- Режиссер:
- Энрико Касароса
Отзыв кота Бублика
Италия, вторая половина пятидесятых прошлого века, маленький городок Портороссо, стоящий в чудесном заливе Итальянской Ривьеры. Жители городка промышляют рыболовством, но при этом очень боятся морских чудовищ, о которых рассказывают различные легенды. Что интересно, морские чудовища - амфибии, живущие под водой - здесь действительно водятся, только они сами очень боятся людей.
Лука Пагуро (Джейкоб Тремблей) - 13-летний морской монстр, живущий под водой со своими родителями Даниэллой (Майя Рудольф) и Лоренцо (Джим Гаффиган). Лука пасет рыбок, которых разводит семья, Даниэлла и Лоренцо занимаются хозяйством. И оба родителя постоянно заклинают Луку ни в коем случае не подниматься на поверхность, ведь люди не выносят морских монстров и охотятся на них. Но Луку, конечно, манит то, что находится над поверхностью воды.
В какой-то момент Лука знакомится с пятнадцатилетним подводным монстром Альберто Скорфано (Джек Дилан Грейзер). Альберто открывает мальчику тайну: оказывается, если подводный монстр поднимается на поверхность и высыхает, то он превращается в самого обычного человека - вот есть у них такое интересное генетическое свойство. Альберто также делится с Лукой своей мечтой: он хочет купить мотороллер Vespa, ведь Vespa, как указано на плакате, висящем в убежище Альберто, - это свобода!
Родители Луки страшно обеспокоены тем, что их сын начал шляться черт знает где, и вызывают из морских глубин своего родственника, Морского дьявола Уго (Саша Бэрон Коэн). Даниэлла хочет, чтобы Уго забрал Луку с собой на глубину, откуда он уж точно не сможет подниматься на поверхность. И тогда Лука сбегает из дома.
Он приходит к Альберто и рассказывает о том, что с ним случилось. И Альберто предлагает Луке отправиться в Портороссо - уж там, считает Альберто, родители Луки точно не будут его искать.
Кроме того, в Портороссо скоро будет проходить очередное троеборье - плавание, поедание пасты и гонки на велосипеде, - а если в троеборье выиграть приз, то на эти деньги можно купить подержанную Vespa.
***
Данный фильм студии Pixar - дебют в полнометражном формате Энрико Касаросы, режиссера, который десять лет назад получил номинацию на "Оскар" за свою короткометражку "Луна".
Энрико - итальянец по происхождению, он родился и вырос в Генуе, то есть в тех же краях, в которых происходит действие в "Луке". И у Энрико также в детстве был друг Альберто: он был старше Касаросы на два года и он сыграл важную роль в адаптации юного Энрико к взрослой жизни.
Вместе с Энрико над сценарием "Луки" трудились Майкл Джонс, сценарист недавнего пиксаровского фильма "Душа", и Джесси Эндрюс, автор романа "Я, Эрл и умирающая девушка" и автор сценария одноименного фильма.
В отличие от "Души" и некоторых других пиксаровских фильмов, в которых рассматриваются важные философские вопросы человеческого существования, здесь подобных глубин практически нет. "Лука" - фильм достаточно простенький, и в нем создатели прежде всего концентрировались на том, чтобы передать определенные детские впечатления и ощущения, связанные с чудеснейшим местом на земле - Итальянской Ривьерой!
Также здесь рассматривается вопрос "инаковости" определенных людей (в данном случае - морских монстров, амфибий) и их принятие или непринятие местным сообществом. И тут, конечно же, есть явные аллюзии с нынешней миграционной волной, пришедшей в Европу.
Людям не нужно бояться человека с ружьем подводных монстров, учит нас этот фильм, а подобным монстрам не нужно бояться людей. Им нужно перестать сочинять друг о друге всякие небылицы, подружиться и стать полезными друг другу!
Кто-нибудь с этим будет спорить? Мы с котом Бубликом не будем спорить, мы готовы подружиться с подводным монстром хоть сейчас.
