- Режиссер:
- Гэри Фледер
- В ролях:
- Фамке Янссен, Шон Бин, Бриттани Мерфи, Оливер Плэтт, Дженнифер Эспозито, Майкл Дуглас, Пол Шульц
Натан Р. Конрад (Майкл Дуглас) - преуспевающий детский психиатр. У него прекрасная квартира, богато обставленный кабинет, пациенты из именитых семей - всякие подростки в пубертатном периоде, которым доктор Конрад нежно, но внушительно объясняет, что от мастурбации, сынок, руки не загорятся и глаза не лопнут.
Как-то раз доктора Конрада, когда он уже ехал домой отмечать День благодарения, вызвал его старый знакомый - доктор Луис Сакс (Оливер Плэтт). Луис работает психиатром в тюремной клинике, и он умоляет Натана посмотреть одну пациентку - девушку по имени Элизабет Барроуз (Бриттани Мерфи). Десять лет назад у Элизабет на глазах погиб ее отец, и с тех пор девушка страдает сильнейшими психическими расстройствами, коих у нее нашли аж десяток штук.
Конрад не понимает, к чему такая спешка, - тем более что он мчался домой, к семье, - однако Луис объясняет, что если быстро не выяснить, что с этой девушкой, то ее через пару дней увезут в психушку, и там Элизабет останется на всю жизнь.
А потом у семьи Конрадов похитят их единственную дочь. За похищением стоит некий Патрик Костер (Шон Бин) - преступник, которого некоторое время назад обдурил его напарник, когда они вместе похитили бриллиант невиданного размера. Элизабет - дочь того самого напарника, и его десять лет назад прикончил именно Патрик. Элизабет знает некое число, имеющее отношение к тому месту, где спрятан бриллиант. Причем она сама ничего не знает о бриллианте, да и число, возможно, не помнит.
Дочка Конрада была похищена для того, чтобы Натан пустил в ход все свои профессиональные знания и сумел выяснить у Элизабет этот код для Патрика. В противном случае его дочь умрет. Ну и Конраду ничего не остается, кроме как начать работать с Элизабет. А времени у него - всего семь часов.
***
Гэри Фледер - создатель довольно известного триллера "Чем заняться мертвецу в Денвере", фильма, в котором играли: Энди Гарсиа, Кристофер Ллойд, Кристофер Уокен, Трит Уилльямс, Стив Бушеми. "Не говори ни слова" - тоже триллер, причем в нем занят достаточно звездный состав во главе с самим Майклом Дугласом, мастером подобных ролей (достаточно вспомнить "Игру", "Идеальное убийство" и "Черный дождь").
С одной стороны, сценарий "Не говори ни слова" особой оригинальностью ну никак не отличается: все эти похищения дочери главного героя, чтобы заставить отца выполнить задание некоего преступника, присутствуют в десятках различных фильмов от невероятно надуманного "В последний момент" и до откровенно скучного "24 часа" с Шарлиз Терон и Кевином Бейконом.
Тем не менее, несмотря на совершенно типовую схему завязки, сценарий отличается тщательной продуманностью деталей и четкой взаимосвязью во всех завихрениях сюжета, а это как раз бывает нечасто. Явных натяжек в фильме не наблюдается, мотивация персонажей и их поведение - вполне логичны.
А уж если к этому добавить несомненное мастерство режиссера и высокий класс актеров (прежде всего, конечно, Шона Бина и Майкла Дугласа), тогда вы получите весьма качественный триллер, который смотрится на одном дыхании от начала и до конца.
Фледер - мастер нагнетать напряжение. Это было продемонстрировано в "Чем заняться мертвецу в Денвере", и это вполне подтвердилось в "Не говори ни слова". Если в самом начале режиссер еще использует уже набившие оскомину приемы, когда зрителей пугают как бы просто так, чтобы они свыклись с мыслью неотвратимо надвигающегося липкого ужаса, - я имею в виду сцену, когда Натан ищет дочку по всей квартире, и мы уже думаем, что дочурку к чертовой матери похитили, а она на самом деле прячется в шкафу, - то дальше у зрителей уже нет поводов для претензий: действие развивается стремительно и захватывающе, а уж поводов понервничать - предостаточно.
Причем здесь никаких таких особых кровавостей нет (хотя детям этот фильм смотреть совершенно не рекомендуется), а напряжение создается все сгущающейся атмосферой полной безнадеги, в которую попало семейство Конрадов: и номер этот вытащить из девочки-психопатки почти невозможно, да и развязка даже при наличии номера сомнений не вызывает - Патрик все равно предпочтет убрать всех свидетелей.
И все это настолько заставляет понервничать, что пару раз я совершенно неожиданно для себя порадовался тому, что в голливудских фильмах обычно принято делать счастливый хеппи-энд, - это хоть как-то успокаивало в моменты, когда казалось, что главные герои завязли по уши.
