- Режиссер:
- Джон Туртурро
Прекрасный
актер Джон Туртурро, снявшийся более
чем в семидесяти фильмах, как режиссер
выступает довольно редко. Он снимает
один фильм раз в шесть-семь лет, и эти
картины четко укладываются в категорию
"авторское кино" - их толком никто
не смотрит, кроме интеллектуалов, а
кассовые сборы от крайне ограниченного
проката и выхода на DVD
спокойно укладываются в небольшой
саквояж, причем купюры не обязательно
должны быть крупными. "Любовь и
сигареты" - в общем, тоже совершенно
авторское кино. Подчеркнуто
немейнстримовое, а кроме того, в нем
нарочито смешаны достаточно различные
жанры. Но давайте немного о сюжете...
Ник
Мердер (Джеймс Гэндольфини) - мужчина,
находящийся, как это принято говорить,
в самом расцвете кризиса среднего
возраста. Несмотря на зловеще
звучащую фамилию (murder
в переводе с английского означает "убийство"),
Ник обладает вполне добродушным
складом характера, а также почти полным
отсутствием амбиций - в свои немолодые
годы он работает верхолазом на стройке.
Кризис
ударил Нику в самое болезненное, но
традиционное для мужчин место - палочку
наслаждений. Катализатором семейно-дезинтеграционных
процессов кризиса выступила
продавщица Тула (Кейт Уинслет), чьи
волнующие пышные формы, рыжие волосы и
неуемный темперамент вкупе с манерой
выкрикивать дразнящие непристойности
полностью сразили Ника и заставили его
забыть о вечных семейных ценностях.
Жена
Ника, Китти Кейн (Сюзен Сэрендон), также
рыжеволоса, однако ее темперамент и
формы значительно проигрывают Туле, а
дразнящие непристойности Китти
начинает выкрикивать только в тот
момент, когда обнаруживает в карманах
Ника записку, отчетливо
демонстрирующую все омерзительные
преступления Ника против семейных
ценностей.
Возникает
жуткий скандал, в который вовлечена вся
семья Ника, включая троих его дочерей:
Розбад (Аида Туртурро), Констант и Грейс.
Разумеется, Нику трудно находиться в
таком враждебном женском окружении,
потому что дочери из солидарности
приняли сторону матери. Впрочем,
дочерям все эти семейные войны -
глубоко до фонаря. Они играют в
ансамбле под руководством неистового
Фрайберга (Бобби Каннавел). На самом
деле этого самовлюбленного недомачо
зовут Честер, но ему очень хочется
называть себя Фрайбергом - это имя
очень подходит к его
полупедерастическим обтягивающим
штанишкам.
Во что выльется этот семейный скандал - неизвестно. Но понятно, что будет много бурных событий, потому что Китти привлекла к решению возникших проблем своего кузена Бо (Кристофер Уокен).
***
Так
что, вы спросите, с жанрами. Жанры в этом
фильме смешиваются в довольно бурный
коктейль: начало явно комедийное, затем
выясняется, что это музыкальная
комедия, потом начинаются элементы
трагикомедии, а заканчивается все
фактически драмой. Дурдом? Да нет, все
зависит от того, как это снято. А снято
хорошо, поэтому даже такое
игнорирование стандартных законов
кинематографа Джону Туртурро вполне
сходит с рук.
Правда,
когда Ник в исполнении Гэндольфини
вдруг совершенно неожиданно запел - мы
с Бубликом нервно икнули, но потом
выяснилось, что музыкальные номера в
этом фильме не только отлично
подобраны, чтобы создать
соответствующее настроение, но и
великолепно сняты: актеры, как правило,
не просто поют классические хиты
Хампердинка, Спрингфилда, Спрингстина,
Джина Эммонса, Джеймса Брауна, но и как
бы разыгрывают соответствующую песню,
как, например, в совершенно
изумительном эпизоде, когда Бо-Уокен
поет "Делайлу" Тома Джонса,
преподнося это как историю из своей
жизни. Ну а уж финальный вопль Ника-Гэндольфини,
когда ему делают обрезание, в песне "Я
всего лишь пленница любви" - этого мы
с Бубликом не забудем никогда.
