- Режиссер:
- Гэри Росс
- В ролях:
- Джефф Дэниелс, Тоби Магуайр, Риз Уизерспун
Не все молодые американцы хорошо себя ощущают в девяностых годах. Речь идет о молодом парнишке Дэвиде (Тоби Магуайр), которому ну как-то все не в радость. Ни бейсбольные матчи, ни всякие ля-ля-сю-сю с одноклассницами, ни премьеры "Матрицы", сопровождаемые распродажей попкорна по немыслимо низким ценам. Короче говоря, парень грустит, а единственная отрада в его жизни - бесконечный черно-белый рекламный сериал 50-х годов "Плезантвиль", который он знает досконально, потому что ничем другим не интересуется. "Плезантвиль" - обычная сериальная жвачка, оплаченная рекламными компаниями, где до отвращения чистенькие персонажи живут "правильной" жизнью, бесконечно потребляя всяческую продукцию, не забывая прославлять и ее, и фирмы-производители. >
У Дэвида есть сестра Дженнифер (Риз Уизерспун), которая, однако, не разделяет любовь брата к этому дурацкому сериалу. Джениффер в этой жизни волнует только одно: секс, секс, еще секс, еще немного секса и еще совсем чуть-чуть секса. А после этого - много секса. Поэтому Дженнифер как-то не находит общий язык с братцем, которого она считает тупоумным дебилом, свихнутым на "Плезантвиле".
В один прекрасный день Дэвид только было собрался посмотреть очередную серию, как Дженнифер попросила его немедленно убраться в свою комнату, потому что к ней сейчас должен прийти парень, с которым надо решить кое-какие проблемы сексуально-молодежного характера. Но Дэвид не может пропустить свой любимый "Плезантвиль", поэтому вспыхивает драка без всякого сексуального подтекста. А поскольку подтекста нет, то есть жертвы. На этот раз жертвой храбрых пал пульт управления телевизором. Вроде бы, ничего страшного, скажете вы. Но молодежь 90-х не умеет управляться с телевизором без пульта, поэтому вызывает мастера. На зов является старичок весьма подозрительного вида, который ребятам вручает пульт еще более подозрительного вида. Все зрители в моем лице и в лице кота Бублика орут: "Не включай, не включай!", но тщетно! Ребята нажимают на пульт и оказываются внутри телевизора, став, таким образом, героями сериала. Вот такие дела! Вот такая завязка сюжета!
Дэвид, конечно, поначалу даже обрадовался. Еще бы, ведь он оказался действующим лицом своего любимого сериала! Сериала, где он знает каждого героя и каждую фразу. Зато Дженнифер была просто в бешенстве, потому что из-за этого странного приключения у нее сорвался запланированный перепихон с одним из самых симпатичных парней школы. Но жить как-то надо, поэтому ребята пытаются приспособиться к окружающим их новым условиям. Однако выясняется, что жить в черно-белом рекламно-выхолощенном мире - не так-то просто! Даже Дэвиду, не говоря уж о Дженнифер. Потому что все вокруг - дурилки картонные, которые повторяют одни и те же слова, рекламируя одну и ту же продукцию, и живут не настоящей жизнью, а жизнью мух, которые барахтаются в сладком черно-белом сиропе. И ребята оказываются в положении грабителя, который полез обворовывать парфюмерную лавку, был там закрыт на всю ночь сигнализацией, а когда его выпустили, смог произнести только одно: "Пожалуйста! Умоляю! Хотя бы кусочек дерьма!"..
Вот и ребята себя довольно неуютно чувствуют в этом показушном рекламном мире. И мы с Бубликом их прекрасно понимаем. И ты, дорогой зритель, поймешь. Вот представь себе, что ты утром встал, выходишь на кухню, а там - папа, мама и братик. И тут начинается…
- Здравствуй, сын! - бодро говорит папа. - Как тебе спалось на отличном пружинящем матрасе фирмы "Поу-поу"?
