Лабиринт Фавна / El Laberinto del Fauno
01.03.2007 50302   Комментарии (6)
Бюджет: $19 млн.  Сборы по миру:  $65 млн
- Как тебя зовут?
- Офелия.
- Офелия?
- Да, знаю, баба Гамлета.
Фильм "Поменяться местами"
Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
Отзыв кота Бублика

Испания, 1944 год. У маленькой Офелии (Ивана Бакуэро) умер отец-портной. Мама Офелии, которую зовут Кармен (Ариадна Гил), считая, что девочке нужен отец, сошлась с франкистом капитаном Видалем (Серхи Лопес). Видаль - настоящий фашист, безжалостный садист-солдафон, но Кармен считает, что лучше муж-фашист, чем никакого мужа, и ради подтверждения этой светлой мысли даже собирается родить Видалю ребенка.

Видаль, который бьется с некими непонятно откуда взявшимися партизанами в одном из сельских районов Испании, перевозит Кармен с Офелией в свою усадьбу. Офелия не выносит отчима, который платит ей точно такой же монетой, и пытается уйти от действительности в свои любимые книжки со сказками. Впрочем, довольно скоро сказка приходит к ней сама: рядом с поместьем Видаля расположен древний каменный лабиринт, и Офелия, как-то случайно зайдя туда, обнаружила Фавна (Даг Джонс) - мифическое существо, живущее на этой Земле сотни лет. Фавн заявил Офелии, что она, дескать, является воплощением принцессы подземного мира и что если девочка до полнолуния выполнит три задания, то добрый подземный король - который, конечно, вовсе не такой гад, как этот противный Видаль - заберет ее в свое царство и Офелия станет там жить-поживать да добра наживать.

И теперь каждый в поместье капитана занимается своим делом. Капитан со страшной силой борется с партизанами и вовсю садиствует. Кармен готовится родить капитану наследника и умереть. Друзья партизан - подруга командира партизанского отряда Мерседес (Марибель Вериду) и доктор Феррейро (Алекс Ангуло) - работают в поместье якобы на Видаля, а на самом деле осуществляют различные диверсии. В свою очередь, партизаны в лесу готовятся разгромить отряд Видаля и старательно подставляют Мерседес с Феррейро. Ну а Офелия, разумеется, выполняет задания Фавна, чтобы стать в конце концов принцессой подземного мира. Задания в большинстве своем достаточно мерзкие и неприятные, но мир вокруг девочки и так-то не отличается красотой, а кроме того, Офелия далеко не всегда делает все так, как того требует Фавн, и это вносит в задания приятное разнообразие.

***

Пожалуй, трудно вспомнить фильм, который бы вызывал более полярные реакции у зрителей и критики. "Лучший фильм 2006 года", - говорили одни. "Дель Торо снял что-то потрясающее", - заявляли другие. "Смотреть этот кошмар невозможно, возникает ощущение, как будто прикасаешься к каким-то страшным комплексам", - писали третьи.

И это неудивительно. "Лабиринт Фавна" - фильм крайне неоднозначный, весьма спорный и во многом провокационный. Во-первых, навскидку не очень понятно, для кого это снято. Несмотря на сказочную составляющую - Фавн, подземное королевство, эльфы и другие сказочные персонажи, - детям и даже подросткам этот фильм нельзя давать смотреть ни под каким видом - там слишком много крови и какого-то даже слегка извращенного натурализма, на которые трудно смотреть даже тем зрителям, которые без особых потерь для психики вынесли фильм "Перекрестки" с Бритни Спирс. Если это снято как сказка исключительно для взрослых, тогда непонятно, зачем прибегать к таким достаточно инфантильным метафорам. Страсти подземного королевства как отражение страстей реального мира? Девочка в подземелье выполняет неаппетитные задания, чтобы стать подземной принцессой и скрыться от гнусного отчима, а партизаны сверху сражаются с франкистским выкормышем, чтобы освободить родную страну? Ну и?

Кроме того, уж если это полусказочка для взрослых и речь идет о реальной Испании, реальных партизанах, которых там практически не было, и франкистах, которые держались у власти до 1974 года, тогда объясните, дорогой режиссер дель Торо, почему у вас партизаны такие картонно-лубочные и капитан такой картонно-лубочный? Ну и заодно - что за партизаны такие лихие в 1944-то году? В Испании, которая не участвовала во Второй мировой войне и которая не была оккупирована!

