Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Крэйг Гиллеспи
Отзыв кота Бублика
Хотела тройной аксель, а получила двойным тулупом по голове.
История жизни Тони Хардинг, рассказанная котом Бубликом
Тоня Хардинг - американская фигуристка, золотой призер Чемпионата США 1991 года, серебряный призер Чемпионата мира 1991 года, дважды золотой призер Гран-при Skate America, золотой призер Nation Cup 1990 года, золотой призер Олимпийского Фестиваля США, золотой призер Чемпионата США (аннулировано), также она получила приз газеты "Московские новости" в 1989 году.
Однако прославилась Тоня Хардинг вовсе не своими спортивными достижениями. В 1994 году на соперницу Тони Хардинг фигуристку Нэнси Керриган было совершенно нападение: некий Шейн Стэнт ударил Нэнси телескопической дубинкой с целью сломать ей ногу. Нэнси получила сильный ушиб и ей пришлось отказаться от участия в национальном первенстве. При этом Хардинг в том году выиграла чемпионат США.
Проведенное расследование показало, что к нападению были причастны бывший муж Тони Джефф Гиллоули и его друг Шаун Экардт.
Когда же выяснилось, что Тоня вроде как знала о готовящемся нападении, то разразился дикий скандал: Тоня попала на обложки Time и Newsweek, ее дом и ее тренировки осаждали толпы корреспондентов - в общем, шум стоял страшенный. Представители Ассоциации фигурного катания и всякие именитые фигуристы выражали недовольство тем, что СМИ интересуются вовсе не фигурным катанием как таковым, а связанным с ним скандалом, ну а публика с огромным удовольствием смотрела и слушала новости о "самой плохой девочке Америки".
Разумеется, подобный скандал не мог не стоить Тоне карьеры, да и тюремное заключение ей светило очень конкретно. От судебного преследования она спаслась, признав свою вину, а вот с фигурным катанием пришлось завязать навсегда: Ассоциация фигурного катания лишила Тоню титула чемпионки США 1994 года и пожизненно отстранила ее от участия в турнирах, проводящихся Ассоциацией. При этом фигуристка стала персоной нон грата и с ней отказались сотрудничать и всякие профессиональные турниры.
После этого Тоня стала принимать участие в профессиональном боксе, но никаких заметных достижений там не сделала.
***
История была весьма и весьма нашумевшая, я хорошо помню, что даже в России СМИ о ней писали очень много и имя Тони Хардинг, как злобной Мальвины фигурного катания, было известно даже тем, кто в этом виде спорта - ни ухом, ни тройным акселем.
Сценарий Стивена Роджерса по этой истории был написан довольно давно, но проект все никак не могли реализовать.
Наконец за постановку взялся режиссер Крэйг Гиллеспи, который до этого поставил неплохо принятый публикой комедийный хоррор "Ночь страха" и спортивную драму "Рука на миллион", которая была основана на реальных событиях.
"Тоня против всех" (оригинальное название переводится как "Я, Тоня", а первоначальное название у российских дистрибуторов звучало как "Ледяная стерва", но его решили заменить) построен в достаточно любопытном стиле смешения различных жанров: тут тебе и элементы черноюморной комедии, и псевдодокументалистики, и интервью с главными действующими лицами, и демонстрация спортивных состязаний.
Главные герои как бы дают интервью на камеру уже после произошедших событий, причем каждый из них интерпретирует события по-своему.
В сравнении с тем, что происходило на самом деле, режиссер слегка приукрашивает роль во всем этом самой Тони, однако он ее при этом как бы изучает и не старается выставить сильно лучше, чем она есть на самом деле. Что интересно, реальную Тоню Хардинг режиссерское видение ее жизни вполне устраивает: насколько я читал, она и консультировала съемочную группу, и самим фильмом осталась вполне довольна.
