Цифровой фотоаппарат со сменной оптикой Fujifilm X-M1 - обзор

19.02.2014 30478   Комментарии (38)

Цифровой фотоаппарат со сменной оптикой Fujifilm X-M1 - обзор

Я вообще к камерам Fujifilm отношусь без всяких предубеждений. Более того, моя самая первая нормальная цифровая камера была именно Fujifilm - модель MX-2900.

Почему "первая нормальная"? Да потому что перед ней я в каком-то лохматом 97-м году купил одну из первых цифровых камер Canon за $500. Она снимала совершенно кошмарно, и я ее вернул в магазин, обменяв на обычную пленочную камеру.

Потом у меня эту камеру в Сочи украл сосед-алкаш, после этого я купил какой-то недорогой Olympus, который, кстати, снимал очень и очень неплохо, затем у меня появилась первая зеркалка Nikon D70S, потом я ее поменял на Canon 60D, а дальше я начал писать обзоры камер, и у меня пошла бесконечная череда самых разнообразных камер, среди которых Fujifilm так и не попадалась.

В конце концов я подумал, что это несправедливо - как же так и не потестировать пару камер этой фирмы, - в результате чего взял поизучать две камеры этого производителя - качественную и недешевую беззеркалку Fujifilm X-M1 и более дешевую модельку с несъемным объективом Fujifilm X20. Обе эти модели мне предоставил для тестирования старый партнер интернет-магазин "Юлмарт", за что им большое спасибо, а мы с вами в этом обзоре познакомимся с моделью Fujifilm X-M1, которая меня интересовала в первую очередь.

Fujifilm X-M1 - это беззеркальная системная камера со сменной оптикой.

Технические характеристики

Тип: компактная беззеркальная камера со сменной оптикой (байонет X-mount)
Матрица: 23,6×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS с базовым цветным фильтром, 16,5 миллиона пикселей, кроп-фактор 1,5
Формат снимков: JPEG (Exif версии 2.3), RAW (формат RAF)/RAW+JPEG (совместим с Design rule for Camera File system и DPOF)
Формат видео: MOV, кодек H.264
Светочувствительность: АВТО/эквивалент ISO200 - 6400, расширенная чувствительность: эквивалент ISO100/12800/25600
Выдержки: (SR AUTO) 1/4 до 1/4000 с, другие режимы: 1/30 до 1/4000 с, длительная: максимум 60 мин
Вспышка: встроенная
Горячий башмак: есть
Дисплей: 3", цветной, ЖК, 920 000 точек, изменяемый угол наклона по вертикали
Видоискатель: нет
Карта памяти: SD / SDHC / SDXC (UHS-I)
Интерфейсы: USB 2.0, mini-HDMI (Tип C), дистанционный спуск затвора RR-90
Встроенный Wi-Fi: есть - геотэггинг, передача снимков, просмотр и получение снимков, функция PC Autosave
Аккумулятор: литий-ионная батарея NP-W126
Габариты: 116,9 (Ш) x 66,5 (В) x 39,0 (Г)
Вес: 330 г (без объектива)
Приблизительная цена: Kit 16-50 мм - примерно 28 тысяч рублей, тушка - 24 тысячи рублей.

Китовый объектив: FUJINON XC16-50mm F3.5-5.6 OIS

Что тут на себя обращает внимание? Большая матрица CMOS с кропом 1,5, очень компактные размеры самой камеры и маленький вес, есть Wi-Fi, нет видоискателя, даже электронного.

Комплект поставки

Коробка представляет собой эффектный черный куб.

В комплекте: камера, китовый объектив, бленда, наплечный ремень, зарядное устройство с сетевым кабелем, аккумулятор, компакт-диск с программным обеспечением, руководство пользователя.

Внешний вид и особенности

В компании Fujifilm давно уже пошло поветрие делать так называемый ретродизайн для своих камер. В результате современные вроде камеры выглядят как Феликс Эдмундович Дзержинский из далекого советского прошлого. (У меня тоже был ФЭД, который я конкретно ненавидел за манеру при протяжке пленки рвать перфорацию. Вот "Зенит" таким никогда не страдал.)

