Рейтинг Кинопоиск: 7,1
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Ричард Эйр
Отзыв кота Бублика
Сюжет одновременно полностью убедителен и абсолютно лишён смысла.
Обозревательница "The Guardian"
- Как дела на работе, дорогая?
- Я приказала убить ребенка. Так, по крайней мере, сказано в газетах.
Диалог из фильма
Фиона Мэй (Эмма Томпсон) - судья Её Величества Высокого суда Англии. Она специализируется на вопросах семейного права, касающихся несовершеннолетних детей. Первое же дело, с которым нас знакомят, показывает, какой огромный груз ответственности лежит на Фионе: ей предстоит решить вопрос с сиамскими близнецами. Если близнецов не разделить, то они оба умрут. Если разделить, то гарантированно будет убит второй близнец, но первый получит шанс на нормальную жизнь. Родители близнецов категорически против разделения: Бог дает жизнь, утверждают они, и только Бог ее может забрать.
К этому делу, что совершенно неудивительно, привлечено внимание многих СМИ, и на Фиону оказывается очень большое давление. Ее это все, с одной стороны, очень задевает, однако, с другой стороны, она к подобному привыкла, потому что ей нередко приходится рассматривать очень громкие дела.
Колоссальная ответственность, лежащая на Фионе, приводит к тому, что ее отношения с мужем Джеком (Стэнли Туччи), преподавателем философии в университете, приходят фактически к точке замерзания, что Джека, конечно же, тревожит. Фиона работает практически без выходных, в свободное от работы время она продолжает заниматься делами, которые ей предстоит рассматривать, и ее уже совсем не интересуют такие пустяки, как ужин вдвоем с мужем или поход в театр. Да и какие там театры, когда одно ее решение может или подарить жизнь живому существу, или обречь его на смерть.
Ну и в итоге Джек, который много раз пытался поговорить с Фионой об их взаимоотношениях, просто собирает вещи и уходит из дома - он больше не хочет так жить.
Фиону, конечно же, расстраивает уход Джека, однако она продолжает заниматься своей работой. На этот раз у нее на рассмотрении находится дело семнадцатилетнего Адама (Финн Уайтхед) - юноши, больного лейкемией в острой фазе. Адаму требуется срочное переливание крови, после чего должно наступить значительное улучшение в его состоянии, однако родители Адама состоят в секте "Свидетелей Иеговы", а в их религии категорически запрещено вливать в себя чужую кровь, потому что кровь дана человеку от Бога, так что кровь есть сущность человека.
Фиона может вынести постановление, разрешающее госпиталю произвести переливание крови юноше вопреки запрету родителей: в Соединенном Королевстве в 1989 году был принят соответствующий закон, называемый "Закон о детях", который позволяет обеспечить защиту несовершеннолетнему ребенку в том случае, когда решение родителей угрожает его здоровью и благополучию.
Однако проблема заключается в том, что Адаму осталось буквально два месяца до восемнадцатилетия, и он сам явно возражает против того, чтобы ему сделали переливание крови. На этом факте особо настаивает адвокат семьи.
И тогда Фиона принимает беспрецедентное решение самолично отправиться в госпиталь и встретиться с юношей, чтобы понять, насколько его решение осознанно.
***
Оригинальное название картины переводится как "Закон о детях", и этому есть очень четкое обоснование: вся деятельность судьи Фионы Мэй прежде всего основана на данном очень важном законе.
Какой идиот из российских дистрибуторов дал картине название "Удивительная миссис Мэй", вызывающее абсолютно ненужные ассоциации с чудесным комедийным сериалом "Удивительная миссис Мейзел", я не знаю: имена этих прекрасных людей, придумывающих названия фильмам для российского проката, всегда скрываются по Программе защиты идиотов-дистрибуторов.
"Закон о детях" - нашумевший остросоциальный роман британского писателя Иэна МакЮэна, опубликованный в 2014 году. При создании этого романа МакЮэн использовал материалы реальной судебной практики, хотя сами персонажи, их характеры и их поведение - это художественный вымысел.
