Управление гневом / Anger Management
08.09.2003 31906   Комментарии (0)
Комедия, США, 2003, 106 мин.
Самообладание - единственная вещь, от
которой нельзя избавиться, теряя ее.
Доктор Бадди.

Дэйв Базник (Адам Сэндлер) - обычный служащий, занимающийся проектированием одежды для котов. Как и полагается обычному служащему, он немного застенчив, слегка трусоват, иногда мямля и почти всегда - безответный трудяга. Этим пользуется его босс, скотина, который ездит на Дэйве взад-вперед, заставляя парня пахать, как пчелку кокосовую, но при этом не открывает Базнику никаких перспектив. Похоже, у парня планида такая - всю жизнь пахать на "дядю", покорно вынося насмешки и оскорбления. Да и в личной жизни у Дэйва все не очень хорошо. Правда, он встречается с симпатичной и неглупой девушкой Линдой (Мариса Томей), однако застенчивые грани натуры парня не позволяют надеяться на то, что Дэйв когда-нибудь сделает ей предложение.

Кроме того, вокруг Линды постоянно вертится коллега Базника по работе Эндрю (Аллен Коверт), у которого в школе с Линдой что-то было, и этот скользкий тип постоянно уговаривает девушку бросить Дэйва и вернуться к нему. Дэйва эта ситуация изрядно пугает, тем более, что у Эндрю... ну, как бы это сказать... у парня такой шланг, как будто он вырос возле какой-то атомной электростанции, и Базник думает... точнее, он опасается, что Линда уже знакома с этой штучкой и не преминет пообщаться с ней снова, ведь Дэйв - он не рос рядом с атомной электростанцией, и его штучка весьма скромных габаритов. Да и в детстве над Дэйвом грубо подшутили, стащив с парнишки трусы у всех на виду, и теперь Базника преследует стыдливое воспоминание о том, что все видели его маленький пенис - это ужас всей его жизни...

Казалось бы, Дэйв так и будет паршивым лузером - мямлей и тютей, однако его жизнь круто изменилась после того... После того как Базника обвинили в избиении стюардессы. Он ее, собственно, не избивал, но так получилось. Дэйву присудили посещение курсов по "управлению гневом", которые ведет очень своеобразный доктор Бадди Райделл (Джек Николсон). Своеобразие доктора заключается в том, что у него с гневом все в порядке - доктор его выплескивает по любому удобному и неудобному поводу. Но на самом деле так и надо, потому что если человек долго хранит в себе гнев и не дает ему выплеснуться наружу, это в конце концов может привести к жуткому взрыву, от которого пострадают окружающие. Ну, знаете, как это бывает: продавщица нахамила какому-то тихому парню, тот тихо вернулся домой, тихо взял винтовку, тихо пришел в магазин и громко перестрелял половину посетителей, начиная с продавщицы. Доктор Бадди свою психотерапию и ведет к тому, что человек должен уметь давать выход гневу так, чтобы это было относительно безопасно.

Ну а дальше случается так, что Дэйва снова обвинили в жестоком обращении с людьми, после чего по суду доктор Бадди теперь должен постоянно находиться рядом с Дэйвом, чтобы привести парня в чувство, иначе он будет представлять опасность для окружающих. Бадди селится в дом Дэйва и начинает воспитывать Базника по своей методике. Параллельно Бадди решает проблемы Дэйва с его девушкой, с работой и вообще все остальные его проблемы. И мы можем надеяться, что все в этой жизни у старины Базника теперь будет хорошо и может быть, даже удовлетворительно. Ведь за дело взялся такой крутой профессионал...

***

Это первый фильм, где Адам Сэндлер не выглядит законченным кретином. Нет, конечно, его так называемое актерское мастерство дальше постоянной глуповатой ухмылки и внезапных взрывов мата-перемата так и не пошло, однако наличие рядом такого актерского монстра, как Николсон, на Сэндлера повлияло в положительную сторону. По крайней мере лично меня он раздражал примерно раз в пять меньше, чем обычно.

