Апокалипсис / Apocalypto
26.02.2007 43488   Комментарии (11)
Бюджет: $40 млн.  Сборы по миру:  $110 млн
- Вождь, я понял, в чем причина кризиса нашего
племени! У нас плохие имена!
- Да как же плохие?!! Вот меня, например, зовут
Твердая Рука. Мою жену - Грациозная Лань.
Моего сына - Быстроногий Олень.
Так что ты не прав, Дурно Воняющий Бизон.
Индейский анекдот в тему
Знавал я одну девушку по имени Майя...
Выдающейся была красоты. Правда, злобная, как змеюка.
Рассказ одного знакомого
Этот главный герой - такая лапа!
Кот Бублик о главном герое
На Кукулькана надейся, а тапира привязывай.
Древняя мудрость кота Бублика

XVI век нашей эры. Закат цивилизации майя. В паре дней пути от большого города майя Чичен-Итца живет племя диких индейцев. Ну, знаете, обычные дети джунглей - на лицо ужасные, добрые внутри, - которые не задумываются над различными философскими аспектами существования, а просто живут так, как жили их отцы, занимаясь натуральным хозяйством, натуральной охотой, и продолжают свой род самым натуральным образом.

Как-то раз во время охоты на тапира молодой охотник по имени Лапа Ягуара (Руди Янгблад) вдруг почувствовал, что джунгли слегка изменились. Что-то неладно с этими джунглями, подумал Лапа. Еще вчера джунгли были такими привычными, такими практически безопасными, а сейчас вдруг из глубины леса так и повеяло холодом враждебности. А тут еще какие-то до смерти напуганные люди из другого племени, жившие поблизости от океана, ломятся прямо сквозь джунгли через владения общины Лапы Ягуара. Что характерно, они не признаются, что их напугало. Говорят только, что их земли разорены и они уходят прочь в поисках новой жизни.

Все это посеяло печаль и страх в сердце Лапы Ягуара. Но его отец, мудрый воин и вождь племени Каменное Небо (Моррис Бердиеллоухед), сказал, что страх - это болезнь. В сердце воина не должно быть страха, иначе это будет не воин, а просто говно какое-то. (Чуть позже подобную фразу повторил еще один великий воин - дедушка Ленин.) Вырви страх из своего сердца, не заражай им деревню, приказал Каменное Небо, и Лапа Ягуара, разумеется, послушался.

А зря. Страх страхом, а осторожность и стратегическое превосходство - дело вполне нужное и полезное. Потому что ранним утром на деревню племени напали враги кукульканцы - воины божества майя Кукулькана под предводительством грозного и страшного Главного Волка (Рауль Трухильо). Одних мужчин племени поубивали, других захватили в плен. Лапу Ягуара также захватили вместе с остальными, но он все-таки успел спрятать свою беременную жену (Далиа Эрнандес) и малолетнего сына в высохшем колодце, находящемся рядом с деревней. И теперь, если Лапа Ягуара не сумеет вырваться из плена, жена с ребенком умрут, потому что они не смогут выбраться самостоятельно.

Разумеется, ничего хорошего Лапу Ягуара и остальных пленников в городе Чичен-Итца не ждет. Мощное развитие культуры и строительство величественных пирамид у майя соседствуют со звериной жестокостью и принесением многочисленных человеческих жертв. Так что Лапе Ягуара придется пройти через страшные испытания.

***

Прежде чем я расскажу о своих впечатлениях, сначала немного об истории создания этого фильма.

После того как Мэл Гибсон снял картину по самому знаменитому литературному произведению всех времен и народов, вызвав этим совершенно неимоверный шум во всем мире, он задумал следующее произведение, которое должно было рассказывать о ранних латиноамериканских цивилизациях. Мэл прочитал много книг, в которых рассказывалось обо всех этих майя, ацтеках, инках и так далее, и тема его настолько увлекла, что он совместно с писателем Фархадом Сафиниа начал работать над сценарием картины.