- Здравствуй, папа, - отвечаешь ты. - Мне отлично спалось на шикарном пружинящем матрасе фирмы "Поу-поу"! Потому что фирма "Поу-поу" выпускает прекрасные пружинящие матрасы, на которых отлично спать!
- Точно, - говорит мама. - Но не забывай, дорогой сын, что фирма "Поу-поу" еще выпускает замечательные пружинящие подушки! Надеюсь, ты спишь на подушке фирмы "Поу-поу", сын?
- Да, мама, - отвечаешь ты. - Конечно, я использую и подушку фирмы "Поу-поу". Потому что эта фирма выпускает не только прекрасные пружинящие матрасы, но и подушки!
- Сынок, - говорит мама. - Я сегодня использую прокладки фирмы "Олвейз", которые позволяют мне уже не так критически относиться к своим критическим дням, так что я могу тебе на завтрак приготовить кофе "Чибо", сало "Тарас Бульба", яйца "Галина Бланка" и крекеры фирмы "Крекетс".
- Да, мама, спасибо, - отвечаешь ты. - Я просто обожаю кофе "Чибо", который изготавливают из натуральных кофейных зерен, сало "Тарас Бульба", которое изготавливают из натурального Тараса Бульбы и натуральные яйца "Галины Бланки", которые изготавливают…
- Из Галины Бланки, - шутит папа, и вся семья дружно смеется картонным смехом.
Ну как сцена? Кошмар, правда? А ребятам в этой до тошноты сладкой размазне приходится принимать участие каждый день. Но рекламные диалоги - это еще ладно… Выясняется, что город (его название можно перевести как "Приятногорск" или "Наслаждюйск") выхолощен по полной программе! Едят жители только рекламные продукты. Всякая зелень растет строго до определенной высоты и никогда не пылится. На баскетбольных матчах любой брошенный мяч непременно попадает в корзину. Словом, чего ни сделай, все получается, и даже природа какая-то дурацкая: ни тебе дождей, ураганов, освежающих торнадо или романтических пылевых бурь.
Но есть одна беда - нигде нет туалетов. Потому что жители города никогда, пардон, не какают (как и дедушка Ленин). Почему? Черт их знает. То ли в 50-е годы еще не было рекламы туалетной бумаги, то ли наблюдалось недопроизводство сантехники и ее не надо было рекламировать…
Простые интимные человеческие взаимоотношения (которые так любит Дженнифер) заменяются пошлейшим суррогатом: сидение вдвоем в машине, а при этом полагается держаться за руки и глазеть на луну. Разумеется, Дженнифер этого кошмара пережить не может, поэтому первому же встречному парню быстренько объясняет - что, куда, зачем и в какой последовательности.
Зараза плотской любви быстро охватывает весь город! Новость распространяется мгновенно! Оказывается, передает друг другу молодежь, вот эту странную штучку у парней и не менее странную штучку у девчонок можно использовать! Причем так использовать, что ОГО-ГО как становится приятно! И многие начинают это делать, потому что кому не хочется, чтобы стало ОГО-ГО?! Но тут выясняется один странный подобный эффект. Оказывается, после ОГО-ГО люди перестают быть черно-белыми и становятся немножечко даже цветными. Не в смысле - неграми, а просто раскрашиваются в свои обычные цвета. И теперь за версту становится видно: кому уже ОГО-ГО, а кто еще живет обычной жизнью картонной дурилки. Причем ОГО-ГО влияет даже на природу. Птички, видать, тоже научились этому нехитрому занятию, потому что раскрасились, и даже в растениях пробудились какие-то сексуальные чувства, потому что они тоже стали цветными.
