Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Николай Лебедев
Предупредил кот Бублик и внезапно зарыдал
Претензия кота Бублика
СССР, 1967 год, юношеская школа ЦСКА. Молодые хоккеисты Валерий Харламов (Данила Козловский) и Александр Гусев (Александр Лобанов) привлекли внимание могущественного тренера ЦСКА и по совместительству тренера сборной - Анатолия Тарасова. Однако Анатолий Тарасов не спешит брать подающий большие надежды молодняк во взрослый состав ЦСКА. Он отправляет их в заштатный чебаркульский клуб "Звезда", где Харламов с Гусевым должны показать себя.
Поначалу дела у новичков в команде "Звезда" идут ни шатко ни валко: местные тафгаи объясняют пацанчикам, что сильно напрягаться - совершенно не резон, поэтому надо забросить одну шайбешку, а потом кататься по площадке в свое удовольствие, стараясь не получить лишний стресс.
С местными авторитетами не поспоришь, поэтому новички поначалу так и делают - пинают ногами вовсе не шайбы, сливая одну игру за другой.
Но внезапно Харламов понимает, что если они не выделятся в команде "Звезда", то никакого ЦСКА им не видать как своих ушей. Гусев с ним согласен, поэтому пацаны начинают играть изо всей силы, постепенно выводя задрипанную "Звезду" в следующую лигу.
После этого и Тарасов подоспел: забирает молодежь во взрослый состав ЦСКА. Но продолжает воспитывать их характер: подолгу держит на скамейке запасных, чтобы они до ломоты в зубах, до дрожи хотели сыграть за ЦСКА.
А потом, когда Харламов начинает показывать отличную игру в основном составе Центрального клуба и сборной, вдруг выясняется, что сборная СССР получает возможность провести игры Суперсерии со знаменитыми канадскими профессионалами. Сразиться с ними - мечта всей жизни Харламова.
***
Поначалу, когда я услышал, что рекламируемый со всех сторон фильм "Легенда №17" снял тот самый Николай Лебедев, сотворивший также рекламируемый со страшной силой, но при этом достаточно слабенький фильмец "Волкодав", который "первое русское фэнтези" и, надеюсь, последнее, я подумал, что шансов тут мало. Правда, потом я вспомнил, что Николай Лебедев также поставил мини-сериал "Апостол", который, при всей своей голливудщине и явно слитом финале, был очень даже неплох: я его посмотрел не без удовольствия, тем более что там отлично сыграл Евгений Миронов.
Ну и тогда я подумал, что дадим Лебедеву шанс - надо будет посмотреть это дело.
Посмотрел. Что интересно, начало фильма демонстрировало совершенно махровую и заштампованную голливудщину - все эти экзотические Испании, собачки на пути стада разъяренных быков, маленький мальчик Валера Харламов, спасающий собачку ("Вот что им стоило поставить туда котенка мимими?!!", - горестно спросил кот Бублик), гордый дядя-испанец, устроивший корриду с помощью пионерского испанского платка, - все это попахивало явным дурновкусием.
Дальше, в общем-то, дурновкусие только усилилось. Какая-то наимутнейшая история с "поездкой в Японию", какая-то полная лажа с чебаркульскими хоккеистами-звездоболами, которые, дескать, требуют на площадке не напрягаться, ибо лениво, какая-то насквозь прокиношная девица, которую юный Харламов встречает то на пути в Чебаркуль, то в последнем трамвае, то в московской столовке...
Впрочем, дальше Лебедев вроде как опомнился и начал выстраивать вполне внятный фильм по всем канонам голливудской же спортивной драмы, щедрой рукой добавив туда чисто советского колорита. Да, многие вещи для людей, которые застали описываемые времена, вызывали определенное удивление, но тем не менее сюжет уже особо нигде не пробуксовывал, а шел на полных парах к главной корриде Советского Союза - матчу Суперсерии сборной СССР с канадскими профессионалами.
И во всем этом Лебедев как постановщик показал, что он не зря беззаветно следовал определенным стандартам: фильм получился действительно хороший.
Во главу угла повествования тут поставлен легендарный советский хоккеист Валерий Харламов, который был хорошо известен не только в СССР, но и во всем мире.