Весной 2005 года сценарий был готов, и Гибсон предложил нескольким голливудским студиям приобрести права на прокат фильма в США. Да, вот именно так - приобрести фильм еще до начала этапа съемок. Со сценарием, впрочем, голливудским боссам дали ознакомиться, но в обстановке строжайшей секретности: только в офисе фирмы Гибсона и без права копировать и выносить текст за пределы помещения.

Два голливудских монстра - Universal и Paramount - отказались работать в таких условиях, несмотря на совершенно ошеломляющий кассовый успех предыдущего фильма Мэла. Их не устроило то, что они бы никак не смогли вмешиваться в производственный процесс (по требованию Гибсона), а кроме того, Мэл, на их взгляд, потребовал слишком большие проценты с проката.

Однако компания Disney, с одним из руководителей которой Гибсона связывает давняя дружба, решила рискнуть, в результате чего соглашение между компанией Мэла Icon и студией Disney было подписано.

Гибсон принципиально не хотел брать в картину ни одного из известных голливудских актеров. Кроме того, подавляющее большинство участников массовки набиралось из людей, живущих в такой глухомани, что они не только никогда не снимались в кино, но и кинотеатра-то в глаза не видели. Поэтому съемки, которые шли в Мексике, продвигались достаточно медленно, однако Гибсона это не смущало - зато, по его мнению, эти люди выглядели достаточно естественно.

На роль Лапы Ягуара был взят индеец по происхождению из племени команчи по имени Руди Янгблад. Он известный танцор и хореограф, а также исполнитель индейских шаманских песен. Когда его пригласили на кастинг, Руди даже не знал, что ему хотят предложить главную роль, - он был уверен, что речь идет о незначительных эпизодах или каких-то подтанцовках.

Очень много сил у постановщиков ушло на декорации и антураж. Над костюмами, украшениями, татуировками майя и индейцев работали тысячи художников и мастеров. Для съемок в Чичен-Итце был построен целый город (строительство продолжалось полгода) с пирамидами, рынками и зданиями.

Мэл Гибсон, хорошо помня скандалы, сопровождавшие съемки "Страстей Христовых", постарался окружить процесс производства "Апокалипсиса" максимальной, даже параноидальной тайной. Все участники съемок подписывали договоры о неразглашении, актеры получали для изучения только предстоящие эпизоды, журналистам категорически не выдавалась никакая информация, кроме самой расплывчатой и ничего не объясняющей.

Однако Кукулькан, судя по всему, был недоволен тем, что кто-то пытается стряхнуть пыль с его древнего имени, поэтому процесс съемок все равно сопровождался различными скандалами и даже бедствиями. Сначала, когда со съемочной площадки все-таки просочились кое-какие сведения, в Мексике начались крики радикалов о том, что Гибсон, мол, изображает их предков майя какими-то уродами-садистами. Затем, незадолго до окончания съемок, в Мексике разразились ливни с ураганами и часть декораций была уничтожена, в результате чего съемки удлинились еще на пару месяцев. Ну и затем, на этапе постпродакшена, нервы у Мэла не выдержали, он перебрал текилы, сел за руль и в процессе задержания позволил себе откровенно антисемитские высказывания, из-за которых разразился дикий скандал, поставивший под угрозу выпуск фильма на экраны. (Ребята из Saturday Night Live после этого разразились довольно забавной пародией, а точнее - пародийной нарезкой из фильма.)

Но Гибсон принес свои извинения и согласился отправиться лечиться от пристрастия к алкоголю, в студии Disney скандал замяли, остановив другой проект Мэла, посвященный Холокосту, в результате чего "Апокалипсис" все-таки вышел в прокат.

Так что же у Мэла в итоге получилось?

Вопреки подавляющему большинству ожиданий и предварительных громких заявлений Мэла о параллелях между теми временами и нынешними, "Апокалипсис" вовсе не получился провокационным, обличающим и так далее. Да и с исторической точки зрения там есть масса всяких натяжек, которые много и подробно обличают всякие спецы и считающие себя таковыми.

