Рейтинг Кинопоиск: 6,8
Рейтинг Экслера: 7,8
- Режиссер:
- Марк Майлод
Туманный отзыв кота Бублика
Я всегда ненавидел пафосные рестораны.
Нелегкое признание кота Бублика
Богатый мажор Тайлер (Николас Холт), встречается на пристани с девушкой по имени Марго (Аня Тейлор-Джой), чтобы отправиться на 4,5-часовое кулинарное шоу знаменитого шеф-повара Джулиана Словика (Рэйф Файнс), стоимость участия в котором - $1200 с человека. Тайлер - гурман, он обожает высокую кухню, а выше кухни Словика - только звезды, причем уже не мишленовские.
Ресторан "Готорн", в котором им предстоит ужинать, находится на отдельно стоящем острове, где кроме ресторана располагается дом Словика, строение, в котором живут работники ресторана, и ферма, на которой производят продукты для ресторана.
На ужине будет присутствовать двенадцать гостей - ровно столько вмещает зал ресторана. Кроме Тайлера с Марго, среди участников - люди богатые и известные.
Знаменитая ресторанная дама-критик Лилиан (Джанет Мактир), которая в свое время похвалила блюда Словика и, таким образом, открыла для него мир высокой кухни. Ее сопровождает издатель Тед (Пол Адельштейн): он своего мнения не имеет, а только поддакивает Лилиан.
Тройка молодых мошенников-инвесторов Сорен (Артуро Кастро), Брайс (Роб Янг) и Дэйв (Марк Ст. Кир). Молодые люди работают на главного финансиста ресторана Дага Веррика, который является боссом Словика, поэтому они ведут себя нагловато и по-хозяйски.
Еще одна пара - вышедший в тираж киноактер (Джон Легуизамо), который еще не осознал, что он никому не нужен и по привычке разыгрывает из себя большую звезду, и его ассистентка Фелисити, которой актер до смерти надоел, и она собирается подыскивать себе другую работу.
Ну и последние гости ресторана - богатая семейная пара, находящаяся в почтенном возрасте, Ричард (Риб Бирни) и Энн (Джудит Лайт). С ними ничего такого особо интересного, кроме того, что Марго, завидев среди гостей Ричарда, сказала: "Вот черт"...
После того как гостей доставили на остров, правая рука Словика Эльза (Хонг Чау) провела краткую экскурсию - такова традиция, - и после этого ужин стартовал.
Блюда представляет сам шеф-повар, на лице которого застыло явное отвращение и к своим гостям, и к тому, чем он сам вообще занимается, по поводу каждого блюда он произносит довольно мрачные монологи, ну и довольно скоро выясняется, что это не обычный ужасно дорогой и страшно пафосный ужин в "Готорне", а Словик затеял с гостями какую-то очень нехорошую игру, так что закончиться это все должно очень и очень плохо.
***
Режиссер фильма Марк Майлод начинал с малоизвестных сериалов, потом снял неплохо принятую комедию с Сашей Бэроном Коэном "Али Джи в парламенте", после чего стал работать над уже очень известными сериалами, вроде "Бесстыдников", "Красавцев", "Игры престолов" и "Наследников".
Фильм "Меню" - новая и несколько неожиданная по стилю картина этого режиссера, которая произвела определенный фурор: неплохие сборы, высокий рейтинг на IMDB, высокий рейтинг у критиков (88% на Rotten Tomatoes) и две номинации на "Золотой глобус".
У зрителей мнения часто полярные. Одним, как и мне, картина очень понравилась, другие говорят, что это плоско, скучно, неинтересно, нелогично, нединамично, да и вообще - непонятно зачем снято.
Обсуждать претензии к этому фильму без серьезных спойлеров невозможно, поэтому я сделаю это под спойлером в конце обзора.
А сейчас поговорим о том, что в этом фильме увидел я, и почему он мне понравился.