Его юность, становление характера, раскрытие таланта под руководством тренера-диктатора Анатолия Тарасова, создание легендарной тройки Михайлов - Петров - Харламов, жуткая травма, после которой все боялись, что Харламов не сможет играть в хоккей, восстановление и возвращение на площадку, знаменитый матч с канадцами, когда советские хоккеисты победили кажущихся совершенно непобедимыми канадцев, - в фильме это все показано, врать не буду, с большим мастерством, которое доказывает, что Лебедев явно вырос как постановщик. Он научился делать кино по голливудским, подчеркиваю, канонам, но с российским (в данном случае - советским) колоритом.
Успешному результату также способствуют очень хороший кастинг и, соответственно, игра актеров. Данила Козловский не только внешне похож на Валерия Харламова, но и сыграл просто замечательно. Главный герой получился очень симпатичный и на удивление естественный, что у Лебедева как постановщика совершенно не получилось сделать в "Волкодаве".
Меньшиков, который во взрослом варианте лично мне нравится на порядок меньше искрящегося, хотя и сомнительного Костика из "Покровских ворот", здесь сыграл просто отлично. Тарасов, как известно, действительно был тренер-тиран и исповедывал сугубо авторитарный метод управления командой, однако он и результатов добивался соответствующих, за что его и терпели.
И Меньшиков эту авторитарность и тренерский талант продемонстрировал очень здорово - роль получилась отличной.
Владимир Меньшов классно сыграл подлого партейного функционера. Понятно, что образ собирательный и достаточно утрированный, но партейный подлец получился - ну просто как живой.
Кстати, канадских "бычков" играли немцы, американцы и канадцы. Самого главного бычка, который напоминает Харламову далекое испанское детство, играет Гетц Отто - Клаус Адлер из очень забавного фильма "Железные небеса". А хоккейные сцены для фильма ставил канадский постановщик Джоди Стечик.
Некоторые зрители ставят Лебедеву в упрек то, что для фильма многие факты из реальной жизни легенды советского хоккея или перевраны, или вообще никогда не имели место.
И действительно, определенные события из жизни Харламова на самом деле происходили совершенно не так, как это показано в "Легенде №17". Например, в "Звезду" Тарасов отправил Харламова уже после того, как он пришел во взрослый состав ЦСКА и даже участвовал в одном из матчей. В свою первую аварию, после которой он долго восстанавливался, Валерий попал вместе со своей женой (она тогда, к счастью, не пострадала), а произошло это в 1976 году - через четыре года после первой Суперсерии СССР - Канада.
Ну и с Гусевым он так не дружил, как показано в фильме: Харламов дружил с Мальцевым и Васильевым.
Однако Лебедев все-таки снимал так называемый "байопик" - художественный фильм об известном человеке, а не документальное исследование, ну и в "байопике" некоторая вольность в обращении с фактами, на мой взгляд, вполне уместна, тем более что Лебедев с этим не перебарщивает.
Кроме того, некоторые события из фильма, которые многим зрителям кажутся совершенно невероятными и выдуманными, на самом деле имели место. Да, никакого бега быков в Бильбао, где родилась мама Харламова, быть не могло, потому что бег быков и коррида проводятся в Памплоне, однако Харламов в детстве действительно был в Испании и несколько месяцев жил в Бильбао.
Эпизод с уводом Тарасовым команды ЦСКА во время матча со "Спартаком", на котором присутствовал сам Дорогой Леонид Ильич, реально был на самом деле. Правда, Тарасова после этого никто с тренеров не снимал, его просто лишили звания заслуженного тренера СССР, но через несколько месяцев звание вернули. Ну и Тарасов тогда увел команду из-за своего самодурства, а не потому, что ЦСКА подло засуживали.
Некоторые зрители старшего поколения благодарят создателей фильма за то, что он, мол, воскрешает в них сладостные воспоминания об СССР, но я вам так скажу: у меня никаких сладостных воспоминаний о социалистическом концлагере нет и быть не может, я просто счастлив тем, что этот совершенно уродливый государственный строй в конце концов прекратил свое существование. Но приятные воспоминания фильм все-таки действительно воскрешает. Потому что в те времена хоккей смотрели практически все! Игроков по именам и фамилиям знали даже мамы и бабушки, а уж когда шли игры сборной, в особенности с канадцами, у телевизора собирались семьи в полном составе трех поколений и улицы совершенно пустели. Да, мы любили хоккей, мы гордились нашей хоккейной сборной!
