Рейтинг Экслера: 8,3
- Режиссер:
- Флориан Зеллер
Отзыв кота Бублика
«Отец» — довольно слабый кинофильм с, безусловно, выдающейся работой Энтони Хопкинса.
Станислав Зельвенский
Я увидела всё по-другому: умный, интеллигентный старый человек, имеющий так мало сил, чтобы противостоять меркантильному, жестокому, циничному, хитроумному окружению. Чего только стоит сцена в ночной спальне, где дочь злобно душит отца, но не доводит дело до конца, а выбирает другой вариант от него избавиться - дом престарелых. Вспомните ее ужасную ухмылку во дворе этого приюта для стариков, ее лицемерные улыбки, неискренний смех. Никто не отвечает на резонные вопросы, которые задает Энтони, все обращаются с ним не как с достойным, хоть и немощным человеком, а как со слабоумным. И в результате он ломается, начинает сомневаться в своем уме. Позор тем, кто высмеял героя в его безобидной попытке слегка пококетничать с юной, симпатичной особой, а ведь просто он вспомнил свою молодость. Все эти монстры ради собственного удобства и выгоды одурачивают одинокого старика и действительно доводят его до безумия. Насколько лучше ему было бы, если бы все его милые родственнички отстали от него, и он продолжал бы сам распоряжаться своей жизнью - сам бы выбирал сиделку, сам бы ей платил, сам бы решал, что ему есть на ужин и когда ему принимать (или не принимать) гостей, что и кому оставить в наследство.
Наталья
Фильм очень актуален ещё и потому, что жители одной заокеанской страны доверили точно такому же 'Энтони', путающему свою внучку с покойным сыном, и свято верящему, что он баллотируется в сенат (интересно, а ему уже объяснили - какую должность он занимает теперь?) право управлять государством.
mariinna2018
Лондон, наши дни. Сорокапятилетняя женщина по имени Энн (Оливия Колман) приходит в квартиру своего отца, восьмидесятилетнего Энтони (Энтони Хопкинс), - человека, у которого началась заметная старческая деменция. Энн в разговоре ругает отца за то, что он выгнал очередную сиделку, которую Энн с таким трудом для него нашла. Энтони заявляет дочери, что он может прекрасно себя обслуживать, так что никакие сиделки ему не нужны. А ту сиделку, о которой идет речь, он выгнал, потому что она воровка, она украла его часы.
Часов на Энтони действительно нет, он их в последнее время постоянно теряет, но Энн предлагает отцу посмотреть в его тайнике в ванной, и действительно - часы там и оказываются.
Энн говорит отцу, что она собирается уехать в Париж: после многих лет, в течение которых она находилась в разводе с прежним мужем, в ее жизни появился новый мужчина, и она планирует переехать к нему. Но она не может оставить отца в таком состоянии без присмотра, а он категорически против присутствия в его квартире сиделки. Также он очень обижен на дочь за то, что она хочет оставить его в Лондоне одного.
***
Постановщик данной картины Флориан Зеллер - французский писатель и драматург, один из самых именитых современных театральных драматургов: его пьесы с успехом ставятся в театрах всего мира. Его пьеса "Отец", написанная в 2012 году, является частью трилогии "Отец", "Мать" и "Сын". Эти пьесы Зеллера ставились и ставятся и в России: в московском театре "Современник" идет пьеса "Отец" с Сергеем Шакуровым и Викторией Толстогановой, есть антрепризный спектакль "Отец" с Сергеем Маковецким, в РАМТе Юрий Бутусов поставил пьесу "Сын" Зеллера.
О переносе спектакля в полнометражный фильм задумался сам Флориан: первоначально он собирался делать фильм на французском с французскими актерами, но ему очень хотелось, чтобы роль Андрэ (так зовут главного персонажа в пьесе) сыграл Энтони Хопкинс, и когда актер согласился, то Зеллер решил снимать этот фильм на английском с британскими актерами и в честь Хопкинса переименовал главного героя в Энтони. На английский пьесу Зеллера переводил Кристофер Хэмптон, он же, наряду с Зеллером, указан соавтором сценария.
Я спектакль "Отец" не смотрел, поэтому ничего не знал о том, что увижу в данном фильме. И здесь оказалось, что Зеллер выбрал достаточно необычную форму для того, чтобы рассказать об этом тяжелом недуге - очень тяжелом как для самого человека, так и для его родных и близких.
Режиссер показывает то, что происходит с Энтони, как бы его глазами. Глазами человека, который перестает узнавать близких людей, в сознании которого различные события потихоньку начинают стираться, он далеко не всегда понимает, где именно он находится и почему, и в конце концов он перестает понимать, кто он вообще такой.
И зрители во время просмотра фильма также оказываются как бы в положении Энтони: они быстро понимают, что не очень-то можно доверять тому, что видит этот человек, потому что одни люди, которых он видит, реальны, другие могут просто накладываться из каких-то сохранившихся воспоминаний - в общем, разобраться с этим не так уж и просто, но с помощью такого формата создатели картины и демонстрируют, каково самому Энтони сталкиваться с подобным.
