- Режиссер:
- Дариус Мардер
Подробный отзыв кота Бублика
Оттолкнувшись, получив табличку «закрыто», он умиротворяет себя.
Егор Козкин, Film.ru
Рубен (Риз Ахмед) и Лу (Оливия Кук) исполняют панк-металл собственного сочинения: Лу играет на гитаре и поет, Рубен играет на ударной установке. Они нигде не оседают в одном месте: у Рубена есть свой кемпер, то есть "дом на колесах", в котором они перемещаются вместе со своей аппаратурой, в нем же они и живут, причем их обоих вполне устраивает такое состояние дел. Но все меняется, когда Рубен вдруг осознает, что его ударная установка звучит все глуше и ему уже трудно слышать других людей.
Он обращается к врачу, и тот после серии тестов сообщает Рубену очень плохие новости: правым ухом Рубен слышит не более 28%, левым и того меньше - порядка 24%, причем это совершенно не зависит от громкости, на которой он слушает. Слух у него не восстановится, и единственный вариант сохранить то, что есть, - это полностью отказаться от любых громких звуков.
На вопрос Рубена, есть ли какой-то способ, который вернул бы ему слух, доктор объясняет, что можно сделать операцию с обходом ушного канала, после чего можно будет использовать специальные слуховые аппараты, но операция сложная и очень дорогая - она обойдется от $40 до $80 тысяч - и страховкой не покрывается.
Пока Рубен только начинает проходить первую из пяти стадий принятия неизбежного, Лу, которая понимает, что их старой жизни безвозвратно приходит конец, ищет для Рубена заведение, в котором ему смогут помочь. И она находит расположенный в глуши приют некоего Джо (Пол Рэйси), в котором обучают слабослышащих и глухих людей жить в новой реальности.
Особенность жизни в приюте заключается в том, что община живет в изоляции от остального мира. Они не смотрят телевизор, не пользуются Интернетом - Джо считает, что так будет лучше. Таким образом, Рубен не только должен будет остаться в общине один, без Лу, но и он фактически не сможет с ней хоть как-то общаться.
Рубен поначалу отказывается селиться в общине: у них с Лу очень тесная связь, они вместе многое пережили, а кроме того, Лу просто негде будет жить, потому что она в ссоре со своим отцом. Но Лу прекрасно понимает, что другого выхода у них обоих нет: Рубен должен поселиться в общине Джо, а она должна вернуться к отцу.
***
Что интересно, это режиссерский дебют Дариуса Мардера, который до этого был известен как сценарист: в частности, он писал сценарий к известному фильму Дерека Сиенфрэнса "Место под соснами". (Сиенфрэнс, кстати, также снял отличный фильм "Валентинка".) Сценарий к этому фильму Дариус писал вместе со своим братом Абрахамом и с Дереком Сиенфрэнсом.
Название "Звук металла" (на этот раз российские дистрибуторы оригинальное название перевирать не стали) и актер Риз Ахмет в образе барабанщика на постере производят несколько обманчивое впечатление: из этого можно сделать вывод, что фильм - о барабанщике, играющем в стиле металл, а далеко не всем такое вообще хоть как-то интересно.
Однако мне нравится Риз Ахмет, он очень хороший характерный актер (он, кстати, еще и рэпер, а также имеет степени по философии, политике и экономике Оксфордского университета), ну и тот факт, что фильм в этом, 2021 году имеет номинацию на "Золотой глобус" и аж шесть номинаций на "Оскар" (эти номинации могут превратиться в призы, потому что голосования за "Оскар" еще не проходили), производил впечатление, поэтому я картину решил посмотреть.
Буквально в самом начале просмотра стало понятно, что это вовсе не о барабанщике металлической группы. (Да, их группа Blackgammon - не металл, а эдакий панк-металл.) Фильм делится как бы на три неравные части. Первая - короткая история Рубена и Лу (на самом деле полную их историю мы узнаем только в самом конце фильма, хотя какие-то намеки на нее будут даваться в процессе) и того, как Рубен получил ужасный диагноз. Вторая часть - его пребывание в приюте Джо и то, как Рубен постепенно начинает встраиваться в совершенно новую для него жизнь и, в свою очередь, становится нужным и полезным жителям приюта. Ну и третья часть - попытка Рубена вернуться в прежнюю жизнь.