Писатель никому не доверил написание сценария к фильму по этой книге, так что сценарий написал самолично. Снял эту картину британский режиссер Ричард Эйр, создатель таких фильмов, как "Айрис" (две номинации на "Оскар" и один выигранный "Оскар"), "Красота по-английски" и "Скандальный дневник" (четыре номинации на "Оскар").
Кстати, этот фильм вышел в 2017 году и имел определенный кинотеатральный прокат, а до российских экранов добрался только в августе 2020 года.
Картина поставлена в строгой и даже слегка суховатой манере, напоминающей театральные постановки, что, впрочем, совершенно неудивительно, ведь Ричард Эйр - известный театральный режиссер: он делал постановки пьес Вильяма Шекспира, Теннесси Уильямса, Генрика Ибсена. Эйр сознательно не использует какие-то чисто кинематографические приемы, способные несколько оживить происходящее на экране, а ощущение просмотра спектакля, которое появляется у многих зрителей, подчеркивается сухостью и малой эмоциональной насыщенностью диалогов, строгостью в подборе одежды и холодным, но вместе с тем отлично продуманным стилем интерьеров.
Одних зрителей это раздражает: им постановка кажется слишком театральной и слишком выверенной, им не нравится, что здесь практически отсутствуют какие-то яркие детали. Другим, к коим я отношусь, наоборот - такой стиль очень импонирует, потому что он абсолютно четко соотносится с личностью главной героини, Фионы Мэй.
Судья Мэй всегда безукоризненно одета, она всегда, что называется, застегнута на все пуговицы, она практически не демонстрирует никаких эмоций, потому что этого требует ее работа: Королевский суд - это прежде всего Закон, а не мораль или эмоции. Судья принимает решение, руководствуясь только положениями закона, он не имеет права руководствоваться чем-то еще.
Фиона запретила себе испытывать какие-то эмоции и руководствоваться ими в своей работе, но так как работа для нее не прекращается и дома, и в выходные, в итоге эту безэмоциональность она проявляет и в своей личной жизни, что приводит в отчаяние ее мужа Джека: тот пытается до нее достучаться, но тщетно. И даже когда Джек прямо заявляет жене, что он хочет завести интригу на стороне, потому что не может и не хочет больше так жить, даже это не производит на Фиону заметного впечатления.
Режиссер не дает никаких оценок главной героине картины: что это - верность долгу, граничащая со святостью, или же это грех тщеславия или гордыни? И зрители ее поведение и ее жизнь вольны оценивать со своих собственных позиций.
На мой взгляд, в этом нет ни гордыни, ни тщеславия. Верность долгу - да: ей приходится принимать слишком тяжелые решения, при этом находясь под серьезным давлением СМИ и общественного мнения, так что единственный вариант для судьи - превратить себя и свою жизнь в некую функцию, руководствующуюся исключительно положениями закона, и Фиона это сделала.
И даже вроде бы такое беспрецедентное со стороны судьи решение лично посетить Адама, чтобы удостовериться, оказывается ли на него давление в принятии решения об отказе в переливании крови и насколько четко он понимает последствия этого решения, - оно не эмоциональное, оно абсолютно прагматичное.
Фильм делится на несколько составляющих. Судебные заседания Фионы, то, как она их проводит и какие решения принимает, судебный кейс с Адамом, последствия визита Фионы в госпиталь и ее судебного решения (этому посвящена примерно треть фильма), взаимоотношения Фионы с ее мужем, а также взаимоотношения судьи (сугубо, конечно, деловые) с ее ближайшим помощником Найджелом Паулингом (Джейсон Уоткинс).
Эмма Томпсон в роли Фионы - просто шедевральна! Она прекрасная актриса с широчайшим актерским диапазоном, и почти каждая ее роль - заметная и значительная. А здесь еще и главная роль, на которой держится практически все, и даже если вам не понравится стиль постановки и рассказанная история, то картину имеет смысл посмотреть только из-за игры Эммы Томпсон. И ведь это нужно суметь сыграть фактически "человека-функцию" так, чтобы героиня вызывала искренний интерес у зрителей, а Эмма Томпсон, на мой взгляд, этого добилась на все сто процентов.