Одновременно, конечно, мы этого человека наблюдаем со стороны. Как он отрицает тот факт, что его сознание начинает угасать, как он непримиримо встречает попытки оказать ему помощь, как у него появляются различные параноидальные настроения и он начинает оскорблять Энн, которой из-за отца очень нелегко, а его присутствие может разрушить ее семейную жизнь, но она продолжает тянуть эту лямку.
Роль Энтони Хопкинса в данном фильме - это что-то невероятное! В поведении его персонажа есть огромное количество самых разнообразных, причем довольно тонких психологических оттенков. Как он отрицает свое состояние (Энтони часто повторяет фразу "уж не думаете ли вы, что я сошел с ума"), как впадает в ярость, при этом он может быть невероятно обаятельным с человеком, который ему понравился (там совершенно потрясающий эпизод, как он знакомится с новой сиделкой Лорой, которая напомнила ему вторую дочь Люси: та давно погибла, но Энтони об этом уже не помнит и удивляется тому, что Люси давно не заходила его проведать).
И там такая широчайшая палитра чувств и эмоций, что кажется практически невероятным то, каким образом Хопкинс сумел это все передать: он, конечно, выдающийся актер, а данная роль - просто шедевральная.
Остальные роли на фоне настолько мощной актерской игры Хопкинса несколько меркнут, но я никак не могу согласиться с теми рецензентами, которые утверждают, что другим актерам тут просто нечего было играть, ну и что они, мол, не слишком напрягаются. Это совершенно не так.
У Оливии Колман здесь роль сложная, тонкая, и она ее сыграла отлично. Энн понимает, что происходит с отцом, ее это пугает, она пытается ему помочь, но одновременно ей что-то нужно делать с собственной жизнью: люди со старческой деменцией постепенно превращаются в такие своеобразные "чёрные дыры", способные затягивать туда других людей и превращать их жизнь в ад. Они, конечно же, в этом никоим образом сами не виноваты, но их близким от этого не легче. И Оливия, на мой взгляд, очень ярко и достоверно показала те стадии, которые проходит ее героиня, наблюдая за тем, как болезнь отца постепенно прогрессирует.
Руфус Сьюэлл в картине сыграл нового мужа Энн Пола, которого страшно раздражает присутствие в их жизни Энтони: у Пола к Энтони, по вполне понятным причинам, нет никаких родственных чувств, он для него просто "старикашка в старческом маразме", который портит жизнь его жене и ему самому, и Пол ведет себя именно так, как ведут себя мужья/жены по отношению к родственнику супруги/супруга в подобной ситуации. Пол вообще считает, что отец намеренно изводит Энн и что он вовсе не так уж и болен, а это просто у него такое свойство характера.
Обаятельная Имоджен Путс сыграла Лору, сиделку, с наличием которой в квартире Энтони вроде как более или менее смирился. Сыграла очень хорошо, и там по эпизодам ее общения с Энтони было понятно, насколько сложная задача стоит перед людьми, работающими на такой работе - уходом за стариками с деменцией.
Некоторые критики упрекают постановщика в том, что картина, мол, получилась излишне театральной (я просто на фильмы, которые мне понравились, обычно читаю практически только критические рецензии, а на фильме, которые мне не понравились, - только хвалебные). Тот же Станислав Зельвенский упрекает фильм в театральности, а про финал и вовсе пишет, что, цитирую: "Наверное, в театре эмоциональный финал «Отца» выглядит пронзительно; то, как он сделан здесь, особенно последняя точка, — извините, но это пошлятина". И это было совершенно удивительно, потому что назвать этот пронзительный и такой вполне понятный и ожидаемый финал "пошлятиной" - ну, я тут уж и не знаю, что сказать.
Никакой такой особой театральности я в картине не вижу, но тут, по вполне понятным причинам, все происходит буквально в двух-трех локациях, однако это все снято очень искусно и интересно: квартира Энтони представляется неким слегка запутанным лабиринтом, который постоянно видоизменяется, также главный герой периодически как бы прямо из квартиры попадает в другие места, когда он вспоминает о каких-то событиях, которые почти ушли из его памяти. Это сделано впечатляюще, и я, смотря данную картину (я до просмотра не читаю никакие рецензии и не собираю никакие сведения), даже и не предполагал, что в ее основе - знаменитый спектакль.
О претензиях по поводу того, что остальным актерам тут, мол, нечего играть, я уже писал: это совершенно не так. Также в одной из рецензий содержится совсем забавная претензия в том, что когда Энтони не узнает Энн, которую в данном эпизоде изображает актриса Оливия Уильямс (там потом объясняется, откуда она возникла в смутном сознании Энтони), то, цитирую, "это неудивительно, потому что Уильямс так похожа на Колман, что в коридоре их и без деменции можно спутать".