Честное слово, когда смотришь этот фильм, прямо-таки не можешь поверить, что это режиссерский дебют. Потому что у дебютантов редко бывает так, что они хорошо знают, что именно они хотят поставить и как именно они это хотят поставить. А Дариус Мардер это хорошо знает: постановка очень уверенная, хорошо продуманная и это снимал мастер, а не новичок. (Не знаю, возможно, в этом сыграл свою роль Дерек Сиенфрэнс, который в картине также является исполнительным продюсером, но у меня нет достоверной информации о том, принимал ли он какое-то участие в постановке или нет.)
Актерские работы главных персонажей картины поразительно хороши! У Риза Ахмета была сложнейшая роль: его герой узнает страшный диагноз, его привычный мир рушится, ему приходится принять неизбежное, но он не ищет сочувствия, он будет бороться. А вот за что он борется и нужно ли было бороться вообще - это еще вопрос, но тут каждому суждено пройти свой собственный путь.
Отличная роль: мощная, очень эмоциональная, при этом без всякой театральщины, предельно реалистичная. И Риз Ахмет показал, насколько разным он может быть: сравните, например, периодически полностью уходящего в себя Насира Хана из сериала "Однажды ночью", придурковатого террориста Омара из "Четырех львов" и химика-романтика Херманна Ворма из "Братьев Систерс".
Здесь на нем держится очень многое, и это действительно выдающаяся роль! Я не буду спойлерить - раз создатели картины информацию о Рубене и Лу выдают очень постепенно, то и мне ни к чему раскрывать какие-то подробности, - но я через некоторое время после первого просмотра этого фильма еще раз пересмотрел несколько важных эпизодов. И насколько же они по-другому смотрятся, когда ты владеешь определенной информацией, и насколько ярче при этом воспринимается игра актеров, когда ты хорошо понимаешь подоплеку отношений их персонажей!
Лу сыграла актриса Оливия Кук. Я ее видел раньше в спилберговском "Первому игроку приготовиться", но там главную роль играли компьютерные игровые персонажи и я ее там толком не запомнил. Здесь совершенно другое дело. У нее не так много эпизодов, но Оливия сыграла яркую и запоминающуюся роль. Очень здорово сыграны эпизоды, когда Лу узнает о том, что ее Рубен оглох, великолепная сцена после посещения приюта, когда Рубен проходит стадию гнева и пытается любыми путями сохранить то, что у него есть, ну и очень тонко, аккуратно и трогательно сыгранные сцены в финале, где Рубен пытается вернуться к прежней жизни.
Актер Пол Рэйси (интересно, почему на "Кинопоиске" его обозвали Полом Раджи?), сыгравший руководителя приюта Джо - бывшего алкоголика, потерявшего слух после разрыва бомбы, когда он воевал во Вьетнаме, - чрезвычайно понравился. Я его раньше видел в эпизодических ролях в известных сериалах ("Клиника", "Скорая помощь", "Лас-Вегас"), но он там толком не запомнился, а здесь - очень заметная роль. Джо потерял в этой жизни все, и он все силы отдает тому, чтобы глухие люди, среди которых также немало бывших наркоманов и алкоголиков, могли жить нормальной жизнью.
Ему нравится Рубен, он видит, что Рубен очень полезен его приюту, где он многим помогает и где люди к нему тянутся, но он не может позволить Рубену менять настрой этих людей: они в приюте для того, чтобы адаптироваться к жизни без слуха, а Рубен пытается из этой жизни вырваться. И там очень пронзительная сцена их беседы, когда Джо просит Рубена уйти из общины и при этом не может сдержать слез. Это было поразительно здорово сыграно, ни малейшей фальши в этой сцене не ощущалось!
Ну и замечу, что сам актер Пол Рэйси вырос в семье слабослышащих родителей, при этом у него самого нормальный слух, так что он сначала научился говорить на языке жестов и только потом (в шесть лет) научился говорить. И сам Пол часто выступает в роли переводчика в общении с неслышащими людьми, так что эта роль для него очень близка - и это очень видно!
Когда я посмотрел список актеров, то все думал, а Матье Амальрик, известный французский актер, тут-то кого играет? Оказалось - отца Лу, которая на самом деле Луиза, она француженка. (Это спойлер, но очень небольшой.) И с Амальриком в фильме тоже есть два хороших эпизода, но тут подробности раскрывать не буду.
