- Режиссер:
- Роберто Бениньи
- В ролях:
- Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джустино Дурано
Италия. Довоенное время. Гвидо Орефизе (Роберто Бениньи) - бесшабашный молодой человек, еврей по национальности (это необходимо указать, так как национальность Гвидо является ключевым моментом фильма). Гвидо очень оптимистичен, весел и не унывает ни при каких обстоятельствах. Совершенно случайно он познакомился с красивой девушкой из богатой семьи по имени Дора (Николетта Браски), влюбился в нее с первого взгляда и завоевывает любовь Доры (он ее называет Принцесса) так, как это умеет только он: с совершенно неимоверным темпераментом и остроумием, фонтаном шуток и острот, но вместе с тем - очень нежно, деликатно и романтично.>
Дора не сумела устоять перед очарованием Гвидо и выходит за него замуж, несмотря на всю разницу в их социальном положении и не обращая внимания на тот факт, что Гвидо ее увел чуть ли не из-под венца с другим человеком.
У них рождается сын Джошуа, которому к 1944 году исполнилось пять лет. Подчеркиваю - Италия, 1944 год. Время, когда не стоило быть евреем ни в Италии, ни в Германии, ни во многих других странах. Разумеется, Гвидо предстоит на себе ощутить все "прелести" антисемитизма фашистов. Какое-то время это все носит характер отдельных выступлений мерзкого быдла, которые под дудку нацистских ублюдков вбили себе в голову, что именно Гвидо виноват в том, что они живут, как полное быдло, а через некоторое время Гвидо вместе с сыном арестовывают и отправляют вместе с другими евреями в концлагерь, выхода откуда уже не было почти ни для кого из них. Дора не была арестована, так как она происходила из именитой семьи, однако она предпочла отправиться в концлагерь вместе со своим мужем и ребенком.
Но даже в концлагере, под постоянной угрозой близкой смерти, Гвидо не потерял присутствия духа. Ведь с ним - маленький сын, который еще не понимает, что происходит. И Гвидо говорит сыну, что они вдвоем участвуют в одной очень сложной игре. Они должны выполнять много-много всяких условий игры - недоедать, жить в бараке, выполнять приказы охраны, ходить на тяжелую работу (для Гвидо) и прятаться за двухъярусными нарами барака (для Джошуа). Если будут выполнены все условия, то победитель получит шикарный приз - настоящий танк!
Только таким образом Гвидо может попытаться или спасти сына, или хотя бы не дать ему в полной мере почувствовать ужасы жизни в концлагере и предстоящей скорой смерти. Благодаря Гвидо, уловка удалась: Джошуа поверил в рассказы отца, и жизнь в концлагере для него становится игрой. Игрой, где главным призом будет жизнь, хотя он этого в силу своего возраста еще не понимает...
***
"Жизнь прекрасна" получил невероятное количество наград, причем во многих странах. Общее число наград приближается к сорока. Среди них - почти все высшие итальянские призы 1998 года, три "Оскара" 1999 года (причем всего два раза за всю историю этой награды высшего "Оскара" получил неамериканский фильм), Гран-при жюри Каннского фестиваля, приз за лучший фильм Европейского международного фестиваля и так далее и тому подобное.
Казалось бы, что еще говорить о такой картине? Только упасть на колени и прошептать: "Это гениальный фильм", после чего упасть на бок и замереть в экстазе. Но я сейчас скажу прямо-таки святотатственную вещь - мне не очень понравился этот фильм. Точнее, мне он почти совсем не понравился. Да-да, именно мне, наполовину еврею, фильм не понравился, хотя, казалось, меня эта тема должна интересовать намного больше, чем ныне продолжающих быть дикими тунгусов и различных друзей степей.
При этом я не буду брать грех на душу и говорить, что фильм никчемный, отстой и так далее, - вовсе нет! Фильм хороший, добротный, в общем-то - правильный, но я никак не могу, подобно огромному количеству зрителей и критиков, назвать его "великолепным", "гениальным" и уж тем более - "шедевром".
Скорее, этому фильму подходит определение "Правильное кино". В моих устах эта фраза имеет два значения, несколько отличающихся друг от друга. Иногда я ее употребляю в качестве "Добротное кино", а иногда как "Очень профессиональное, но конъюнктурное". "Жизнь прекрасна", на мой взгляд, имеет два этих значения. Оно и добротное - безусловно, - и в то же время достаточно конъюнктурное. И во многом поэтому получила такое количество призов.