Но на цветное проявление влияет не только нормальная половая жизнь. Человек перестает быть черно-белым, когда раскрепощается и начинает заниматься тем, чем ему хочется (или нужно) заниматься, не зашоривая себя рекламными рамками. К примеру, Дженнифер перестала быть черно-белой вовсе не от занятий сексом, а от неожиданно вспыхнувшей страсти к чтению. Девушка забросила всех своих дружков, которые немедленно желают проявиться в цвете, причем раз пять-десять и в разных положениях, и стала читать, читать и еще раз - читать. Начиная от Хемингуэя и заканчивая Достоевским, не забывая про справочник интегралов. Кроме того, она открывает мамульке прелести самоудовлетворения (потому что папашка в этой семье насквозь черно-белый и не желает сделать жене приятное), и мамаша это делает так, что куст во дворе просто сгорает. Эффектная сцена, между прочим.
Но потихоньку в городе назревает конфликт. Черно-белое население обеспокоено натуральным подрывом устоев Наслаждюйска. Цветные люди не желают больше спать на матрасах "Поу-поу", жрать кашку "Рататуй", носить костюмы фирмы "Докер" и жувать жувачку "Кокибоки".
- Друзья! - призывает мэр города. - Цветные негодяи подрывают наши устои! Давайте же подорвем самих цветных негодяев.
И начинается гражданская война за освобождение цветных - с одной стороны, и за возврат в привычные черно-белые рамки - с другой. Прямо как знаменитая война между Севером и Югом, которая, вроде как, была за отмену рабства, а на самом деле преследовала вполне конкретные территориально-захватнические задачи, о чем нам поведали в книге "Разнесенные ветром", хотя совершенно не понятно, зачем я ее сюда приплел…
К счастью, Дэвид и Дженнифер пришли в Приятногорск из другого мира, поэтому звучат голосами разума, так что все в конце концов помирились, после чего зацвели всеми цветами радуги. Короче говоря, сплошной хэппи-энд, что и предполагалось.
Теперь выводы. Фильм приятный, забавный и очень красивый. Он был номинирован на Оскара за художественное воплощение, музыку и костюмы, хотя награду так и не получил (на мой взгляд - незаслуженно, потому что с этой точки зрения картина сделана просто блестяще). Сценарий - хорош и достаточно многогранен. Каждый в этом фильме увидит свое. Кто-то - просто комедию ситуаций. Кто-то - социальную сатиру (бунт молодежи 60-х, столкновение двух миров - прогрессивного и ретроградного), кто-то задумается о том, что было бы, если современных двух подростков забросить в 50-е советские годы…
Режиссерская и актерская работа очень неплохая, но особенно хочется отметить игру Риз Уизерспун. Это что-то фантастическое! Даже если бы фильм оказался полным отстоем (а это совсем не так), я смотрел бы его, не отрываясь, только из-за этой молодой актрисы. Она - великолепна и потрясающа! Настолько самобытна, настолько оригинальна, что просто диву даешься. Возможно, многие со мной не согласятся, но у меня свои критерии оценки актрис. Эта девочка - просто супер!
Тоби Магуайр - даже не знаю, что и сказать. Меня он совсем не впечатлил. Впрочем, у него роль такая - застенчивый подросток с большими комплексами. Зато хороши его плезантвильские родители и Джэфф Дэниелс, который играет в этом фильме художника.
В общем, если вы любите смотреть не только боевики, вполне имеет смысл ознакомиться с этим фильмом. Он приятный, милый и даже с намеком на какие-то глубокие аллегории, которые, впрочем, больше додумываешь, чем они есть на самом деле. Если же вас не волнуют аллегории, тогда посмотрите этот фильм только из-за действительно блестящего художественного воплощения.
Хотя мы с котом Бубликом теперь всегда будем смотреть "Плезантвиль" из-за Риз Уизерспун, несмотря на ее невозможную фамилию. Но мы ее по-свойски зовем Рая Сухоложкина, так что на подобные мелочи уже не обращаем никакого внимания.
- IMDB.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
мило
вполне можно
А навязчивой рекламы тоже не заметил. Но может быть я просто не в курсе, что и как рекламировали в 50-е.
Да, и касательно "рекламности" сериала. Странно, но как раз по ходу фильма никаких рекламных слоганов по обе стороны экрана замечено не было.