Рейтинг Кинопоиск: 7,3
Рейтинг Экслера: 8,0
- Режиссер:
- Корд Джефферсон
Отзыв кота Бублика
Герой Джеффри Райта, то ли монах, то ли жертва музыкальных вкусов родителей, совершенно не умеет рефлексировать. И именно это, а не его цвет кожи, делает его таким неинтересным писателем для издательской публики. За два часа экранного времени мы не узнаем о Монке ничего, кроме того, что его мама называет его гением.
Мэрилин_Монро_Читает_Книги
Однако сама история и ее идеология в третьем акте напоминают поджавшую хвост собаченку. 'Американское чтиво' спешит из критики белых превратиться в критику состоятельных черных - ведь именно они эксплуатируют трагичные истории об афроамериканцах и получают от этого дивиденды. Ведь они не просто не имеют мало общего со стереотипными страдающими черными, но всеми силами пытаются быть белыми.
blackmaria
Телониус Эллисон (Джеффри Райт), которого близкие называют Монк, чернокожий писатель и преподаватель английской литературы в университете Лос-Анджелеса. Монк - интеллектуал, и его раздражает лицемерная, как он считает, чувствительность его белокожих студентов к словам типа "N-word", даже если они употребляются исключительно в контексте изучения литературы американского юга, и в какой-то момент он срывается на одной из студенток.
Руководство учебного заведения после этого случая отправило преподавателя в так называемый "принудительный отпуск". Ты же все равно собирался ехать в Бостон на литературный семинар, говорит начальство, ну вот и останься там на какое-то время, чтобы скандал поутих.
Однако Монку совершенно не хочется задерживаться в Бостоне. Дело в том, что в этом городе живет его семья - мать Агнес (Лесли Аггамс) и сестра Лиса (Трейси Эллис Росс). Брат Монка Клиффорд (Стерлинг К. Браун), с которыми Монк не в ладах, живет в Кливленде, и он что с братом, что с семьей продолжительное время практически не общался. Но делать нечего, пришлось ему отправляться в Бостон.
Литературный агент Монка Артур (Джон Ортис) пытается пристроить в издательство новую книгу писателя, но ее никуда не берут. Во всех издательствах заявляют, что книга-то написана хорошо, но, мол, она "недостаточно чёрная", и что переосмысление "Персов" Эсхила, которое Монк делает в книге, как-то совершенно не относится к опыту афроамериканской жизни в США, а ведь именно это больше всего волнует публику. Так что похоже, что его новую работу просто не опубликуют.
А тут еще и визит в отчий дом, где всё не слава богу: мать писателя проявляет признаки болезни Альцгеймера, и ее по-хорошему нужно поместить в дорогое лечебное заведение; сестра Лиса, с которой у Монка более или менее приличные отношения, внезапно умирает; от его брата Клиффа, с которым Монк "на ножах", ушла жена, и его финансовые дела плачевны, так что Монку кажется, что он стал персонажем тех самых книжек о печальном опыте афроамериканской жизни в США.
И тогда он скорее от злости и от отчаяния садится писать книжку на эбониксе - специфическом сленге чернокожих, - в которой рассказывается типичная "чёрная" история о жизни в гетто, бандах, наркотиках, убийствах и так далее. Себе он берет псевдоним Стагг Р. Ли, а книжку называет "Моя паталогия" (намеренно с ошибкой).
Написанную книжку он отправляет своему литературному агенту, и тут вдруг выясняется, что все издательства хотят её напечатать, к тому же и кинематографисты начинают проявлять к книге большой интерес.
***
Сценарий этого фильма написал Корд Джефферсон на основе романа 2001 года "Уничтожение" Персиваля Эверетта. Там рассказывалось о чернокожем писателе Монкомбе Моундшайне, чьи литературные опусы никому не нужны. И тогда он создает жесткую пародию на гангстерскую чернокожую литературу под названием "Монкомб: четыре дня", и к его огромному удивлению издательства и читатели стали рассматривать эту книгу как истинный портрет афроамериканской жизни, что перед Монкомбом поставило всякие моральные и этические дилеммы.