Так что создателям картины спасибо за то, что они напомнили о тех славных хоккейных временах и сделали это очень достойно. И опять-таки, на фоне того несусветного шлака, который в России называют "патриотическим кино", "Легенда №17" - это действительно хороший фильм, который я посмотрел с большим удовольствием. Вот такое патриотическое кино меня вполне устраивает. Спасибо.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
достойно сделано
да
Про адекватную часть населения Штатов и их отношение к "агиткам" - ржунимагу . Они все патриоты своей страны, все поголовно! и по другому своей жизни не видят, потому, как по другому-нельзя, иначе: вон из профессии 😄 Да, поводов гордиться страной у них достаточно. Но слюнявых агиток уже столько, что просто даже неудобно как-то. Нельзя, с качающей головой понимания, все прощать одним, и действительно хороший фильм про отличного парня тут же закидывать ... Очень бросается в глаза, особенно, "из-за бугра". Не надо вот этого: "наши люди на такси не ездят", они картавят и т.д. Не это главное. просто, такое впечатление, что кто-то очень хочет рассказать, что был знаком с Харламовым, и уже прям засыпал анекдотами про ленина ( это я не вам).
И в центре указаны даты: 19.08.1971 - 27.09.2007. Что это за даты? Понять не могу. Прочитал в вики все про него и его сына, там этих дат нет.
Канадцы ни в чем не виноваты, само собой. Виноваты только наши. А про "игру в хоккей" - тоньше надо быть, сарказм понимать, несмотря на то, что в хоккей играете.
Многие американцы реально верят фильму "Бесславные ублюдки".
А по поводу критики некоторых ура-болельшиков, зачем я реальный портрет Харламова описал, вспоминается старый советский фильм о Ленине, где сибирские мужики подняли на смех комиссара, который им рассказал как Ленин выглядит. "Ничего то-ты о Ленине не знаешь, он наш, из сибирских казаков, ростом под два метра... и т.д."
Главным образом потому, что Голливуд там, а мы здесь. Подозреваю, пафосные агитки из Калифорнии вызывают у адекватной части населения США аналогичную реакцию. Но это как бы их проблема, меня больше заботит отечественный кинематограф (тем более, что он и за мой счет существует).
Ну и да, американцы про Армстронга не шутили в стиле "Это же надо, улететь так далеко и добровольно вернуться назад!".
Я вот другого не понимаю - почему у нас так стремятся все переврать? Причем себе в угоду? И когда вранье начинает расползаться - сразу "да вы чеее... вы не понимаете... это правильное вранье... вы на него не так смотрите..." Вот был советский фильм "Укрощение огня" про ракетчиков. Ну его же сейчас смотреть невозможно. Наверное, там столько же Королева, Мишина и Глушко, сколько тут - реального Харламова. Лажа и глупость, все переврали. От одной фразы Лаврова "мне у фон Брауна учиться нечему!" разбирает нервный смех - мы до сих пор эксплуатируем наследие именно фон Брауна. И почему-то бибисишный фильм "Королев", в котором правды на порядок больше, смотрится куда лучше. Стыдно? Ведь могли же сделать такой фильм! Ведь наш же материал! Ну вот, чую, через некоторое время и сабж будет выглядеть убого, и не спасут разговоры о его высоком предназначении... Потому что есть разговоры, а есть кино...
Про святого Армстронга - очень смешно. Разговор, наверное, не про запрет идет, а про критику биографических фильмов.
На патриотизм не тянут те, в чьих интересах Гагарин бронзовеет в фильме. Так понятнее? Гагарин, знаете ли, не сводится к фирменной улыбке из советской прессы. И подвиг первого полета в космос - он сильно больше растиражированного "Поехали!".
Но задача не подвиг показать и не о Гагарине рассказать. Вот и все.
Впрочем, создателям удается еще и неплохой фильм, при такой-то задаче, сделать.