У данной камеры как раз и присутствует тот самый ретродизайн, причем она выпускается в трех вариантах оформления: коричневый, черный и черно-серебристый. Черно-серебристый и коричневый как раз отсылают нас к временам ФЭДа, а черный смотрится чуть современнее но и, одновременно, похуже, потому что получается вообще ни то ни се: и вроде ретродизайн, а оформлен совершенно неинтересно.

Я знаю, что есть пользователи, которые очень любят ретродизайн. Но я к таковым никак не отношусь: по мне так современные камеры должны выглядеть инновационно и современно. Времена ФЭДа, слава богу, давно прошли, ребята, к чему цепляться за прошлое?

Вот этот аппарат в сравнении с простеньким по дизайну Lumix GF6 (у них есть значительно более интересно оформленные модели) - и то Lumix смотрится повеселее, причем оно еще и заметно компактнее, учитывая тот факт, что диапазон фокусных у него примерно такой же: 28-84 эквивалента против 24-75 эквивалента у Fujifilm.

Ну и он же рядом с очень современно выглядящим Sony RX10.

Ладно, хватит сравнений, давайте посмотрим на внешний вид и управление X-M1.

Лицевая часть и боковые грани покрыты черным шероховатым пластиком. Выглядит это все, если честно, очень старомодно и как-то дешево.

Слева есть небольшой выступ под хват - не слишком удобный. У Sony NEX этот выступ значительно больше, и эти фотоаппараты в руке держать удобнее.

На лицевой части есть только кнопка разблокировки объектива.

Задняя часть - дисплей, который может поворачиваться в вертикальной плоскости вверх-вниз, позволяя контролировать кадр с верхней и с нижней точек. Справа пластиковая накладка под большой палец с индикатором записи на карту. Она почему-то выполнена из гладкого пластика, так что тоже не очень удобная.

Вот так дисплей выглядит для съемки с нижней точки.

Вспышка тут встроенная, открывается специальной кнопкой. Убирается вспышка вручную.

Вот так камера выглядит с китовым объективом.

А вот с объективом и надетой блендой, входящей в комплект.

На левой грани (если смотреть на лицевую часть) под пластиковой крышкой - порты HDMI и USB.

На нижней грани - отсек для аккумулятора и карты памяти, которую оттуда вытаскивать не слишком удобно: ее слот расположен очень близко к крышке, карту сложно ухватить.

Элементы управления

Верхняя группа управления: колесо режимов, кнопка спуска затвора с переключателем On/Off, большое зубчатое колесо, функциональная кнопка Fn, которая в режиме съемки по умолчанию настроена на параметр ISO, а в режиме просмотра включает функции Wi-Fi. Зубчатое колесо в режимах P, S, A, M изменяет компенсацию экспозиции.

На задней части справа - второе управляющее зубчатое колесо. Оно еще и нажимаемое. Ниже - кнопка просмотра отснятого и кнопка включения видеозаписи. Далее идет селектор с четырьмя управляющими кнопками и кнопкой "Menu/OK". Селектором можно: выставлять область фокусировки при съемке и удалять файлы при просмотре, менять баланс белого, включать макросъемку, выставлять режим работы затвора.

В самом низу кнопка "Display/Возврат" и кнопка "Q", вызывающая быстрые настройки.

Как я понял, настроить тут можно только кнопку Fn, на которую навешивается одна из 14 функций. (Одна из них, например, просмотр глубины резкости, потому что здесь нет отдельной кнопки, закрывающей диафрагму на соответствующее значение.)

Работа камеры

В режиме съемки здесь есть три вида вывода информации. Первый - минимальный: выдержка, диафрагма, ISO, компенсация. Рядом с соответствующими параметрами показывается, каким именно колесом параметр можно поменять: вертикальным или горизонтальным.

Второй режим - добавляются число кадров, формат, режим вспышки.

Третий вид - максимальная информация, включая гистограмму в реальном времени.

Кнопка "Q" вызывает режим быстрых настроек.

Меню фотоаппарата сделано достаточно грамотно и удобно. Слева идут вкладки меню съемок и настроек, справа на одном экране без скролинга - пункты настроек.

Вот они все.

Обратите внимание на настройку "Снижения шума". Шумодав полностью отключить тут нельзя, он идет в диапазоне от -2 до +2. Когда выставлено +2, камера на высоких ISO (от 1000) очень сильно "мажет". Но об этом позже.