С точки зрения общего посыла картины - тоже как-то ничего сложного. Есть крутая цивилизация майя, которая, несмотря на высокий уровень науки и культуры, погрязла в злобе, жестокости, пышном строительстве и человеческих жертвоприношениях, и ей, судя по всему, суждено сгинуть. Как противовес - на эти берега придет экспедиция Кортеса, которая принесет свет христианства и нормальной цивилизации. Оспу, по мнению Гибсона (вопреки мнению историков), индейцам принесли все-таки не испанцы, поэтому он специально вставил в фильм эпизод с больной оспой девочкой, которая заодно еще что-то там напророчила из серии "Бог - не Тимошка, видит немножко".

Наблюдался ли в картине апокалипсис? Нет, не наблюдался. Видите ли, Гибсон назвал фильм вовсе не "Апокалипсис", как его перевели наши спецы. Он назвал свое творение Apocalypto. Вот что говорил по этому поводу сам режиссер, цитирую (в переводе): "Фильм называется "Апокалипто". Это греческое слово, означающее "открытие" или "новое начало". Это универсальное слово. Оно означает, что нечто начинается, нечто заканчивается. В этой картине нет светопреставления или чего-то вроде этого".

Так что же это за фильм? А он, на самом деле, представляет собой то, что в качестве киношного жанра называется "приключения". Это приключенческий боевик, причем, в общем-то, отвечающий всем киношным законам. Тихая мирная жизнь симпатичных индейцев в начале (прям National Geographic); нападение злобных негодяев из серии "враги сожгли родную хату"; помещение жены главного героя с ребенком в колодец в знак грядущего хеппи-энда; ужасы фашистского плена в Чичен-Итце; мужественный побег; сплошной "Рэмбо" в лесу, когда один раненый, но тренированный боец применяет различные уловки, чтобы совладать со злобными преследователями; ну и в конце - я так думаю, вы сами догадаетесь.

И как это все выглядит? Как клюква? Что характерно, вовсе нет. Даже наоборот - сделан фильм очень здорово, и я его считаю одним из самых ярких кинематографических событий 2006 года. Гибсон действительно хороший режиссер, раз он ухитрился снять такой фильм, который держит в напряжении более двух часов - это редко кому удается.

Отсутствие кинозвезд фильму не только не повредило, но и наоборот - пошло на пользу, потому что я не очень себе представляю какого-нибудь Брэда Питта в роли Лапы Ягуара. А вот индейцы и мексиканцы в роли своих давних предков смотрелись, как сейчас принято говорить, весьма аутентично.

Руди Янгблад сыграл главного героя вполне достойно. Не скажу, что так уж поразил своей харизмой, но роли вполне соответствовал. Кроме того, весьма достойно выглядел в эпизодах погони и сражений героя во имя своей семьи.

А вот кто действительно поразил - так это два главных злодея!

Первый - командир отряда, тот самый Главный Волк (в оригинале - Zero Wolf), которого сыграл Рауль Трухильо, индеец по происхождению, танцор, актер, хореограф и режиссер. Так вот, у Трухильо эта харизма буквально выплескивалась с экрана - я такого колоритнейшего злодея давно в фильмах не встречал. Блестящая роль, роскошный персонаж, сцены с которым тянет пересматривать снова и снова. Ну да, его персонаж суров и жесток. Но он такой и должен быть!

Кроме того, он вовсе не психопат-садист. Посмотрите, как трогательно он относится к своему сыну. И как разумно управлял он отрядом, пока его не вывели из себя соответствующие события, после чего он все-таки потерял голову - но это вполне естественно.

Ну и второй - изумительный типаж подручного Волка по кличке Средний Глаз (в оригинале - Middle Eye), которого сыграл мексиканский актер и танцор Джерардо Тарачена. Вот это самый натуральный Злодей - гнусный, мерзкий, подловатый, но в то же время очень яркий. Сцена во время путешествия пленников в сторону города, когда Средний Глаз сбросил со скалы одного из соплеменников Лапы Ягуара, а Главный Волк пришел с ним разбираться, сделана совершенно потрясающе по накалу страстей. Средний Глаз не смог с собой совладать, хотя знал, что командир рассердится, а командир, когда пришел разруливать ситуацию, несколько мгновений думал, что с этим делать: ужалить ослушника словом или проткнуть ему ножом грудь.

