- Режиссер:
- Фрэнк Оз
Ник (Роберт Де Ниро) - профессиональный медвежатник. Нет, он не дрессирует медведей и не охотится на них, как могут подумать неосведомленные читатели. Медвежатниками называют воров, мастерски вскрывающих сейфы. Не очень понятно, почему их называют именно так, однако не будем себе ломать голову над этим фактом, а примем его как должное. Итак, Ник - медвежатник, причем медвежатник экстракласса и международного уровня.>
Его идеология проста. Он практически всегда работает один (от напарников обычно толку мало, а подвести они могут в любой момент), никогда не вскрывает сейфы в родном Монреале, выезжая на работу в Штаты или в Европу, перед операцией тщательно изучает место точки приложения его профессиональных умений, да и грабит не абы что, а работает строго по конкретным заказам, которые ему достает старый барыга Макс (Марлон Брандо). Все это длительное время помогало Нику сводить риск к минимуму, а прибыль к максимуму.
Однако даже самая интересная работа когда-нибудь может надоесть, и Ник в данном случае - не исключение. Ему надоело колесить по странам и весям, вгрызаясь сверлом с алмазным наконечником в стальные пластины. Ему хочется покоя и уюта: хороший дом, любящая жена и умиротворяющий бизнес в виде джазового кафе. Для этого нужно совсем немного - несколько миллионов долларов, - чтобы выкупить кафе, поставить туда новый агрегат для приготовления каппучино, после чего до конца жизни не заботиться о добывании хлеба насущного. Кроме того, у Ника есть хорошая кандидатура на роль жены - симпатичная стюардесса Диана (Анжела Бассетт), которая готова состариться вместе с Ником и даже умереть с ним в один день, однако она требует, чтобы Ник покончил со своим медвежатническим хобби, которое Диану заставляет нервничать.
И вот тут Макс предлагает Нику очень и очень - на первый взгляд - стоящее дельце. Дело в том, что в здании монреальской таможни временно хранится огромная ценность - скипетр Людовика XIV. Эта золотая вещица стоит бешеных денег - под 30 миллионов долларов, а украсть ее из здания таможни вполне возможно. Правда, один Ник с этой задачей не справится, но Макс подобрал ему помощника - молодого, но уже очень многообещающего парня по имени Джек (Эдвард Нортон), который мало того что является специалистом по вскрытию охранных систем, но и еще под видом инвалида-дэцэпешника устроился работать уборщиком в здание таможни, поэтому уже знает там все входы-выходы и сделал слепки от большинства ключей...
Разумеется, Нику очень и очень не хочется работать с Джеком. Парень молодой, горячий, но главное - настолько шустрый, что Ник не без оснований предполагает наличие всяких проблем в их совместном предприятии. Однако делать нечего, и Нику приходится смириться с наличием напарника. А уж что при этом победит - мудрость, опыт и профессионализм или молодость с наглостью - вы узнаете из фильма. Кроме того, там еще есть Макс. Не забывайте о Максе. Эта туша тоже имеет свои тайные интересы...
***
На удивление приятный фильм. Почему на удивление? Да потому что, на первый взгляд, сюжет банален просто до невозможности: старый взломщик, который идет "на последнее дело", молодой нахрапистый петушок, который еще не знает, что петушки летать не могут, поэтому изо всех сил машет крыльями и пытается поиметь старого взломщика, хитрый барыга, который хочет поиметь всех скопом, ну и до мелочей продуманное ограбление, которое, разумеется, пойдет не совсем так, как задумано, а точнее - совсем не так, как задумано. Вот я и думаю, почему мне этот фильм понравился, несмотря на совершенно затасканный сюжет?..
Давайте разбираться. Во-первых, Фрэнк Оз. Отличный режиссер, снявший такие шедевры, как "Отпетые мошенники" и "А как же Боб?". Да и одна из последних его работ - "Боуфингер" хоть шедевром и не является, но тем не менее - очень и очень неплохая картина. Что интересно, Оз почти всегда работал в комедийном жанре, а "Медвежатник" - ну никак не комедия. Более того, "Медвежатник" снят без всяких фиг в кармане и не является пародией на картины подобного жанра, как, например, "Почему я". Наоборот - это именно криминальная драма и даже психологический триллер. Чистая психология и голая техника - взаимоотношения старого зубра с молодым петушком и подготовка к очень сложному ограблению.
