Ледяной урожай / The Ice Harvest
09.10.2006 20961   Комментарии (1)
Бюджет: $16 млн.  Сборы по миру:  $10 млн
Рождество - время, когда нужно быть менее эгоистичным.
"Новая рождественская сказка"
Коэновский фильм, почему-то снятый Рэмисом.
Отзыв кота Бублика

Рождество - время, когда исполняются самые сокровенные желания. И получаются самые безумные преступления - особенно если они хорошо продуманы. Ведь это только кажется, что невозможно ограбить своего босса на пару миллионов долларов, - на самом деле вполне возможно, если тщательно разработать план и замести следы.

Неудачливый юрист Чарли Арглист (Джон Кьюсак) живет в маленьком канзасском городке Вичита. Его отец был образцовым полицейским, мечтающим о юридической карьере для сына. Чарли выучился юриспруденции ("кончил на адвоката", как говорят бабульки на Брайтоне), однако его будущее после этого не выглядело ярким и безоблачным. Юрист в маленьком городке - это все равно что акула в аквариуме: королевство маловато, разгуляться негде, поэтому никаких перспектив.

Первое время Чарли все-таки не сдавался: вложил заработанные деньги в местный стриптиз-бар, начал оказывать всякие юридические услуги местному мафиозному боссу Билли Джерарду (Рэнди Куэйд), однако ему самому было понятно, что местное болото засасывает его все глубже и глубже и через некоторое время последний луч хоть какой-то реальной перспективы блеснет острым лучом на ягодицах какой-нибудь стриптизерши, после чего исчезнет в голубой дали.

Тогда Чарли решил ограбить собственного босса. В общем, это была вполне разумная мысль. Но, чтобы провернуть подобную операцию, нужно иметь железные нервы, медный лоб и стальные тестикулы, а у Чарли нет ни первого, ни второго, ни третьего. Но у него есть главное - мозги, поэтому Чарли для выполнения своего плана пригласил в компаньоны местного порнодельца Вика Кэвено (Билли Боб Торнтон), у которого всяких металлов в организме было даже в избытке. Вдвоем - сила и разум - они провернули этот план и таки нагрели Билли Джерарда более чем на пару миллионов.

Однако слямзить деньги - это только половина дела. Вторая половина - каким-то образом сделать так, чтобы их не вычислили и не поймали хотя бы ближайшие сутки, а потом быстро махнуть в теплые края, где дождь запрещен местным законодательством.

Казалось, Чарли с Виком все продумали - тщательно замели все следы, договорились затаиться на сутки, после чего быстро свалить из города, - но они не учли тот факт, что в их захолустье, где каждый человек на виду, любые действия становятся заметными и приводят окружающих к каким-то выводам. А Чарли еще сдуру разгулялся: начал делать подарки стриптизершам и вообще шиковать по полной программе. Оно понятно, что Рождество, но обычно адвокаты так себя не ведут даже на Рождество.

А когда в Вичите вдруг появился подручный Джерарда - громила Рой Гиллес (Майк Старр), который начал ходить по кабакам и интересоваться Чарли и Виком, напарникам стало понятно, что ситуация заметно осложняется. Впрочем, наиболее сложной она станет для Чарли, потому что если его мозги уже сработали, то стальные конструкции Вика только-только вступают в действие. Кроме того, деньги спрятаны у Вика - об этом тоже не следует забывать.

***

Вообще-то раньше Гарольд Рэмис снимал практически одни только комедии. Причем известнейшие комедии, такие как "День сурка", "Анализируй это", "Анализируй то" и "Ослепленный желаниями". "Ледяной урожай" на IMDB непонятно с какой стати также именуется комедией - вероятно, просто по инерции, - однако пусть вас это не сбивает с толку, потому что это именно драма, ну разве что с некоторыми элементами черного юмора, которые только подчеркивают серьезность и кровавость происходящего.

С чего Рэмис вдруг взялся за драмы, да еще и криминальные, хотя это совершенно не его область? А черт его знает. Вероятно, ему не давали покоя лавры братьев Коэнов, потому что "Ледяной урожай" - явное подражание Коэнам (ну, если использовать менее острые формулировки, фильм снят в совершенно коэновском стиле), причем дело вовсе не в наличии в картине Билли Боба Торнтона, который сыграл у Коэнов главную роль в фильме "Человек, которого не было". Дело в атмосфере, стиле, манере повествования и антураже. Совершенно коэновский фильм, и, если бы мне не назвали имя режиссера и предложили сказать, кто его поставил, я бы точно назвал Коэнов.

