- Режиссер:
- Максим Пежемский
- В ролях:
- Гоша Куценко, Сергей Векслер, Николай Чиндяйкин, Сергей Колтаков
...Мне этот морячок вообще-то до вечера нужен. Только
слышь, Ринат, он мне не в виде тела нужен. Он мне живой
нужен. Чтобы был чистый, бегал... Только чтобы бегал в
нужном направлении.
... Что втирать Туристу? Туристу втирать мазь от геморроя. И еще скажи
ему, чтобы хомячков ко мне больше не подсылал. Я их
еще в детстве отлюбил.
(с) Артур, "Мама, не горюй"
Была свадьба. Обычная такая питерская свадьба. Женился морячок! Но не какой-то "моряк - с печки бряк", а настоящий моряк, то есть реальный такой морячок, весь в морском прикиде, бушлат там, бескозырка, лента в якорях и все такое. Гуляли хорошо, ящиков на десять водки. Но тут случился небольшой этот... как его... инцест... инцис... инцистдент, короче. Зашел в это кафе на огонек важный мужчина по кличке Турист. Ну, конечно, не то чтобы этот мужчина по горам с рюкзачком шаробанился, песни там у костра и все такое - нет! Мужчина был вполне даже конкретный. Он некоторым образом был хозяином всех кафе и ресторанов в округе. Ну, вроде папа. Хотя и Турист. Просто Турист - его так все звали, чтобы подчеркнуть уважение. Потому что все, кто Туриста не уважал, давно уже отдыхали, причем может быть даже на дне морском.
Кроме этого морячка. Потому что он бороздил дальние моря и не знал, что в этом районе Турист - хозяин. И что все его уважают. Поэтому когда Турист захотел принять участие в общем веселье - сказал комплимент невесте (он ее охарактеризовал очень уважительно... правда, так, как это принято в ЕГО кругах), пригласил танцевать сначала маму невесты, а потом какую-то из подружек невесты, - новоявленный жених-морячок устроил небольшой скандалец, потому что ему не очень понравилось, что невесту назвали уважительно так, как это принято в кругах Туриста, да и еще подружка невесты не изъявила желания танцевать с Туристом, а он ее танцевал все равно.
Морячок и высказал все, что думает о Туристе прямо ему в лицо, причем с помощью пряжки флотского ремня. И Турист сразу с копыт - брык, потому что он не привык, что в его районе кто-то ему что-то высказывал в лицо. Да еще так, что Турист немножечко слетает с копыт и оказывается в реанимации.
Но Турист - мужчина конкретный. Поэтому когда совместные силы современной медицины его вытащили оттуда, куда он по логике вещей уже давно должен был отправиться, Турист развил бурную деятельность, требуя морячка под свои светлые очи, чтобы вершить суд и справедливость в их самом уродливом виде.
Собственно, весь фильм различные теневые и ярко выступающие на свет силы ищут морячка со страшной силой, потому что конкретный мужчина желает его видеть. Ищут криминальные структуры. Ищут криминальные элементы. Ищут полукриминальные элементы. Ищут коррумпированные чиновники. Ищут личности, связанные с организованной преступностью. Ищут представители прокуратуры. Ищет доблестная милиция. Короче говоря, все ищут, но не могут найти. Точнее - находят, но все как-то не могут привести морячка к общему знаменателю. Склизкий он какой-то. Все время выскакивает сухим из воды. Почему? Может, потому, что он морячок и привык иметь дело с мокрыми делами. Но на нем зубы себе ломают такие волки, что главные заинтересованные лица начинают немножко нервничать.
Но кроме милиции. Доблестная милиция вовремя получила сигнал от Туриста на посадку четырех криминальных элементов, поэтому весь фильм сидит и квасит с этими элементами, дожидаясь момента, когда пора уже будет везти эти элементы баиньки в тюрьму. В общем, в этой компании не хватает одного лишь морячка, которого доблестная милиция должна посадить с элементами по просьбе Туриста, но доблестную милицию этот факт не сильно волнует, потому что если нет подходящего морячка - милиция всегда найдет подходящего морячка, даже если это будет их собственный упившийся работник прокуратуры.
