Рейтинг Кинопоиск: 8,3
Рейтинг Экслера: 8,7
- Режиссер:
- Виктор Шамиров
Отзыв кота Бублика
Утомительный самообман уставшего и озлобленного режиссера.
skylodestar
Арина (Евгения Борзых) - одинокая тридцатипятилетняя женщина, преподающая фортепьяно в детской музыкальной школе, живущая со своей мамой (Людмила Артемьева). Мама Арины очень больна, к тому же она очень переживает из-за того, что Арина не замужем, да и, похоже, ни с кем не встречается.
В какой-то момент Арина знакомится через Интернет с неким Ростиславом (Дмитрий Лысенков). Знакомится только для одноразового секса без каких-то обязательств: работающая в той же музыкальной школе подруга Арины Надя (Елена Махова) дает ей ключ от своей квартиры, куда она может привести мужчину.
После этой встречи никакого продолжения знакомства не планировалось ни со стороны Арины, ни со стороны Ростислава, который на такой шаг пошел от отчаяния: его выгнала из дома жена после двенадцати лет совместной жизни. Однако чуть позже выяснилось, что Ростислава пригласили работать преподавателем в ту же музыкальную школу: Слава - начинающий композитор и ему нужна хоть какая-то работа.
Ростиславу негде жить - он живет в бане на даче своих знакомых, - и тогда Арина предлагает Славе пожить в их квартире, выдавая себя за ее жениха: Арина думает, что этим успокоит свою маму, переживающую за дочку. И Ростислав к ним переезжает.
Маме очень понравился Ростик, она страшно довольна тем, что дочка вроде как устроила свою личную жизнь, и она всячески старается сделать так, чтобы молодым комфортно жилось в ее квартире. Однако понятно, что ложь рано или поздно выплывет наружу и что все участники данной истории получат массу самых разнообразных психологических проблем.
***
Секунда - это музыкальный термин, означающий интервал между двумя звуками. Есть большая секунда (один тон) и малая секунда (полтона). Одновременно в самом фильме одна из героинь произносит фразу "Наша жизнь - всего лишь большая секунда", имея в виду, конечно, секунду как продолжительность времени.
Структурно сериал решен очень интересно и нестандартно. Формат "история в истории" - он совсем не нов, но здесь присутствуют как бы аж три производные: Виктор Шамиров и Ольга Мотина-Супонева, являющиеся сценаристами данного сериала (с ними также работал автор основной идеи Алексей Троцюк), играют здесь Костю и Киру - сценаристов, пишущих внутри сериала сценарий еще не снятой постановки "Большая секунда".
Костя и Кира когда-то жили вместе, но они давно разошлись. Кире позарез нужна работа, и она подрядилась писать сценарий вместе с Костей. Они и пишут этот сценарий, при этом обсуждая своих персонажей, друг друга, отношения между людьми, ну и жизнь вообще во всем ее многообразии.
Параллельно нам показывают тот сериал, сценарий которого они пишут - историю Арины, ее мамы и Ростика. Обычно примерно 70% каждой серии занимает данная история и 30% занимают диалоги Кости и Киры. При этом также есть одна серия, где Кости и Киры нет вообще. Также только в двенадцатой серии Костя и Кира начинают обсуждать поведение персонажей сериала в тот момент, когда зрителям еще показывают Арину и Ростислава: во всех остальных сериях разговоры сценаристов звучат строго отдельно, как будто сериал еще не снят.
Так вот, это поразительно здорово сделано, причем и с точки зрения сценария, и с точки зрения выбранного формата, и того, как это поставлено и как сыграно - я давно не получал такого удовольствия от сериала!
А ведь это на первый взгляд очень простенький и совсем недорогой сериал! Сценаристы разговаривают о том о сем, сидя в небольшом офисном помещении, история Арины и Славы происходит в основном в квартире мамы и в музыкальной школе - все очень камерное, и это почти спектакль. (Виктор Шамиров в том числе театральный режиссер, поставивший порядка двух десятков спектаклей.)
Но тут прямо-таки выдающийся сценарий (и Виктор Шамиров, и Ольга Мотина-Супонева в том числе профессиональные сценаристы) и очень интересные обе показанные истории: что сюжетная линейка сценаристов, работающих над текстом сериала, который, скорее всего, никто никогда не увидит (об этом прямо говорится в одном из эпизодов), что линейка Арины с Ростиславом.
Есть зрители, которым больше понравились эпизоды со сценаристами, а сам сериал в сериале они считают не слишком интересной мелодрамой. Есть зрители, которые хорошо восприняли историю молодых людей, а разговоры о жизни сценаристов им показались не слишком интересными и попросту скучными.