Впрочем, подражание подражанию - рознь, потому что очень многое зависит от конечного результата. Когда подражание не удается, выносят вердикт "жалкий закос". Но если удается, тогда говорят "удачное подражание". От жалкого закоса до удачного подражания - километры потерянного или, наоборот, обретенного зрительского интереса.

В данном случае вполне можно говорить об удачном подражании. Несмотря на то что личность известного комедиографа Рэмиса в "Ледяном урожае" прослеживается достаточно мало (ну разве что за исключением одного полицейского, чьи постоянные и вполне предсказуемые появления слегка напоминают "День сурка"), картина вышла вполне интересной и даже захватывающей.

"Ледяной урожай" поставлен по роману Скотта Филлипса. Не знаю, что собой представляло само литературное произведение, однако фильм получился вполне остросюжетный и динамичный, невзирая на эдакую сонно-нуарную сине-голубую гамму, в которую окрашены практически все эпизоды.

Зрители могут более или менее предугадать, как именно повернутся события, - это как раз не фокус, учитывая ограниченность территории, на которой разворачивается действие, а также узость круга основных действующих лиц. Однако их в любом случае ждет несколько достаточно неожиданных сюжетных коллизий, а кроме того - вполне интересно просто смотреть за тем, как главный герой будет выпутываться из той ситуации, в которую он сам себя поставил.

Особую прелесть повествованию придает бесстрастность и даже некоторая аутичность сразу двух главных героев - Чарли и Вика. Что Кьюсак, что Торнтон - актеры, которые предпочитают играть не лицом, а скорее глазами. Им не свойственны бурные эмоции, заламывания рук и прочая театральщина, зато их персонажи обладают яркой индивидуальностью, а за одну скупую фразу каждого из них можно отдать десяток экранных истерик актеров попроще.

Для того чтобы как-то уравновесить этих двух монстров красноречивого молчания, Рэмис ввел в картину персонажа гротескного и даже явно комедийного - это старый друг Чарли по имени Пит (Оливер Плэтт). Когда-то Пит увел жену у Чарли, но счастья ему это не принесло, поэтому они остались в хороших отношениях. Весь фильм Пит в диких количествах употребляет алкоголь и режет окружающим правду-матку прямо в глаза, а Чарли по мере сил и возможностей старается помочь другу не влипнуть в историю - впрочем, не особенно успешно.

Оливер Плэтт - актер отличный, и задачу свою он выполнил на все сто: эпизоды с Питом весьма эффектно разбавляют весь этот криминально-напряженный нуар, заставляя зрителей вспомнить, что действие все-таки происходит в Рождество, когда приходит время напиться и высказать жене-стерве и ее родителям все, что ты о них думаешь.

Известный комик Рэнди Куэйд (алкаш-летчик из "Дня независимости" Эммериха и Лумис из "Быстрых перемен" Билла Мюррея) здесь почему-то выступил в роли грозного мафиозного босса Билли Джерарда (его выход - ближе к финалу). Выступил, кстати, более чем достойно - мафиози получился вполне натурально-гадостный.

Резюмирую. Вполне неплохой фильм, который я посмотрел не без удовольствия. Вроде бы ничего принципиально нового - этих фильмов-нуар сейчас как грязи, подобных криминальных историй - тонны, повороты сюжета хоть и лихие, но все равно достаточно предсказуемые, - но смотрится хорошо. Вероятно, все дело в стиле и очень ровной постановке. Плюс - искусно и вовремя вставленные эпизоды с Плэттом. По моей системе оценок - твердая четверка.

Конечно, странно, что Гарольд, будучи Рэмисом, снял кино совершенно в стиле Коэнов. Однако если бы он снял кино в духе, например, Эммериха - вот это было бы действительно более чем странно...

P. S. На лицензионном диске очень неудачно подобраны голоса в русской озвучке. Поэтому лучше смотреть фильм в оригинале с русскими субтитрами - благо они там есть.

***







© 1998–2024 Alex Exler
09.10.2006
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
коэновский фильм, почему-то снятый Рэмисом
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 1

Очень хороший фильм и очень правильная рецензия на него. Правда удивлен что Алекс ни слова не упомянул про Конни Нильсен, а персонаж получился очень яркий и запоминающийся - шикарный и редкий образец femme fatale в наше время.
01.07.20 15:59
0 0