Мир призраков / Ghost World
25.10.2004 26612   Комментарии (1)

Энид (Тора Берч) и Ребекка (Скарлетт Йоханссон) только что закончили школу. Получение дипломов, выпускной вечер и все такое. Впрочем, подружки не склонны предаваться ностальгическим воспоминаниям о "чудесных школьных годах", потому что вся эта чертова школа им глубоко по барабану вместе с этими чертовыми одноклассниками. Энид с Ребеккой - "арийка и еврейка", как выражается один их знакомый, - дружат только друг с другом. Остальные существа из класса им совершенно неинтересны и даже где-то глубоко противны, потому что... Ну потому что замучили все эти придурочные красотки, мечтающие стать актрисами, прыщавые парни со своими идиотскими шуточками и дебильными приставаниями - ну, в общем, как несовершенен этот мир, знают только те, кому хоть раз в жизни было 16 лет.

Поступать в колледж они не хотят. Потому что это, во-первых, пустая трата времени и средств, во-вторых, тоска смертная, в-третьих, учиться надоело еще в школе, в-четвертых, там учатся такие же кретины, как и в их бывшем чертовом классе, в-пятых, сейчас хочется хоть немного отдохнуть, ну и, в-шестых, прежде чем идти учиться чему-то, нужно решить, чему именно. А вот это Энид с Ребеккой пока совершенно непонятно.

Они пока не очень хотят заниматься чем-то конкретным. У них есть свои маленькие радости в этой жизни, и этого достаточно. Основное их развлечение - наблюдать за окружающими их людьми, обсуждать их поступки и приходить к выводу, что все вокруг - полные недоумки. А кто не недоумок, тот, безусловно, тупоголовый идиотский дебильный кретин. Причем не то чтобы девочки считали себя одних суперумными и высокоинтеллектуальными - вовсе нет. Они не противопоставляют себя окружающим. Просто наблюдают за людьми, пытаясь увидеть ЧЕЛОВЕКА, а попадаются им все какие-то моральные уроды. Ну или кажутся все моральными уродами, что, в общем-то, одно и то же.

Так они и живут, находясь в постоянном конфликте с окружающим миром, однако довольно скоро становится понятно, что их не разлей вода девичья дружба, которая еще полгода назад казалась на всю жизнь крепкой и незыблемой, вовсе не такая железобетонная. Потому что стоило им закончить школу, во время которой интересы Энид с Ребеккой полностью совпадали, отношение к жизни у подружек стало меняться.

Ребекка понимает, что с маской постоянного скучающего нигилизма на лице долго не протянешь. Нужно работать, снять квартиру и начать в конце концов получать удовольствие от этой жизни: знакомиться с парнями, заниматься сексом, ходить по дискотухам и клубам, словом, отрываться по полной. Танцуй, пока молодой, считает Ребекка, потому что уже начинает понимать, что молодость - она вовсе не вечна.

Поэтому Ребекку постепенно начинают утомлять циничные взгляды Энид, и между подружками пробегает сначала кошка, затем собака, а после - целый носорог. Пути-дорожки, раньше идущие строго параллельно, теперь расходятся. Ребекка работает, тусуется с парнями и занимается поисками квартиры, чтобы эти тусовки приняли отчетливый сексуальный оттенок, а Энид по-прежнему занимается поисками себя и анализом несовершенства окружающего мира. Работать у Энид никак не получается - из любого места ее выгоняют в первый же день, потому что, когда общаешься с людьми, нельзя высказывать вслух, что именно ты о них думаешь.

В какой-то момент девочки случайно знакомятся с очень странным парнем - Сеймуром (Стив Бушеми). На первый взгляд Сеймур - типичный неудачник. В свои уже немолодые годы он не женат, снимает квартиру на паях с толстым парнем - таким же неудачником, боится своей мамочки и занимается коллекционированием виниловых пластинок с музыкой двадцатых-тридцатых годов. "Полный поц", - решает Ребекка, познакомившись с Сеймуром. "Какой странный парень", - думает Энид, узнав обо всех увлечениях Сеймура, и как-то незаметно для себя влюбляется в него.