Несмотря на некоторую жанровую мешанину, у Гиллеспи, на мой взгляд, получился очень даже достойный фильм: динамичный, временами забавный и при этом не слишком похожий на стандартные спортивные фильмы и байопики из серии "Как тяжело он/она трудился/лась и как наконец добился/лась настоящего успеха". Нет, здесь о фигурном катании - не слишком много, здесь больше о жизни как таковой и о том, что самое страшное - это дурак с инициативой.
У Тони явно было очень несчастливое детство: отец много болел и рано ушел из семьи, мать Тони - женщина с деспотическим характером и явной склонностью к алкоголизму Тоню била, швырялась в нее предметами, унижала девочку и бесконечно попрекала всем и вся. При этом мать считала, что только такой метод воспитания позволит девочке добиться успехов в фигурном катании.
Во время выступлений с Тоней часто случались всякие инциденты: то шнурок на коньке развяжется, то она на соревнование опоздает. Также Тоня любила препираться с судьями и считала, что к ней относятся несправедливо - потому что она из бедной семьи, наряды для выступления шьет себе сама и подбирает музыку не в соответствии с общепринятым подходом в фигурном катании.
При этом с какой-то стороны это было правдой: Тоня каталась технично и была первой женщиной, выполнившей тройной аксель в короткой программе, первой женщиной, выполнившей два тройных акселя на одном соревновании, ну и первым человеком, выполнившим каскад с тройным акселем, однако обязательные элементы нередко выполняла небрежно и умела вызвать антипатию судей - судя по всему, она была редкостной оторвой, чему вполне способствовала и долбанутая мамаша, и муженек Джефф Гиллоули, который имел обыкновение выражать свои чувства путем рукоприкладства. Впрочем, Тоня ему спуска тоже не давала: она могла дать сдачи, да и выстрелить в буйного муженька. Так что они были той еще парочкой и это в картине показано довольно четко.
В истории с нападением на Нэнси Кэрриган до сих пор осталось много неясностей. Основные участники давали противоречивые показания, да еще и впоследствии их неоднократно меняли. Более или менее понятно одно: сначала эти два придурка - бывший муж Джефф Гиллоули и его долбанутый дружок Шаун Экардт, который совершенно серьезно считал себя "телохранителем" и "агентом секретной службы", а на деле представлял собой инфантильного толстячка, сидящего на шее у родителей - затеяли какую-то мутную историю с электронными письмами, в которых якобы Нэнси Кэрриган угрожала Тоне Хардинг, а потом у Экардта и вовсе слетела крыша и он затеял эту идиотскую историю с нападением.
Знала об этом Тоня или нет - доподлинно неизвестно. Сначала она утверждала, что вообще ничего не знала, потом говорила, что знала и собиралась сообщить в полицию, но бывший муж угрожал ее убить и все такое, поэтому она промолчала.
Вину она признала, чтобы не садиться в тюрьму, ну и о затеях бывшего муженька ей явно что-то было известно. В картине все свалили на Экардта, который действительно слегка сдвинутый, а вот как дело обстояло на самом деле - да кто его знает.
Карьеру Тоне это все сломало навсегда, а интерес к ее персоне немедленно пропал, когда О. Джей Симпсон, звезда Национальной футбольной лиги США, был обвинен в двойном убийстве бывшей жены и ее любовника. (Интересно то, что тогда адвокаты сумели его отмазать.) Впрочем, зато дело Тони Хардинг очень сильно подогрело интерес к фигурному катанию и этим воспользовались все причастные, кроме самой Тони.
Поучительная, в общем, история, в которой прослеживается нечто коэновское: у них также очень серьезные происшествия случаются из-за какого-то мелкого идиота, проявившего инициативу.
Марго Робби, сыгравшая саму Тоню, давно доказала, что она не просто красотка из "Волка с Уолл-стрит", а актриса яркая и харизматичная. Ее оторва Харли Куинн из "Отряда самоубийц" - это что-то с чем-то и, безусловно, главное украшение этой картины, представляющей собой, в общем-то, дурацкий кинокомикс. Но Марго Робби этот фильм просто спасла.