Обожаю людей, которые подменяют понятия. Значит, про Линкольна ниче неизвестно, а Харламов картавить обязан, иначе фильм-полная фигня. У вас память хорошая-отлично! Только о чем фильм- вам недоступно, видимо. Да и ладно.
Фильм, к сожалению, о том, что "мы победили". Скоро аналогичный про Гагарина выйдет, ага.
А могла быть сильная спортивная драма, задатки есть. Уж история-то Харламова к тому массу оснований дает.
Р.s. Всех всегда идеализируют или, наоборот. Это искусство. А вот писать об известном и любимом многими человеке "картавый"-это верх пошлости. Прошу прощения за ошибки, так как пишу с телефона.
А представляете фильм о Ленине, где он не картавит? И потом, почему слово "картавый" верх пошлости?
В толковом словаре "картавый - Неправильно, нечисто произносящий [р)!. Ничем не хуже, чем лысый или хромой. а сочинять всякий бред на тему советского хоккея - вот это верх пошлости. Из всего киносценария достоверно только: сам факт ссылки в Чебаркуль, номер на "Волге" Харламова, и счет первой игры с канадцами. И все! Остальное чистый вымысел. Что там с Линкольным было нам неизвестно, а тут еще половина населения бывшего СССР помнит эти хоккейные истории (да и в сети записи матченй есть).
Поднимется. Почему один плохой фильм должен быть оправданием другого?
И я, к слову, написал, что идеализирование героев в данном случае не недостаток. Недостатком (помимо унылых штампов) является идеализирование событий.
Вопрос: вот зачем вы дали описание Харламова? Ваши личные оценочные суждения, исключительно-ваши личные. "Картавый". Вы, вроде, взрослый дядя, знакомый с хоккеистами. Как-то удивительно от вас это слышать. А по-поводу бухать: а кто в молодости этим не увлекался? Даже смешно! Грустно, когда это с возрастом не проходит.
А суждения создателей фильма - уже вроде как общественные?
Ну идеализировали они Харламова, идеализировали. Как и Тарасова. Это, к слову, вовсе не претензия.
Но вот с "мы победили" откровенный перебор.
А потому что живой человек больше и интереснее "бронзовой" легенды.
Ну, наверное, со спортивным образом жизни не очень стыкуется, а так - да, смешно...
Зачем то режиссеру понадобилось в угоду сюжету перелопатить всю хоккейную историю. В реальной жизни интересных хоккейных сюжетов куда больше было.
В той, где выпендривались неимоверно, там, где постоянно дезли в драку, где понимая, что проигрывают начинали просто махать клюшками направо и налево. Вы посмотрите, а потом спрашивайте. Серию мы проиграли 4:3 и одна ничья. Первую игру в Канаде выиграли и северяне поняли, что они уже больше не самые лучшие! Наши были настоящими героями. И ваши 😄 мне не понятны. Просто вы не играете в хоккей, вероятно.
Ага, я сейчас не играю. Но играл, и два родственника играли на сеьезном уровне. Один из них отыграл за сборные СССР, СНГ и России, а сейчас тренерует. Если бы вы следили за хоккеем, то, наверное, знали, что "махать клюшками" - это часть хоккея. Тем более тех времен. Да, в СССР драки были практически под запретом, и грубые фолы карались, но Канадцы не виноваты, они всегда так играли, и это было частью их хоккея, родоначальником которого они были. Драки, силовой хоккей можно - к нему можно как угодно относиться, но такой хоккей никак нельзя назвать "неспортивным".
То, что "северяне осознали" - это факт. Они недооценивали СССР, даже отговаривали советских представителей от устройства такой серии: "Мы вас же раздавим. Сами пожалеете." Послушайте и почитайте интервью канадских ветеранов, как их потом послали на сборы (чего раньше они никогда не делали), заставили играть от обороны, учили бороться с советской комбинационной игрой и.т.д. Весьма познавательно.
И кстати пишут, что в реальности мы проиграли ту серию с канадцами.
И кстати пишут, что в реальности мы проиграли ту серию с канадцами.
Сборная СССР действительно проиграла серию. Для этого не надо читать, что пишут. 😄
И кстати пишут, что в реальности мы проиграли ту серию с канадцами.
