 5

Другой вопрос, что в этом случае организаторы этого не понимали и поторопились с идеями и мечтами.
Думаю, они это понимали, просто не говорили открыто журналистам.
28.11.23 11:47
0 2

"Провалившийся эксперимент" и "серъёзное достижение" друг-другу не противоречят. Вообще в науке аргументированный отказ от какой-либо теории или концепции - это уже научное достижение. Значит мы точно выяснили, что дела обстоят не так, как предполагалось в данной теории. Так и тут - эксперимент провалился, но научных данных было получено множество.
28.11.23 10:01
0 26

А теперь, говорят, 70% экспериментов дают результаты, нужные тем, кто финансирует 🤷🏼‍♂️🤷🏿‍♂️👽
29.11.23 05:07
1 0

В аспирантуре директор института на первом же брифинге новых аспирантов сказал: "примите как данность, что 95% ваших экспериментов не сработает". Не обманул фашист (с).
28.11.23 11:46
0 9

В каком-то смысле первая экспедиция - это классический исследовательский проект. Пробуем что-то сделать, если не получается с первой попытки, чиним изолентой, после чего пытаемся продолжить. В итоге к окончанию проекта - есть гораздо лучшее понимание, как подобные вещи надо организовывать.
Да, это не будет соответствовать строгим критериям научного эксперимента, но пока нет понимания, как его проводить - он всё равно не получится.
28.11.23 09:49
1 14

В США от учёных ждут вау эффекта
Я думаю, везде так.

в реальном мире приходится переделывать крылья на самолёте прямо в процессе полёта
Лучше и не скажешь. 👍
28.11.23 18:41
1 0

Как по мне - это типичное шапкозакидательство, присущее всем людям, особенно увлеченным идеей.
напомнило Фейнмана, его позвали в два университета. Оба прислали проспекты с фотографиями из лабораторий. В одном был аккуратная установка, в другом наполовину разобранная. Естественно он выбрал вторую - потому что именно там шла работа.

Что мешало делать эксперименты постепенно - 3 месяца, полгода, год и так далее, чтобы более длительные сроки были подкреплены исправлением мелких недочетов и детских болезней.
Отсутствие денег, смею предположить? В США от учёных ждут вау эффекта, иначе второго раунда финансирования может и не быть. Поэтому лучше делать всё по шажочкам, но в реальном мире приходится переделывать крылья на самолёте прямо в процессе полёта.
28.11.23 18:36
2 2

Да, это не будет соответствовать строгим критериям научного эксперимента
Как по мне - это типичное шапкозакидательство, присущее всем людям, особенно увлеченным идеей.

Что мешало делать эксперименты постепенно - 3 месяца, полгода, год и так далее, чтобы более длительные сроки были подкреплены исправлением мелких недочетов и детских болезней.

А так то тут вон один товарищ предлагает сразу колонию на Марсе. С очевидным результатом, на мой взгляд.
28.11.23 17:09
1 3

Помимо всяких докачек ресурсов, за скобками оказался психический фактор - если бы люди не знали, что в любой момент можно выйти, а помощь если что прилетит через полгода, отношения были бы в разы напряжённее. Особенно при решении всяких проблем типа утечек кислорода.
28.11.23 09:41
0 10

Очень интересно.
Мы тоже в это играли в 1967 году. Не в таких масштабах -- три человека на год, но тоже очень интересно.
См. Андрей Божко - "Год в Звездолете" -одна из моих любимых детских книг.
28.11.23 09:36
0 0

Не то. Там- просто изоляция, здесь - попытка построить самодостаточную систему.
29.11.23 16:22
0 0

Прямо вспомнил запах районной библиотеки))

В любом случае, это большой достижение. И я бы примкнул к той группе - которая за научные эксперименты. На самом деле - прогресс же состоит из проб и ошибок, и если в какой-то момент стало понятно - что вот-тут накосячили, то зачем дальше "играть в игры" и "жрать кактус", ждать когда эксперимент закончится, если можно внести коррективы и сэкономить время и силы для будущих марсианских колоний 😄
28.11.23 09:31
0 26

бактерии в грунте, лишенные испепеляющей солнечной радиации, начнут активно развиваться и поглощать кислород
А еще они забыли о космической радиации.

Будушие покорители Марса -

Сэкономить силы для будущих колоний? Да как нечего делать! Короче, дело такое: плотность солнечного излучения на поверхности Марса не позволит земным растениям адсорбировать углекислый газ и расти, а бактерии в грунте, лишенные испепеляющей солнечной радиации, начнут активно развиваться и поглощать кислород. Под куполом это произошло из-за купола, он преломлял и отражал свет, а на Марсе все дело в дистанции до Солнца. И если из-под купола можно выползти из последних сил на свежий воздух к ближайшему магазину с едой, то с Марса выдачи не будет. Будушие покорители Марса - не герои, а смертники.

В тетрадочку записали
И изолировать бетонные конструкции, чтобы они не связывали кислород и углекислый газ.
28.11.23 12:33
0 2

Так собственно коррективы и были внесены. В тетрадочку записали:
"Также взять с собой на Марс:
1) запас кислорода для закачки в купол в количестве...
2) комплектующие для компьютера ...
3) цветную пленку побольше (уже неактуально)
Увеличить площадь сельхозугодий, чтобы не было голода на X%".
Особого смысла прерывать эксперимент не было.
28.11.23 09:57
3 6