Что же касается сценария... Сценарий не фонтан. Похоже, создатели фильма сами толком не поняли, что же они собираются снимать, поэтому получилось нечто среднее между комедией, пародией и романтической мелодрамой с легким привкусом надоедливого морализаторства из традиционной американской серии: не будь лузером, не давай садиться себе на голову (тут не поспоришь), будь решительнее с девушками и не стесняйся своей маленькой пиписьки, тем более, что спамеры постоянно предлагают значительно увеличить этот орган с помощью таблеточек или миниатюрных тисочков.

Николсон - хорош, как всегда. Собственно, весь фильм держится на нем. Если бы не было такого мощного главного персонажа, то картину точно можно было бы определить в отстой. Однако не отстой, потому что надо видеть, что вытворяет Николсон - это просто блеск. Также очаровательны вторичные персонажи - пациенты доктора Бадди, среди которых гневливый мужик в невообразимых тряпках Лу (Луис Гусман) и самый настоящий псих Чак - Джон Туртурро. Особенно хорош Туртурро. Этой ролью он чем-то напомнил Иисуса из "Большого Лебовского", а это, как вы понимаете, приятное воспоминание. Отдельный шедевр для гурманов - появление Вуди Харрельсона в роли трансвестита Галаксии, - это просто нужно видеть. Также в картине появляется Джон Рейли в небольшом эпизоде, где он играет буддистского монаха, которого слегка выводят из себя.

Почитав критику, я был слегка удивлен. Некоторые рецензенты почему-то считают этот фильм чуть ли не мощной американской социальной сатирой - мол, все эти суды над несчастным парнем и дурацкие курсы - плевок в лицо американской судебной системе и так далее. Очень смешно. Уважаемые рецензенты, вероятно, фильм просто не досмотрели до конца - там от социальной сатиры не остается камня на камне. Кроме того, социальная сатира с Адамом Сэндлером - такого даже в страшном сне представить невозможно. Этот парень сам по себе - социальная сатира. Боже, до чего у него глупое выражение лица...

А за финальную сцену на стадионе сценаристов нужно убивать на месте. Потому что после первого "Голого пистолета" сцены на стадионе нужно запретить как класс, ибо в "Пистолете" это сделано настолько гениально - "я давно хотел выбрать момент, когда мы будем наедине", - что такое повторить невозможно.

Резюмирую. Если бы не Николсон, Туртурро, Харрельсон и Рейли - это была бы комедька, которая не заслуживает даже просмотра "от нечего делать" - причем несмотря на то, что это, в общем, самая приличная роль Сэндлера. Однако Николсон играет блестяще, поэтому этот фильм вполне можно посмотреть, чтобы насладиться тем, что вытворяет этот один из лучших в мире актеров. Даже в такой полной фигне он великолепен, причем некоторые эпизоды (особенно с пением на мосту) я пересматривал несколько раз. Да и второстепенные актеры тоже весьма порадовали. Но вот оценки ставить затруднительно. Уж больно неровный фильм получился. Так что Сэндлеру - твердая двойка с плюсом (обычно его актерство оценивается по отрицательной шкале), а вышеперечисленной команде - почти пятерка.

Кстати, если вы вдруг вляпались в просмотр "Миллионера поневоле" с тем же Сэндлером и теперь вам хочется избавиться от паршивого привкуса после этой невероятной дешевки (впрочем, Туртурро и там хорош) - "Управление гневом" можно смело рекомендовать как противоядие.

Отдельные рекомендации этому фильму дает кот Бублик. Одежда для котов - это супер. Бублик был в восторге...



© 1998–2024 Alex Exler
08.09.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3
Актерская игра 4
Режиссерская работа 3+
Сценарий 2
Кратко о фильме:
классный Николсон в слабенькой комедии
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 0