Несмотря на то что здесь вроде бы можно выставить рамку кадрирования, как я ее ни менял - никакая разметка на экране так и не появилась. Хотя в инструкции написано, что должна появляться.

Настройки геотегинга относятся к возможности получения географических координат с сопряженного по Wi-Fi смартфона.

Wi-Fi

C помощью встроенного модуля Wi-Fi можно передавать снимки на компьютер или смартфон как по отдельности, так и группой, можно организовывать автоматическое сохранение снимаемых кадров на компьютере. Также здесь поддерживаются уменьшение отправляемых кадров на смартфон (это определяется в настройках), получение геотегов от подключенного смартфона и удаленное управление аппаратом со смартфона.

Для Android есть несколько приложений от Fujifilm, которые работают с Wi-Fi камер Fujifilm.

Вот, например, приложение, которое позволяет получать кадры с фотоаппарата на смартфон и расставлять в кадрах геотеги при съемке.

Чтобы это заработало, надо включить в камере Wi-Fi (это делается кнопкой Fn в режиме просмотра фото), подключить к созданной сети смартфон. Далее запустить соответствующее приложение и присоединиться к фотоаппарату.

У меня это получилось сделать без особых проблем - вот смартфон видит кадры на камере.

А вот закачанное изображение.

Есть еще приложение с удаленным доступом. Это когда вы можете со смартфона управлять фотоаппаратом.

Но вот его мне подключить не удалось: смартфон все время писал, что соединение с камерой оборвалось, и дистанционно камерой управлять не захотел. При этом в том же приложении получение фотографий с камеры работало нормально.

Примеры снимков

Теперь, Федор, о главном. Сначала просто примеры снимков с некоторыми комментариями. После этого - мои наблюдения и впечатления.

Я с этой камерой съездил в пару поездок и на месте ее как следует погонял. Так что поснимать удалось различные сюжеты и в самых разных условиях. Фото, как обычно, кликабельны, открываются размером 1920 по горизонтали, EXIF сохранен. Обработка никакая не делалась вообще, кроме ресайза.

Греция.

Вечерние фото с рук. Верхний порог выставил 6400.

Следующие три кадра сняты со штативом.

Плохое искусственное освещение с рук.

Ночью с рук.

Это уже в дороге по Греции.

Вечер, пасмурно, туман.

Городок в горах, сумерки.

Место, где начинались Олимпиады.

Ночные кварталы Афин с рук. В основном 6400 ISO.

Тоже 6400 ISO.

Далее улица солнечным днем.

Длинный фокус.

Длинный фокус на открытой диафрагме.

Резкость на передний план, открытая диафрагма.

16 мм.

50 мм.

Облачка очень хорошо рисует, очень точно. А вот цвет по отношению к реальности чуть приглушенный.

Дома при дневном освещении.

Темно, ISO 6400.

Тоже темно.

Днем пейзажи.

Пасмурный день.

На контрасте.

ДД неплохой, но и только-то.

С размытием фона.

Цвет воды передает хорошо, но общий оттенок все время слегка приглушенный.

Ну и пример съемки видео. Я результатом был не впечатлен.

Наблюдения при работе и выводы

Отношения с этой камерой у меня получились непростые. В обзорах ее авторы прежде всего упирали на то, что камера отлично ведет себя на высоких ISO. Ну и я, когда ее заполучил, провел серию сравнительных тестов с другими камерами на похожей матрице и на матрице поменьше. Результат очень порадовал: кропы 1:1 тестовых кадров у этой камеры выглядели заметно менее шумно, чем даже у Canon EOS 70D.

Потом я поснимал ночью в поездке и вдруг увидел, что шума-то там нет, но зато кадр конкретно "мылится", то есть пропадают детали, что характерно для работы шумодава. Порылся в настройках. Шумодав у камеры пятиступенчатый: от -2 до +2. Максимальный уровень выставлять вообще нельзя - "замыливает" картинку очень сильно. На нулевом уровне зависит от сюжета: где-то "мылит", где-то нет. На -2 шумодав почти не работает, ну и тогда результат, например, на 6400 ISO получается совершенно на уровне камер с похожей матрицей, никаких чудес я тут не вижу. Впрочем, для тех любителей, которые не умеют обрабатывать фото и корректировать шумы программными способами (в Photoshop, Ligthroom и так далее), подобный встроенный шумодав может оказаться удобным, но с ним поначалу надо как следует поэкспериментировать, чтобы понять, какой уровень выставлять в тех или иных ситуациях.