Почему картонно-лубочные? Не знаю, так снято. Партизаны в белых рубашках весь фильм тусуются в лесу и только и знают, что специально, аккуратно и со знанием дела подставлять помогающих им Мерседес и Феррейро. То ампулу с драгоценным антибиотиком случайно забудут у костра, чтобы Видаль мгновенно вычислил доктора, то замок у сарая откроют спертым чуть ли не ценой жизни Мерседес ключом, чтобы Видаль опять-таки тут же вычислил змеюку на своей груди. И объясните, кто мешает этим странным партизанам расщелкать весь отряд Видаля как орешки, когда они неоднократно выходят в лес по партизаны, причем в лес, который для партизан - дом родной? И почему партизаны ждали до самого конца фильма, чтобы напасть именно на усадьбу и там, в значительно более сложных условиях, опять-таки расщелкать негодяйский отряд Видаля?

А уж Видаль - так просто какой-то картонный злодейчик. До предела гипертрофированный образ, которого дель Торо изо всех сил старается представить эдаким кошмарным монстром, и именно из-за данных усилий он смотрится как персонаж какого-то дурного спектакля. Серхи Лопес, правда, играет Видаля очень хорошо и отчасти эту роль спасает, но тем не менее - тема фашистского офицера раскрыта, на мой взгляд, скорее для детей, а фильм совершенно недетский.

Офелия в исполнении Иваны Бакуэро мне совершенно не понравилась. Отмороженный ребенок без каких-либо эмоций, кроме внезапно возникающих - по команде режиссера - криков-воплей. Ей что Фавн, что эльф, что негодяйский капитан, что леденящее душу создание с глазками на ладошках - все едино. Смотрит на них тусклым взглядом и произносит заученные реплики.

С причинно-следственными связями в сказочной составляющей - тоже все как-то не слава богу. Фавн дает задания - девочка их то выполняет правильно, и тогда все нормально, то нарушает все установки (дверку совершенно не ту открыла, продуктами угостилась, хотя запрещено), но тем не менее все равно все получается. Последнее задание я не трогаю, там само задание заключалось в том, чтобы вызвать отказ как наиболее правильное действие. Но второе-то задание - лажа полная! Вы уж извините, что я так придираюсь к детской сказочке, но она ведь ни черта не детская на самом деле!

С натурализмом в картине дель Торо, на мой взгляд, сильно переборщил. Хотя снято это все, конечно, впечатляюще. Фавн (его, кстати, играет Даг Джонс - актер, который изображал Ихтиандра в голливудской картине того же дель Торо "Хеллбой: Герой из пекла"), жуткий Голый Парень с Глазами в Ладошках, кошмарная Жаба, которой нужно засунуть алмазы в глотку, чтобы она изрыгнула весь своей желудок с маленьким ключиком, - да, выглядит очень здорово. Но одновременно рождает вполне естественное чувство брезгливости: вот честное слово, как-то не очень хорошо смотрится заторможенная девочка, барахтающаяся в грязи и содержимом желудка мерзкой жабы, - ну вот честное слово!

Одновременно с этими жуткими созданиями дель Торо постоянно педалирует всякие надземные ужасы: кошмарные садистские выходки Видаля, отпиливание ноги Феррейро раненому партизану, зашивание Видалем ниткой с иголкой своего разрезанного ножом рта - у меня все время возникало впечатление, что у дель Торо все-таки есть какие-то проблемы с психикой. Ну не видны здесь режиссерские задачи, ради которых стоило педалировать все эти мерзости. Смотришь на это все и думаешь - ну на черта?!!

В общем, в результате мне этот фильм не понравился категорически. Но я вовсе не считаю его отстоем, я вполне признаю, что это мощное и очень профессионально поставленное произведение, но мне совсем не близка манера, в которой это все сделано, а сам фильм, на мой взгляд, представляет собой странную смесь инфантилизма, лубочности, неуместного натурализма, классного грима и отличных декораций вкупе с весьма мастерской постановкой. Именно из-за этого он рождает настолько полярные мнения.

Отдельно подчеркну, что многим зрителям и критикам этот фильм очень понравился и они его приняли как есть, безо всяких претензий, но, пожалуй, у не меньшего количества зрителей и критиков он вызвал примерно такие же претензии, как и у меня. Поэтому смотреть его или нет - решайте сами. Событие в мире кинематографа - да, несомненно. Нужно ли его смотреть - а вот тут уж заранее крайне сложно предсказать вашу реакцию. Если честно, я его досмотрел только из-за того, что собирался писать рецензию.

