- Режиссер:
- Григорий Константинопольский
Довольно именитый режиссер видеоклипов Гриша Константинопольский (он получил приз "Поколение-97" за клип "Вовочка") снял стебовую пародию на феллиниевские "Восемь с половиной", перенеся действие в кинематографический мир современной России, где проблемы творческих исканий, стоявшие перед героем фильма Феллини, на современном уровне сводятся до прозаического: "Где бы достать бабок"...>
Гера Кремов (Иван Охлобыстин) - модный режиссер рекламных роликов. В настоящее время он занят съемками высокохудожественной серии шедевров на тему "Жувачка Баблгам - лучший друг индейца". Разумеется, Кремов (напрашиваются отчетливые аналогии с Грымовым) обладает всеми атрибутами модного рекламного режиссера: разрисован бодиартовскими татуировками, с правой стороны головы носит кокетливый локон, аналоги которого в свое время были очень модными у колхозных трактористов, непрерывно квасит дорогой вискарь, периодически засыпая то ли от перепоя, то ли от некоторой утомленности творческим процессом, и соблазняет старлеток, обещая им главную роль в клипах. При этом во хмелю в буйство не впадает, а наоборот - очень жеманен, манерен и в то же время - забавен.
Как и любой режиссер видео- и рекламных клипов, считает себя Феллини, Антониони, Вазисубани и Муссолини в одном флаконе. Совершенно уверен, что если бы ему откуда-нибудь с неба свалилось сколько-нибудь немножечко денежек на БОЛЬШОЕ кино (имеется в виду - обычная полнометражка), то он бы снял... Он бы снял... ОН БЫ СНЯЛ... ГАМЛЕТА! Не меньше! А, может, даже, и ОФЕЛИЮ! Причем без Гамлета! Потому что он - режиссер ищущий и современный, поэтому имеет право на творческий поиск и непокой.
Впрочем, бабульков на большое кино пока никто не дает, поэтому Кремов снимает свой бубльгумлучшийдругиндейца, похрапывая на своем режиссерском кресле и просыпаясь только для того, чтобы трахнуть очередную претендентку на роль главной индейки в ролике.
Но внезапно события в жизни Кремова начинают развиваться бурными темпами. Как-то раз режиссер зашел в казино, чтобы некоторым образом развеять свой мятежный дух, пропитанный миазмами вискаря, как вдруг в прокуренной полутьме этого гнезда азарта он увидел ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ! Девушку по имени Матильда (Олеся Поташинская)! Правда, протерев глаза, Гера понял, что это вовсе не ангел, а наоборот - типа падруга крутого бандюка Федора (Федор Бондарчук), который обращается с ней, как с игрушкой, щипает Матильду за ляжку и называет девушку "крысой". Но Федора внезапно вызывают на разборку, и находящийся в состоянии сильной алкогольной интоксикации Гера все-таки знакомится с Матильдой, пускает в ход свою коронную фразу: "Ну что, пятьсот баксов и едем ко мне домой?", чуть не получает по роже, но все-таки завоевывает (с помощью удачного выигрыша) благосклонность Моти, каковую благосклонность она ему проявляет прямо в машине.
Внезапно звонит Федор, который возвращается с разборки домой (к сожалению, живой и здоровый), поэтому Матильде нужно срочно возвращаться к своему хахалю, так что мимолетная любовь Геры с Мотей в автомобиле даже не получила логического завершения.
Но Гера - это вам не просто так какой-нибудь режиссеришко! Он - РЕЖИССЕР с большой буквы "В" (виски), поэтому в его грудях вспыхивает бурное, но очень яркое чувство к Матильде. Невзирая на опасности, наш герой взбирается на балкон особняка, в котором живут Федя с Мотей, и разыгрывается классическая сцена на балконе, потому что Гера спьяну перепутал Гамлета с Ромео и в состоянии коварно подбирающейся белой горячки даже заговорил стихами. Разумеется, Мотя тронута таким вниманием маститого режиссера, который, к тому же, рискует многими частями своего тела, если Федор вдруг увидит, что его телку на балконе хватает за лодыжки посторонний поц, поэтому обещает Гере свою девичью любовь в свободное от Федора время.
