Знаки / Signs
21.10.2002 37211   Комментарии (2)
Триллер, США, 2002, 106 мин.

- Что у вас там вчера творилось? Всю ночь пахло палеными тряпками и доносился смех!
- А мы жгли тряпки и смеялись.

- Соев, голубчик, я вас прошу - посмотрите финал!
- Это очень удачный финал! Моей Ольге Яновне понравилось!

Я знаю, как правильно нужно было смотреть этот фильм. Раскрываю коммерческую тайну... Вам нужно было сразу после того, как в Интернете запустили слух об этом проекте, начать долго и нудно обсуждать с другими фанатами вопросы: зачем Шьямалан решил снять фильм "Знаки", какое происхождение этих таинственных знаков будет в фильме, чем все это начнется и закончится, а также что Шьямалан сделает с теми 15 миллионами долларов, которые он уже получил как сценарист и режиссер? Вам нужно было спорить до хрипоты, до драки о том, кто именно таким образом развлекается с нашей кукурузой или пшеницей: мертвецы, ожившие герои комиксов, призраки или все-таки инопланетяне? Вам нужно было участвовать в голосовании и рассматривать мутные картинки, которые попадали в Интернет якобы с монтажного стола. Вам просто необходимо было читать интервью создателей фильма, в котором они давали крайне туманные и расплывчатые комментарии, вроде: "Это история об утрате и обретении веры", "Этот проект выводит нас на территорию 'Войны миров'", "Этот фильм придает новый смысл термину 'триллер'"...

После этого, - внимательно следите за рекомендациями, - вам нужно было дождаться премьеры, одеться понаряднее (включая памперс с рюшечками - на всякий случай, а вдруг будет совсем уж так страшно?), купить пива и попкорна, после чего отправиться в кинотеатр. Там с замиранием сердца надо было досмотреть фильм примерно до 93 минуты и 16 секунды (до момента, как Гибсон вытаскивает телевизор из кладовки), после чего следовало немедленно встать и покинуть зал! Только так! В этом случае фильм бы вам понравился, клянусь хвостом кота Бублика! И мне он нравился до 93 минуты и 16 секунды экранного времени! Но потом... Потом случилось то, что объясняется не очень приличной, но зато вполне емкой фразой: "Шьямалан плыл-плыл, а на берегу описался". Увы, это таки так и есть! Вполне умело нагнетая то, что великий Хичкок называл термином "саспенс" (состояние легкого посткинематографического ужаса вкупе с хорорным пощипыванием подложечного пространства, сопровождаемое повышенным интересом перципиента к происходящему на экране), Шьямалан оставлял довольно внушительную надежду на то, что в конце нас ждет все-таки не обычная его фига в кармане. Вот как-то очень не хотелось фиги в кармане, как в каком-нибудь дурацком "Неуязвимом"...

Однако Шьямалан поступил намного хуже. Он показал не фигу в кармане. Он, как в проповеди Джима из "Мы не ангелы", засунул руку в карман и там обнаружил... НИЧЕГО! Ни черта он там не обнаружил! И мы ни черта не обнаружили! То есть обнаружили, конечно. Первый раз Шьямалан не стал говорить, что на самом деле все участники этой хорророидальной оперетты или мертвы от рождения, или представляют собой оживших комиксоидов, или еще что-нибудь живительное в том же духе! Первый раз он обошелся без фиги в кармане! Он честно сказал, какие твари нарезали круги в этой чертовой кукурузе и кто портил наши российские пшеничные поля, но ЛУЧШЕ БЫ ОН ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ...

Кратко о сюжете. Грэхэм Хесс (Мэл Гибсон) - бывший священник. Полгода назад он потерял веру в Бога после того, как некий Рэй Рэдди (в его роли любезно снялся сам М. Найт Шьямалан) заснул за рулем и своим джипом убил жену Грэма. Пастор остался с двумя маленькими детьми на руках и вместо того, чтобы воспринять произошедшее как некий знак, потерял веру в Бога, запретил называть себя "святой отец" и отдался мирским делам - возделыванию поля с кукурузой и воспитанию детей.