Актерские
работы - замечательные. Джеймс
Гэндольфини мне очень нравится еще с
тех времен, когда до взлета ракеты под
названием Тони Сопрано оставалась пара
лет. У Гэндольфини не особенно широкий
диапазон ролей в силу яркости и
колорита его собственного типажа,
однако Ник Мердер Тони Сопрано почти не
напоминает - это вполне
самостоятельный персонаж, сыгранный
Джеймсом очень искренне, - эдакий "Осенний
марафон" в варианте
среднеамериканского не кочегара и не
плотника.
Сюзен
Сэрендон всегда была умницей и
отличной актрисой - роль Китти это
лишний раз подтвердила: взрыв эмоций,
отчаяние, попытки успокоиться,
примирение и тихая грусть. Она
единственная пела не своим голосом -
Сюзен совсем не умеет петь. Но мы любим
ее не за это.
Кристофер Уокен появляется в небольшом эпизоде, но в нем, как обычно, великолепен, а уж как он выстреливает с песней "Делайла" - это сразу же можно ротировать в виде отдельного клипа. Впрочем, там почти все песни вполне достойны отдельного цитирования.
Стив
Бушеми сыграл здесь эпизодическую роль
старого приятеля Ника Анджело - тоже
монтажника-высотника. Он появляется в
нескольких эпизодах и разговаривает с
Ником о жизни. Диалоги - отличные, по
уровню гениальной простоты чем-то
напоминают Тарантино.
Если вышеперечисленные актеры лишний раз подтвердили свой высокий уровень, то Кейт Уинслет в данном фильме - просто поразила, сыграв достаточно нетипичную для себя роль. Тула - рыжеволосая пышная секс-бомба, которая там такое вытворяет, что я раз пять смотрел список кастинга, дабы удостовериться в том, что это действительно Уинслет. Оказалось - таки да, это действительно она. Блестящая роль, очень яркий персонаж.
В
общем, мне этот фильм очень понравился.
Несмотря на довольно странное смешение
стилей, смотрится картина хорошо,
музыкальные номера не только на месте,
но и весьма оригинальны, а неожиданная
драма в финале напоминает о том, чем в
конце концов заканчиваются любые
бурные эмоции.
Плюс - приятно то, что фильм совершенно немейнстримовый и даже неголливудский. Влияние братьев Коэнов, которые выступили продюсерами картины, видно за версту, и это идет только во благо фильму. В Штатах его очень мало кто посмотрел, но оно и понятно - это не блокбастер, это авторское кино. Но за такое авторское кино я с легкостью отдам пару сотен шумливых пустышек, которые они называют блокбастерами.
"Любовь
и сигареты" понравится не всем. Кому-то
картина покажется суматошной, кому-то
вульгарной (персонажи Гэндольфини и
Уинслет, обсуждая свою сексуальную
жизнь, совершенно спокойно называют
вещи своими именами), кому-то просто
неинтересной - мол, что это за
непонятные лузеры с их дурацкими
проблемами: подумаешь, муж изменяет
жене, тоже мне, нашли повод для фильма.
Ну так оно на то и хорошее кино, чтобы
нравиться не всем, - понятие "хорошее
кино" у всех различное. Мое личное
понятие с этим понятием у Туртурро и
Коэнов вполне состыкуется. Это
хорошее кино.
P. S. Да, я послушал несколько кусочков в переводе - как и ожидалось, они изуродовали многие колоритные моменты. Типа как смягчили. Кто их просил это делать - непонятно. Поэтому смотрите его все-таки без перевода, благо на диске есть и английские, и русские субтитры.
***
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
симпатично и оригинально
вполне можно