Герой наших снов / Dream Scenario
07.03.2024 42272   Комментарии (26)
Драмеди, США, 2023, 102 мин.
6,8
Рейтинг IMDB: 7,0
Рейтинг Кинопоиск: 6,8
Рейтинг Экслера: 6,8
Сборы по миру:  $9 млн
Неглупо, интересно, сатирично, остросоциально.
Отзыв кота Бублика

Свидетель из Фрязино наших снов.
Попытка сострить кота Бублика

Плодовитость и неразборчивость Кейджа компенсируются его выразительностью, образцово-чудовищные роли в «Воздушной тюрьме» или «Городе ангелов» чередуются с замечательно тонкими работами у Фрэнсиса Форда Копполы (его дяди!), Дэвида Линча, Алана Паркера, братьев Коэн или Мартина Скорсезе.
Антон Долин, "Медуза"

Пол Мэтьюз (Николас Кейдж) - ничем не примечательный и слегка унылый преподаватель биологии в университете. Студенты его лекции не любят, посещаемость у него маленькая. Да и сам Мэтьюз не делает ничего, чтобы сделать свои занятия интересными. Похоже, что он и на себя самого давно махнул рукой: одевается черт знает как, на занятия в университет приходит в нелепой куртке-аляске с огромным капюшоном, и по нему видно, что Мэтьюз обуреваем различными комплексами.

Пол много лет планирует написать книгу о коллективном разуме муравьев, но так и не смог себя заставить за эту книгу засесть, а его интересные идеи, которые он высказывал еще во время учебы в университете, в итоге использовала его однокурсница, которая и не подумала указать Пола в качестве соавтора. 

У Пола есть жена Дженет (Джулианна Николсон) и двое дочерей - Софи (Лили Берд) и Хэнна (Джессика Клемент). С женой у него неплохие отношения, хотя Дженет относится к мужу несколько снисходительно, а вот дочки его, судя по всему, ни в грош не ставят: ну кому понравится, что у них - вот такой папаша? 

Но в какой-то момент жизнь Пола и его семьи резко меняется. Сначала окружающие и студенты при виде Пола начинают шушукаться за его спиной. Мэтьюз ощущает почему-то проснувшийся интерес к его очень скромной персоне, но не может понять, чем он вообще вызван. 

Потом женщина, с которой он встречался много лет назад, и которая практически забыла о его существовании, при случайной встрече с Полом сказала, что он ей стал сниться. А потом выяснилось, что он, непонятно почему, стал появляться во снах многих других людей, причем не только в их городке, но и по всему земному шару. Он в этих снах ничего не делает, просто появляется в качестве стороннего наблюдателя. Но люди запоминают его лицо - унылую физиономию лысоватого Пола в очках, - и потом его узнают. 

И Пол становится знаменитостью. Ему посвящены сотни мемасиков в Интернете, о нем пишут в газетах, у него берут интервью, то есть он становится медийной персоной и фактически выдающимся феноменом. И даже его дочки начинают им гордиться - всё-таки не у всех отец является героем Интернета. 

Некоторые очень современные рекламные конторы начинают проявлять к Полу пристальный интерес: ведь когда некая персона становится очень узнаваемой, то ее можно использовать для рекламы чего-либо. А Пол при этом надеется, что вся эта шумиха поможет заинтересовать издательства его книгой, которую он теперь уж точно соберется написать. 

Однако с какого-то момента Мэтьюз в снах людей вдруг начал действовать, причем в духе киношных триллеров в стиле Фредди Крюгера: он там становится источником всяческих страданий. После этого в реальной жизни Мэтьюза все возненавидели, потому что никто, увидев то, что Пол с ним делал во сне, не может не переносить это на несчастного преподавателя. 

***

Поставил этот фильм норвежский режиссер Кристоффер Боргли, создатель весьма провокационного фильма "Тошнит от себя" (Syk Pike), который получил номинацию "Особый взгляд" Каннского фестиваля, потому что это - ну прям очень особый взгляд!

Сценарий написал сам Кристофер: как он сам говорил в интервью, на идею этого фильма его натолкнули исследования теории бессознательного Карла Юнга. 

Ставилась картина на студии A24 - независимой кинокомпании, которая снимает авторские, оригинальные и нестандартные фильмы: "Всё везде и сразу", "Маяк", "Из машины", "Кит", "Легенда о зелёном рыцаре", "Солнцестояние", "Неогранённые алмазы", "Зона интересов", "Прошлые жизни", "Все страхи Бо" и другие. 