Чтобы скрасить тоску Грэма к нему на ферму приезжает брат - Мэрилл (Хоакин Феникс), который помогает бывшему пастору по хозяйству. Жизнь семьи на ферме скучна и беспросветна. Грэм все время вспоминает жену и грустит, сын Морган (Рори Калкин, брат двух других знаменитых кинематографических братьев - Маколея и Кирана) страдает астмой, дочь Бо (Абигейл Бреслин) очень аутична (программисты в таких случаях говорят - "не аутентична"), а кроме того, у нее нечто вроде нервного тика - девочка не пьет воду, которая постояла в стакане хотя бы пару минут: Бо утверждает, что в воде полно микробов и амеб (кстати, это-таки так оно и есть).

В довершение ко всему какие-то негодяи повадились на кукурузном поле Грэма оставлять некие знаки, приминая растения на большой территории. Это круги и более сложные фигуры. Вся семья прекрасно понимает, что из простого хулиганства никто таким образом развлекаться не будет. Дети считают, что это все Бог, Мэрилл думает, что знаки все-таки земного происхождения, а Грэм... Грэм ничего не считает, но он точно знает, что это все не к добру.

Так оно и оказывается. Из средств массовой информации становится известно, что подобные знаки в больших количествах возникают по всей территории Земли, а кроме того, во многих районах обнаружены массовые скопления летающих тарелок. Это пришельцы - говорят в средствах массовой информации.

У членов семьи Грэма сразу возникает вопрос: на черта эти ребята сюда явились? Они с дружественными намерениями или совсем наоборот? И если совсем наоборот, то как спасаться от подобных тварей? Разгадке этого насущного вопроса и посвящены оставшиеся десятки минут экранного времени. Что это? Зачем? Почему? Как от этого спастись и надо ли спасаться - вот вопросы, которые режиссер ставит перед героями. А они кривятся, но эти вопросы решают. Пока не обрешаются совсем. Вот вам и весь мой сказ...

***

К сожалению, говорить об этом фильме не упоминая концовку - крайне сложно. Именно по той причине, что концовка облажала все кино со страшной силой, но если ее рассказать, тогда, вероятно, уж точно не захочется смотреть картину. Однако я постараюсь поделиться своими впечатлениями, не рассказывая, что, зачем и почему. А расскажу только после "P.S." - для тех, кто фильм или посмотрел, или не собирается его смотреть вовсе.

Итак, снято это все на самом деле достаточно неплохо. "Шестое чувство" я вообще не смотрел, "Неуязвимый" мне резко не понравился, а "Знаки" я довольно долго смотрел с удовольствием, несмотря на то, что, в общем, картина достаточно нудновата. Однако настоящий саспенс (tm) и настоящее нагнетание ужасов заключается вовсе не в том, чтобы показать на экране какую-то кошмарную нечисть, которая, утробно сопя, пожирает всех и вся. Настоящий киношный ужас должен заключаться в создании такой экранной обстановки, при которой можно получить инфаркт всего к чертовой матери миокарда, когда сосед тихонько открывает бутылку пива.

Что интересно, Шьямалан подобными приемами владеет. Кошмарная жуткость в фильме нагнетается вполне умело: дуновением ветерка, шелестом кукурузы в ночи, некими звуками, непонятно откуда появляющимися в детском передатчике, тенью на кинескопе телевизора, но главное - самой атмосферой полной безнадеги и страха вместе с ужасом.

Все снято вполне грамотно: семья боится все больше и больше, а вместе с ними боятся и зрители. Некоторые моменты сделаны просто классно: ночное гуляние героя Гибсона в кукурузе, любительская съемка по телевизору (мне этот эпизод понравился больше всего), попытка посмотреть что за дверью с помощью лезвия широкого ножа, рисунок в книжке про пришельцев...

Вот все, вроде бы, классно: ну нагнал атмосферу, ну зрители уже тепленькие - бери их под белые рученьки и выдавай классный финал, чтобы они на тебя молились. Ну и черта с два!

Честно слово, обидно. Потому что ведь снято вполне прилично. Был бы полный отстой - я бы так и сказал. Но ведь не отстой! Хорошо сделано, классно нагнали напряжение и зрители затаили дыхание, но затем создатели фильма сами себе вставили петарду в одно интересное место и эту петарду подожгли собственными руками. Трах-бах - зрители разочарованные расходятся по домам. А ведь могло бы быть намного лучше! Ну даже бы если в конце вообще ничего не объяснили! Ну да, что-то было! Но оно улетело! Карлсон, нарезавший круги по кукурузе и всю ночь жегший тряпки и смеющийся (кто смотрел, поймет изящность пассажа), улетел! Но обещал вернуться в следующей серии "Знаки два, или Пляшущие Человечки на мешке с гречихой".

