Рейтинг Кинопоиск: 6,4
Рейтинг Экслера: 6,4
- Режиссер:
- Хоакин Масон
Отзыв кота Бублика
Начинается фильм с того, как Микель Инчаусти (Энрик Оке) рассказывает психологу о том, как 30 лет назад он, семилетний, стал причиной смерти своего отца. Его отец, Хуан Инчаусти, был известнейшим в Бильбао шеф-поваром, и его ресторан "Атарио" всегда был полон. В один из праздничных дней ресторан инкогнито посетил даже сам король Испании. Впрочем, для басконского радикала Хуана, в команде которого также были ярые сторонники независимости Страны Басков, визит короля никакой такой особой честью не являлся, но не зря название ресторана означало слово "врата", а во врата может войти кто угодно, хоть сам Вельзевул, сказал Хуан своей команде.
Однако детишки Хуана, семилетний Микель и пятилетний Андер, испортили отцу всю его жизнь. Юные негодяи наловили лягушек в пруду и выпустили их в суп из морских ежей - главное блюдо Хуана. Им казалось, что это будет очень смешно. Однако и лягушки не оценили юмор, и гости ресторана, да и охрана королевской особы в шутку не врубились: Хуан был арестован, некоторое время провел в тюрьме, после чего на него наложили крупный денежный штраф.
Хуан не смог этого пережить, и через пару месяцев он заперся на кухне "Атарио", приготовил свой последний ужин, выпил пару бутылок вина и бросился в реку Нервьон на глазах у Микеля, нанеся парнишке непоправимую психологическую травму.
Впрочем, теперь, через тридцать лет, у Микеля все хорошо. Он сам - известный и модный шеф-повар, а перешедший к нему ресторан "Атарио" кормит гостей очень пафосной и очень дорогой фьюжн-хренью. Микель уже получил две звезды Мишлена, и там на подходе третья звезда, потому что за что вообще давать эти звезды, как не за суфле из молодых рачиц с сосочками астурийских ежей в чернично-лимонном соусе, правильно?
Впрочем, инспектор Мишлена не торопится выдать Микелю третью звезду. Отец инспектора обожал тот самый суп из морских ежей, который готовил Хуан, и инспектор также желает отведать этого супа. Но Микель не умеет делать нормальную еду. Только фьюжн, только чтобы невозможно было догадаться, из чего это вообще сделано.
И тут внезапно в Бильбао объявляется Хуан, выглядящий как бомж и находящийся в крайне сумеречном состоянии: у него из памяти выпали тридцать прошедших лет, никто не понимает, где он все это время болтался, а Хуан считает, что ему все еще тридцать лет, и что на дворе - 1990-й год. Впрочем, что-то как-то он не очень узнает этот 1990-й, что-то с этим годом не то.
Микелю приходится стать опекуном сбрендившего папаши: все-таки это его отец, а кроме того, Микель чувствует большую вину за то, что он когда-то испортил отцу жизнь, ну и не стоит забывать, что папаша-то может ему раскрыть рецепт своего знаменитого супа, а ведь это - третья звезда Мишлена!
***
Трагикомедия малоизвестного испанского режиссера, в которой снялся известный и популярный басконский актер Карра Элехальде: он прославился после роли в культовом испанском фильме "Ocho apellidos bascos" (Восемь баскских фамилий), где Карра играл вместе с известным испанским комиком-стендапером Дани Ровирой, и они же вместе потом снялись в хорошей трагикомедии "100 метров".
Русскоязычное название, как это обычно бывает, никакого отношения к картине не имеет вообще, потому что там вообще нет никакой "битвы шефов", а оригинальное название переводится как "Жизнь отца".
Это, в общем-то, достаточно непритязательная комедия с легкой сатирой на всю эту кухню "фьюжн" и мишленовские звезды, с хохмами про современную жизнь - Хуан трогательно пугается всяких роботов-пылесосов, голосовых помощников, смартфонов и так далее, - также здесь говорится о подростковых травмах и взаимоотношениях отцов и детей.