В фильме история с книжкой, которую главный герой написал как бы в качестве издевки, а за ней в итоге стали охотиться издатели, занимает не самое центральное место. Да и сюжет, скажем честно, не нов, причем как в литературе, так и в реальной жизни. Здесь же пикантности всей этой истории придает то, что речь идет о чернокожем писателе-интеллектуале, который решил высмеять и спародировать все стереотипы популярной афроамериканской литературы, а никто и не понял, что это пародия. И что никому не нужны серьезные высокоинтеллектуальные литературные труды чернокожего автора, а вот откровения афроамериканского уголовника, скрывающегося от властей, пишущего на жутком сленге (именно за такого персонажа Монк себя выдает) - вот это вызвало огромный интерес как издателей, так и жюри престижной литературной премии.
Причем, в отличие от истории, рассказанной в хорошем фильме "Меня зовут Долемайт", где чернокожий стендапер Руди Рэй Мур в семидесятые годы снимал совершенно трэшевый фильм в стиле "блэксплотейшн", который с восторгом приняла черная аудитория (причем в реальности всё так оно и было), здесь запрос на подобную литературу исходит именно от белой аудитории. Именно белую студентку оскорбляет "N-word", содержащееся в названии произведения американского юга, которое Монк рассматривает на своем занятии. Чернокожего Монка это слово никак не оскорбляет, он понимает исторический контекст, а вот белая студентка, видите ли, не будет это терпеть и с возмущением покидает занятие.
А все вот эти "чёрные истории", написанные безграмотным языком на жутком сленге про ранние беременности, домашнее насилие, преступность, наркотики и все такое прочее - это с восторгом воспринимается публикой, потому что, дескать, отражает саму жизнь.
И там еще есть хорошие эпизоды с писательницей Сантарой Голден (ее играет Исса Рэй), которая вышла из хорошей семьи, никогда не жила в неблагополучных районах, но она, в отличие от Монка, быстро поняла, что от нее ждут издатели и читатели, после чего сознательно стала кропать книжки подобного типа от лица афроамериканки, выросшей в гетто, и стала знаменитой.
Джеффри Райт в роли Монка - чудесный совершенно. Я Райта помню по ролям второго плана во многих фильмах, а впервые поразил он меня ролью доктора Валентина Наркисса в четвертом сезоне "Подпольной империи". После этого я стал внимательно следить за тем, в каких фильмах снимается этот актер, ну и наконец-то ему досталась главная роль в отличном фильме (причем для Корда Джефферсона это режиссерский дебют, что уж совсем удивительно), где Райт раскрылся во всем блеске своего безусловного актерского таланта.
Его персонаж живет в мире высокой литературы, он - человек рефлексирующий, ранимый, но при этом достаточно саркастичный и в обиду себя он не даст. Его страшно раздражают всякие расовые стереотипы, его страшно раздражает интерес публики к низкопробному стереотипному чтиву, а тут еще ему приходится погружаться во всякие семейные дела, где полно поводов для нервотрепки, и Джеффри отлично показал, как его персонаж, с одной стороны, постепенно начинает находить общий язык с членами своей семьи, и, с другой стороны, заводит новые взаимоотношения с соседкой по летнему домику своей семьи Коралайн (ее очень неплохо сыграла Эрика Александер).
Интересно то, что персонаж Джеффри Райта в этом фильме несколько напоминал (только в плане типажа) некоторых персонажей моего любимого актера Пола Джиаматти. Как и Джиаматти, Райт отлично может играть как людей трогательных и ранимых, так и законченных лицемеров, циников и негодяев, вроде этого прямо-таки шедеврального Валентина Наркисса. Монк - действительно замечательная работа этого актера, и я очень рад, что ему наконец-то начали давать главные роли - он этого совершенно точно достоин.
Стерлинг К. Браун очень понравился в роли Клиффа, брата Монка: от Клиффа ушла жена, которая застала мужа в постели с мужчиной, Клифф, с одной стороны, находится в некотором раздрае, но, с другой стороны, он отстаивает свое право жить своей жизнью. С Монком у Клиффа отношения были более чем прохладные, но в конце концов они все-таки сумели как-то понять друг друга.
