- Режиссер:
- Джули Теймор
Фрида
Постоянная терзающая боль рождает обостренное восприятие всего окружающего мира. Боль порождает очень яркие образы. Маленькая Фрида Кало (Сальма Хайек), родившаяся в эпоху великих социальных потрясений - в начале 1900-х годов, - поначалу этого не знала. Она была обычной мексиканской девчонкой - подвижной, задиристой и веселой. Но все резко изменилось, когда ей исполнилось 18 лет. Фрида попала в жуткую автокатастрофу (автобус столкнулся с трамваем), во время которой ее буквально проткнул огромный железный прут. После этого для Фриды началась совсем другая жизнь - наполненная нескончаемой болью и страданиями, а кровать на многие месяцы и чуть ли не годы стала ее постоянным пристанищем.
Но Фрида не собиралась сдаваться, несмотря на то, что доктора почти не давали ей шансов на выздоровление. Ей делали операцию за операцией, она часами тренировала свое непослушное тело, истерзанное хирургами, и наконец начала вставать и ходить. Но все те многие месяцы, которые она провела в постели, Фрида занималась рисованием. Она не могла вставать, поэтому рисовала... себя. Родители Фриды на потолке над кроватью укрепили зеркало и заказали специальный подрамник, который позволял рисовать полулежа. Фрида смотрелась в зеркало и рисовала свои портреты...
Через некоторое время Фрида нашла в себе решимости отправиться показать свои портреты очень известному в Мексике да и в мире художнику Диего Ривере (Альфред Молина). Она знала его раньше. Еще будучи школьницей, Фрида с друзьями наблюдали за тем, как Диего расписывает стены Высшей школы. Перед одноклассниками она называла его "Старый пузан", однако тут же заявляла, что выйдет за него замуж и родит Диего ребенка. А Диего был неподражаем! Настоящее его имя было Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривер-и-Баррьентос де Акоста-и-Родригес. Он был великолепен, этот неистовый пузан. Первый среди художников, один из лучших среди ораторов, значимый и ценимый среди марксистов-революционеров того времени, Диего также пользовался огромным успехом среди женского пола, хотя на вид менее всего напоминал героя-любовника: огромный, пузатый, со всклокоченными волосами и выпученными глазами, он больше был похож на какого-то сказочного людоеда. Но Фрида полюбила его, причем на всю жизнь.
Странный у них был брак. С одной стороны, и Диего, и Фрида исповедовали достаточно свободные взгляды на женитьбу и секс. С другой - бешено ревновали друг друга, закатывая бесконечные скандалы, чуть ли не со смертоубийством. Временами им казалось, что они ненавидят друг друга, и в один из таких моментов они даже развелись. Но развелись, чтобы менее чем через год жениться снова. Вместе они не могли оставаться долго, но находиться порознь они не могли совсем. "В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего", - любила повторять Фрида. Тем не менее они не могли расстаться, и Фрида прощала все многочисленные измены Диего, а Ривера прощал увлечения и измены Фриды.
Они оба любили простые радости этой жизни: веселые компании, выпивку, танцы и развлечения. Они оба были пламенными революционерами и свое увлечение трудами Маркса и Ленина пронесли через всю жизнь. Они приняли у себя в доме Льва Троцкого (Джеффри Раш), скрывающегося от Сталина, и у Троцкого с Фридой случился довольно бурный роман. После убийства Троцкого, которое произошло в совсем другом доме, в Мексике даже считали, что это дело рук Риверы, который ревновал Фриду к известному революционеру. Однако Ривера, конечно, не имел отношения к убийству Льва Троцкого. Да, он был неимоверно вспыльчив, горяч и, рассказывают, один раз даже выхватил пистолет, когда застал Фриду с неким скульптором. Но Ривера не был убийцей. Просто он был болезненно ревнив.
Несмотря на то, что в ее жизни было много очень ярких событий и настоящих удач (персональная выставка в Париже, персональная выставка на родине, признание многих знаменитостей), всю жизнь Фрида страдала от жутких болей. Она перенесла тридцать две операции и три неудачных беременности. Вся жизнь для нее была бесконечной пыткой. Но она никогда не пыталась сама уйти из этой жизни и сражалась до конца. Она ненавидела свое тело, но была очень мужественной и очень талантливой. Она не согнулась под тяжестью жутких несчастий, постигших ее. Она прожила свою жизнь ярко, страстно, насыщенно, и она оставила после себя много прекрасных картин. И в них - вся ее жизнь во всей полноте: боль, страдания, предательство, отчаяние, но также радость, свет и любовь. Фрида всегда оставалась собой - как в жизни, так и в своих картинах.