Следующий момент, который мне здесь не понравился, - это работа автомата. Я в упор не могу понять, почему в режиме P и с автоматическим ISO аппарат ясным солнечным днем при съемках на улице очень часто выставлял 400 ISO. Ну вот здесь, например.

Также мне очень сильно мешало отсутствие видоискателя. Понятно, что эта проблема возникает тогда, когда часто снимаешь на ярком солнце: яркости дисплея совершенно недостаточно для того, чтобы на прямом солнце на нем хоть что-то было видно, поэтому под солнцем приходится снимать практически вслепую. Да, если пользоваться фотоаппаратом в менее солнечной стране, эта проблема может вставать далеко не так остро или не вставать вообще, но я рассказываю о собственном опыте.

Впрочем, не сразу, но я выяснил, что здесь есть режим специальной подсветки дисплея для съемок на солнце: надо нажать и удерживать клавишу Q, тогда включается подсветка. С этим снимать стало проще, но все равно это было некомфортно.

Тем не менее, несмотря на то что мне в этой камере понравилось далеко не все, можно сказать, что камера - очень достойная. Хорошая большая матрица в компактном корпусе, очень неплохой китовый объектив. (К сожалению, у меня не было возможности потестировать ее с какими-то другими объективами.)

Управляемость у камеры, скажем так, нормальная, особых проблем я не заметил. Но настраиваемость элементов управления совсем на троечку: переопределить можно только клавишу Fn.

Всякие автоматические режимы, которые так любят начинающие, показывают очень хорошие результаты, причем тут есть продвинутый автоматический режим с расширенными возможностями, обычный автомат, режим съемки со всякими специальными эффектами и различные жанровые сцены: портрет, пейзаж, спорт.

Батарея - слабое место всех беззеркалок - тут рассчитана примерно на 350 кадров, если снимать в JPEG. При съемке в RAW у меня получалось менее 300 кадров - где-то 280. Так что, как обычно, если нужно много снимать, то почти обязательно нужно носить с собой пару запасных аккумуляторов, тем более что эта камера не умеет заряжать батарею через USB.

С какими конкурентами ее можно сравнить? Ну, ближе всего по характеристикам и цене, наверное, Sony Alpha NEX-5T с китовым объективом, у которого такой же диапазон фокусных расстояний, но он заметно компактнее (зато и виньетит на широком угле). Снимает этот аппарат также очень пристойно, но у него настолько плохо с управлением (на мой взгляд, разумеется), что вот из них двоих я бы однозначно выбрал Fujifilm X-M1.

Ну и, например, Panasonic Lumix DMC-G5X стоит похожих денег и имеет похожие характеристики, разве что матрица у него чуть поменьше (но несущественно). А вот этот Lumix я бы, пожалуй, предпочел из перечисленных трех, мне эта камера очень понравилась.

А вообще из беззеркалок круче Olympus OM-D E-M5 мне пока ничего не встречалось, но она, конечно, почти в два раза дороже.

P. S. Кстати, должен добавить, что Fujifilm X-M1 многие профессиональные фотографы выбирают в качестве компактной камеры, которую можно взять с собой тогда, когда не хочется тащить тяжелые зеркалки. Но я бы ее второй камерой брать не стал, мне в ней далеко не все понравилось.

© 1998–2024 Alex Exler
19.02.2014

Комментарии 38

ISO 400 в яркий день камера ставит из-за фирменной системы расширения ДД, которая работает только при условии повышения ISO. Как по мне сомнительная вещь, но она включена по умолчанию.
23.02.14 11:48
0 0

Кстати, насчет шумодава, вроде бы он отличается тем, что реализован прямо на уровне матрицы. Может быть, и ошмибаюсь, сейчас нет времени проверить.
20.02.14 10:34
0 0

Давно уже понял, что Фуджи, особенно Х-серии - на любителя. Множество восторженных отзывов и множество отзывов "полный отстой".
20.02.14 10:32
0 0

Ну, лайтрум как то жаба душит покупать... а чем еще можно попользоваться начинающему любителю беззеркалок со сменной оптикой?
19.02.14 14:42
0 0

