Богиня: как я полюбила / The Goddess
16.12.2004 25914   Комментарии (0)
Осетрина. Как я полюбил.
Кот Бублик
Макрорус. Как я возненавидел.
Кот Бублик
Это фильм об этом... как его...
Один критик
Там... это... такое!
Другой критик
Коньяк "Старый город".
Только от него такие глюки.
Product placement
Фаина, Фаина. Фаина-Фаина,
Фаина-файна-на.
"На-на"

Фаина Литвинова - ну, это самое, следователь она, короче, в околотке. Ну надо же, с чего она следователь, с какой такой бодунской бодунищи начальства, а?.. Кто спрашивать-то будет, кому надо? Все равно у нее творится такое... Но нет, не рассказать. Девочка пропала. Фаина ищет, ищет, да. Долго ищет. Год почти ищет. Отец безутешный ходит туда-сюда, безумными глазами нагоняет тоску-печаль. А что сказать-то отцу? Надо ведь. Что сказать? "Мужчина! Это самое... Не ходите сюда, мужчина"? Нет, нельзя. Потому что жива девочка-то, Фаина чувствует. Она знает, девочка жива. Где-то там она, девочка. Фаина найдет ее, найдет. Какой бы кровавый ветер ни ударил в грудь, заставив запахнуть душу прозрачным халатиком, Фаина найдет. Она следователь. Исследует, это самое, жизнь. Такую жизнь вокруг. Странную.

Что там было дальше - я вам не расскажу. Нет, не расскажу. Да и нельзя мне. Что вы губы-то кучерявите? Есть вопросы, о которых нельзя говорить-рассказать. Они запрещенные, о них можно только рыдать бесконечно, поднимая глаза, полные, это самое, муки наполненные-переполненные. Да, девочка нашлась. Где Фаина чувствовала - у этих... странных... Ну, у медиков этих. Надо же, они так наказали мужчину, который не уберег их собачку. Ведь когда кого-то близкого не уберегаешь, потом понимаешь, как это странно и ужасно: недоласкал, недолюбил, недострадал, хотя на это было, ну, столько минут, секунд и часов. Как можно потом, как можно? Они и взяли девочку, чтобы мужчина этот понял, как тяжело страдать. А потом они умерли - вместе. Потому что это высшее наказание, когда кто-то любимый тебя опережает. Вот они, это самое, ушли как по ниточке, все вверх и вверх, в это белое безмолвное, это самое, молоко.

А Фаину все время мама звала к себе. Туда, в молоко. Все время, главное дело, являлась ночами, во снах. Махала, это самое, руками так манерно-манерно, всплескивала, как лебедь. Говорила, что не надо бояться умереть. Фаина и не боялась. Что ей бояться? Только любовь мешает человеку умереть. Фаина не любила. Она вообще была такая... Одинокая такая. Совсем-совсем одна. Одинешенька. Ее любил один там... этот... И другой тоже. Даже сидевший один, ничего особенного, пришел, женщину схватил и все требовал ее к себе. Жалился. Фаина пришла, чего же, главное дело, не прийти-то? Он же звал. Она и на минуточку.

Но ведь нельзя... Как же это? Не прыгнуть же в воду, да? Это ж, это самое, раздеваться надо. Трусы снимать. Лететь в реку, ушибиться. А потом милиция, веревку будут кидать. Но из реки не выплыть. Там все камнем отделанное. Сверху милиция, а снизу она - вся голая. Может, трусы не снимать?

***

Обычно зрители делятся примерно на три категории при просмотре этого фильма. Категория первая: "Блин, что она, дура, что ли?" Категория вторая: "Восхитительная бредятина". Категория третья: "Ой, ну надо же... Ведь, это самое... Как правильно-то, господи!" Я отношусь ко второй категории, но это не имеет особого значения.