Майкл Дуглас играет в психологических триллерах очень интересно: манера игры чрезвычайно скупая, эмоций мало, однако напряженность, страх, растерянность, но вместе с тем решимость сквозят в каждом взгляде и в каждом жесте. Поэтому при наличии Дугласа даже простенький триллер смотрится достаточно выигрышно, а уж когда он участвует в фильме, сделанном на крепкой сценарной основе хорошим режиссером - получается "Не говори ни слова", картина, вполне достойная просмотра.
Шон Бин - актер прекрасный, но его в Голливуде редко выпускают за рамки типовых злодеев, причем его персонажа обязательно по фильму убивают. Но Шон Бин и в таких ролях ухитряется находить и демонстрировать какие-то яркие и запоминающиеся черточки - данная картина не исключение. А уж их финальное противостояние с персонажем Дугласа - просто великолепно. Особенно фраза "Ты - не такой, как я" и ответ на нее.
Резюмирую. Очень крепкий психологический триллер, который я посмотрел с большим удовольствием. Как представитель жанра - один из лучших, хотя подобная завязка сценария встречается в десятках картин. Но тут все искупает мастерская постановка и отличная игра актеров. Твердая четверка с плюсом.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хороший триллер
вполне можно
Касательно того, что "сценарий отличается тщательной продуманностью деталей и четкой взаимосвязью во всех завихрениях сюжета, а это как раз бывает нечасто" не могу всецело согласиться, поскольку в картине присутствует ряд очень неоднозначных моментов:
1. В квартире Натана кругом камеры в том числе и в спальне причем прямо над кроватью, к тому же довольно высоко, жена давно в разрисованном гипсе и все время торчит дома - как преступникам удалось скрытно понаставить столько камер совершенно непонятно.
2. Бриттани строит из себя тронутую только в первой сцене, а уже во второй ведет себя на порядок нормальнее, причем сразу. Понятно, что фильм идет почти два часа и времени на более менее достоверную прокачку психбольной совершенно нет, но данный ключевой момент обыгран очень слабо и слишком быстро.
3. Это не прокол, но лично мне не понравились кадры, в которых Сакс демонстративно входил и выходил в те моменты, когда Натан говорил, что его дочку похитили. Это слишком наигранно.
4. Непонятно зачем тут мексиканка София - она приходит и уходит и кроме мимолетного напряжения ничего с собой не несет.
5. Со стороны таких умных преступников, которые натыкивают везде видеокамеры и жучки, разбираются в компьютерах и, что более важно, человеческой психологии, убийство Сары до получения кода было откровенным идиотизмом.
6. Когда слишком правильная полицменша, которая к слову неправдоподобно быстро все распутывает, допрашивает Сакса он указывает на фотку Патрика и говорит, что тот дал время до пяти. Совершенно непонятно, почему Патрик смог обработать Натана дистанционно и не светиться при этом, а стырив Сару ему зачем-то еще пришлось лично встречаться с куда более хлипким Саксом и ставить задачу раскрывая при этом свою потенциально разыскиваемую физиономию, которая есть в базе данных. Это все очень странно.
7. Когда Натан уводит Бриттани преступники на это никак не реагируют, хотя должны - ведь в палате также есть их жучок. Почему не реагируют - непонятно.
8. Натан садится в лифт и уводит Сару, хотя меткая полицменша уже прокачала его - что ей стоит позвонить и сказать, чтобы охрана перекрыла все выходы непонятно.
9. Натан шурует на остров никого не предупредив имея в запасе лишь чужой пистолет в кармане, а также большую практику психиатра, но ведь это глупо - если уж он сам стал диктовать правила игры и вышел из-под аудиовизуального контроля, то вполне логично было хотя бы предупредить полицию.
10. Патрик всего раз стреляет в здании, а полицменша на как бы не совсем бесшумном водном транспорте моментально это просекает и мчится аки гончая на звук. Возможно, но верится с трудом.
11. Неясно зачем вообще нужна битва Натана с волосатиком и почему в итоге Патрик пристреливает не Натана, а своего напарника - неужели он настолько разозлился, что тот позволил девочке попеть кантри? Еще больше непонятно почему после этого второй напарник не пристрелил Патрика - ведь надо быть полным кретином, чтобы не понять, что следующим трупом после волосатика будет он сам.
Резюмирую: фильм добротный, хороший, но как для триллера, излишне степенный, нехаризматичный и с рядом сюжетных несуразиц. Так что по сравнению с этим фильмом упомянутый выше "Чем заняться мертвецу в Денвере" просто шедевр жанра. Хотя он то как раз и не триллер, а просто криминальная драма.