Прежде всего, "Меню" - это такая сатира на мир богатых снобов, которые приходят в этот страшно модный ресторан не потому что это они хотят насладиться изысканными блюдами, а потому что это - показатель статуса. $1200 с человека, уединенный остров, эксцентричный шеф-повар с вышколенной командой - ну как на такое не купиться, действительно! Сразу себя чувствуешь принадлежащим к ЭЛИТЕ!
И тут на ум приходят очевидные параллели с недавними картинами "Достать ножи" и "Треугольник печали", и это упоминают многие критики, потому что это действительно бросается в глаза.
Также "Меню" - это история о поваре, который сам пробивался в этой жизни (он не зря носит фамилию, напоминающая о его восточноевропейском происхождении), а когда он достиг вроде бы самых вершин, то осознал, что из его жизни ушло что-то очень важное: он уже не получает никакого удовольствия от того, чем он занимается, он презирает посетителей ресторана, которые стерпят даже откровенные кулинарные издевательства, и будут это все только нахваливать, он явно находится в глубочайшей депрессии и готов совершать предельно безрассудные поступки.
Словик - это такое депрессивное безумие, в которое он, как в воронку, вовлекает всех вокруг себя. Ему нужен определенный катарсис, и он к нему неуклонно идет, действуя не спонтанно, а по четко разработанному плану.
Люди в зале поначалу не особенно понимают, что именно происходит, списывая происходящие странности в поведении Словика на его эксцентричность, а когда до них доходит, в какой ситуации они вообще оказались, то уже ничего толком не могут предпринять.
Обстановку этого нарастающего герметичного триллера подчеркивает и замкнутость помещения, и пугающие ритуалы, которым следует шеф-повар со своей командой, и сама обстановка, выдержанная в определенном строгом и одновременно изысканном стиле.
Рэйф Файнс в роли Словика - прямо-таки великолепен. Он очень сильный актер, и он отлично передал весь спектр эмоций этого персонажа. Также по фильму шеф-повар - личность очень сильная, умеющая подавлять людей и подчинять их своей воле - то-то у него весь персонал ходит по струнке и не смеет и пикнуть. И, благодаря Файнсу, легко поверить в то, что он из этих людей сделал нечто вроде секты, где почитаемое божество - он сам, Словик.
Аня Тейлор-Джой здесь также отличная, чрезвычайно хороша! В каких-то рецензиях актрисе предъявляли претензии в том, что она, мол, не крадет шоу у Файнса и типа как не смогла его затмить. Меня это очень удивило. С какой стати Аня должна в этом фильме затмевать Файнса, когда очевидно, что у него - центральный персонаж? У Ани была своя четко очерченная роль, и она сыграла здорово: там с самого начала понятно, что Марго - совершенно чужая в этой тусовке, она вообще не понимает все эти изыски модных ресторанов, и ее вообще здесь не должно было быть. Что, кстати, ей в самом начале фильма и говорит Словик - ей здесь не место.
Очень понравилась Хонг Чау в роли Эльзы, хостессы ресторана. Вроде бы ничего такого особенного, а персонаж на себя сразу же обращает внимание. Хорошо видно, что в этой Эльзе есть что-то угрожающее, и на всех этих богатеев, прибывших на остров, она смотрит с явной неприязнью. Нет, она не будет их потом всех крошить бензопилой, она просто такая хостесса - неприветливая.
Николаса Холта, сыгравшего мажора Тайлера, я до этого видел только в "Банкире", где у него была небольшая роль. Здесь, в общем-то, ему тоже особо не разгуляться, но несколько эпизодов с Тайлером были хороши: тот прямо-таки истерично наслаждался поварскими изысками Словика, а чего он себя вообще так вел - об этом расскажут ближе к финалу.
Атмосферно, очень стильно, обстановка постепенного затягивания собравшихся в некий катарсис для шефа, в котором им всем придется участвовать - это очень здорово сделано!
Одна из претензий к постановщику некоторых зрителей и критиков - в том, что персонажам подавляющего большинства гостей просто не дают раскрыться. И мы о них о всех знаем очень мало.