И вот тут у главных героев начинается такая любовь, по сравнению с которой Ромео с Джульеттой, Сара с Бернаром и Менделеев с Клапейроном - плюнуть и растереть! Гера даже бросает пить... виски и переходит на водку, чтобы быть ближе к своему народу в лице Матильды! Пара настолько увлекается своими чувствами, что Мотя даже знакомит Геру с Федей, несмотря на явную смертельную опасность такого мезальянса (честно говоря, я фиг знает, что именно означает это слово, но в текст его включаю, чтобы создать определенный колорит).
Однако Федя довольно благосклонно относится к появлению Геры на своем горизонте и даже заказывает у него видеоклип с песней, которую исполняет Матильда. Причем его расположение к Кремову доходит до того, что он даже слушает его разглагольствования о БОЛЬШОМ кино и даже благожелательно интересуется, помахивая растопыренными пальцами, сколько именно эта тряхомудия может стоить. Гера, не моргнув глазом, называет сумму в полмиллиона долларов, но, заметив начавшийся наливаться кровью глаз Федора, мигом скашивает сумму до трехсот тысяч.
Федор заявляет, что готов выложить триста тысяч баксов на искусство в лице его дорогой сучки Матильды и приглашает Геру с Тильдой в офис, где Кремову торжественно вручают триста тысяч в коробке из-под ксерокса.
Как будто, все складывается потрясающе удачно и, можно сказать, уже виднеется хэппи-энд? Да что вы! Это же самое начало фильма! Стану я вам пересказывать весь сюжет, чтобы его потом неинтересно было смотреть! Я вам рассказываю только о самой завязке сюжета, чтобы вы составили себе предварительное впечатление...
Так вот, вроде бы, все складывается удачно, однако внезапно вдруг обнаруживается, что Федор вовсе не собирается Кремову давать эти триста тысяч. Потому что он (как считаем мы с Бубликом - не без оснований) предполагает, что Кремов питает к Матильде совершенно неплатонические чувства ("Логично, - заявил Бублик. - Ведь Кремова зовут Гера, а не какой-то там Платон...", за что был ласково потрепан по уху и в подарок получил дырку от буб... тьфу, спинку от минтая), причем эти чувства совершенно неплатоническим образом уже несколько раз реализовал в различных положениях. "Ты хочешь трахнуть мою телку? - интеллигентно и ласково спрашивает Федор Кремова. - Так, может, лучше я тебя трахну?"
И вот тут Кремов понимает, что не только птичка Обломинго коснулась его своим чутким крылом, а вообще в жизни наступает новый этап, с момента которого нужно будет научиться жить более-менее полноценной жизнью без пары довольно важных составляющих частей его организма, потому что Федор может сейчас довольно бесцеремонно его этих частей организма лишить. Но - о чудо! - Федор забрасывает себе в рот фисташку (есть у него такая дурка - грызть фисташки), да так неудачно, что ею давится и немножечко даже умирает. Не то чтобы, конечно, вот уж так уж совсем умирает, однако через пару дней хоронить - будет в самый раз.
Счастливые Гера и Мотя отправляют Федю в морг, берут коробку с тремястами тысячами долларов, которые, по отныне бытующей легенде, Федор дал Гере на фильм, и немножечко отправляются в загул, во время которого Гера к ногам любимой женщины (это я о Моте) кидает то новенький Мерседес, то павлина из зоопарка, короче говоря, первые сто пятьдесят тысяч разлетелись в первую же ночь.