Что собой представляет фильм "Богиня: как я полюбила"? Фильм представляет собой Ренату Литвинову во всем ее блеске: манерном, пафосном, истерично-шизоидном, умном, самостильном, ироничном и слегка издевательском. Именно так: все вместе и все скопом.

Формально у фильма есть некий сюжет: следователь Фаина ищет пропавшую девочку, но детективная составляющая надоела Ренате примерно на седьмой с половиной минуте, поэтому составляющую и убрали: девочку быстро нашли, после чего фильм смог наконец-то выйти на широкие просторы легкой шизы, не омраченной никакими приземленными детективами.

Фаину любит Николай (Дмитрий Ульянов). Он за ней все время ходит, ходит... И любит, любит. Следователь Ягуаров (Константин Мурзенко) Фаину не любит. С внешней стороны своей души. Но интересуется. Она его чем-то завораживает. Хотя Ягуаров (вообще-то он Егоров, но его так Фаина зовет) единственный в этом фильме задает вопрос, каким образом Фаина попала в следователи.

А вокруг ходит остекленевший профессор (Максим Суханов). Он потерял жену. Поэтому колет себе что-то... Но не наркотик. От него раны не заживают. Профессор должен помочь Фаине уйти куда-то туда. Пообщаться с мамой. И с медиками. Тьфу, блин, зачем я снова перескочил на сюжет?

Многие критики считают, что Литвинова неумело подражает Кире Муратовой (которая, напоминаю, снимала Ренату в нескольких своих фильмах) - я с ними не согласен. Литвинова подражает только Литвиновой. Точнее, снимает фильм Литвиновой о Литвиновой, не поступаясь принципами ни на грамм - этим и ценна. Вопреки ожиданиям этот фильм нравится далеко не только тонко чувствующим свою шизоидность истеричкам. Потому что фильм-то, в общем, не шизоидный. Он очень забавный. Как и сама Литвинова.

И стильный. Причем стиль не в значении "кутюр-шмутюр", а четкий и узнаваемый стиль самой Ренаты Литвиновой - стиль, присущий только ей. Причем главное в этом стиле - не соглашусь со многими рецензентами - вовсе не самолюбование, а наоборот - самоирония. Это принципиально разные вещи. Пусть даже самоирония где-то смешивается с самолюбованием и пусть даже иногда невозможно отделить одно от другого - это все равно самоирония. Ну не будет навсегда и безнадежно полюбившая саму себя богиня вставать с постели в спущенных чулках, курить обслюнявленные бычки, подобранные на лестнице, и аккуратно издеваться над своей же собственной манерой речи. Первый раз встречаю в фильме в речи персонажа бесконечные, причем совершенно не нарочитые фразы-паразиты - всякие "это самое", "ну надо же" и так далее, - и это на удивление слушается просто здорово. Отдельные диалоги и фразы - просто блеск. Их незачем цитировать, потому что это просто нужно слышать.

Об актерской игре. Рената Литвинова играет Ренату Литвинову и делает это вполне точно, образно и достоверно. Большинство других актеров играет Ренату Литвинову - и у многих это получается также вполне точно, образно и достоверно. Особенно у Хабенского. Сухоруков и Суханов - другое дело. У них персонажи свои, причем очень сильные. У Сухорукова три маленьких эпизода, и он в них великолепен. Особенно в первом, когда его персонаж беседует с Фаиной. У Суханова роль побольше, и он ее также играет просто изумительно: потусторонний профессор - это весьма мощный образ.

Резюмирую. Если вы не понимаете, в чем прелесть (для одних) и забавность (для других) Литвиновой - кино лучше не смотреть, будете только раздражаться. Если вы хотите попытаться это понять - тогда смотрите, потому что фильм в этом плане получился вполне показательным.

Лично мне - даже понравилось. Меня забавляет Литвинова. И нравится ее манерная самоирония. Это очень редкое сочетание. Литвинову нужно беречь. Она у нас такая одна.

***






© 1998–2024 Alex Exler
16.12.2004
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
очаровательная бредятина
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 0