Стерлинг К. Браун - не просто известный, но еще и весьма титулованный актер. У него немало номинаций и наград самых престижных премий - в основном, за сериалы "Американская история преступлений" и "Это мы". В этом фильме видно, что ему несколько "тесновато" в данной роли, и что он явно способен на большее, но он выкладывается по полной в изображении этого Клиффа - человека с явно не слишком счастливой судьбой, который в конце концов просто решил начать жить именно так, как ему хочется.
В фильме немало интересных и забавных эпизодов, и там самый классный из них - как Монк ночью сидит и пишет свою книжку-пародию, а пара героев этой книги как бы оживают и начинают разыгрывать свои роли прямо в комнате Монка: их сыграли Кит Дэвид и Окьерете Онаодован.
В интервью Esquire 2023 года Корд Джефферсон говорил о том, что он поначалу никак не мог понять, как нужно снимать эту сцену. Первоначально Монк сидел, колотил по клавишам, периодически делая большой глоток кофе, и сцена нормально не выходила. Можно было закадровым голосом дать диалог персонажей, однако режиссер подумал, что почему бы не поместить персонажей прямо в эту комнату? И тогда сцена буквально в прямом смысле слова ожила.
И Джефферсон заметил, что когда Дэвид и Онаодован начали разыгрывать эту сцену, которая должна была показать, насколько глупа и нелепа эта книжка, в итоге они добились совершенно обратного эффекта - сцена показала, что даже с таким текстом история может захватывать.
В общем, отличное кино, очень понравилось. И прежде всего понравилась многослойность картины, ведь это, как я уже сказал, далеко не только полуанекдотичная история о пародийной книжке, которую вдруг все восприняли всерьез. Это еще и история того, как человек, много лет не общавшийся со своей семьей, наконец-то приходит ко взаимопониманию с членами семьи, о том, как он заводит новые отношения, и о том, как человек сам может меняться под воздействием обстоятельств.
Фильм здорово поставлен и отлично сыгран - прежде всего, благодаря замечательной работе Джеффри Райта, однако и другие актерские работы тут тоже очень хороши. Посмотрел с большим удовольствием, это явно один из лучших фильмов года. И, конечно, тем более удивительно то, что это - режиссерский дебют Корда Джефферсона.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5+ |
Режиссерская работа | 5+ |
Сценарий | 5 |
отличный фильм
да
en.m.wikipedia.org
Почему-то мне казалось что на этом сайте была кино рецензия этого кино, но похоже это не так.
да, есть пара смешных шуток
оскар? вы шутите...
Все эти стериотипы и сейчас можно найти, бывшие гетто до сих пор полны выросшими на господдержке, в чьих семьях два-три старших поколения не работало, а получало фудстампы. То есть само явление существует, но в сильно сокращенном виде. Для поддержки этих людей ничего особенного и делать не надо, большая часть уже сделана. Можно читать книжки, смотреть фильмы и изображать бурное возмущение.
А издания с высокой литературой и от белого профессора не популярны. Их публикует свой университет, покупает каждая университетская библиотека с кафедрой литературы (где-то около 400 в Штатах) и все.
www.urbandictionary.com
Вариация на тему народной баллады о Stagger Lee в интерпретации Ника Кейва (1995):
by Fred Waring's Pennsylvanians, 1923
скорее "моя паФология"
Все трое в списках моих любимых актеров и все трое заслужили награду.
Пол Джаматти, «Оставленные»
Джеффри Райт, «Американское чтиво»
Брэдли Купер, «Маэстро»
Колман Доминго, «Растин»
Киллиан Мёрфи, «Оппенгеймер»
1994 год напоминает. Раскрутилась индустрия после пандемии, ты ж смотри
Где это Чтиво (милое зубоскалинье, в лучшем случае), и где Криминальное чтиво?
Где невнятный ходостой аыстрел Оппенгеймера, и где гениальный Форест Гамп?
Повторю - после окончательной победы Воук-повестки в 2017-2020 г., в Голливуде не вышел ни один выдающийся фильм.
И уже не выйдет.
Ибо гениальность не сочетаема с Повесткой. Тем более, такой.
Белый шум (2005) (в гл. роли Майкл Китон).
Белый шум 2: Сияние (2007) (в гл. роли Нейтан Филлион).
Белый шум (2022) (в гл. роли Адам Драйвер).
- Я ведь тоже доктор.
- Ну твое докторство - это так, к слову...