Кстати, такие яркие и харизматичные злодеи на фоне не особенно выдающегося главного героя - тоже, в общем, голливудская традиция с того момента, как они начали приглашать на роли злодеев таких великолепных актеров, как Шон Бин, Алан Рикман и так далее.

Многие зрители и критики ставили в вину Гибсону его упорное желание снимать фильм на языке оригинала - ну, точнее, на том, что сейчас считается языком оригинала. Они утверждали, что это все очень бросалось в глаза - то, что актеры с трудом составляют предложения из слов мертвого языка. Таким образом, говорили критики, получился не фильм, а какой-то балаган.

Я с этим не соглашусь. Мне, наоборот, нравилось то, что актеры говорили на чем-то, отдаленно смахивающем на язык индейцев тех времен. Например, в сериале "Рим" мне сильно мешало то, что римляне говорят на английском. А здесь - создавался эффект проникновения. Ну да, было заметно, что фразы они составляют с некоторым трудом. Но так, на мой взгляд, значительно лучше, чем если бы они бегло говорили на современном американском английском.

Ну и еще одна претензия, которая часто звучит, касается насилия, жестокости и натурализма "Апокалипсиса". Гибсона упрекают в том, что он, дескать, любуется этими кровавостями и чуть ли не наслаждается ими. Тоже, на мой взгляд, странное замечание. Гибсон старался, во-первых, воссоздать быт тех времен, а во-вторых, показать весь ужас индейцев, попавших на человеческие жертвоприношения в качестве жертв.

Без определенного натурализма фильм бы не выглядел так естественно, ну и, кроме того, он не производил бы соответствующего впечатления, если бы на самых острых моментах камера стыдливо отворачивалась в сторону. Боль, ужас и шок - в общем, обычные явления той эпохи, и нет ничего удивительного в том, что режиссер стремился помочь зрителям ощутить, как это все происходило в те времена.

Резюмирую. Фильм получился отличный. Достаточно простой и доступный, без особых морально-социально-философских изысков (чего многие ждали), но очень зрелищный, эффектный и динамичный. Работа художников и декораторов - на высочайшем уровне. А то, что там есть определенные проблемы с историческим соответствием, так это же действительно не канал National Geographic и не Discovery, а просто приключенческий боевик. Замечательный и очень яркий приключенческий боевик.

А вот "Оскара" ему, скорее всего, не дадут. Потому что не фиг напиваться и во всеуслышание рассказывать, кто выпил воду из колодца, в котором скрывались жена и ребенок Лапы Ягуара. И напрасно не дадут. Это действительно один из самых ярких фильмов 2006 года.

P. S. Существует не так много фильмов, которые я пересматриваю. Этот буду пересматривать обязательно. И не один раз.

P. P. S. И даже в "Апокалипсисе" был обнаружен тот самый Уолли (Charlie во французском или Waldo в американском варианте). Уж и не знаю, кто именно так пошутил - сам Гибсон или его оператор и монтажер, но Уолли четко обнаруживается, если прокручивать эпизоды покадрово, вот на этой точке (воспроизведение на компьютере в PowerDVD 6): 01:27:44. Я его обнаружил случайно. Делал скриншоты для рецензии и прокручивал в замедленной съемке некоторые эпизоды. В сцене на поле с трупами вдруг мелькнуло какое-то яркое пятно. Прокрутил покадрово - и обалдел! Когда смотришь на скорости - внимания не обращаешь вообще, потому что это только один кадр. Но при покадровом воспроизведении он виден во всей красе. Вот он, Уолли, который все-таки был обнаружен:

***

 












© 1998–2024 Alex Exler
26.02.2007
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5+
Сценарий 5
Кратко о фильме:
отлично
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 11