Мне же очень понравились оба направления. Разговоры сценаристов были крайне интересными, и там кроме показа самой сценаристской "кухни" (на которой, впрочем, внимание никак не акцентировалось) разыгрывался целый срез жизни двух людей, которые не смогли быть вместе, но чувства которых друг к другу не угасли, и нынешняя ситуация, когда они работают вместе, их, с одной стороны, тяготит, однако, с другой стороны, их это одновременно определенным образом "заводит". И там кроме просто-таки классных диалогов есть несколько моментов, которые поразительно тонко и чувственно сыграны - это было очень здорово! (Замечу, что и Виктор, и Ольга также профессиональные актеры.)
История Арины с Ростиком была не такой камерной, и в нее были вовлечены некоторые другие люди. Диалоги там попроще, но тут была рассказана интересная история достаточно безликого знакомства двух совершенно разных людей, их участия в представлении, играемом для мамы Арины, и того, как между ними зарождались уже совершенно новые чувства.
Эта история хотя и имела некоторый оттенок мелодрамы (сразу замечу, что против хорошей мелодрамы я вот прям совсем ничего не имею), но она была очень хорошо поставлена и сыграна!
Актера Дмитрия Лысенкова я впервые заметил в сериале 2016 года "Бедные люди", который мне очень понравился, и можно сказать, что именно с данного сериала я и стал уже пристально следить за тем, что происходит в мире российских сериалов, потому что за последние несколько лет там появились более чем достойные произведения, и они продолжают появляться: сериальное производство в России явно выходит на очень хороший уровень.
Его Ростик здесь очень хорош: несколько нескладный, рефлексирующий (сравните с его же вальяжным и постоянно врущим писателем Веней с явной манией величия из "Бедных людей"), но при этом искренний, романтичный, какой-то очень естественный. Эпизод с приходом Ростика к маме с извинениями в 12-й серии - трогательный и прекрасно сыгранный. Как, впрочем, и вся роль.
Очень понравилась Евгения Борзых в роли Арины. Поразительно реалистичный персонаж - Евгения не изображает эту героиню, она как бы живет ею. При всей неброскости Арины и отсутствия у нее ярких эмоций и театральности образ получился более чем интересный.
Кстати, у Евгении это вообще первый опыт работы в полнометражном кино, раньше она снималась только в короткометражках. Некоторое время назад она работала в Театре Табакова, а потом ушла в музыку: сейчас Евгения является участницей группы "СБПЧ" (что расшифровывается как "самое большое простое число") и ее можно увидеть, например, вот здесь в ролике, где эта группа выступает в передаче "Вечерний Ургант" у Ивана Урганта.
Дмитрий Лысенков рассказывал, что Евгения пришла на пробы в сериал, и после первого же совместного прослушивания их с Евгенией Виктор Шамиров утвердил обоих на роли Арины и Ростислава.
Людмила Артемьева понравилась в роли мамы, также очень понравилась Елена Махова, сыгравшая Надю, - она хорошо смотрелась на контрасте с малоэмоциональной Ариной, потому что Надя очень эффектная, эмоциональная и взрывная!
Мне "Большая секунда", как вы наверняка уже поняли, понравилась чрезвычайно, причем буквально по всем составляющим: отличная драматургия, интереснейший формат, очень здорово поставлено и сыграно, причем поставлено и сыграно в обеих историях - и истории сценаристов, и Арины с Ростиком.
На мой взгляд, это прямо-таки выдающийся сериал, причем действительно один из лучших за все последнее время. И это при том, что в России выходило немало очень даже достойных сериалов (я о них писал), и при том, что данный сериал вроде бы очень простой, недорогой и совсем камерный. Но он как раз доказывает, что для того, чтобы создать отличный сериал, совершенно необязательно иметь много денег. Достаточно того, чтобы над ним работали очень талантливые сценаристы, постановщики и актеры. А в данном случае с этим все просто отлично!
Не пропустите! На мой взгляд, данный сериал просмотра заслуживает на все сто! И я даже не буду вас предостерегать от синдрома завышенных ожиданий, хотя обычно это делаю. Но я вполне понимаю, что далеко не всех этот сериал может привести в такой же восторг, в который он привел меня.
P. S. Рекомендую интереснейшую заметку из "ЖЖ" Sunshine Reggae, где разбираются некоторые совершенно неочевидные моменты из данного сериала. Я не стал это все пересказывать, предпочел дать ссылку на оригинал. Там интереснее всего по поводу заставки (я даже и не задумывался) и по поводу движения персонажей навстречу друг другу по клавиатуре фортепьяно.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5+ |
Сценарий | 5+ |
совершенно замечательно!