С другой стороны, поймите меня правильно. Мне нет никакого дела до того, сколько призов получила понравившаяся или наоборот - не понравившаяся мне картина. Меня интересуют только мои личные, субъективные ощущения, которыми я и делюсь с теми, кому охота читать мои заметки. А о призах я упоминаю только в том контексте, чтобы блеск этой мишуры не застил вам, дорогие зрители, глаза. Потому что даже на мое восприятие - уж на что я не страдаю предвзятостью что в ту, что в другую сторону - повлиял этот звездопад наград, и я ожидал увидеть по крайней мере что-то гениальное, если не эпохальное. А получил...
Получил милую, добрую, излишне сентиментальную, достаточно конъюнктурную (причем не в самом дурном значении этого слова) и очень поверхностную трагикомедию, где комедии вполне достаточно, а "подлинная" трагедия напоминает переложение рассказов Эдгара По для детского сада. Но трагикомедия эта снята на тему Холокоста. А тема Холокоста до сих пор воспринимается обществом чрезвычайно болезненно и вызывает огромный интерес, поэтому этот, в общем-то, довольно средний фильм вызвал подобную реакцию.
Я вовсе не хочу сказать, что так нельзя снимать фильмы о Холокосте. Упаси боже! Каждый волен снимать фильмы о Холокосте так, как считает нужным. Другое дело, что всегда видно, насколько создатели фильма сами переживают эту тему, и насколько глубоко они пропускают ее через свою душу.
В данном случае мы имеем дело с красивой сказочкой по мотивам Холокоста. Сказочкой, сделанной достаточно примитивно, хотя и достаточно профессионально. Впрочем, на мой взгляд, фильму изрядно мешало то, что режиссер был также главным актером. Если бы режиссером был кто-то другой, то, возможно, некоторые акценты в игре Роберто Бениньи были бы должным образом скорректированы, ведь со стороны всегда виднее. А так, получилось, что не хватало какого-то постороннего взгляда и Бениньи, как мне показалось, изрядно переигрывал.
С другой стороны, понятно, на что был сделан главный расчет. Трагикомедия - жанр достаточно выигрышный. Комедия очень выгодно оттеняет трагедию и наоборот. Ужимки Гвидо очень симпатичны и трогательны в мирное время, а когда он ведет себя точно также перед лицом смертельной опасности, спасая сына, тогда это все становится исполненым величия.
Но мне НЕ понравилось, как это сделано. Все время не оставляло ощущение, что это все конъюнктурщина. А ведь мне очень близка эта тема. У меня во время войны были уничтожены почти все еврейские родственники. Возможно, это сформировало какое-то иное восприятие. Я не могу воспринимать фильмы о Холокосте, снятые в виде сказочки с заранее просчитанным концом и таки появившемся в конце американском танке. Мне кажется крайне искусственным поведение Гвидо в ответ на все проявления антисемитизма в Италии. Впрочем, зачем обсуждать поведение сказочного персонажа? Есть ли в этом смысл?
Так что мне не понравился "Жизнь прекрасна". Я не люблю голливудские фильмы о Второй мировой войне (понятно, что "Жизнь прекрасна" - фильм итальянский, однако он снят по голливудским канонам, поэтому и был столь обласкан Американской киноакадемией; впрочем, в получении этим фильмом главного "Оскара" было много "политической" подоплеки, но эту тему я не хочу развивать в данной статье, потому что, повторюсь, меня как-то мало трогают награды как таковые).
Мне намного ближе российские фильмы на эту тему. Особенно фильмы Бондарчука. Они сняты совершенно по-другому, и они действительно ранят душу, а не выжимают слезу, о которой вы забудете через пять минут после выхода из кинотеатра. С другой стороны, я вполне понимаю людей, которые в полном восторге от этого фильма. Он и действительно вполне неплохой. Но мне не понравился.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
мило, но не глубоко
можно
В 1997 году итальянский режиссёр Роберто Бениньи снял фильм «Жизнь прекрасна» - о судьбе еврея, скрывающего своего 5-летнего сына в нацистском концлагере.