Кто бы что не говорил о Гибсоне, а человек он ЧУДОВИЩНО ТАЛАНТЛИВЫЙ!!! Причём, и как актёр и как режиссёр. Особенно мне нравятся фильмы Безумный Макс-1, Смертельное оружие 1-2 и конечно же Апокалипто!!! Я очень внимательно слежу за творчеством Мэла и считаю что как актёр он изначально был топ-уровня, а как режиссёр постепенно достиг уровня Стэнли Кубрика. (не больше, не меньше) Главное, чтобы из-за пьяных дебошей моему любимцу кислород не перекрыли, однако именно так в его карьере и происходит. БЕЗУМНО ЖАЛЬ!!!
03.06.15 01:09
0 0

Совершенно не понравился 😒
28.04.15 14:41
1 0

Фильм реально - шикарен! Давно я ТАК не сопереживал главному герою! Мой почтение, Мэл!!!

Все предъявы: "жестоко..., с субтитрами..." - явно мимо кассы. Всё как раз в тему, всё так, как и должно быть в таком фильме. В общем, посмотреть этот фильм просто необходимо!
30.03.13 05:26
0 0

И где бы посмотреть эту самую пародийную нарезку. Видео в Utube по этой ссылке удалено...:-(
28.04.12 20:58
0 0

Посмотрел его раз пять, и ещё буду. Заставляю по мере возможности всех своих родственников, знакомых и друзей его посмотреть 😄(оказывается, есть ещё и такие, которые его не видели). Действительно, шедевр. Сейчас, по прошествии 6 лет, вспоминаю свои ощущения, когда смотрел его впервые, как понял после просмотра что это был один из редких случаев прикосновения к одному из бриллиантов мирового кино, только что родившемуся... Сейчас у меня 2006 киногод ассоциируется конечно с Апокалипсисом.

После этого фильма я думаю, что чтобы Гибсон не сварганил в кино (и в жизни), моё мнение о нём как о полуБоге уже вряд ли изменится.
28.04.12 20:47
0 0

Очень зрелищно и захватывающе! Затягивает на все два часа.
В таком восторге после просмотра я уже давно не был!!!
Вообще-то, фильмы с субтитрами смотреть не люблю, но здесь они к месту и дополняют атмосферу. На редкость органичное кино.
А насчёт упрёков к исторической правде - так снимали не пособие для исторического факультета Университета Дружбы Народов.
13.07.09 06:57
0 0



TROTIL: снимали не пособие для исторического факультета Университета Дружбы Народов.



Присоединяюсь. Мощный фильм и это именно произведение искусства, а не отчёт археологической экспедиции в видео формате.И любой художник (а Гибсон действительно художник (ИМО)) имеет полное право сказать: "так вижу!", а соглашаться или нет - исключительно личное дело зрителя.


20.12.09 09:25
0 0

И все-таки это - реконструкция, то есть "мнение режиссера по поводу".

Насколько это близко к исторической правде - оччень большой вопрос.
11.11.08 11:25
1 0

Что касается того, что актеры с трудом выговаривали или медленно говорили на языке оригинала, то я думаю, это нормально. Немного изучал культуру индейцев, и, насколько я понимаю, выразительное, но медленное изречение своих мыслей, с неким чувством достоинства считалось предпочтительнее быстрого разговора, который более привит нам современной бизнес культурой. Так же такое часто встречается и на востоке. Вообще индейцы считали молчание за большое достоинство.
27.04.08 13:59
0 1

Тут дело не в Бреде Пите (он, правда, кого-хочешь сыграет), а в самой идее фильма. Когда его смотришь, то веришь, что люди, которые там снимались, действительно живут такой жизнью. А "звездные лица" это ощущение убрали бы.
03.04.08 21:11
0 0

Согласен с Вами, Алекс, практически по всему написанному в этой рецензии, кроме упоминания о актерах. Действительно Янгблад сыграл вполне достойно, но не думаю, что тот же Бред Питт хуже бы смотрелся в главной роли. Ведь и Вы сами неоднократно писали о том, что Питт - редкий сейчас вид киноактера, который неоднократно доказал свою универсальность.
02.03.08 13:51
0 0