Так что все волнения выпадают на долю некоего Артура (Гоша Куценко), который, как сейчас принято говорить, "близок к криминальным кругам" и является главным связующим элементом между Туристом и доблестной службой охраны порядка. Именно Артур получил от Туриста задание достать морячка и вручить его милиции для посадки. Но морячок, как я уже говорил - чистый водоросль. Все время выскальзывает. Артур тоже мужчина довольно конкретный, но и он начинает нервничать. Все лучшие силы на морячке срубились - просто мама не горюй! Ринат (Сергей Векслер) - после встречи с морячком двинул крышей и раскаялся. Члены преступной группировки, торжественно готовящиеся к посадке, его отпустили. Крутые киллеры - дядя с племянником (Приемыхов и Охлобыстин) - морячка тоже упустили. А Турист, между прочим, нервничает чисто конкретно. Так нервничает, что даже Артур, который, в общем-то, от всех этих дел находится в стороне, может реально поиметь неприятности. Вот и приходится ему самому решать вопрос...
***
Фильм довольно забавный. Действительно, на протяжении всей картины эти криминальные и милиционерские элементы охотятся за морячком под деятельным руководством Артура. Весь фильм персонажи очень забавно "базарят по понятиям". Кстати, один критик написал, что, дескать, "в фильме очень здорово сделана пародия на бандитские разговоры". На самом деле это не похоже на пародию, однако и к реальной бандитской "фене" диалоги, написанные Константином Мурзенко, не имеют никакого отношения. Это некий вполне искусственный "новояз", который, тем не менее, слушается отлично и придает особую прелесть картине.
Но выглядит это все забавно. Особенно шикарно сделаны эпизоды общения майора милиции (Николай Чиндяйкин) с одним из бандитов (Евгений Сидихин), с которым, как выяснилось, они вместе воевали в Афгане. При этом майор с бандюком общаются на совершенно одинаковом языке и прекрасно понимают друг друга. То есть разницы между ними нет никакой. Просто один из них сегодня вечером сядет лет на пять в тюрьму, а сажать его будет тот, кто в настоящий момент сидит напротив и жрет с ним водку, вспоминая об Афгане...
Неплохая сцена с киллерами - дядей и племянничком. Причем они так натурально обсуждают в машине, отправляясь на задание, кого они сейчас будут "валить", что я даже подумал, откуда они такую мерзейшую рожу подобрали на роль молодого киллера. Настоящий ублюдок-убийца. Просто вылитый. И только когда минут через пять я понял, что это - милейший Иван Охлобыстин из "Восемь с половиной долларов", то в очередной раз поразился искусству его перевоплощения.
Раскаявшийся Ринат в исполнении Сергея Векслера получился безусловно неудачным. Причем не просто неудачным, а откровенно дурацким. Нет, Векслер, в общем, похож на некоего горца (особенно в небритом состоянии), но никак не на раскаявшегося киллера. Уж больно слезливо он кается, разъезжая на крутейшем двухместном BMW. Настолько слезливо, что мне все время кажется - вот полезет сейчас Ринат под кожаное сидение BMW, достанет скрипочку и сыграет что-нибудь эдакое, раскаявшееся-горское.
Да и подружка у него какая-то странная - балерина. НЕ ВЕРИМ! - сурово сказали мы с котом Бубликом. Не верим в раскаявшегося Векслера - Рината. А уж когда Ринат, выдавливая слезу, заявляет, что бросит все и поедет к брату в горы, после чего делает неимоверно жалостливое выражение лица, мы с Бубликом захохотали сатанистским смехом и заявили Ринату, что хрен его кто в горы отпустит. Так, впрочем, и получилось. Не ушел Алитет в горы. Не пустили. И правильно. Потому что нефиг слезу давить... Но в этих нестыковках нет вины самого актера. Он как раз делает все, что может. Просто данная часть сценария - уж больно неудачная. Нежизненная. Искусственная.