Первую серию 1972 года проиграли, с дальнейшими не все так однозначно... 😄
ru.wikipedia.org/wiki/Суперсерии_(хоккей)
Ну, главное ведь не посмотреть, а осудить, правильно?
antilir: И кстати пишут, что в реальности мы проиграли ту серию с канадцами.
Да, проиграли. И чо? В фильме говорится что-то другое?
Почему-то мне очень он понравился. Несколько реплик буквально, а как достоверно!
Алекс, а почему Вы ни слова не сказали про актера, который сыграл эпизодическую роль тренера команды "Чебаркуль"? Обычно Вы пишете по паре строк про участников эпизодов...
Почему-то мне очень он понравился. Несколько реплик буквально, а как достоверно!
Ну так Роман Мадянов, а я о нем во многих рецензиях писал, отличный актер 😉
Начало не понравилось совсем, но потом фильм зацепил.
Буду ли я его пересматривать? - маловероятно, потому что сюжет невнятный и голивудщина сплошная, но актеры играли просто здорово, наверное поэтому фильм все таки понравился.
img11.nnm.ru/5/a/5/0/6/445a696bf92463ccf72a29d8e3f_prev.jpg
Всегда мрачнее тучи вне зависимости от результата игры (фото это не очень хорошо передает, но лучше не нашел), расхаживающей перед игроками на скамейке.
Вот как надо рецензии писать. Бедняга, Шендерович, как он там такое увидел.
http://echo.msk.ru/blog/shenderovich/1066386-echo/
Вот как надо рецензии писать. Бедняга, Шендерович, как он там такое увидел.
Похоже, он сам ширнулся перед написанием этого бреда. Совсем у Шендеровича крыша съехала, я его давно уже не могу слушать.
http://echo.msk.ru/blog/shenderovich/1066386-echo/
Вот как надо рецензии писать. Бедняга, Шендерович, как он там такое увидел.
Эк Шендеровича вставило... Тут похоже без грибов не обошлось)
С рецензией согласен. Фильм действительно получился добротный несмотря на мои опасения и на убитый и перевранный "Волкодав". Многие вот кричат - фильм фигня, Тарасов был толстым. Ну да, был. Но тренером-то он был не поэтому! Или вы думаете он был тренером потому что был толстым?))
Всё так и было. Смотрела Суперсерию ещё ребёнком и запомнила здоровенных грубых канадцев без шлемов и как они долбали наших. И как после какого-то матча, после своего проигрыша они обступили Харламова и стали его бить, наши ломанулись на защиту и трансляция закончилась на этой вот свалке. Но Суперсерия и правда была отпадная, смотрела вся страна, даже я, девчонка-младшеклассница.:)
Фил Эспозито идет на скамейку штрафников - http://www.cbc.ca/gfx/images/arts/photos/2006/04/06/ColdWar1.jpg
дает интервью - http://www.randomhouse.ca/sites/default/files/styles/article-carousel-620x406px/public/field/image/esposito.jpg?itok=gbWoF_us
а вот Бобби Кларк "убивший Харламова".
http://cdn.bleacherreport.net/images_root/slides/photos/000/788/325/bobby-clarke-wink_display_image.jpg?1300159772
http://photos1.blogger.com/blogger/1343/1782/320/bobbyclarke2.jpg
http://images3.wikia.nocookie.net/__cb20100201051859/icehockey/images/2/2a/Bobby_clarke.jpg
И насчет "баскетболистов". Эспозито был 1.85, 93 кг. Харламов 1.73, 75 кг.
Супер, спасибо.
Но вообще писали, что Харламов был 168.
Бобби Хал?
И насчет "баскетболистов". Эспозито был 1.85, 93 кг. Харламов 1.73, 75 кг.
Петров 183см, Гусев 185см. А главный бомбардир Советской команды Якушев так вобще 190см! Что их то монстрами то не изобразили в фильме? Это байка, что канадцы были быками и всех крушили уже, честно достала. Достаточно посмотреть игры серии, чтобы понять, что команда СССР в атлетичности не уступала. Тарасов сам любил рослых игроков. Кстати, одна из причин, почему Харламову он не любил. Да, Канадцы применяли больше силовые приемы, да, они начинали задираться, когда проигрывали. Но это их стандартная игра. Грязи было досточно с обоих сторон. Бобров сделал установку не удаляться, т.к. в меньшинстве удержать Канадцев было сложно.