Отличный фильм: замечательный сценарий, профессиональная постановка (а ведь у Зеллера это кинодебют), замечательные актерские работы и действительно выдающаяся роль Энтони Хопкинса. Добавьте к этому искусно подобранную музыку (что-то из своих любимых композиций предложил сам Хопкинс, насколько я читал) и мастерскую работу оператора Бена Смитхарда - так что тут не приходится удивляться тому, что у этой картины два выигранных "Оскара" ("лучшая мужская роль" и "лучший адаптированный сценарий") из шести номинаций, аналогичные две победы из шести номинаций на BAFTA, ну и испанская премия "Гойя" 2021 года как "Лучший европейский фильм". А вот на "Золотой глобус" у фильма было четыре номинации и ни одной победы.
Не пропустите данный фильм. Это, как мне кажется, одна из лучших картин 2020 года.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
очень мощно
да
---
Оценки видеофильма
Рейтинг Число
рейтингов
5 34.6% 34.6% 46
4 4.5% 4.5% 6
3 3.0% 3.0% 4
2 4.5% 4.5% 6
1 53.4% 53.4% 71
Средний балл: 2,6184
Количество человек, участвовавших в рейтинговании: 142
---
Вчера досмотрел. Мощный фильм. И Хопкинс, и Колман сыграли просто потрясающе, в особенности - Хопкинс
п.с.Больше понравилось как эта проблема отображена в сериале Настоящий детектив, 3сезон, и роль М.Али.
имхо
Конечно, в фильме ушли от многих физиологических подробностей, сопутствующих болезни. Да и идеальная мед. сестра живет наверное только в кино. Но это художественный фильм а не документальный. Так что всё правильно.
П.С. Оливия Колман сыграла великолепно. Абсолютно достойно партнера, да и Оскара за роль второго плана (не помню - её выдвигали или нет?). Насколько она меня бесила в "Короне", когда внезапно заменила предыдущую актрису на роли Елизаветы, настолько она меня восхитила здесь.
П.П.С. внезапно сравню его с фильмом "Довод" Нолана. Насколько бессмысленно-натужными смотрелись там все эти "пространственно-временные" заморочки, настолько осмысленными они кажутся в этом фильме.
я после этого попробовал и посмотрел его
я к чему это... смотри! мне кажется тебе точно должен зайти... ну и потом интересно было бы почитать рецензию
он такой, достаточно странный... вроде бы ничего особо не происходит, а смотреть интересно
https://exler.me/films/glubokoe-sinee-more.htm
Я больше всего удивился что у Хопкинса это только второй "Оскар" а не четвертый или пятый. Заслужил однозначно.
Квартира же - это обрывки его воспоминаний из старой жизни.
Клинические испытания вполне себе эксперименты, норм. Я так понимаю, что на ранних стадиях -- долго ждать эффекта, а на поздней стадии уже настолько все запущено, что только пересадку мозга. 😄
Какие-то препараты есть в испытаниях, но пока глухо. Так что врачи рекомендуют больше гулять, быть активными, решать кроссворды. Читать Нью Йорк Таймс, и не смотреть Фокс Ньюз. Когда мозг на запись работает и восприимчив к новым прогрессивным идеям, то это хороший признак. 😁
Истории в фильме нет. Отлично снятое, поставленное и сыгранное "ничто".
Возьмите тот же Мементо. Он даёт И возможность почувствовать себя в голове человека с проблемами, И рассказывает интересную историю.
Спектакль называется "Папа".
И если в то, что Шакуров может прекрасно сыграть эту роль я верю, то в актерских способностях Толстагановой - я как то очень сомневаюсь. Ну или она в театре прямо супер дупер. Потому что в кино, она меня нереально бесит своими переигрываниями.
"Раздражал меня только Хопкинс. Потому что я его долгое время пытался считать приличным актером. По крайней мере в одном фильме на фермерскую тематику он выглядел довольно убедительно. Но потом я его столько раз видел во всяком отстое, где он вполне гармонировал с общим настроем фильма, что моя уверенность в его актерских данных как-то сильно поколебалась, пока на "Плохой компании" не заколебалась совсем. Потому что бездарнее, по-моему, сыграть просто нельзя. Особенно классно смотрится, как Хопкинс со страшной силой запарывает сцены, требующие хоть какой-то эмоциональности. Если будете смотреть этот отстой, обратите внимание на обе сцены: "А ну, сволочь, быстро в машину"... Если вы и после этого назовете Хопкинса приличным актером, тогда я готов из кота Бублика сделать зимнюю шапку."
думаю просто дело,в сценарии, где хороший сценарий - он выкладывается по полной, а где то он просто тупо зарабатывает деньги ))
С приходом Руффало, мы наблюдаем уже за другим Брюсом и другим, ставшим частью команды, Халком. Вплоть до их слияния в финале, в "умного Халка".
Хопкинс, да, крайне неразборчив в выборе ролей. Он даже в крайних "Трансформерах" засветился. Мне кажется, он выбирает роли по фану, а не по качеству. 😄 Но актер он классный. Даже только за роль доктора Лектера, его можно внести на Олимп мирового кинематографа.
Уж не целится ли ролью маразматика Хопкинс в тот же калибр саморефлексии? ))))))
Хотя изначально я его планировал смотреть чисто ради "галочки", ну скепсис был серьезный. Опять театральщина, опять деменция, опять чисто актерское кино унылое... Хорошо, что я был неправ.