А вот все остальное - вполне. Особенно Артур (Куценко). Артур - это супер! Я теперь вообще фанат Гоши Куценко и буду искать другие фильмы с его участием. Именно он вытаскивает этот довольно неровный, а местами даже слабенький фильм на очень хороший уровень. У Куценко хороши все эпизоды и все диалоги. Но самые шикарные - это когда он со своей подружкой приходит к матери невесты морячка (Русланова) и там изображает начальника с бывшей работы невесты, а также эпизод, где к нему приезжают на разборку бандюки от Туриста с вопросом, почему морячок до сих пор не упакован. Это оттуда прелестная фраза насчет хомячков. Но надо видеть, как Куценко ее произносит...
В фильме засветился и Александр Баширов. Причем в привычной для себя роли - то ли психопата, то ли обдолбанного наркомана. В общем, ничего нового, да и роль довольно маленькая.
Резюмирую. Фильм - хотя и неровный, но довольно забавный. Не шедевр, конечно, но посмотреть вполне можно. Особенно из-за Куценко. Куценко - это супер!
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
забавно
можно
Мы с друзьями пересматривали его каждую неделю, на выходных, первые месяца три.
И ржали, как кони, над диалогами, персонажами, сценами и т.д. А многие цитаты из фильма навсегда в наше общение между собой вошли.
Согласен с автором рецензии на счёт Рината и Ксюши - не верю! Эти сцены с его перерождением, где он девчонкам плачется и Ксюше, можно было бы убрать. Оставить только диалог с Артуром и сцену в аэропорту, вот она удачно вышла:
- А вторая корка зачем?
- Так, завалялась.
Очень смачно получилась игра Охлобыстина и Приёмыхова - Оскар по ним плачет!
Что Макар:
- Развёл тут бодягу "лифтом не хлопай, дверь не вызывай". Запарил ты меня, дядя.
Что дядя:
- Это ты, малыш, разводишь, а я разговоры разговариваю. Иногда, базар держу.
Сидихин, на мой взгляд, не вписался в образ бандита. Не его это. Ему хорошо ментов играть. Особенно фальшивым вышел длинный спич, когда он Артуру поясняет за пропажу морячка. Пьянка с майором неплохо выглядит. А вот далее, когда героиня Судзиловской нарисовалась, снова фальшь.
Развод тёщи морячка тоже порадовал - классные такие завотделом и завскладом! )))) В целом отличная сцена.
Герой Бортника весьма интересная личность. Явно не простой мужик.
- Была у волка последняя песня - и ту отобрали.
Майор - 5 баллов! Хороший мент из 90-х.
- Дорогой мой, я ведь тебе не девочка. Я - оперативный работник. И часы у меня один в один с Москвой!
Баширов - отпад, как обычно:
- На кой она вообще к ним выходит? На кой её вообще из гаража выпускают?
Олеся хорошо в образ вошла. Даже жалко её героиню, в какой-то момент, стало.
- Ты правда меня не прогонишь?
Ну и Гоша конечно же. Его герой запоминается сразу и навсегда. Сыгран без фальши, кроме момента с космонавтом. Очень убедителен во многих сценах. Отлично!
- Кинули нас, кинули. Бандиты потому что. Преступный мир, волчьи законы.
А вот морячок мне не понравился, от слова совсем. Вот так сразу и всё. И в дальнейшем персонажи Андрея Панина мне были не по душе. Зря его Артур отпустил. Я бы иную концовку снял - морячок выпрыгивает из машины, направляется к набережной. Артур стреляет ему в спину, допивает виски, разворачивается и едет обратно.... Титры.
В общем фильм-классика российского кино конца ХХ века. Смотрится и ныне очень привлекательно. Отлично показаны некоторые моменты, как то: старая уголовная школа и молодая бандитская поросль, смычка силовых структур и бандформирований, переход всего и вся под контроль неких сил. Каждый своё увидит что-то.