Продюсировал картину Ари Астер - постановщик фильмов "Все страхи Бо", "Реинкарнация" и "Солнцестояние", - и именно он предложил Николаса Кейджа режиссеру на роль Пола. Тот этому предложению сначала очень удивился, потому что когда он описывал этого персонажа в сценарии, то никого из актеров конкретно не имел в виду, а Кейдж, как к нему ни относись, актер очень харизматичный. 

Однако Кристофер видел фильм "Адаптация" Спайка Джоунза по сценарию Чарли Кауфмана, где Кейдж в расцвете своей кинокарьеры сыграл крайне нетипичного для себя персонажа - лысоватого, противного, толстеющего, потеющего, сексуально непривлекательного, натужно рефлексирующего, - и решил, что это на самом деле очень даже неплохая идея - пригласить сыграть эту роль именно Кейджа. 

Они - продюсер и режиссер - не прогадали. Как известно, Кейдж, среди кучи конкретного отстоя, в котором он снимается примерно с 2010 года, чтобы тупо заработать денег для решения своих сильно запутанных финансовых вопросов, где-то с 2021 года вдруг начал сниматься в чем-то более или менее пристойном. Сначала "Свинья" - эдакий фильм-обманка, который оказался по крайней мере неплох. Потом очень забавный фильм "Ренфилд", где Кейдж наконец-то сыграл Дракулу, причем сделал это прямо-таки классно. После этого очень самоироничный и забавный "Невыносимая тяжесть огромного таланта", где Кейдж фактически сыграл себя самого. 

Ну и теперь "Герой наших снов"! 

Оригинальное название этой картины в данном случай я бы перевел как "Сценарий сна", хотя там могут быть разные варианты, а сам Кейдж в интервью говорил, что так называлась закусочная, где он обедал, когда они снимали этот фильм в Торонто. 

Здесь перед Кейджем, да и перед всей съемочной группой, стоял серьезный вызов. Пол Мэтьюз - он должен был быть очень непростым персонажем. С одной стороны, по сценарию он - ну конкретный лузер. Нелепый, унылый, эдакий "бета-самец", который и не очень понятно, самец он вообще или что? С другой стороны, на него свалилась поистине мировая слава, и он как-то должен был в этом существовать. После этого мировая слава превратилась во всеобщую ненависть, и все тот же нелепый человек с этим как-то должен справляться, и вот это было показать сложнее всего. 

Постановщик говорил, что они вместе с Николасом работали над внешним обликом его персонажа. Лысина, очки, накладной нос (накладка небольшая, но заметно меняет облик), манера поведения, манера одеваться, куртка-аляска эта предельно дурацкая, которую Пол еще и часто вовремя не снимает - все это отлично работает. 

Мэтьюз получился именно такой, как они планировали. Мы не должны к нему проникаться сочувствием в обычной жизни, мы не радуемся, когда он вдруг становится знаменитым (подумаешь, его унылая физиономия кому-то там начала сниться), но мы ему сочувствуем, когда на него обрушивается всё то, что на него не могло не обрушиться с того момента, как этот Пол во снах людей вдруг начал действовать. 

Ведь понятно, что вся вот эта нынешняя сетевая знаменитость - с одной стороны, может почти мгновенно возникнуть на ровном (или не совсем ровном) месте, - но, с другой стороны, она точно так же почти мгновенно может превратиться во всеобщую ненависть. Причем и объект-то этой ненависти может в этом и не быть виноватым - как в данном фильме. Просто похожий на него человек почему-то что-то там творит в ночных кошмарах.  

Но ведь и в реальности по поводу какого-то человека могут запустить некий фейк, который настолько возмутит миллионы пользователей, что будет запущен механизм отмены и всеобщего хейта, а человек просто не будет иметь шансов оправдаться. 

Именно этим фильм и хорош: совершенно безотносительно к некоей фантастической составляющей, в нем говорится о вещах, которые в обычном мире вполне могут существовать. Мало ли, какой-то никому не известный преподаватель что-то там сделал на уроке, это слили в Сеть, ролик стал вирусным, преподаватель стал героем, ну или совсем наоборот - его все ненавидят и проклинают. Что, такого не бывает? Еще как бывает!

Также здесь хорошо показано, как сетевой известностью какого-то персонажа - неважно какого и по какому поводу - пользуются рекламщики. Сцена, когда Пол приходит в рекламную контору и общается с Трентом (его классно сыграл Майкл Сера) и сотрудниками - она очень хороша, потому что примерно так это и выглядит на самом деле (мне приходилось общаться с подобными конторами). 