А пробуждение было ужасным. К счастливой паре явился брат усопшего Федора Степан (все тот же Федор Бондарчук), который наставлятельно (в смысле, наставив пистоль в лоб) требует свои триста тысяч буказоидов. Сто пятьдесят тысяч Гера возвращает, а остальные... На остальные он купил всякую съемочную аппаратуру и реквизиты, чтобы снимать фильм, врет он, не моргнув глазом. Степан, разумеется, всей этой лабуде о фильмах не верит ни на грамм, однако Гера прибегает к помощи именитого бандита по кличке Спартак (Владимир Меньшов), который является мужем его давней знакомой Ксении (Наталья Обманутая), и Степан соглашается подождать месяц, чтобы Гера мог снять фильм на несуществующие сто пятьдесят тысяч долларов.
А вот дальше и начинается самая круговерть сюжета. Ведь Гере надо не только снять фильм под бдительным оком Степана, но еще доснять ролики с индейцами и бубльгумом, продолжить любовь с Матильдой, несмотря на Степана, который ее давно тайно любит, не спиться, и заодно решить, что делать с предложением Спартака, который хочет вложить в его фильм миллион баксов с условием, что Кремов главной героиней сделает Ксению. Короче говоря, каша заваривается - я вас умоляю!
***
Когда я почитал, чего об этом фильме пишут критики, то слегка обалдел. Мало того, что в некоторых базах он отнесен к жанру "Триллер" (тогда "Винни Пух" - это социальная драма), но еще весьма забавно читать, что именно критики ухитряются выжимать из этой забавной поделки Константинопольского (весьма, кстати, удачной поделки, но об этом - чуть позже)... "Наш ответ Тарантино!" - заявляет один критик. "Трагедия творческого кризиса героя Феллини перенесена на жуткие реалии сегодняшней России", - вторит другой. "Константинопольский снял тусовочное кино, которое будет интересно только самой тусовке", - заявляет третий. "В фильме Константинопольского присутствует суровая правда жизни, от которой просто мороз по коже!" - говорит четвертый.
Кстати, некоторые из них не так уж и не правы. Конечно, это вовсе не "ответ Тарантино" (с какой стати они вообще приплели Тарантино?) и не "наш ответ ихнему Феллини", а просто стеб, представляющий собой, в общем-то, нанизанную на одну канву связку видеоклипов, однако ситуация, о которой рассказывается в фильме, при всей ее пародийности и гротескности - совершенно реальна и жизненна. Те, кто хоть какое-то отношение имеют к миру шоу-бизнеса, знают, что оно-таки так и есть. Ты можешь быть талантливым режиссером и бесконечно снимать рекламу тампаксов, можешь быть полным кретином, занимаясь тем же самым, но в какой-то момент появится некий "братан", который притащит чемодан бабулек и заявит что-то типа: "Хочу, бля, штобы моя крыса в блок, бля, бастере сиськами в виде Арфелии махала".
Впрочем, мы не будем далеко углубляться в философствования по поводу состояния дел в кинематографе и шоу-бизнесе, а вернемся все-таки к разговору об этой картине.
Кстати, первоначально этот фильм Константинопольский делал как малобюджетное кино на студии Горького, однако довольно быстро стало понятно, что Григорий не укладывается ни в бюджет, ни в запланированные сроки. Поэтому сначала нашли одних спонсоров и досняли определенную часть фильма, потому других, затем третьих... Короче говоря, фильм снимался аж два с половиной года. Кстати, Константинопольский этому был даже рад, потому что считал, что длительный период съемок благоприятно сказался на картине.
Некоторые критики упрекают Константинопольского в том, что он, дескать, нагнал в свой фильм своих друзей, многие из которых являются культовыми фигурами в кино и на эстраде (Пресняков-младший, Макаревич, Шура и так далее), чтобы, так сказать, зритель пошел на имена, уже не обращая внимания на сам фильм... Предположение, кстати, достаточно некорректное. Присутствие "культовых" фигур в бездарном фильме только подчеркивает убогость картины, а не скрывает ее. Поэтому приглашение известных личностей в картину - это со стороны Константинопольского вызов самому себе, а не попытка прикрыться звездами, как щитом. Надо сказать, что в моих глазах Константинопольский оправдался целиком и полностью. Все звезды отлично вплетаются в фильм и смотрятся совершенно на своем месте.