Тоню Хардинг она сыграла просто блестяще! Ледяная стерва с, в общем-то, несчастной судьбой, неукротимой волей к победе и склонностью связываться с плохими парнями. Да и сама она при такой мамаше никакой девочкой-припевочкой ни разу не была: если ребенку с детства целенаправленно портят психику, то ничего хорошего из этого, как правило, получиться не может.
И ее, с одной стороны, жалко, а с другой - то, что с ней произошло, в конце концов, было вполне закономерно.
Марго Робби до съемок поигрывала в хоккей, но опыта в фигурном катании у нее не было никакого и Марго прошла очень серьезную подготовку с профессиональной фигуристкой Сарой Кавахарой, чтобы уверенно выглядеть в тех эпизодах, где снимали именно ее. В каких-то обзорах пишут, что она сама выполняла те трюки, которые показаны в картине, но это полная чушь: невозможно за несколько месяцев подготовить актрису, чтобы она каталась как олимпийская чемпионка. Сама Тоня Хардинг на это потратила пару десятков лет.
Так что в картине, конечно, каталась профессиональная фигуристка, которой потом с помощью компьютеров накладывали лицо Марго, а знаменитый тройной аксель, который вообще мало кто в мире делает, моделировали на компьютере.
Но нужно отдать должное съемочной группе: все сделано так, что зрителям легко обмануться - кажется, что это сама Марго Робби так шикарно катается.
Марго Робби за эту роль была номинирована на "Оскар", "Золотой Глобус" и BAFTA, но нигде приз не выиграла. (Хотя, безусловно, была достойна, просто конкурентки у нее были сильнейшие: например, "Оскара" 2017 года получила Фрэнсис Макдорманд за выдающуюся роль в картине "Три билборда на границе Эббинга, Миссури").
Зато Эллисон Дженни, блестяще сыгравшая крайне неприятную мамашу по имени ЛаВона, которая также была выдвинута на все три эти премии в категории "лучшая роль второго плана" - выиграла все три премии. И это совершенно неудивительно: образ был создан очень интересный и характерный. И, несмотря на все неприятие, достаточно неоднозначный. Да, мамаша была та еще зараза. Однако она девочкой занималась: водила ее на фигурное катание, сидела там и наблюдала за занятиями, заставляла тренеров брать к себе девочку, ну и на это тратила последние деньги из своей зарплаты официантки в убогой забегаловке. И реальная ЛаВона себя вовсе не считала монстром и матерью-ехидной. Она совершенно искренне была уверена в том, что если бы не она - Тоня ни черта бы не добилась в этой жизни. И кто его знает, так это или не так.
В общем, на мой взгляд, у съемочной группы получился очень хороший фильм. Достаточно правдивый (а точнее, показывающий взгляд на эту историю различных участников), увлекательный и в чем-то поучительный. И персонажи там очень жизненные и естественные - вот прям такие, как в жизни. Я там только один раз напрягся, когда долбанутая мамаша вроде как пришла к Тоне с извинениями, но там все в итоге было снято так, как полагается, это был отличный момент.
Мне понравилось и я думаю, что этот фильм вполне достоин просмотра. Вот вроде бы ничего такого не ожидал, но получилось очень здорово. А Марго Робби и Эллисон Дженни - просто блеск!
P.S. Кстати, когда в самом конце фильма показывают кусочки из реальных интервью героев этой истории - просто поражаешься тому, насколько четко создатели картины подобрали актеров и сделали грим: сходство там просто поразительное.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
очень хорошо
вполне можно
Обычно, товарищи с такими необременёнными интеллектом лицами кажутся довольно неопасными и безобидными. Т.к. вряд ли кто-то воспринимает их всерьёз.
Но, документальные кадры в конце фильма убеждают нас в обратном...
Опечатка - "кто в этом виде спорта"
Но в сценах катания мне, например, было очевидно, что во время тулупов и акселей лицо Марго Робби было "приклеено" с помощью CGI.