MkIV : начните .
19.02.14 15:29
0 0

Алекс, уже который раз для сравнения вы пользуетесь Люмиксом GF-6, если не обзор, то хотя бы выводы от использования, что понравилось, что нет
19.02.14 12:22
0 0

pimen tot:
Алекс, уже который раз для сравнения вы пользуетесь Люмиксом GF-6, если не обзор, то хотя бы выводы от использования, что понравилось, что нет


Сделаю полноценный обзор, камера хорошая.
19.02.14 15:53
0 0

Миллион раз себе повторял - не ввязывайся в споры о камерах, и миллион раз сдерживался. Вот и сейчас.
19.02.14 11:27
0 0

perepelkin:
Миллион раз себе повторял - не ввязывайся в споры о камерах, и миллион раз сдерживался. Вот и сейчас.


Почему бы и нет?
19.02.14 15:53
0 0

>А вообще из беззеркалок круче Olympus OM-D E-M5 мне пока ничего не встречалось

Olympus OM-D E-M1 😄. Но для полной оценки его крутости надо иметь пару-тройку хитовых объективов от "большой" 4/3, иначе он покажется слегка переросшим и доработанным E-M5. А что он творит на "старших" стёклах комбинацией анализа картинки с матрицы и фазовых датчиков - это надо видеть.
19.02.14 11:13
0 0

Змий Искусатель: Olympus OM-D E-M1

Ох, я на него зубы точу. Очень хочется, хотя дорогой, зараза.



Змий Искусатель: Но для полной оценки его крутости надо иметь пару-тройку хитовых объективов от "большой" 4/3, иначе он покажется слегка переросшим и доработанным E-M5.

Подскажите, какие именно стекла? Фикс-ширик на 35 и какой-нибудь приличный зум 24-70.

В обзоре отсутствует фотография камеры с выдвинутой вспышкой - недочетец.

Кроме того, в этом месте "Я в упор не могу понять, почему в режиме P и автоматическим ISO аппарат ясным солнечным днем при съемках на улице очень часто выставлял 400 ISO. Ну вот здесь, например." ссылка на фотографию ведет в никуда.
19.02.14 11:10
0 0

Kaleva: В обзоре отсутствует фотография камеры с выдвинутой вспышкой - недочетец.

Согласен, я просто вспышку не использую, поэтому забываю про нее.

Ссылку поправил.
19.02.14 15:51
0 0

Я так понимаю, встроенный шумодав ничем не лучше ручной постобработки? Зачем же его вообще включать? К тому же у автоматического нет обратного хода и ценный кадр может оказаться безнадежно убитым.



ЗЫ: Поддерживаю насчет ликбеза.


19.02.14 10:53
0 0

LP_Masta: Я так понимаю, встроенный шумодав ничем не лучше ручной постобработки? Зачем же его вообще включать?

Ну, это на усмотрение, но почему его нельзя вообще выключить - мне не понятно. И встроенный всегда ХУЖЕ постобработки.
19.02.14 15:50
0 0

Alex Exler: ...затем я у меня появилась первая зеркалка Nikon D70S,



Алекс, поправьте
19.02.14 09:59
0 0

Алексей, а нет ли у тебя желания добавить в Ликбез статью для полных балбесов в фотографии? Базовую, без излишних премудростей. Для таких полных профанов как, например, я. Которые понятия не имеют ни об ISO, ни об экспозициях и фокусах.

Понимаю, что таких статей в сети полно, но хотелось бы почитать именно у тебя. Если хочешь - можешь считать это "ретро"-заморочкой 😄 Я читаю всего три-четыре сайта, включая твой. И когда читаю твои обзоры, понимаю что такой статьи у тебя очень мне не хватает. И думаю что далеко не только мне, а приличному количеству твоих постоянных читателей.
19.02.14 09:31
0 0

Negator: Алексей, а нет ли у тебя желания добавить в Ликбез статью для полных балбесов в фотографии? Базовую, без излишних премудростей. Для таких полных профанов как, например, я. Которые понятия не имеют ни об ISO, ни об экспозициях и фокусах.

Хорошая мысль, сделаю.
19.02.14 15:34
0 0

Сслыка на пример фотографии в выводах кривая.
19.02.14 09:22
0 0