- Режиссер:
- Роберт Бентон
- В ролях:
- Брюс Уиллис, Николь Кидман, Дастин Хоффман, Лорен Дин
Интересно, предполагал ли в свое время некий Артур Флегенхеймер (более известный под именем Голландец Шульц), что о нем будут снимать фильмы, причем лучшие режиссеры, с лучшими актерами, да и снимут не один фильм, а штук пять или даже больше (я сам видел уже пять разных фильмов, и все - о Голландце Шульце)? Вряд ли предполагал, тем более, что он был откровенный психопат, и ему было не до таких возвышенных материй, как кинематограф.>
Между тем, "Билли Батгейт" - тоже фильм о Голландце Шульце. Причем сюжет этого фильма до такой степени перекликается с "Клубом Коттон", что просто диву даешься. И если бы "Билли Батгейт" не был снят по роману прекрасного писателя Эдгара Доктороу (я этот роман, к сожалению, не читал, поэтому не могу сказать, насколько хорошо он воплощен в фильме), а сценарий к "Клубу Коттон" не писал бы сам Коппола вместе с Уильямом Кеннеди, оставалось бы долго выяснять, кто у кого позаимствовал сюжет. Впрочем, "Клуб Коттон" был снят в 1984 году, а "Билли Батгейт" - в 1991-м.
Но сюжет "Билли" ужасно похож на "Клуб Коттон". И там, и там действует Голландец Шульц, причем фильм рассказывает о последних месяцах его жизни, когда Голландец окончательно сшизился, перестрелял кучу своих подручных, бывших довольно влиятельными людьми, отказался сотрудничать с другими бандами, в результате чего был убит Счастливчиком Лучано, который вместе с другими итальянскими мафиози активно внедрялся в американский преступный мир. В "Клубе Коттон" трубач Дикси Дуйер (Ричард Гир) случайно спасает жизнь Шульцу, тот приближает его к себе и заставляет сопровождать везде свою любовницу Веру под видом ее кавалера, чтобы избавиться от ревности жены. В "Билли Батгейт" Шульц случайно обращает внимание на молоденького парнишку Билли Батгейта (Лорен Дин), тоже приближает его к себе и тоже заставляет сопровождать свою любовницу Дрю (это бывшая пассия его друга Бо Вейнберга (Брюс Уиллис), которого Шульц убил), потому что этого требуют обстоятельства. Дрю, кстати, играет Николь Кидман.
В "Клубе Коттон" между Дикси и Верой вспыхивает любовь, и Дикси пытается помочь Вере освободиться от Шульца. В "Билли Батгейте" между Билли и Дрю тоже вспыхивает любовь, и Билли помогает Дрю спастись от Шульца (Шульц намеревается ее убить, потому что Дрю была свидетельницей убийства Бо Вейнберга). И в "Клубе Коттон", и в "Билли Батгейте" ребята Счастливчика Лучано убивают Голландца Шульца и его подручных. При этом и Дикси, и Билли остаются в живых и, в общем-то, довольно неплохо устраиваются (Дикси становится известным киноактером, а Билли выходит из дела с 17 тысячами долларов, что по тем временам, когда зарплата 10 долларов в неделю считалась приличной, было целым состоянием).
Вот такие дела. Короче говоря, сюжеты обоих фильмов в некоторых моментах похожи, как две капли воды. Кроме, разумеется, всего остального. Потому что в "Клубе Коттон" есть потрясающие сцены настоящего Cotton Club-а тех времен, а в "Билли Батгейте" ничего такого особенного в окружении событий не наблюдается. Просто идет себе сюжет своим чередом, и все дела.
Что мне понравилось и что не понравилось в "Билли Батгейте". Понравилось то, что фильм сделан весьма добротно. Антураж и окружение, конечно, не такие яркие, как в "Клубе Коттон" (по уровню их даже странно сравнивать, потому что "Клуб Коттон" - это просто шедевр), да и в сам сюжет "Билли" не вплетаются многочисленные параллельные сюжетные линии, как это было сделано в "Клубе", но фильм сделан мастерски, очень ровно, хотя и немного скучновато. Брюс Уиллис - хорош, хотя его, к сожалению, быстро убивают. Очень неплохо выглядит Николь Кидман в роли Дрю (честно говоря, я ее вообще первый раз в кино увидел). Забавный парнишка играет самого Билли Батгейта (Лорен Дин), причем он до странности похож на молодого Тома Круза. Просто потрясающе похож, и я даже сначала сдуру подумал, что это он и есть. Но потом быстро опомнился, когда вдруг вспомнил, что в жизни Том Круз - муж Николь Кидман и они примерно одного возраста.
Но есть один актер, который лично мне испортил все впечатление от этого фильма. Это... Дастин Хоффман, который играл Шульца. Да-да, именно Дастин Хоффман, который считается (с полным на то правом) одним из самых лучших актеров Голливуда. И я очень люблю этого актера, но в данном случае у Хоффмана явно что-то не совпало. Вот не Голландец Шульц он! Ну никак не Голландец Шульц. Не психованный убийца! Аль Пачино великолепно сыграл бы Шульца - нет никаких сомнений! Джо Пеши отлично сыграл бы Голландца (ему после Скорсезе вообще не привыкать играть психопатов-убийц). Джеймс Ремар прекрасно сыграл Голландца Шульца у Копполы. Тим Ротт тоже довольно здорово изобразил все того же Голландца в фильме "Гангстеры". А вот Дастин Хоффман - ну никак не производил нужного впечатления. Все актеры были на своем месте и ансамбль получился весьма удачный, но... кроме главного героя. Меня весь фильм не оставляло ощущение, что на месте Голландца сидит Крамер (который из "Крамер против Крамера" - отличный фильм, снятый тем же режиссером - Робертом Бентоном). И это здорово портило впечатление.
Резюмирую. Фильм представляет собой неплохо снятую криминальную драму. Точнее, психологическую криминальную драму. Не шедевр, чуть-чуть скучноват, но посмотреть вполне можно. Самое четкое определение - добротное кино. Как говорил Цезарь во "Всемирной истории" Мела Брукса - "Мило, очень мило. Не потрясающе, но мило".
Зрелищность | 4- |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4- |
Сценарий | 4- |
добротное кино
можно