Я тут согласен с тем, что из этой идеи вполне можно было сделать мини-сериал, в котором удалось бы подробно рассказать об этой даме-критике, об актере, молодых инвесторах, да и том же Тайлере (и я в рецензии на "Треугольник печали" тоже говорил, что это мог бы быть сериал), однако, с другой стороны, здесь суть-то - вовсе не в том, кто вообще все эти люди и какая у них предыстория. Центральный персонаж здесь - Словик. А для него важны лишь какие-то определенные аспекты, связанные с этими людьми, и о них зрителям как раз рассказывают.
Так что - классно, очень понравилось. Но не буду рекомендовать смотреть всем - это явно достаточно специфический фильм, который понравится не всем.
P.S. А теперь давайте под спойлером поговорим о претензиях некоторых критиков и зрителей к картине.
Почему шеф-повар это вообще все затеял? Я об этом уже говорил в рецензии. Очевидно, что он долго ко всему этому шел: к собственному ресторану, да еще и такому вычурному, находящемуся на острове, страшно модному. И, в какой-то момент, он понял, что его жизнь потеряла всякий смысл. Он осознал, что вся эта богатенькая публика приходит в "Готорн" не для того чтобы насладиться его искусством, а просто потому что это страшно модное и дорогое место, и для них посещение данного ресторана - показатель статуса. А раз так, то на черта ему вообще для них стараться?
Однако готовка составляла смысл его жизни, о чем более или менее говорится: у него нет семьи, кроме матери-алкоголички, он живет на острове в огромном особняке, он, судя по всему, понятия не имеет, что ему делать с теми деньгами, которые он зарабатывает. Его жизнь - это работа, а работа потеряла всякий смысл.
Ну так он и решил закончить это все, забрав с собой тех персонажей, которых он особенно презирал: богатея, который одиннадцать раз приходил в его ресторан, но даже не смог сказать, что он тут вообще ел, эту чертову даму-критика, которая его, с одной стороны, вывела в мир высокой кухни, но, с другой стороны, этот мир его в итоге и уничтожил, придурка-мажора, который такой восторженный почитатель, что это страшно раздражает, молодых придурков, которые работают на его, Словика, инвестора, и считают, что Словик им что-то должен, ну и этого актера, который делает вид, что он со Словиком лично знаком, но он при этом врет как сивый мерин.
Почему вся команда Словика готова была идти с ним на смерть? С этим, с одной стороны, есть определенное кинематографическое преувеличение, однако, с другой стороны, взаимоотношения звезды-шефа и персонала в некоторых крутых и модных ресторанах действительно похожи на взаимоотношения верховного божества со своими адептами в эдакой тоталитарной секте. В реальной жизни, конечно, вот прям так на смерть они за ним вряд ли пойдут (хотя кто их там знает), однако здесь четко показано, что они все жили на острове, причем фактически в казармах, они слепо верят в шефа, и они сделают все, что шеф скажет. Оно выглядит как явное преувеличение, но я это воспринимаю как определенную метафору.
Почему клиенты-то не сопротивлялись (кроме Тайлера, который знал, на что он идет)? Так у них особо и шансов-то не было. Им явно показали, что сбежать они не смогут, сделать что-то с подручными Словика не смогут, так что им оставалось принять неизбежное - они его и приняли. А что еще они могли сделать? Сорен пытался разбить окно стулом. А окно - бронированное. Ну, значит, смирись и прими свой десерт, который, скажем честно, реально выглядел очень красиво, как и все в этом фильме.
Почему Словик отпустил Марго? Во-первых, ее вообще не должно было там быть, о чем сразу говорилось. Во-вторых, шеф сразу распознал в Марго обслугу, а не богатейку (она - эскортница). Сначала он ей предлагал выбрать, с кем она умрет - с богачами или с обслугой, однако Марго нашла старые газетные вырезки и выяснила, что Словик, судя по всему, был счастлив, когда делал обычные сытные чизбургеры, а не все это претенциозное пищевое дерьмо, которым и наесться-то невозможно, и когда она заказала Словику чизбургер, тот даже как-то вспомнил молодость и позволил Марго с этим чизбургером и сбежать с острова, ведь к ней у него не было никаких претензий.