Отдельного разговора заслуживает то, как в картине показаны проблемы Рубена со слухом. С этим создатели картины работали очень серьезно, и результат меня прямо-таки впечатлил. Когда зрителям показывают восприятие мира Рубеном, звуковое сопровождение демонстрирует то, как Рубен воспринимает внешние звуки. Как он их воспринимал, когда начал терять слух, когда попал в приют, когда получил возможность что-то слышать - это реально шедевр! Пересказывать это нет никакого смысла, это нужно просто услышать.
И подробности о том, как производилась работа со звуком, а также о том, как вообще создавался этот фильм, можно почитать (или послушать) в интервью Михаила Козырева с продюсером картины Сашей Бен Хэррошем (я это интервью увидел, когда уже практически дописал рецензию, послушать было очень интересно).
Мне очень понравилось: выдающийся фильм, прекрасная постановка, отличная работа актеров, поразительная работа со звуком. Все очень жизненно, реалистично, драматично, но вместе с тем - оптимистично. Потому что ты всегда можешь найти себя даже в совершенно новых, пусть и очень сложных обстоятельствах - именно об этом говорит данный фильм. Также он говорит о том, что любые, даже самые близкие и трогательные отношения имеют обыкновение заканчиваться. Потому что это жизнь, а куда деваться?!!
Не пропустите данный фильм, он этого совершенно точно достоин!
P. S. Во многих сценах этого фильма снялись реальные слабослышащие и глухие люди... От Риза Ахмеда режиссер потребовал, чтобы актер сам научился играть на барабанах, - он действительно учился, и в фильме играет сам. Также Риз Ахмед изучил язык жестов, на котором общаются глухие люди, и вполне неплохо умеет им пользоваться.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
мощная драма
да
www.t-online.de
Рик Аллен - барабанщик британской рок-группы Def Leppard (Deaf Leopard - глухой леопард, совпадение?). Играл на ударных после ампутации левой руки.
После такой рецензии я от фильма ожидал большего.
В сценарном плане сильно не в восторге от следующих моментов: слух пропал именно что "вдруг". Одномоментно и сразу. Все-таки Рубен слух потерял не в результате травмы, как Джо. Стадия "Гнев" показана очень топорно. Да и вопли "я ничего не слышу" выглядели картонно. Вся история с приютом выглядит не как необходимость, нелогично, как случайный поворот жизни - Лу некуда было "сдать" Рубена и приют оказался первым попавшимся местом. Что там делать именно что _бывшему_ наркоману, да еще и без человека, который помог завязать с наркотиками? Принимать неизбежное? Но ведь уже было известно, что можно и нужно бороться с глухотой и выход есть. Понимать что без слуха трейлер с аппаратурой не нужен и его следует продать для оплаты операции? Ну-ну.
На фоне того, как Лу "сплавила" Рубена, нелогичным воспринимается то, что Лу "дождалась", особенно с учетом того, что она успела начать новую жизнь а также после слов отца Лу, в которых он призывает Рубена радоваться тому, что у Лу все хорошо.
По поводу исключительной работы со звуком... Да, те несколько фрагментов, где показан новый слух после операции - терпимо. Но период частичной глухоты - очень условно и просто. И на уровне звука и, простите, актером.
Фильм в принципе понравился, хотя и не покидает ощущение, что можно было лучше во многих аспектах.
Там же, судя из текста, следует что вырос у неговорящих родителей и сам не говорил.
Почти наверняка было не так, явно было говорящее окружение, родные, детский сад...
"Место под соснами".
Ну, и хотелось бы когда-нибудь увидеть рецензию на "Стрингера" с Джилленхолом и Ризом.
Очень советую. Мне сильно понравилось. А ещё сильнее из нынешних номинантов на разные важные категории - "Белый тигр", индо-американский фильм на Netflix. Очень мощно.
Пока не знаю.
Ну, и хотелось бы когда-нибудь увидеть рецензию на "Стрингера" с Джилленхолом и Ризом.
Спасибо что напомнили, давно же собирался посмотреть.
А вот "Девушка, подающая надежды" - какое-то очень правильное кино, с очень правильной повесткой, вызывающее правильные чувства. Такое впечатление, будто его нейросеть снимала, чтобы всем понравилось )
Впечатлила концовка (последние кадры)
PS: "это совершенно не зависит от громкости, на которой он слушает" - точно не нейросенсорная, т к там повысил громкость - и все услышал.
Касательно Рейси, на английском его фамилия пишется Raci, что похоже на написание албано-косоварских фамилий, заканчивающихся на "açi" и которые читаются ка нечто среднее между "ачи" и "аджи". Только этим могу объяснить самодеятельность на Кинопоиске.