Поэтому я не знаю, что вам посоветовать. Самый лучший совет: не читайте рецензии (в том числе и эту), посмотрите фильм до того момента, когда семья выползает из подвала после нашествия не пойми кого в их дом, после чего резко покиньте здание кинотеатра! Вот тогда вы заснете ночью в состоянии приятного ужаса, и вам даже, возможно, приснится кошмар. Потому что если не выполнить эту несложную рекомендацию, тогда вам всю ночь потом будут сниться чебурашки, - а оно вам надо?

Актерская игра... Мэл Гибсон не впечатлил, однозначно. Но он давно не впечатляет. Еще со времен "Смертельного оружия". Впрочем, оно понятно, что чем больше суперзвезда получает за фильм, тем меньше ей приходится играть, - здесь этот постулат блестяще подтвердился. Конечно, возможно, выражение крайней озабоченности на лице Мэла Гибсона, которое он с достоинством протаскал весь фильм, и стоит те двадцать пять миллионов, получаемые им за роль, однако я все-таки считаю, что эту роль можно было сыграть и поярче. Примерно долларов на пятьдесят игры я заметил. Куда подевали остальные двадцать четыре миллиона девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот пятьдесят долларов - я не в курсе, честное слово!

Хоакин Феникс - не в пример лучше, хотя и его игру в этом фильме я бы не назвал сильно впечатляющей. Наиболее удачно, пожалуй, смотрелась аутеничная девочка Бо, ну и внезапно офигевшая собачка Бутси, которую мальчик Морган слегка прикончил вилкой. Ну и еще амебы в стакане с водой мне понравились - уж больно резво они плавали от стенки к стенке... Впрочем, я глумлюсь, конечно. Нет там никакой впечатляющей актерской игры. Собачку быстро грохнули, а амебы слишком прозрачные, чтобы их роль можно было назвать яркой.

В общем, я не знаю, что вам посоветовать. Повторюсь - лучше уйти из кино сразу после выхода этой сплоченной ячейки общества из подвала. Это происходит примерно за 12 минут до окончания фильма. Тогда вы сохраните хорошие воспоминания. Потому что если посмотрите концовку, вам захочется поднять голову к небу и спросить Его: "Господи! Ну почему эти ребята настолько облажали финал, ну почему? Почему ты не вразумил их? Почему ты не дал им какой-нибудь тайный Знак?!"

***

P.S. Постскриптум предназначается для тех, кто уже знает результат матча. Остальным, кто собирается посмотреть эту войну миров в записи, я настоятельно рекомендую приглушить звук телевизора...

(Кстати, я очень прошу тех, кто действительно не станет дальше читать рецензию ни одним глазком - только, чур, не врать, - прислать мне письмо на IDidItAgain@exler.ru , - возможно, вас ждет приз.)

Как вы уже знаете, все эти пришельцы оказались совершенно идиотскими и гротескными существами, могущими вызвать страх и ужас разве что только у такого зашуганного создания, как бывший пастор Шлаг... пардон, пастор Грэм. Ведь совершенно не понятно, как эти хрупкие твари выжили на Земле хотя бы час. Либо же тяжести земного проживания их так подкосили, что они сначала вполне себе даже шустрые и прикольные: нарезают круги по кукурузе, бегают там голышом босиком по росе, носятся по всему земному шарику и воруют у детей торты, прыгают с земли на крышу и наоборот, а потом вдруг с ними случается беда: простая вода разъедает нежную плоть зеленых придурковатых человечков аки соляная кислота, ни одну дверь они толком открыть не могут (только жгут тряпки и смеются всю ночь напролет плюс еще топочут, как ежи и скребутся то туда, то сюда), любой простой американец с физиономией, подозрительно смахивающей на М. Найта Шьямалана, может запихать их в кладовку, а уж если на пути оказывается неудачливый бейсболист с полусотней страйк-аутов, так он просто вышибает этим несчастным мозги быстрее, чем кролики трахаются.

