- Режиссер:
- Роман Полански
- В ролях:
- Джонни Депп, Лена Олин, Фрэнк Лангелла, Эммануэль Сенье
Дин Корсо (Джонни Депп) - довольно удачливый и нагловатый детектив-букинист, который специализируется на поиске и купле-продаже очень редких книг. Один из его постоянных клиентов по имени Борис Бэлкан (Фрэнк Лангелла) - обладатель уникальнейшей библиотеки с редчайшими фолиантами, посвященными Сатане и сатанинским обрядам. >
Одна из этих книг под названием "Девятые врата" написана в соавторстве с Люцифером и, как гласит предание, может вызвать самого Сатану (не надо долго гадать о том, когда написана эта книга - разумеется, в 1666 году). Судя по всему, Бэлкан уже пытался воспользоваться данной книгой, чтобы вызвать этого неприятного типа (зачем он ему понадобился - никто не знает, но кому не хочется похвастаться, что беседовал с Самим!), но у него ничего не получилось. Зная о том, что в мире существует еще два экземпляра этой книги, и не будучи уверенным в том, что его экземпляр - единственно подлинный, Бэлкан предлагает Дину взять данный экземпляр книги и отправиться к владельцам остальных двух, чтобы сравнить их экземпляры со своим.
За эту работу предлагаются огромные деньги, поэтому Дин соглашается и начинает работать над заданием, хотя его привычный мир циничного охотника за различными книжными раритетами начинает потихоньку разрушаться под воздействием некоторых внешних событий, среди которых - весьма странные убийства близких ему людей. Но это вовсе не дьявольские происки! Просто некоторые люди хотят завладеть тем экземпляром книги, который оказался в руках у Дина.
В поисках двух других экземпляров Дин отправляется в Европу. Он находит двух других владельцев, начинает сравнивать книги и приходит к выводу, что все они - подлинные. И отличаются только гравюрами. Причем отличаются тем, что автором некоторых гравюр являлся сам Люцифер. Получить же полный комплект гравюр, созданных рукой этого мастера, можно только сложив гравюры из всех трех экземпляров.
И тут вокруг Дина начинается бешеная круговерть, в которой то его пытаются убить, то убивают остальных владельцев книг, то возникает какая-то зеленоглазая девушка (ее играет жена Романа Полански - Эммануэль Сенье), которая у Дина работает как бы ангелом-хранителем, причем кто она в действительности, а главное кто ее прислал - вы так и не узнаете.
Нет смысла рассказывать о том, что происходило в дальнейшем, потому что иначе не будет интересно смотреть этот фильм. А теперь давайте попробуем поговорить о том, что он собой представляет...
Собственно, творчество Поланского обсуждать довольно трудно. Потому что старик Поланский всю жизнь ни в грош ни ставил казавшиеся незыблемыми кинематографические законы, причем этой своей привычке не изменил и в данном фильме. Собственно, это и хорошо. В "Девятых вратах" никто не будет водить вас за ручку по сюжету, разжевывая фабулу, тыкая носом в ключевые моменты и под занавес преподнося мораль. До всего этого вы должны доходить своим умишком (пардон, я имел в виду - мощным умом), а кто не дошел - тот безусловно дурак. Где Поланский пытается ответить на какие-то свои вопросы, которые его давно волнуют, а где откровенно стебется - тоже не так уж и понятно.
Короче говоря, густой туман спустился на болота, а что каждый из вас видит в этих клубах постоянно меняющейся субстанции - зависит от вас. По критике и отзывам зрителей очень хорошо видно, что каждый этот фильм воспринимает по-своему и видит в нем свое. Кто-то считает, что в фильме рассматривается вопрос - кто определил развитие культуры: Бог или Дьявол. Некоторые больший упор делают на личность героя Джонни Деппа и говорят о том, что Дьявол искушает Деппа деньгами, собираясь забрать взамен его душу. Третьи считают, что Поланский во многих эпизодах просто пародирует некоторые известные фильмы, ну и так далее.
В общем, правы все. Я же говорю, что каждый в этом фильме увидит (если, конечно, захочет) что-то свое, а Поланский постарался максимально сделать так, чтобы большинство вопросов осталось без ответа, большинство ответов были не на те вопросы, которые заданы, а часть действующих героев появлялась бы непонятно откуда, непонятно зачем и непонятно по какой причине исчезала. А уж концовка - вообще полный прикол старика Поланского. Я лично наблюдал, как зрители в ярости начинали грызть ручки кресел от обиды, что Поланский остановил фильм вызывающе-наигнуснейшим септ-аккордом, не позаботившись, как говорят музыканты, "разрешить его в тонику", чем и вызвал приступы бешенства у части зрителей. Впрочем, другая часть тут же объяснила, что нечего портить себе зубы, что на самом деле все понятно, и все окончилось именно так, как и должно быть.
Короче говоря, все остались довольны. Хотя некоторым фильм безусловно не понравился. А чего вы хотите? Поланский - он и есть Поланский.
Резюмирую. У меня фильм не вызвал бурного восторга, но посмотрел я его не без удовольствия. Но я все это дело больше рассматривал как стеб, нежели как попытку заглянуть в ПОТАЕННОЕ. Несколько сцен в этом фильме - откровенно классные, особенно момент, когда Борис пытается вызвать Дьявола. Этот эпизод мне очень напомнил финал "Гудзонского ястреба". Но мое отношение к этому фильму вовсе не означает, что любители мистических триллеров не получат своей порции щекотания нервов. Получат, конечно, хотя и не такую порцию, как в "Сердце Ангела", аналогии с которым тоже явственно прослеживаются. Нужно ли смотреть этот фильм? Я думаю, что нужно. Равнодушным он не оставляет никого. И картину можно посмотреть хотя бы ради этого.
("А еще я люблю в самый напряженный и таинственный момент фильма холодной рукой взять какую-нибудь зрительницу за плечико. Вот визгу-то!" - объяснил Экслер коту Бублику. Тот поднял голову, посмотрел на него сонным взором и снова заснул. Бублика в "Девятых вратах" ничего не заинтересовало. Потому что мало бегали туда-сюда, а Бублик в фильмах любит всякое мельтешение.)
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
забавно
вполне можно