О фильме "Жестокий романс"
О фильме "Жестокий романс"
Все-таки раньше снимали лучше. Раньше – это когда кинематограф был еще черно-белый и немой. Слова, они мешают восприятию и создают проблемы в восприятии сюжета. Недаром великий Чарли Чаплин считал, что звуковое кино убьет синематограф. Так оно и произошло. Погиб наш юный синематограф, остался один кинематограф или "киношка", как сейчас принято говорить.
Что было хорошо в немых фильмах? Не надо было догадываться – что именно сейчас происходит на экране. Не нужно было мучительно пытаться вникнуть в задумку режиссера, чтобы понять – как реагировать. Героиня нервно заламывает руки, значит страдает, бедняга, так что нужно поплакать. На экране появляется худощавый брюнет с тонкими усиками и дьявольской улыбкой, значит это негодяй, и зрителям нужно испугаться. Кто-то кому-то кидает торт в лицо, будем смеяться, потому что торт с кремом – это всегда смешно. Ничто не отвлекало зрителей. Каждая сцена залом воспринималась совершенно одинаково.
А вот с появлением звукового кино все значительно усложнилось. Посмотрите, как сейчас реагирует зал на одну и ту же сцену из фильма! Часть зрителей рыдает навзрыд, промокая глаза и нос носовыми и не очень платками, другая часть – заразительно смеется, кто-то вообще меланхолично жует картошечку или откровенно дрыхнет.
Между тем, на первом этапе развития звукового кинематографа все было не так сложно. Возьмем, к примеру, старый фильм "Бесприданница". Несмотря на слова, которыми обменивались персонажи, зрителю все было понятно. Паратов – мерзкий тип, прогулявшийся помещик, подлый соблазнитель и однозначный негодяй. Тьфу, глаза бы наши не видели эту подлюку! Харита Игнатьевна – негодяйская мамашка и самодурка. Про купчиков Кнурова с Вожеватовым - я вообще молчу. Как только эта парочка появлялась на экране, мне, пионеру Леше, вообще немедленно хотелось взять рогатку и расстрелять экран вдребезги пополам. Потому что трудно было вообразить более подлые и кошмарные рожи.
А вот несчастную Ларису было жалко до слез. Все ее травят, обманывают, подло соблазняют и проигрывают в стохастическую орлянку. Вот и довели луч света в темном царстве до цугундера. В смысле, то полного утопления в Волге-матушке. Я, между прочим, после этого фильма неделю весь просто плакал, а потом отправился в спортивную школу общества "Динамо", где долго учился плаванию, чтобы не повторить печальную судьбу Ларисы. И такую реакцию, заметьте, фильм вызывал у каждого порядочного пионера, а также у любого дворового хулигана.
Когда я услышал, что прекрасный режиссер Эльдар Рязанов взялся за собственную экранизацию "Бесприданницы", то поначалу очень обрадовался. Потому что Рязанов – добрый, умный, тонко чувствующий режиссер, мастерски владеющий искусством передачи настроения фильма каждому зрителю. На первый просмотр этого фильма я шел, как на праздник, запасшись дюжиной носовых платков, чтобы обрыдаться над судьбой Ларисы, а также прихватил с собой духовой пистолет, чтобы уже своими руками пристрелить этих негодяев – Паратова, Кнурова и Вожеватова.
И что же (я даже задохнулся от возмущения), и что же мы видим в этом фильме? Как можно было так исказить классику? Как можно было одним махом полностью изменить отношение зрителей к бессмертной пьесе Островского? Конечно, классика осталась классикой. Сюжет, в общем-то, остался почти без изменений. Но как смещены акценты!
Скажите честно (если вы смотрели этот фильм): вам сильно жалко Ларису? Мне – как-то не очень. Нет, конечно очень жаль, что трагическая развязка произошла в тот момент, когда ее жизнь только-только стала налаживаться. Откуда-то приплыл пьяный Карандышев, который произнес неимоверно пошлую фразу (впрочем, чего еще ожидать от этого болвана): "Так не доставайся ты никому!", и даже с жутко похмельного глаза ухитрился не промахнуться из пистолета по Ларисе.