С другой стороны, еще раз подчеркиваю, что это вовсе не попытка подражания "8 1/2" Феллини. Это чистый стеб, клип, буффонада, не лишенная определенных недостатков. По некоторым моментам видно, что режиссер изначально задумывал одно, а в результате монтажа получилось совершенно другое... Кстати, сам Константинопольский и говорил, что когда снимали - казалось, что все получается просто великолепно, а когда сели монтировать, то оказалось, что фильм разваливается просто на глазах и его собрали с огромным трудом.
Но я не хочу говорить о недостатках, потому что, невзирая на них, фильм получился легкий, остроумный, веселый, динамичный и весьма оригинальный. Я его посмотрел с большим удовольствием, которое только усиливалась тем фактом, что в российском кинематографе уже очень давно почти не появляется ничего приличного. А если и появляется, то это, как правило, чей-то крупный совместный проект (за некоторыми, разумеется, исключениями, которые только подтверждают правило).
Главные герои - Кремов и Степан - просто блеск! Охлобыстин невероятно забавен и выглядит на протяжении всей роли просто шикарно, очень точно соответствуя создаваемому образу. Он очень забавно говорит (слегка грассируя), никогда не злится, не теряет присутствия духа, всегда очаровательно пьян (но не до синих крокодилов) и любую ситуацию пытается в своих затуманенных мозгах подогнать под рекламный ролик или видеоклип. Локон, черные очки и наколки - делают также образ весьма красочным чисто внешне. Самые потрясающие сцены - на балконе, когда он читает стихи и, конечно, концовка, где он признается в любви Матильде. Впрочем, она еще здорово сделана и с постановочной точки зрения.
Федор Бондарчук прекрасно играет обе роли (подавившегося Федора и его брата Степана), причем вовсе не выглядит модной фигурой, которого пригласили на роль только ради имени (как это, например, почти всегда бывает с Фоменко, когда его приглашают на какую-нибудь роль в кино или театр). Бондарчук в роли бандюка совсем не "пережимает", а играет очень точно и даже интеллигентно, если этот термин можно применить к роли бандита. Некоторые эпизоды с ним - просто шикарные, особенно беседа Степана с Матильдой на тему Кремова. Бондарчук там - просто бесподобен. Но эту сцену нет смысла пересказывать. Ее надо просто посмотреть.
Кстати, в фильме играет Наталья Андрейченко (Ксению, подругу Спартака). А я-то все думал, почему в титрах стоит какая-то Наталья Обманутая, хотя на вид - вылитая Андрейченко, которая, впрочем, говорит не своим голосом. Оказалось, что Андрейченко была чем-то сильно разочарована и даже отказалась ставить свое имя в титрах, и ее пришлось озвучивать другой актрисе.
Итак, мне понравилось. И весьма, потому что фильм я посмотрел с большим удовольствием. Даже если бы изрядно захиревший российский кинематограф выдавал приличные фильмы где-то раз в месяц (а до этого, увы, как до Луны), то я все равно бы сказал: "Мило. Очень мило. Не шедевр, но весьма и весьма". А уж в условиях, когда, покупая русский фильм, настраиваешься на очередную дурацкую поделку с хорошими актерами (актеры-то у нас, как раз, до сих пор хорошие, особенно старой школы... вот с режиссерами, а особенно сценаристами - бо-о-о-ольшая напряженка), а получаешь весьма симпатичную комедию, я, можно сказать, был весьма впечатлен.
Общая оценка, учитывая совокупность обстоятельств, твердая четверочка. Кое-где даже с плюсом. Уж больно хороши Охлобыстин и Бондарчук.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5- |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
очень забавно
вполне можно