Стиль у фильма в процессе развития сюжета постепенно меняется. Начинается картина как эдакая неловкая трагикомедия, однако с того момента, когда всеобщий интерес к Мэтьюзу сменяется всеобщей ненавистью, фильм превращается в конкретный хоррор: несчастный Пол все время находится фактически на грани отчаяния и решительно не знает, что ему со всем этим делать. Потому что любые его действия ведут только к ухудшению ситуации. 

К сожалению, постановщик не совсем грамотно справился с тем, как это всё вообще разруливать, так что последняя часть фильма, на мой взгляд, слегка просела, однако к самому финалу Кристоффер всё-таки понял, что ему нужно сделать со своим персонажем, так что сама концовка - опять-таки, на мой взгляд - получилась достаточно трогательной. 

Ну и отдельно нужно отметить Ту Самую Сексуальную Сцену, которую одни критики назвали "Самой Неловкой Секс-сценой в истории человечества", а критикесса Жаннетт Катсулис в рецензии для The New York Times написала, что эта сцена "может вызвать у вас желание выколоть себе глаза". Уж и не знаю, чего их всех так расколбасило от этой сцены: на мой взгляд, она совершенно четко соответствовала духу происходящего, да и поставлена отлично.

Что в итоге? Оригинальное и неглупое кино, в котором рассматриваются интересные остросоциальные вопросы, с отличной актерской работой Николаса Кейджа. Критики от картины в диком восторге: 92% на Rottentomаtoes - такое редко встретишь. Зрители же фильм приняли скорее прохладно - 68% на Rottentomаtoes. Впрочем, на IMDB оценка достаточно высокая - 7.0. 

Я к "Герою наших снов" отнесся безо всяких восторгов, но не пожалел, что его посмотрел: в конце концов, действительно оригинальные киноработы попадаются не так часто, да и такого Кейджа я не видел со времен "Адаптации". 

Кстати, сам Кейдж в интервью говорил, что этой условной "трилогией" - "Свинья", "Невыносимая тяжесть огромного таланта" и "Герой наших снов" - он бы хотел завершить свою кинокарьеру. А и действительно - у него в фильмографии на 2024 год никакие фильмы не заявлены. Но в 2023 году у него вышли по крайней мере еще три фильма из разряда конкретного кинобарахла с рейтингом 5,0-5,5.

P.S. Ну и еще пара моментов из интересного. В "Герое наших снов" играет родной брат Николаса Марк Коппола. Он тут изображает Сидни - лысоватого мужика, похожего на персонаж Пола, который приходит на ужин к Ричарду. 

Очень странный огромный костюм Мэтьюза из самого финала - отсылка к Дэвиду Бирну из группы Talking Heads и его костюму, который он носил в одном из лучших фильмов-концертов в истории "Stop Making Sense": студия A24 сейчас готовит к выходу ремастеренную версию этого фильма-концерта 1984 года. 


Официальный трейлер:

© 1998–2024 Alex Exler
07.03.2024
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
оригинально и необычно
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 26

Почти 2 часа чистого кринжа.
Клетчатый настолько убедительно играет м...ка-интеля, что сомневаешься лишь в том, интель ли он.
13.06.24 12:27
0 0

Только что закончил просмотр. 🍿
Очень душевный фильм, всем рекомендую. 👍
Кейдж снова приятно удивил! 👏
09.03.24 15:21
1 1

Счастливый юзер, не надоело еще минусовать мои комментарии просто так? 🤬

с 2021 года вдруг начал сниматься в чем-то более или менее пристойном
Обласканная всеми критиками «Мэнди» — это, например, 2018-й год. Не менее обласканный «Цвет из иных миров» по Лавкрафту — 2019-й.