Но как глубокоуважаемый Эльдар Александрович мог пригласить на роль негодяйской троицы Михалкова, Петренко и Проскурина? Как? Паратов у Рязанова, врать не буду, мерзавец первостатейный. Но какой очаровашка и обаяшка. Барин, черт побери, настоящий барин. Да! Прокутил все состояние. Но потому что умеет жить! Цыгане его обожают, матросы на "Ласточке" просто с ума сходят по вальяжному барину и даже целуют ему руки. Признайтесь, кто из мужчин, сидящих в зале, сразу не захотел подражать ему? Хоть один такой найдется? Нет? Я так и знал. А кто из женщин, сидящих в зале, не влюбился в Паратова? Есть такая? Одна? Она слепая и ей не очень понравился его голос? Не верю! У него и голос потрясающий.
Такую ли цель ставил перед собой Островский своим бессмертным произведением? Я думаю, что нет.
А Вожеватов Василий Данилович, которого Лариса фамильярно называла Васей (я с Карандышевым, кстати, против этого активно возражал)? Блеск же мужик. Вроде, такой невзрачный, а как уверенно прет вперед! Настоящий тип молодого, нахрапистого и прогрессивного купца.
"Хочу к грузовому пароходству – пассажирское присовокупить. А что? Растем, богатеем"
Класс? Кто из вас не хотел бы блеснуть подобной фразой. А его ответ Ларисе: "Не могу, Ларис. Слово дал. Купеческое". Вот как в те времена купечество умело держать слово! Не то, что сейчас.
А главный герой? Что вы скажете о главном герое фильма – Мокие Парменовиче Кнурове? Боже мой! Ну как можно не восхищаться этим человеком? Этой огромной глыбой! Этим матерым купечищем! Лично у меня каждая его фраза вызывала просто дикий восторг. Паратов, конечно, хорош, спору нет, но ему стремится подражать молодежь до 30 лет, которая еще не понимает – в чем состоят истинные ценности нашей жизни. А для людей постарше идеалом безусловно является Мокий Парменович. Помните, что он отвечает на приглашение Вожеватова посетить дом Огудаловых?
"Много там у них всяких бывает… Потом здороваются, с разговорами пристают"
Ну не блеск? И в нашей жизни – совершенно те же самые проблемы. Как можно не посочувствовать этому внушительному человеку? А обед у Карандышева?
"Я, господа, ничего не ел. Со мной это первый раз в жизни происходит. Приглашают известного человека. Есть нечего. Хозяин – прежде всех напился"
Какая острая правда жизни! Вспомните, кто из нас не попадал в подобную ситуацию и посочувствуйте достойнейшему Мокию Парменовичу.
Так что если Паратов, хоть и блестящий, но мерзавец, то в Кнурове с Вожеватовым я никаких отрицательных черт не усматриваю. Наоборот, купечество в полном своем блеске. Купечество, которое мы, увы, потеряли. Да! Они разыгрывали в орлянку - кто поедет с Ларисой в Париж на выставку. Ну и что? Они же не ее разыгрывали, а право предложить Ларисе эту поездку. Ну, в орлянку. А во что они должны были играть? В шахматы? В футбол? В подкидного дурачка? А с каким душевным благородством Мокий Парменович сделал Ларисе предложение! Вот она – настоящая щедрая душа! Посмотрите:
"Лариса Дмитриевна. Выслушайте меня и не обижайтесь. У меня и в помышлении нет вас обидеть, я только желаю вам добра и счастья, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж? На выставку. И полное обеспечение. Стыда не бойтесь. Осуждения не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит. Я готов предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать. Я ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я - женат. Подумайте. Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня. Для меня невозможного – мало"
И что? За что осуждать моего любимого героя - Мокия Парменовича? За что? Да им же можно только восхищаться!
Короче говоря, фильм прекрасный. Но неправильно ставит акценты. Впрочем, ну и что такого? Зато у меня теперь появился любимейший персонаж – Кнуров. Ура Кнурову! Ура Мокию Парменовичу!
(бурные и продолжительные аплодисменты)
***