Впрочем, самой себе Энид в этом не признается - она считает Сеймура своим другом и настойчиво старается устроить его личную жизнь. Однако когда в жизни Сеймура с подачи Энид появляется некая "роковая блондинка", Энид понимает, что с Сеймуром ее связывает нечто большее, чем просто общий интерес к виниловым пластинкам...

***

Очень хорошее кино. Умное, оригинальное, с очень яркими и жизненными образами. Совершенно "неголливудское", хотя это как раз вполне понятно, ведь режиссер Терри Цвигофф с большим Голливудом принципиально не сотрудничает и занимается исключительно независимым авторским кино.

Что особенно интересно, этот фильм снят по "роману в картинках" (то есть комиксу) писателя Дэниэла Клувса, который вместе с Терри Цвигофф был автором киносценария. На фоне всяких кинокомиксоидных поделок вроде сорвиголовных людей иксхалков "Мир призраков" стоит настолько особняком, что Цвигофф с Клувсом были даже номинированы на "Оскар" в категории "Киносценарий, базирующийся на опубликованном произведении", и это единственный пока прецедент номинации фильма, поставленного по комиксу.

Чем так хорош этот фильм? Прежде всего - полной естественностью. Кажется, что это не кино, а просто выхваченный кусочек из жизни. Две девчонки, повзрослевшие чуть раньше, чем их сверстники, находящиеся в "точке разрыва" между детством и взрослой жизнью. Обе они уже понимают, что нужно искать компромиссы и пытаться как-то сосуществовать с этим миром козлов-мужиков и придурочных теток. Что, возможно, в этом мире все не так плохо, как кажется в 16 лет. Ну и кроме того (и это они тоже начинают понимать), как раз с переходом во взрослую жизнь все проблемы только начинаются, поэтому нужно переставать задаваться вопросом "Почему вокруг одни недоумки?" и пытаться найти в этих недоумках какие-то положительные черты. Под себя эту жизнь не переделать, поэтому есть только два варианта: или попытаться адаптироваться, или оставаться в конфронтации. Второй вариант проигрышен в любом случае, потому что и тебе такая жизнь удовольствия не доставит, и окружающим ты будешь создавать одни проблемы, чем, собственно, Энид и занимается, хотя и против своей воли.

Тора Берч играет блестяще! Крайне сложная роль - язвительная и саркастичная, но вместе с тем глубоко ранимая Энид - воплощена просто изумительно! Причем никакой нарочитости, никакой фальши, никакого переигрывания. Актерская работа на самом высоком уровне.

А вот Скарлетт Йоханссон выглядит на порядок слабее. Как бы для мебели. Впрочем, тут как раз трудно сказать, это сама Скарлетт "недотянула" роль или же так и было задумано режиссером - чтобы Йоханссон просто оттеняла Тору Берч и не отвлекала внимание зрителей на себя.

Стив Бушеми всегда хорош даже в эпизодических ролях, а здесь у него почти главная роль. Что интересно, частично характер персонажа Бушеми списан с самого Терри Цвигофф - он тоже маниакально собирает виниловые пластинки с музыкой двадцатых годов. Сеймур - закомплексованный невзрачный мужичок, и трудно было ожидать, что Бушеми сыграет его плохо. Ожидания подтвердились: отличная роль, очень яркий персонаж, и Бушеми на пару с Берч выглядят замечательно.

На мой взгляд, это один из лучших фильмов на тему "легко ли быть молодым". Редко бывает так, чтобы в изображении подобной непростой темы не было ни малейшей фальши. Цвигофф не давит слезу и не старается рассмешить. Однако в фильме много забавных и действительно смешных моментов, которые соседствуют с трогательными и даже трагичными эпизодами - все так же, как и в жизни.

Тем не менее трудно ожидать, что фильм понравится всем. По настроению, как говорят многие зрители, он чем-то слегка напоминает "Трудности перевода", поэтому, вероятно, он понравится тем, кому нравится "Трудности перевода", и покажется скучным и неинтересным тем, кому фильм Софии Копполы не пришелся по вкусу. Но в любом случае "Мир призраков" - это действительно очень хорошее кино.

***

 



 

© 1998–2024 Alex Exler
25.10.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 1

Хороший фильм. Энид - что-то вроде Колфилда из Пропасти во ржи. Кстати, в фильме есть небольшая сцена после титров )
31.05.15 17:53
0 0