Я очень люблю американского актера Стэнли Туччи: он одинаково хорошо играет и комические, и откровенно буффонадные роли, но и в драме он также очень убедителен. Туччи здесь сыграл отлично, но, скажем так, самому его персонажу отдается совсем непродолжительная часть экранного времени, так что тут ему просто не дали развернуться, особенно на фоне Эммы Томпсон.
Важный персонаж картины - тот самый юноша Адам, которого сыграл Финн Уайтхед (он играл Томми, одного из главных персонажей в "Дюнкерке"). Юный, обаятельный, романтичный, он искренне благодарен Фионе, однако в этой своей благодарности переходит определенные границы, которые судья переходить не позволит. Хорошая роль, Уайтхед очень понравился.
Ну и понравился Джейсон Уоткинс, сыгравший ближайшего помощника судьи. Я этого актера помню по сериалу "Дес" с Дэвидом Теннантом, где Уоткинс сыграл писателя Брайана Мастерса, а также по фильму "Человек, который убил Дон Кихота", где у него совсем небольшая роль.
Помощник судьи Найджел всегда обращается к Фионе "Ваша честь" ("My lady" в оригинале), занимается решением достаточно сложных вопросов, и при этом не сказать что Фиона как-то проявляет к нему хоть какую-то благодарность и теплоту. Но она и с мужем такая, так что чего уж там ждать от нее каких-то эмоций и какой-то благодарности по отношению к помощнику по работе, хотя и довольно близкому.
Но Найджел Уоткинс, собственно, и не ждет от судьи проявления каких-то чувств: он просто делает свою работу и старается делать ее как можно лучше.
Мне очень понравился этот фильм. Меня полностью устроил строгий и театральный стиль постановки, мне понравилась рассказанная история, я оценил то, что постановщик не стал давать какие-то свои оценки происходящему, а предоставил это зрителям, и я просто в восторге от игры Эммы Томпсон. Не всем зрителям этот фильм понравится, как свидетельствуют некоторые отзывы, но, на мой взгляд, это картина, которая совершенно точно заслуживает просмотра.
P. S. Интересно то, что судебные заседания снимались в самом настоящем Высоком суде правосудия Англии. Вроде бы это был первый прецедент, когда в это священное здание допустили киношников.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 4 |
отлично сделано
да
Но абсолютно точно никакого прагматизма в этом решении не было. Об этом в фильме прямо говорится устами пацана.
Сразу подумаешь про всех этих людей, не имеющих своих детей, но пытающихся повлиять на будущее наших!
А дальше - "...люди стрелявшие в наших отцов строят планы на наших детей..."
В общем этопять за вопрос!
Как-то ломает глаз эта фраза.
Выглядит словно подстрочник "judge in Her Majesty's High Court of Justice in England".
Сейчас выглядит так, будто судья принадлежит лично Её Величеству, а Её Величество - один из титулов Верховного суда.
Так что или Верховный суд Англии или Королевский Верховный суд Англии.
Но просто невыносими горький. Забыть его, наверное, невозможно; но пересматривать -- я лично точно не захочу.
А фильм мне понравится! Там ничего описанного выше не чувствуется, просто тяжелая история. И гениальная Сирша.
Кстати, у Алекса вроде бы нет рецензии.
Рекомендую, если кто ищет чего посмотреть с семьей легкого
И пользуясь случаем - а планируется ли рецензия на "Алиби" ?
...а то вкупе с "Большой секундой" (вообще разные фильмы) и "Вампирами..." - прям хочется смотреть наше кино...
Хотя, может, я и придираюсь, и тема любителям вампиров нравится... Это я не понимаю 😄
Впихнуть на волне популярности "Удивительная миссис Мейзел".
Кто-то в комментах писал, что он похож на Мягкова. Ну, где-то так.
Алекс, есть новинка - "Кошачьи миры Луиса Уэйна". Камбербэтч и Фой очень хороши.
Плюс в фильме снималось около 40 живых кошек, так что если Вы его не посмотрите, кот Бублик Вас категорически не поймет.
===
Enjoy yourself. 😉