Однако Оз не отказал себе в удовольствии ввести в фильм чисто комедийный момент - долбанутого хакера Стивена (Джейми Харрольд), который для Ника достает коды управления системой охраны таможни. Хакер сделан просто отлично, причем из всех фильмов он как раз наиболее похож на некоторые типажи, встречающиеся в жизни. А уж его взаимоотношения с мамочкой - это просто отпад. Впрочем, пересказывать не буду, это надо просто смотреть.
Второй фактор, который повлиял на успех этого фильма в моем личном восприятии - это, конечно, потрясающий актерский ансамбль. О безумно раскабаневшем Марлоне Брандо, в общем, мало что можно сказать: роль у него достаточно эпизодическая, и его появление выглядит просто как дань уважения великому актеру. Однако Де Ниро и Эдвард Нортон - ничего лучше нельзя было и придумать. Де Ниро не впервой играть подобные роли (достаточно вспомнить, например, фильмы "Ронин" и "Схватка"), и он, как обычно, делает это с блеском. Но и Нортон - актер такого высочайшего уровня (я вообще его считаю лучшим из молодых американских актеров), что можно было не бояться: Нортон не останется в тени Де Ниро. Скорее, следует опасаться, чтобы Де Ниро не остался в тени Нортона.
Впрочем, никто там друг друга не затенял. Каждый играл замечательно - точно, тонко, жизненно и достоверно. Впрочем, Нортона я бы все равно поставил вперед за вторую сложную роль, которую ему пришлось играть в этом фильме - роль инвалида-уборщика Брайна. Что он там вытворяет - это просто надо видеть.
Третий фактор, который мне понравился в этом фильме - очень приличный сценарий. Конечно, описания этих "ограблений века" в определенной степени условность, однако в данном случае все это достаточно похоже на правду и явных натяжек в фильме очень и очень немного. Разве что "внутренний чат" сервера систем защиты, на котором прорвавшегося в систему хакера выловил местный системный администратор и предложил за 50 штук передать коды, - вот это чистая натяжка. Однако за очень прикольный образ хакера Стивена сценаристам (Тейлору и Сэлему) можно простить всякие натяжки, особенно если учесть тот факт, что эпизод с передачей денег - один из сильнейших в фильме.
Что еще? Мастерское нагнетание напряжения. Вероятно, из-за того, что это все выглядело достаточно достоверно, я действительно волновался на протяжении всего фильма. Честно слово! Мне как-то было небезразлично, что там произойдет и кто выйдет победителем. Причем болел я сразу за обоих - и за Нортона, и за Де Ниро. Поэтому в конце фильма я почувствовал огромную благодарность съемочной группе - они все сделали правильно. Концовка именно такая, какая должна была быть.
Уже пора резюмировать, однако сначала я бы хотел вас предостеречь вот от чего... Дело в том, что этот фильм нравится далеко не всем. На сайте среди отзывов намного больше отрицательных, чем положительных. Критики еще в общей массе не высказались, но по некоторым рецензиям видно, что фильм скорее будут ругать, чем хвалить.
Я долго думал, почему этот классный - на мой взгляд - фильм мог не понравиться. Вывод только один - он не нравится людям, которые идут смотреть боевик или триллер. Потому что "Медвежатник" (кстати, название в русском варианте выбрано крайне неудачно) - это именно криминальная психологическая драма: спокойная, неторопливая, дающая возможность подумать, понаблюдать за актерами и вникнуть во все тонкости развития сюжета. Вот некоторым зрителям и критикам в данной картине и не хватает динамики развития сюжета, спецэффектов, трупов или, на худой конец, секса. А здесь нет ни трупов, не бешеного развития сюжета, который обычно с такой скоростью развивается только для того, чтобы зрители не обращали внимания на несостыковки сценария, ни секса. Только неторопливое, но захватывающее повествование, очень здорово поставленное и отлично сыгранное.
Мне этот фильм очень понравился, и я бы рекомендовал его обязательно посмотреть. Однако учитывая многие негативные отзывы - решайте сами. Критерий, вероятно, здесь такой: если вам понравилась "Схватка", вам понравится и "Медвежатник". Они по стилю чем-то очень похожи.
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 5- |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
хороший фильм
вполне можно
А вот роль Брандо спорная, как бы насильно засунутая в фильм.
С помощью грубой силы (и инструментов, конечно) сейфы ломает шнифер.