***
Честно говоря, я боялся идти на этот фильм. Голливудская постановка истории жизни такой интересной, сложной, неоднозначной и многогранной художницы - нет, увольте, думал я. Они из этого сделают или пафосную клюкву, или наоборот - какой-нибудь ужастик, учитывая тот кошмар, с которым Фриде пришлось столкнуться в своей жизни. Нет, не пойду. Да еще и Сальма Хайек в главной роли... Нет, я ничего не имею против Сальмы Хайек. Очень красивая женщина (я вообще люблю восточные типы) с прекрасной фигурой. Но как она будет играть калеку Фриду? Что она вообще понимает в страданиях и неистовых натурах?
Впрочем, когда я выяснил, что именно Сальма Хайек "пробила" сценарий фильма в Голливуде и была инициатором создания картины, а также то, что на роль Фриды также претендовали Дженнифер Лопез и Мадонна (вот с этими дамами кино точно можно было бы хоронить сразу же), но Сальма настояла на своем участии, я решил, что "Фриду" все-таки пойду посмотреть...
Скажу сразу, фильм получился просто отличный. Я совершенно не ожидал, что в голливудском фильме создатели смогут настолько четко выдержать стиль, тон и настроение. Фрида в фильме - абсолютно такая, какой она представляется по своим картинам и биографиям. Создатели картины о наиболее значимых событиях в ее жизни рассказывают совершенно честно, но без утрирования или смакования каких-то ненужных подробностей. Ведь Фрида сама по себе вовсе не была святой. Она была очень сложной и многогранной натурой, а также любила жизнь во всех ее проявлениях. Она много пила, изменяла мужу, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Иногда ее склонность к довольно черному юмору шокировала окружающих - особенно тех, которые не знали, какие страдания выпали на долю самой Фриды.
Все это Сальма Хайек сумела показать. Причем показать очень естественно, страстно и очень талантливо. Но главное - искренне любя Фриду и восхищаясь ею, Сальма не стала превращать свою героиню в икону, великомученицу. Она изобразила Фриду со всеми ее достоинствами и недостатками, ничего не стесняясь, но ничего не утрируя. Это просто Фрида - такая, как она есть. Именно такую Фриду любят и восхищаются ею, именно такую Фриду осуждали и даже ненавидели. А она жила страдая, любила страдая, веселилась страдая, и творила, все так же страдая. И за это она достойна восхищения. А Сальма Хайек и создатели фильма достойны восхищения за то, что смогли именно так рассказать об этой очень незаурядной женщине - искренне, правдиво и талантливо.
Великолепен Альфред Молина в роли Диего. Мне вообще очень нравится этот актер, а роль Риверы им сыграна блестяще. Неистовый пузан, талантливый художник, пламенный революционер, любитель и любимец женщин, искренний почитатель Фриды-художницы, нежный друг Фриды-женщины, неверный муж Фриды-жены. Такой же противоречивый, как сама Фрида, такой же многогранный и талантливый.
Отдельно следует отметить мастерство художников-декораторов, работающих над картиной... Невозможно делать картину о знаменитых живописцах, не обращая внимания на оформление фильма, поэтому каждая сцена, каждый эпизод картины очень тщательно выверен с художественной точки зрения. Работы Фриды и Риверы сопровождают весь фильм. Они подобраны с большим вкусом и помогают понять личности этих двух людей.
Кроме того, весь антураж фильма - костюмы, декорации, интерьеры квартир - создан так, чтобы как можно точнее дать возможность представить ту эпоху - Мексику начала и середины двадцатого века. Яркие краски, старинная мебель, национальные костюмы, посуда и различные бытовые предметы тех времен - все это подобрано и сделано очень и очень тщательно.
Резюмирую. Очень хороший фильм, чего лично я, если честно, даже и не ожидал. Сальма Хайек и Альфред Молина - просто великолепны. Особенно Сальма. Отличная работа художников, очень реалистичная, честная и стильная постановка. Просто блеск.
P.S. В качестве иллюстраций к этой рецензии использованы не только кадры из фильма, но также картины и реальные фотографии Фриды и Диего.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
блестящий фильм
да