- Режиссер:
- Ричард Линклейтер
- Не так много, но в последнее время
стал принимать больше.
Ключевой диалог фильма
Калифорния.
Ближайшее будущее. Проблема наркомании
встала в полный рост: по меньшей мере двадцать
процентов населения плотно сидит на наркотиках,
самым опасным среди которых считается
некий
Боб Арктор (Киану Ривз) -
глубоко законспирированный сотрудник
этого полицейского подразделения. Он
работает под прикрытием: общается с
наркоманами и их поставщиками, пытаясь
выйти на источники
Арктор
внимательно наблюдает за Баррисом - ему
кажется, что Джеймс может быть связан с
кем-то из крупных поставщиков.
Параллельно Боб окучивает
наркодилершу Донну Хаторн (Уайнона
Райдер) - также в надежде выйти через
нее на каких-то поставщиков
Проблема
заключается в том, что Арктору, чтобы
себя не раскрыть, пришлось начать
принимать наркотики - тот самый
***
Фильм "Помутнение" поставлен по одноименному роману классика фантастической литературы Филипа Дика. Что интересно, в начале девяностых этот роман хотел поставить сам Терри Гиллиам, однако он тогда все-таки решил обратиться к творчеству другого автора и поставил "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" по роману создателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона. А, кстати, было бы интересно посмотреть, что бы с сюжетом Филипа Дика сделал Гиллиам.
Однако этот фильм в конце концов поставил Ричард Линклейтер, и его версия также вполне заслуживает внимания. Линклейтер собственноручно писал киносценарий этого фильма, несмотря на то что некоторое время назад сам Чарли Кауфман ("Быть Джоном Малковичем", "Адаптация") делал киносценарий "Помутнения". Но у Линклейтера было собственное видение постановки, поэтому он решил сделать свою версию.
Зачем там потребовалось особое видение? Дело в том, что "Помутнение" - роман весьма сложный. Это в кратком изложении завязки сюжета все выглядит довольно просто: агент под прикрытием, пытается выйти на поставщика и все такое. Вроде как обычный детектив. Но на самом деле "Помутнение" не имеет ничего общего с детективом. Это чистая психоделика: окружающий мир видится глазами полицейского с распадающейся личностью, которому отличить правду от вымысла, сон от яви, друга от врага - довольно сложно. Причем Филип Дик в интервью сам говорил, что при написании романа он использовал свой опыт употребления наркотиков, так что искаженное восприятие мира Бобом Арктором выглядит вполне достоверно.
Чтобы как-то смоделировать это восприятие, а также решить некоторые постановочные задачи, Линклейтер прибегнул к нечасто используемому приему, который называется "ротоскопирование": сначала снимается обычный фильм с актерами, а затем художники-аниматоры каждый кадр рисуют поверх реального. Ну и плюс - дорисовываются некоторые элементы, которых в реальных съемках не было: зеленые вши, появляющиеся в глюках Фрека, крышесносящие маскировочные костюмы полицейских и так далее. В итоге смотрится это очень интересно: с одной стороны, это вполне живые актеры, причем весьма известные, а с другой - почти чистая анимация, которая, впрочем, довольно значительно отличается от обычной анимации мимикой персонажей. Надо сказать, что техника эта известна давно (например, ее использовал еще Уолт Дисней в фильмах "Белоснежка и семь гномов" и "Золушка", чтобы добиться естественности движений персонажей), а сам Линклейтер сделал с подобной технологией картину Waking Life.
Мне очень понравилось, как сделано "Помутнение". Несмотря на то что с точки зрения визуализации и спецэффектов ничего особенного в нем нет - подавляющее большинство эпизодов представляет собой диалоги главных персонажей, - выглядит это здорово, необычно и действительно психоделично. Особенно маскировочные костюмы, которые представляют собой постоянно меняющуюся мозаику из разных лиц и разной одежды.
Причем в фильме есть очень хорошие актерские работы, которые довольно активно прорываются сквозь анимационные фильтры. Больше всего мне понравился Роберт Дауни-младший, блестяще сыгравший Барриса! Совершенно феерический персонаж: забавный, одновременно чем-то противный, смешной и при этом слегка страшный. Некоторые из его диалогов-монологов - просто великолепны! Роберт был не в состоянии запомнить весь тот поток сознания, который выдавал его герой, и записывал кусочки роли на стикерах, прикрепленных к стенам декораций. Режиссеру потом пришлось давать указание команде художников-ротоскопистов не копировать эти стикеры в анимационном варианте.
Также очень здорово выглядели два постоянно обдолбанных торчка - Эрни, которого отлично сыграл Вуди Харрельсон, и параноик Фрек, изображенный Рори Кокрейном. Сцены, в которых вся эта троица собиралась вместе, Баррис с Эрни начинали дурить, а Фрека это все жутко пугало, - смотрятся весьма здорово.
Киану Ривз мне не сильно понравился, но он мне нигде на самом деле не нравится. Но с его персонажем больше играют закадровый текст и сюжет. Уайнона Райдер вполне неплохо выступила в роли наркодилерши, но как-то без изюминки. Впрочем, в троице Дауни-младшего, Харрельсона и Кокрейна изюминок хватило бы на целый магазин булочек.
Резюмирую. Очень необычный и весьма оригинальный фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. И детективная составляющая сюжета вполне на высоте, и постановка вполне впечатляет, а уж наркоманская троица во главе с Баррисом - так просто блеск! Сцена с велосипедом по уровню психоделики приблизилась к гиллиамовскому эпизоду с ванной и магнитофоном в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе".
Тем не менее картина далеко не всем понравилась, да и сборы показала весьма средние. Не все оценили этот эксперимент. Но я - оценил, однозначно. Оригинально, свежо, забавно, и тянет еще раз посмотреть.
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
интересно и оригинально
вполне можно
Алекс а ты смотрел это самое "Пробуждение Жизни"?
Стоит посмотреть только из-за этого.