Не?
А фильм очень хороший несмотря на ляпы и нестыковки...Лучшее что лично я смотрел из нашего кино за последние лет пять..(Ликвидация не в счет)
По вашему сценаристы и режиссеры не знали, что в аварию Харламов попал только в 76-м?
Реальная история с аварией, это история его героизма и она не могла не попасть в фильм о нем. И в фильме она показана реально, вплоть до тренажера в больнице, который ему действительно сделали.
Но документальная последовательность была скучна, так как финальной сценой фильма должна была быть первая победа над канадцами - пик истории советского хоккея, перевернувший всё восприятие советского спорта над зрителями.
Поэтому эту историю и переместили в на несколько лет вперед и зрелищность художественного фильма только выиграла.
То же самое и с "охотой на Харламова". Да эта история была в 6-й игре, но это действительно реальная и мерзкая история, возмутившая даже канадцев, так что конечно ее стоило показать. Но показывать все 8 игр чтобы вместить эту историю невозможно в формате фильма. Поэтому ее и перенесли в 1-ю игру.
Все решения по перемещению по времени отдельных, вполне реальных, не выдуманных эпизодов, вполне оправданы, доволен и зритель, и сценаристы смогли в 2х часах передать многие основные события жизни Харламова.
нельзя. догадываетесь почему? и догадываеться почем аварию перенесли на несколько лет "пораньше"?
Те кто говорят о "нереальности фильма", должны посмотреть матчи суперсерии. и "горрилоподобные канадцы" и неспортивные грубости, всё они там найдут. Единственно многие реальные события нескольких лет, сведены вместе, но это же байопик. Кстати с Японией Харламова действительно обломали, было такое дело.
Единственно многие реальные события нескольких лет, сведены вместе, но это же байопик.
Экслер придумал универсальную отмазку для практически любого киноговна. Ногос Ебатикин погорячился, когда свое УГ назвал историческим - байопик это! И все дела, жанр позволяет. Федя Бондарчук со своим "Сталинградом" облажается - так байопик же!
Кстати с Японией Харламова действительно обломали, было такое дело.
Что прямо так в аэропорту?
Первое "не" лишнее.
очень много так называемых "ляпов",одежда главного героя и его барышни,поведение партийного босса,канадцы на экране больше похожи на баскетболистов и т.д. Но в целом фильм патриотичный,хорошо,что начали снимать фильмы про спорт,обещают также художественный фильм про Льва Яшина.
А вы реальных канадских профи когда-нибудь видели? Они именно такие и были.
Соглашусь полностью, ни хоккея там ни Харламова.
Напомнило:
Как-то составители первой французской энциклопедии поинтересовались мнением ученого относительно определения понятия «рак», над которым энциклопедисты как раз и работали: «Рак — небольшая красная рыба, которая ходит задом наперед». «Великолепно,— воскликнул Кювье.— Однако разрешите мне сделать небольшое замечание. Дело в том, что рак не рыба, он не красный и не ходит задом наперед. Во всем остальном ваше определение безупречно»
И события все перевраны, и индивидуалистом Харламов не был, и люди в обычной жизни так не разговаривают и так себя не ведут, и висение на проводах дикое и кровь из травмированного колена, и канадцы-дуболомы, и так далее до бесконечности.
А в остальном - да, отличный фильм. Наверное даже патриотичный.
Что могли из отстойного материала - вытащили настоящие актеры в лице Меньшикова и Меньшова, а в остальном... "искусство, тётя, по прежнему в большом долгу"
С большим удовольствием смотрел и слушал Третьяка, в передаче "Линия жизни". Он с юмором описывал этих самых "горилл", жующих жвачку, без шлемов, со смехом тыкающих пальцами в каких-то непонятных им людей в хоккейной форме.
Кстати, "Дополнительное время" мне понравилось. Малобюджетный, и сценарий неровный, мистика не к месту, но байки советского хоккея там неплохо обыграны.
Спасибо, сейчас поправлю.