***

 





© 1998–2024 Alex Exler
01.03.2007
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
весьма неоднозначное и достаточно неприятное кино
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 6

На мой взгляд, используется театральный прием усиления восприятия. Девочка бежит от ужаса реальности в свой выдуманный мир, но именно этот контраст сказки со счастливым концом и жестокой реальности выжимает слезу на последних кадрах. Схожий прием использован Дель - Торо в фильме "Приют". Оба фильма вызывают сильные чувства и уже только этим хороши...
24.02.11 20:17
0 0

Согласен с предыдущими ораторами по поводу многогранности и сложности фильма. Хочу добавить насчет партизан - они там действовали до 1960-х годов, и боролись вовсе не с оккупантами. Испанию действительно никто не оккупировал, там свои фашисты были, которых, несмотря на их победу в 1939-м году, в покое не оставили. И как раз в 1944-м было обострение партизанской активности.
Если интересно, статья в Википедии (Википедия, конечно, не аргумент, но статья дельная): en.wikipedia.org
29.03.10 23:08
0 1

Фильм замечательный и многослойный. Лучшее из испанского за последние года. Война вобще натуральна. Какой смысл ругать художника за показ того, что есть и было без преукрас. Если не "вставило" игры подсознания девочки, которая превратилась в сказку, то, естественно, фильм не понравится. Его надо два раза смотреть, чтобы понять как нереальное пересекается с реальным. Но суть даже не в этом, а в визуальной линии и параллелях действия в этом и том мире.

Человек, который написал про гофмановские сказки и.т.д., - прав. Моя супруга по первом образованию филолог, и тоже заметила, как в фильме обыграна идея европейских сказок, добра и зла и.т.п. Но я бы не зацикливался только на этом. В фильме много чего еще есть.
14.01.10 21:40
0 0

Мне фильм тоже не особо понравился... я потом посмотрела комментарии режиссера, его пояснения, ну и плюс всякие интересности о создании этих монстров (фавна и белого безглазого играет один и тот же чувак на самом деле), и вроде бы его мотивацию я поняла. но все равно, не согласна с таким окончанием... если уж она умерла, но в паралели она оказывается в подземном царстве, то могла бы в конце и улыбнуться, чтобы в смерти ее был хоть какой то смысл
27.10.09 05:20
0 0

Пришел интересный комментарий, но он сюда не попал из-за глюка. Чтобы не пропал - публикую:



===

Поступил новый комментарий от 'Triesch'.

===



Жаль, что не смогли насладиться фильмом. 😉

Гильермо дель Торо - это чудное варево из мексиканского магического реализма и жутковатого немецкого романтизма. Почти каждый кадр является метатекстом. Вероятно, нужно просто обладать словарём, чтобы его считать.



Одновременно с этими жуткими созданиями дель Торо постоянно педалирует всякие надземные ужасы<...>Ну не видны здесь режиссерские задачи, ради которых стоило педалировать все эти мерзости.



А это всё романтическая категория ужасного 😉 Самые страшные волшебные сказки написаны именно немцами. Мрачные кровожадные сказки с людоедами, ожившими мертвецами и троллями. Если почитать оригинальные, неадаптированные сказки братьев Гриммов, можно, например, увидеть как мачеха Золушки отрубает пальцы своей дочке, чтобы натянуть ей на ногу хрустальную туфельку. Как в конце сказки белые голубки на плечах Золушки выклёвывают её сестричкам по глазику - чтобы Золушка была отомщена. И это настоящий романтизм. "недомогание немецкой нации". 😉



Когда в фильме главный злодей показан через акцент на часах - вспоминаем, что для романтика механизмы - проявление враждебного предметного мира. Когда девочка дотрагивается до еды в подземном мире - вспоминаем все инициатические сказки, использующие подобный мотив.



И основополагающее - гофмановское   двоемирие. Оно же выводится в конце фильма, когда зритель должен сам для себя решить - верить ли во все чудеса или удовольствоваться рациональным объяснением событий.



Многое тут, конечно, сказать можно.. Но сайтик всё же Ваш, а не для моих рецензий. 😄

Разумеется, фильм на любителя. Если есть у Вас знакомые филологи-германисты - наверняка оценили. Фильм настолько детально проработан, что можно написать несколько работ на его материале - по семиотике кино, по отражению категории ужасного в современном кино-искусстве, порассуждать ещё раз о трагическом пафосе романтизма, о традициях мексиканского магического реализма.. хотя последнего больше в других фильмах дель Торо. 😄

===
11.11.08 16:04
0 0

А теперь, стало быть, он нам снимет "Хоббита"...
30.08.08 14:46
0 0