Главная звезда картины - неистовый Карра Элехальде. Он в роли сбрендившего папаши зажигает вовсю, и с ним есть немало очень забавных моментов. К тому же выясняется, что Хуан в своих странствиях времени зря не терял, и у него богатый опыт употребления всяких расширяющих сознание веществ, также он весьма блудливый старикашка.
И он считает, что этот парень, в котором он не признает своего сына, ведь тому же было семь лет, когда он его видел в последний раз, - подлый каталан Фернан, мечтающий спереть его, Хуана, фирменные рецепты.
Тут еще хохма в том, что актер Энрик Оке - реально каталан, он родился в провинции Жирона. (Его фамилию на "Кинопоиске" написали как "Окер", но каталонская фамилия Auquer произносится как "Оке".) Ну и в фильме все, кто видят рядом Микеля и Хуана, говорят, что они - одно лицо. (А вот его брата Адера, кстати, играет баск Ландер Отаола.)
Энрик Оке в роли Микеля - не сильно понравился. Сыграл неплохо, но и только-то. Вот Дани Ровира в этой роли наверняка выглядел бы сильно лучше, но, видимо, создатели картины посчитали, что хватит уже парочки Элехальде - Ровира, они и так вместе сыграли в трех фильмах. (Кроме двух вышеупомянутых есть еще продолжение "Восьми баскских фамилий" - "Восемь каталанских фамилий", хотя продолжение значительно менее популярное.)
Ну и из остальных ролей можно отметить разве что доктора Нагоне, наблюдающей за Хуаном. Ее сыграла интересная испанская актриса Меган Монтанер, и у нее там немало экранного времени: по сюжету у Нагоне и Микеля начинается некий роман. А фильме подчеркивалось, что Микель так много времени отдавал своему драгоценному ресторану, что у него даже девушки не было.
Что в этом фильме не понравилось? Тут со сценарием есть явные проблемы. Авторы сценария не смогли для себя решить - сможет ли Микель порвать с этой фьюжн-хренью и начать готовить настоящую еду, или же он так и будет добиваться этой третьей мишленовской звезды? По сюжету он типа как сумел объединить всю эту изысканную подачу с отцовскими рецептами, но это выглядело очень неубедительно. Да и с королем они как-то совсем обмишурились: актер, изображающий короля, явно косплеил Хуана Карлоса I де Бурбона, а он, извините, с 2014 года уже не король.
Кроме того, и любовная линия с Нагоре сделана очень небрежно и неубедительно, и нет там между ними ни "химии", ни физики, ни даже какой-то особой лирики.
Но, впрочем, Карра Элехальде тут искупает всё, он реально - очень и очень забавен.
Картина была в российском прокате в этом году, для неё делали русскоязычный дубляж. Я его выборочно послушал: перевели очень пристойно, хорошо адаптировали некоторые (но не все) испаноязычные хохмы (hijo-pijo, сын-свин - нормально) . Над озвучкой тоже серьезно поработали, но все-таки в дубляже персонаж Карры Элехальды заметно проигрывает.
В общем, совершенно ничего особенного, но я посмотрел не без удовольствия: забавных моментов там было немало, но комедька совершенно одноразовая. Зато всякими видами Бильбао порадовали, а я очень люблю этот город, он классный и имеет очень запоминающееся лицо!
P.S. В оригинале все говорили на испанском (castellano), однако Микель и Адер называли отца не padre, а aita - это "отец" на euskera, басконском языке.
Официальный трейлер
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
одноразово, но неплохо
можно
А потом "Горячие источники 2"!
Аналогичная история с "культурной апроприацией".
Да и молекулярная кухня — не хрень, а целое искусство.
А уж аргументы прародителей плова из Ташкента, Душанбе и Баку не переслушать.
Тут он просто