да
Очень понравилось!
Спасибо, Алекс.
Операторская работа: в начале шоу - один подход (трясущаяся камера, эффект присутсвия), ближе к финалу все поменялось, упростилось - классические планы и пр. Работа со светом и фильтрами - ужас. То пол лица актёра не видно, то цвет глаз разный... кругом ламы, ненужный естественный свет.
Дети в шоу, какие-то зомби. "Здраствуйте, спасибо".
Супонева, вообще играть не умеет, и даже не старается (
Из хорошего - монолог Марика, про коров.
Обычно с Алексом схожусь в оценках, но тут никакак. 4.5/10
Вот только что досмотрел.
После просмотра фраза из рецензии "с ними также работал автор основной идеи Алексей Троцюк" заиграла новыми красками.
Там как раз есть сцена про титры в сериале. И про автора идеи.
И, кстати, в рецензии написано "Кире позарез нужна работа, и она подрядилась писать сценарий вместе с Костей. "
Но я понял так, что Кира написала сценарий пилота, Марик одобрил и подрядил Костю ей в помощь? Там же в первой серии Костя берет в руки сценарий и читает: "Так, Большая секунда, первая серия, автор - Кира Виноградова. Ты давно сценарии начала писать?"
Дальше на всякий случай напишу под спойлером:
Еще я не понял, как этот сценарист вообще терпел когда-то эту агрессивную до хамства женщину, но, возможно, это дальше проясняется.
От сериала впечатления двойственные.
Линия авторов- местами классно и искрометно, местами приходилось смотреть на перемотке.
Гнусавый голос и дикция Шамирова - жутко раздражала.
Линия героев - сыграно неплохо (хотя, на мой взгляд, Лысенков никак не тянет на актера для главных ролей), но сама идея в основе сюжета подходит для комедии положений, а для драматического сериала выглядит фальшиво.
В целом, не то, чтобы совсем не понравилось, но восторгов рецензии не разделяю.
Прочитал вашу рецензию и решил посмотреть.
Первая серия зацепила. Потом как будто бы восторг немного спал. Подумал: что это что-то типа "ситком на серьезных щах" - и это его основная фишка. В последние серии просто погрузился и смотрел, получая удовольствие от всего, не очень задумываясь. Сериал великолепен и не очень понятно, почему. Да, актеры классно играют. Да, музыка, декорации, внимание к деталям - мебель, реквизит, вот это вот всё. Но есть и что-то неуловимое и непонятное.
мог вляпаться в Хаку(
Как спросить Шамирова, куда написать (
К обоим сюжетным направлением, imho, нужно относиться с большой долей иронии, по мне характер юмора в сюжете "сценария" созвучен с "Курьером" Шахназарова, ну или "Заповедником" Довлатова - добрый, отчасти абсурдный но в то же время очень смешной троллинг
p.s.
Подписан и давно читаю в фейсбуке, а сейчас специально зарегистрировался на сайте чтобы сказать отдельное спасибо! ))
Интересно ваше мнение про интернет-минисериал "Зёма"
педалироваться может тема, а внимание заостряется или акцентируется
"после первого же совместного прослушивания их с Евгенией Виктор Шамиров утвердил обеих"
в новой этике всё возможно, но тут как-то больше просится "обоих"
Немного удручает только некоторая… э…, прошу прощения, недостаточная, так сказать, пышногрудость обеих главных героинь. Тем более, что сериал о любви, в том числе местами о плотской.
Понимаю, что мои вкусы просто не совпадают с режиссёрскими. Так что на минусы не обижусь.
И да, пышные груди отвлекали бы. 😄
Спасибо за минусы. Осознал свою испорченность. Но всё же жаль, что больше не осталось ценителей. 😄
Или минусуют для конспирации )
Разница цветовой гаммы эпизодов со сценаристами и собственно персонажами -еще одна удачная метафора в сериале.
Спрашиваю потому что смотреть сериалы времени нет, а история понравилась.
мне кажется, что традиционная "сюжетная линия" звучит намного приятнее.
Тогда уж СБПЧ.
Я вот дважды нажал, когда читал. ))
А ещё у меня проблемы с цитированием на смартфоне.
Выделяю нужную часть комментария, нажимаю на заветные кавычки и комментарий цитируется целиком (приходится лишний текст удалять вручную) - фигня какая-то, в общем. ?
1. Bluetooth клавиатура;
2. Любая USB-клава через OTG-переходник
3. В самом крайнем случае всегда можно поставить Hacker's Keyboard