Ну вот как-то так!
Официальный трейлер.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично сделано
да
В прошлом бывало, если Алекс дает фильму "пятерки" - значит надо смотреть. Последнее время все чаще и чаще это значит, что не надо.
Вероятно у Алекса развивается изысканный вкус, а я остаюсь на своем плебейском уровне.
В сравнении с subj. - это просто шеф-повар здорового человека (несмотря на то, что там их двое и один из них с серъезным перекосом крыши), Карра Элехальде там просто зажёг!!!
Фильм испанский, точнее про басков (с обилием подколов в сторону каталанов и испанской королевской династии), не знаю на каком языке он выпущен внутри страны, но думаю, перевод в нем мог много-чего потерять.
Интересно мнение о фильме аборигена Экслера.
:-)
Понравилось!
У меня аналогия с "Zima Blue" из "Любовь, смерть и роботы".
Простота как высшая степень мастерства.
ветка темна и полна спойлеров!"
Любителям социальной сатиры еще могу порекомедовать фильм "Белый Шум" с Адамом Драйвером. Но это не просто сатира, это абсурдистская сатира. Диалоги в стиле Эжена Ионеско и Сэмюэла Беккета, так что большинству фильм не зайдет
Это безусловно говорит о том, что Словик — больной ублюдок, окончательно поехавший крышей от своих фанатичных рестораторских усилий.
Поможем рекорду.
А смотрел сериальчик Santa Clarita Diet?
Незамысловато, но очень и очень вкусно.
Спасибо, посмеялся))
А так, конечно, трудно представить, что все остальные покорно дадут себя сжечь живьём.
Лично я, как человек живущий при диктатуре, увидел в нём метафору диктатуры и её жизненных циклов:
Каждый курс блюд - это определённый этап, через который проходит общество живущее при диктатуре. К примеру, блюдо с капельками соуса вместо еды - олицетворение мутной и лживой идеологии, поданной вместо благополучия и сытости.
Куриные бёдрышки с воткнутыми ножницами - это ресентимент. Ненависть и психологическая травма Словика, полученная им в детстве, вкладывается в блюдо - равно также, как ресентимент диктаторов побуждает вкладывать свои комплексы и обиды в их идеологию, делаю её более ненавистнической. Кстати, бухающая до невменоза мать Словика - ровно то же самое, что и мать капитана Журова из балабановского "Груза 200" - одурманенная алкашкой Родина, в своём опьянении закрывшая глаза на всё, что происходит.
"Хаос" с самоубийством су-шефа Джереми - это уже вхождение диктатуры в стадию войны, где в жертву приносится армия диктатора. Хаос пугает многих посетителей ресторана (кроме спутника Ани, что олицетворяет отбитого Z-фанатика - он продолжает преспокойненько жрать да нахваливать), однако сопротивление очень вялое - они покорно усаживаются обратно за столы, покорно едят, покорно играют по правилам шефа-диктатора. Именно таково поведение большей части населении страны, живущей при диктатуре - пассивное молчание и выжидание.
Наказание старика с пальцами и спутника Ани - это терминальная стадия диктатуры, когда основные "враги народа" уже вычищены, но репрессивный аппарат не остановить, и в замес попадают лояльные. За "недостаточную лояльность" и прочее "неучастие душой в деле Партии" (старик, не помнящий съеденные им блюда), или "бей своих, чтобы чужие боялись" (спутник Ани).