Впрочем, оно понятно, что не в этих человечках дело. Фильм намного более глубок и объемен (в части вкладываемых в него мыслей). Что Велюров? Велюров только орудие! Главное в этом всем - Костик! То есть - обретение пастором Грэмом веры. Он было разуверился, поэтому на Землю напали эти несчастные создания, но затем, когда произошло ЧУДО, снова поверил! И тут всем все стало полностью хорошо! Правда, уже после того, как все равно всем все стало хорошо, ведь придурочных подгазовывающих созданий победили вовсе не с помощью веры, а... Ну так их и ребенок бы победил! Одним плевком!

Что человек без ремесла - вопрошал Савва Игнатьич! Что пастор без веры - вопрошал М. Найт Шьямалан! И сам же отвечал - как птица без крыла. Как пришелец без скафандра. Поэтому Бог - внимательно следите за разъяснением - сотворил для Грэма ЧУДО! Самое настоящее ЧУДО, после которого он снова поверил.

Итак... Сначала Бог сделал так, чтобы сын Грэма родился с астмой. Затем Бог сделал так, что дочка Грэма родилась с тараканами в голове и в любой чуть-чуть постоявшей воде видела бактерии, поэтому расставляла стаканы с водой по всему дому. После этого Бог заставил Рэя Рэдди заснуть за рулем именно в ту секунду, когда рядом по лесной тропинке прогуливалась жена Грэма, в результате чего джип Рэя несчастную женщину размазал по дереву. Однако Бог дал ей силы сказать перед смертью мужу, что, во-первых, надо "видеть", а во-вторых, "пусть Мэрилл машет битой".

После этого Бог наслал на Землю инопланетян в большом количестве, чтобы все боялись, в том числе - семья Грэма. Чтобы они дрожали от страха и прятались в подвал. Инопланетян победили с полтычка (непонятно чем), однако когда Грэм с детьми и братом вылез из подвала, страдающего от астмы Моргана схватило это зеленое создание с целью сделать с ним что-то не то. Бог не дал ума двум здоровым лбам - Грэму и Мэриллу - сразу дать по башке этому зеленому хлюпику. Они просто стояли и смотрели, как хлюпик что-то делает с мальчиком и пускает ему в лицо вреднючий зеленый газ (об этом газе предупреждали по радио). И вот тогда сложилась вся хитроумная картинка ЧУДА, задуманная Богом! Жена сказала Мэриллу бить - и Грэм показал ему на бейсбольную биту, висящую на стене! Инопланетяне как огня боятся воды (каламбур дурацкий, но пусть в тексте все-таки останется) - дочка Грэма как раз уже лет пять расставляет по всему дому наполненные стаканы, которые сейчас этому инопланетному козлу проедят всю плешь! У парня Грэма астма, он задыхается - поэтому инопланетная вонючка ничего ему не сделала и только молча пискнула, когда разбушевавшийся Мэрилл разнес ему битой позвоночник!

Разве не чудо? Конечно, чудо! Разве не мог Грэм после этого не поверить снова в Господа? Не мог не поверить! Он поверил! Ура, ура, ура, более идиотского финала я не видел ни в одном фильме!

Нравится им заканчивать таким идиотизмом в квадрате довольно приличный фильм? Это их собственные проблемы! Но я, как зритель, был возмущен до глубины души! Так и передайте этим ребятам!

© 1998–2024 Alex Exler
21.10.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 3-
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
приличный триллер с дурацкой концовкой
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 2

Алекс, мне кажется, что ты не прав. Я так понял, что основные претензии к фильму связаны именно с финалом. Так вот, я понял финал этого фильма совсем по-другому. У меня сложилось впечатление, что вся эта цепочка с братом-лузером, погибшей женой, ребенком-астматиком и все такое была нужна для того чтобы семья героя выжила в столкновении с пришельцем. Именно для того чтобы они выжили. А уже вера-неверие главного героя - это его личное дело, которое не имеет никакого отношение к событиям фильма. То есто это не главная цель всей цепочки событий! Просто изначально он не видел во всем этом логики, а потом увидел. Вот и все. Но цель "высших сил" была не заставить его уверовать снова, а спланировать ситуацию так чтобы они не погибли. Вот если так посмотреть на финал он будет гораздо более логичен.
26.02.08 14:49
0 0

Cheefe : Абсолютно с вами согласна. Я фильм поняла именно так, как и вы.
21.10.13 01:46
0 0