По сюжету узник объясняет ребёнку: это игра! Следует избегать эсэсовцев, нельзя ныть, жаловаться и просить кушать - тогда он наберёт очки и заработает приз - настоящий танк.
Бениньи получил три премии Оскар, прославившись на весь мир. Однако, считая свою историю вымышленной, режиссёр не догадывался - такой случай имел место на самом деле.
Янек Шляйфштайн родился 7 марта 1941 года в еврейском гетто города Сандомир, расположенного на юго-востоке оккупированной Польши. Впервые родителям пришлось спрятать его, когда мальчику был всего годик : узников гетто перевезли в Ченстохову, в качестве рабов для фабрики вооружений. В первый же день эсэсовцы забрали всех детей как бесполезных для работы - малышей отослали в Освенцим.
Мать Янека успела увести ребёнка в подвал, и там он прожил целых 18 месяцев, в полной темноте: свет появлялся лишь тогда, когда спускались родители с едой и свечами. Они приучили мальчика к молчанию - ведь звуки могли привлечь солдат, а также завели кошку, чтобы та ловила мышей, способных покусать Янека. В сентябре 1943 года персонал фабрики заменили поляками, а евреев отправили в концлагерь Бухенвальд.
Именно тогда Израиль Шляйфштайн сказал своему 2,5-летнему сыну: Сейчас мы сыграем в интересную игру. Я обещаю тебе вечером три кусочка сахару. Условия такие - ты не будешь плакать, что бы ни случилось. Сахар был громадной ценностью, и едва умеющий говорить Янек тут же согласился. Отец сделал большой мешок с дырками для воздуха: посадил внутрь сына, закрыв сверху одеждой, и забросил сумку на плечи.
В Бухенвальде семью разлучили. Мать Янека увезли в другой концлагерь, а стариков и детей, прибывших из прочих гетто, расстреляли тут же у поезда, на глазах заключённых.
Израиль Шляйфштайн тайком пронёс сына в барак, где встал вопрос - что делать дальше?
Два немца-коммуниста помогли спрятать мальчика. Малышу отдавали кусочки хлеба из скудной лагерной пайки, тайком приносили дождевую воду.
Ребёнок всегда разговаривал только шёпотом и никогда не плакал. "Нужно, чтобы плохие дяди не нашли тебя, - объяснял отец. - Иначе они увезут нас к злой колдунье".
Однажды малыша нашли при обыске.
И тут произошло реальное чудо - у эсэсовца был сын возраста Янека,
он не стал докладывать коменданту о своей находке, а оставил ребёнка в бараке, назвав талисманом Бухенвальда. Более того, распорядился пошить ему детскую лагерную робу. Маленького узника отныне вызывали на утреннюю поверку, чтобы тот рапортовал в конце: Все заключённые подсчитаны! Однако, когда в барак являлись высокопоставленные офицеры СС, ребёнка снова помещали в тайник: все дети в Бухенвальде подлежали уничтожению.
Ребёнка скрывали до 11 апреля 1945 года, пока заключённые Бухенвальда не подняли восстание, захватив в плен охрану СС.
Это просто сказочное, небывалое везение. Ведь для малыша шанс выжить среди убийц был минимален - всё равно что уцелеть в стае голодных волков. После войны выяснилось, что мать мальчика спаслась - её нашли в Дахау. Восстановив здоровье, в 1948 году вся семья выехала в Америку: их случай стал известен после фильма Бениньи, когда в госархиве США была обнаружена история Янека.
Янек Шляйфштайн и сейчас живёт в Нью-Йорке. Он рассказал, что всю жизнь впоследствии спал со включенным светом, ибо боится темноты: сказалось пребывание в подвалах.
В 1947 году шестилетний узник концлагеря стал самым юным свидетелем на судебном процессе против охранников Бухенвальда в городе Дахау, опознав четырёх эсэсовцев, наиболее жестоко обращавшихся с заключёнными. По итогам этого процесса 13 сотрудников охраны были повешены, а комендант Бухенвальда Герман Пистер, ожидая казни, умер от инфаркта в тюремной камере. Получается, иной раз на белом свете существует не только сказочное везение, но и справедливость.
Тема холокоста всегда трогает и на ней всегда можно заработать.