Героиня Ани - это олицетворение граждан с развитым критическим мышлением, которым режим и его идеология отвратительны, которые хотят оказаться подальше отсюда и жить нормальной жизнью (поесть нормальный чизбургер, без гастропонтов). Они - не бойцы, не оппозиционеры, не свергатели режима, их цель - просто выжить и держаться подальше отсюда (собственно, как и Аня). Они будут оказывать определённое сопротивление, а их судьба - либо сгинуть в пучине репрессий, либо найти какой-то общий язык с властью, чтобы та отпустила их на все четыре стороны, в эмиграцию или на релокацию. В случай с Аней происходит второй вариант - она находит подход к Словику и получает свободу.
Ну и десерт - олицетворение конца режима. Диктатор, граждане, страна - всё в огне, останется лишь пепел.
Подмечал в течение фильма отдельные моменты, но у вас целостная картина получилась.
тот фильм не осилил, закончил на эпизоде где плохие богатые блевали полчаса
Там вообще жанр 2 раза за фильм сменился. Один из любимых фильмов теперь.
как звали персонажа Джо Легуизамо
А для начала он был незабываем в том самом тандеме с Хью Грантом 😄
мол, "мы должны доверять тем, кто нас кормит. А фильм эту аксиому уничтожает".
Это в ней материнский инстинкт говорит 😄
Кроме того, он все же вторичный.
Да, и крмедии/юмора я там особо не заметил.
"Доверять нельзя никому. Мне - можно" (с) Старина Мюллер
Я, например, на моменте когда су-шеф снёс себе башку взоржал на весь кинотеатр.
Такое же бессмысленное жонглирование
en.wikipedia.org
Мало того, что книгу переименовали. Так в последующих экранизациях шла эволюция. Сначала заменили на фигурки индейцев (потому что и книгу переименовали в "Десять маленьких индейцев"). Потом им указали, что это немногим лучше негритят, и в следующей экранизации заменили на матросиков. Наконец в последней экранизации фигурировали какие-то абстрактные стеклянные штучки.
Насколько инфантильно-прямолинеен и тупорог левацкий "Треугольник", настолько же тонок и ироничен фильм "Меню". Лучшее, что есть в первом - это финал.
Аналогично вышло с "Фабельманами" и "Странным Элом". Всем хорош первый, и второстепенная драматическая линия весьма качественная, но... всё это было уже много раз. И второй полностью его разносит. Особенно заметно, если сравнить финалы картин. Беззубая обязательная предсказуемая шутка
Треугольник печали / Triangle of Sadness не осилил
Это точно ко мне претензия? Вот так, напишешь коммент про четыре финала разных фильмов, а в ответ сообщают, что они были проигнорированы.
>основная идея "треугольника" - "о прекрасных нищих"
Сводить многомерные произведения к одной центральной мысли - занятие заведомо неблагодарное, но, всё-таки, я настаиваю, что в данном случае не промахнулся. Ведь даже левацкую агитку можно строить вокруг разных "пороков системы". Тут в фокусе дискриминированный столп общества, расцветающий в кризисной ситуации.
>"шестое чувство" наверное о бестолковом психологе, от которого ушла жена, и галлюцинирующем подростке
Это фильм про бестолкового психолога, и о его самопознавательном приключении с участием бывшей жены, галлюцинирующего подростка и прочих зыбких материй этого иллюзорного мира.
>"обычные подозреваемые" - правдивый рассказ безликой шестёрки о криминальном гении
С учётом сокрытия спойлера, так и есть - это про рассказ о гении с позиции пешки. История об историях, о том, как они формируют реальность.
Я же почти смог это развидеть, за целый год 😄
Наверное, ждут когда переведёт Пушкин-их-всё.
Это же аксиома - дерьмовость офиц. печатных переводов ГП на русский, которая уже давно не требует доказательств.
Даже "народный" перевод Армии Поттера и то лучше.
Но я даже не собираюсь начинать этот оффтоп здесь 😄
exler.me
А еще он в "Фаворитке" бегал рядом со Стоун, Коулман и Вайс.
Плюс он самого Толкиена играл. www.kinopoisk.ru
А как же Люди Икс практически все фильмы, где он играет "Зверя"?:)
Кстати, у него есть очень похожая роль в "Фаворитке".
???