С точки зрения передачи определенного настроения - детство, вся жизнь впереди, море, красивейший маленький городок в заливе, светлая мечта, дружба - тут все получилось, на мой взгляд, очень хорошо: создателям картины, как мне кажется, удалось это все передать, так что впечатление "Лука" оставляет очень светлое, и это здорово.
Манера изображения персонажей и несколько дерганая пластика их движений, не слишком характерная для современной компьютерной 3D-анимации, - это, конечно же, такая дань уважения режиссера великому японскому мультипликатору Хаяо Миядзаки: Энрико - большой поклонник этого режиссера, а название городка Портороссо - это, конечно же, отсылка к знаменитому мультфильму Миядзаки "Порко Россо", где человекообразная свинья-пилот сражается на Адриатике.
Главный антагонист в картине - великовозрастный Эрколе Висконти (Саверио Раймондо), победитель предыдущих соревнований: он заносчивый и очень неприятный. Какие-то критики ставили создателям картины в вину то, что Висконти - такой очень "картонный" негодяй, не имеющий каких-то интересных черт, но на мой взгляд - это совершенно нормальный подход, ведь происходящее показывается глазами 13-15-летних детей, а они подобного персонажа наверняка воспринимали бы именно так.
В Портороссо Лука и Альберто подружились с девочкой Джулией (Эмма Берман): Джулия на дух не переваривает Висконти и мечтает победить в соревновании. И они втроем образуют свою команду, чтобы в случае победы разделить приз на троих.
Джулия - очень эмоциональная, веселая и забавная, и у них получилась отличная троица. У Джулии есть отец - огромный, внешне крайне суровый и очень уважаемый в городке рыбак по имени Массимо (Марко Барричелли). Массимо очень любит свою Джульетту, и он готов для нее на все. И он подружился с Лукой и Альберто.
А еще в доме Джулии и Массимо живет кот по имени Макиавелли. Кот - очень подозрительный, он быстро понял, что с Лукой и Альберто что-то не то, и этот кот очень понравился коту Бублику, потому что Макиавелли - персонаж просто уморительный.
Конечно же, когда Лука и Альберто выдадут себя, а не выдать себя они не смогут, потому что превращаются в морских амфибий от малейших капель воды, все окончится хорошо. Финал здесь хотя и ожидаемый, но нас никак не разочаровал. А что какие-то критики высказывали к финалу претензии, называя его умильным, - так я не понимаю, они что хотели-то? Чтобы жители Портороссо, узнав о том, что Лука и Альберто - морские монстры, убили их гарпунами, что ли? Конечно, там должны были наступить мир, дружба и жвачка - они и наступили. И мы это полностью одобряем.
Хороший мультик, нам понравился. Нет, это не шедевр, к просмотру совершенно необязательно, но он смотрится хорошо и детьми, и взрослыми, в фильме отлично передается очарование этих мест, он классно нарисован (насколько впечатляюще в Pixar научились изображать море в различных состояниях - это прям вообще отдельный разговор), и там рассказывается хотя и простенькая, но хорошая история. Как режиссерский дебют - прямо-таки очень хорошо.
P. S. Энрико Касароса очень хотел, чтобы музыку к фильму написал Эннио Морриконе, и он собирался просить композитора об этом, но, к сожалению, великий Эннио Морриконе скончался в июле 2020 года, так что музыку к этому фильму написал композитор Дэн Ромер.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
очень симпатично
вполне можно
(из другой рецензии)
У нас тут (Израиль) проскочило мнение, что мульт не зря вышел в июне - "месяце гордости".
Соглашусь, особенно после момента
И это мульт совершенно не испортило, просто появилась новая краска, грань, что хотите.
Душа слишком замороченный и местами просто скучный, а Лука живой, яркий и не провисает.
Кики + Тоторо 😄
Увы, но мультики на тему «они боятся друг-друга и зря» повторяются столь регулярно, что мягко говоря навязли на зубах. Это было ново в «Корпорация Монстров», но с тех пор это является сюжетом кучи мультфильмов. Не то что я большой поборник ксенофобии, но, блин, у них что, других сюжетов нет?
Там много отсылок на фильмы первой половины 50-х.
www.buzzfeed.com
Римские каникулы
тогда, прикольное совпадение 😄