Кейдж, по-моему, уже достаточно давно ушёл из блокбастеров в нишу авторского кино.
07.03.24 19:08
0 2

образцово-чудовищные роли в «Воздушной тюрьме» или «Городе ангелов»
Ну, Тюрьма ладно, не в Кейдже там смак. Но чем Город так уж провинился?
07.03.24 18:06
0 1

И чего это Алекс так докопался до куртки-аляски? По сценарию действие происходит где-то на севере штата Нью-Йорк, а съёмки проходили в Торонто. Погода там, мягко говоря, не тропики, и даже не субтропики, и куртка-аляска очень даже адекватная одежда для зимы и межсезонья. Я понимаю, что на юге Испании такая одежда может выглядеть нелепо, но фильм ведь не про Испанию.
07.03.24 17:17
0 10

Я живу в Торонто и у меня 2 аляски - "настоящая", на пуху до -40C, и "ненастоящая", на около нуля. Проблема не только в температуре, но и в очень сильных ветрах, которые часто дуют в этих краях. Здесь в прогнозах погоды даже указывают wind chill temperature - это когда для температуры ниже 0 по специальной формуле пересчитывают, какая температура по ощущениям с учетом ветра, т.е. -2 может ощущаться как -10. При такой погоде аляска имеет кучу полезных свойств: она длинная (закрывает спину и ниже), непродуваемая/непромокаемая, имеет большой капюшон, который хорошо спасает от ветра, даже встречного.
08.03.24 14:22
0 3

и куртка-аляска очень даже адекватная одежда для зимы и межсезонья
Ну, если это настоящая куртка, до минус сорока, то для севера штата Нью-Йорк она жарковата - там the temps are between 18–23 °F (−7 to −5 °C). А уж для помещений, с +18-25 - и подавно.
А люди, которые любят одеваться очень тепло не по погоде, обычно начинают потеть и вонять, что не нравится окружающим.
08.03.24 08:42
2 0

Их ответ нашему "Свидетелю из Фрязино"
07.03.24 16:46
1 1

Интересно, сохранилась ли корреляция?
07.03.24 14:54
0 2

google "spurious correlations".
Происки мировой закулисы 🤣
07.03.24 17:52
0 1

google "spurious correlations". Have fun 😁.

www.tylervigen.com
07.03.24 16:45
0 1

Я в шоке 😂
07.03.24 16:04
1 2

Алекс, а тебе не приходилось читать повесть Александра Житинского "Снюсь" (1981) ? Там с рецензируемым фильмом просто масса сюжетных пересечений. А оказывается, ее в 1983 даже экранизировали (1983, "Уникум"). Кино я не видел, а книга запоминающаяся.
07.03.24 13:53
0 2

Кино я не видел
Очаровательный фильмец в духе "мягкой лирической сатиры сытого благополучного общества," типа "Предчувствие любви" или "Опасно для жизни".
07.03.24 14:38
0 3

По титрам на фоне перфокарты сразу понятно - кино про программиста 😉
07.03.24 14:16
0 2

Странный фильм и довольно странная концовка как на мой взгляд, но общее впечатление скорее положительное. Рад, что Кейдж среди актеров перестал быть маркером какого-то проходного отстоя. На этой волне еще посмотрел "В поисках зверя". Пожиже, конечно, но пока буду и дальше смотреть.
07.03.24 13:47
0 0

Я посмотрел этот фильм через неделю после "Оставленных" с Полом Джиамати. Мне кажется, эти картины во многом перекликаются. Хотя, что касается "Оставленных", я если честно вообще не понял - ни сам фильм, ни восторгов с ним связанных.
07.03.24 12:46
0 0

А мне Оставленные понравились.
07.03.24 13:29
0 6

Stop Making Sense лучший фильм концерт, пересматриваю его время от времени.
07.03.24 11:36
0 1

кстати, режиссер — Джонатан Демми, который "Молчание ягнят".
07.03.24 17:58
0 0

однако к самому финалу Кристоффер всё-таки понял, что ему нужно сделать со своим персонажем
Я ближе к 2/3 фильма как-то потерял к нему интерес и бросил, как раз из-за чувства что все идеи закончились и теперь будут мучительно высасывать из пальца концовку.
Надо будет таки досмотреть.
07.03.24 09:26
0 0

Уж и не знаю, чего их всех так расколбасило от этой сцены: на мой взгляд, она совершенно четко соответствовала духу происходящего, да и поставлена отлично.
С постельными сценами всегда так: не сделаешь - плохо, сделаешь ради галочки - можно было и не делать, а когда через секс выражается отношение между персонажами, что сложнее всего, но и наиболее оправдано, начинается волна хейта со всех сторон.
07.03.24 09:17
0 1

А во втором Страшном кино душевные метания выражаются через процесс дефекации.
О... Зачем Вы это сказали?!
Теперь потянуло пересмотреть шикарную "режиссёрскую" версию сего шедевра!

А во втором Страшном кино душевные метания выражаются через процесс дефекации.
07.03.24 10:28
0 3

Я из-за этой сцены "Текст" не могу пересмотреть ))))
07.03.24 10:07
0 1