Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Лев Шрайбер
Отзыв кота Бублика
...Все освещено светом прошлого. Это всегда часть нас внутри и немного выглядывает наружу.
Фраза из фильма
Песни Шнурова вообще не вяжутся с фильмом. Он, как известно, не еврей, да и не украинец. Украину же представляют как фермерскую страну, с бычьем вместо народа, ездящем на драндулетах и запорожцах. Даже как-то стыдно стало за нашу страну…
7982212
Джонатан Сафран Фоер (Элайджа Вуд) - молодой американец, одержимый страстью к коллекционированию всего, что как-то связано с его предками. После смерти бабушки Джонатан получает фотографию своего деда, который умер, когда Джонатан был совсем маленький. На фотографии молодой дед изображен вместе с какой-то женщиной, на обороте сделана надпись: "Трохимброд, 1940".
Джонатан выясняет, что дед был евреем, жившим в Украине в деревне Трохимброд, которая в 1942 году была полностью уничтожена фашистами, и дед тогда чудом спасся от расстрела: по семейной легенде его спасла женщина по имени Августина, изображенная на фотографии.
И тогда Джонатан решает отправиться в Украину и попытаться там обнаружить какие-то следы этой женщины - для него это очень важно.
Молодой человек понимает, что в чужой стране и без знания языка у него очень мало шансов что-то разузнать, поэтому он находит одесскую компанию Jewish Heritage Tours, которая должна ему помочь.
На самом деле Jewish Heritage Tours - это не респектабельная компания, а просто мелкий семейный бизнес одной одесской семьи, который еще в пятидесятых затеял некий Александр Перчов (Борис Лёскин): он за деньги помогал богатым евреям отыскивать следы своих предков. Странноватый бизнес для человека, который больше всего на свете ненавидел богатых евреев и их мертвых родственников, но за это хорошо платили.
Теперь дедушка Александр находится на пенсии, а бизнесом руководит его сын, Александр Перчов (Александр Хорошко). Именно Александр-средний списывался с Джонатаном и предлагал услуги своей компании.
Джонатан должен прибыть в ближайшее воскресенье, и Александр просит отца встретить парня на машине и сопроводить его в поездке: за это Джонатан обещал заплатить компании тысячу двести долларов.
В качестве переводчика должен выступить сын среднего Александра, которого зовут Александр Перчов (Евгений Гудзь), но он предпочитает, чтобы его называли Алексом. Парень немного болтает по-английски, хотя и совсем не на том уровне, на который рассчитывает Джонатан.
Дед поначалу отказывается отправляться в поездку, но Александр его все-таки уговаривает сделать это. Тогда дед заявляет, что он в поездку отправится только в том случае, если с ним поедет его сильно неуравновешенная собака, которую зовут Сэмми Дэвис-младший-младший.
***
Известный американский актер Лев Шрайбер (по материнской линии он имеет российские корни, его дед - еврей, живший в Украине, и актера назвали Львом в честь Льва Толстого, о чем он сам неоднократно говорил; впрочем, в Штатах его имя пишется как Liev, и там его называют "Лиев"; в российских же кинобазах его почему-то обозвали "Ливом", что как-то совсем неправильно) еще в девяностых начал писать сценарий фильма о своих взаимоотношениях с украинским дедом.
Однако потом ему попался известный роман Джонатана Сафрана Фоера "И все осветилось" (Everything is Illuminated), он приобрел права на экранизацию и начал писать сценарий фильма на основе романа. Также он заручился поддержкой самого Джонатана Сафрана Фоера, и тот даже появился в картине в маленьком камео (человек, сдувающий листья на кладбище в самом начале фильма).
Финансирование Шрайбер нашел у нескольких небольших студий, во имя удешевления процесса картину снимали в Чехии. (Например, львовский железнодорожный вокзал в фильме изображал знаменитый исторический выставочный комплекс в Праге "Выставиште".)
Вышла картина в 2005 году, зрителями была принята довольно холодно ($3,6 млн сборов по миру), а вот критика у картины была хорошей: два приза Венецианского фестиваля - за лучший биографический фильм и приз Laterna Magica.
Я этот фильм в свое время пропустил, что неудивительно - чисто авторское кино, рекламы не было никакой. Но мне о нем несколько раз говорили, я все собирался посмотреть, ну и вот наконец-то сподобился.
По началу картины хорошо видно, что на Льва Шрайбера большое влияние оказали фильмы Эмира Кустурицы - уши "Черной кошки, белого кота" в стиле постановки явно видны: картина снята в жанре эдакой черной комедии, да и наличие в эпизоде приезда в Украину Джонатана оркестра фолк-музыки американской группы Gogol Bordello, основанной украинцем Евгением Гудзем и состоящей из музыкантов восточноевропейского происхождения, - оно тоже как бы намекает.
Антисемитская (это явно подчеркивается) одесская семья, устраивающая туры евреям, разыскивающим в Украине следы своих предков, смешная старая машинка (так как в Чехии "Запорожца" не нашлось, его роль пришлось играть автомобилю Trabant 601 Kombi/Estate), блуждания героев по Западной Украине почти без надежды обнаружить сожженное немцами и давно не существующее на картах село Трохимброд, препирательства злобного деда Перчова с добродушным внуком Алексом, представляющим собой эдакого одесского гопника с соответствующим антуражем, а над всем этим скорбная еврейская физиономия Джонатана в очках с толстенными стеклами, увеличивающими глаза персонажа Элайджи Вуда почти до картин Маргарет Ульбрик, - это явно снималось как эдакое комедийное роуд-муви, и оно собой это роуд-муви и представляет.
Причем снято вполне прилично: хороший персонаж Элайджи Вуда, который явно как инопланетянин в этих краях, но он совсем не дурак и очень целеустремленный, классный персонаж Евгения Гудзя, играющего этого Алекса, которому, кстати, тоже не сильно комфортно в Западной Украине, где выходцев из других регионов Украины не сильно жалуют (там в фильме есть соответствующий эпизод), ну и очень даже интересный мизантропичный дед, который вроде как всегда всем недоволен и орет на всех, но он сначала проникается определенной симпатией к Джонатану, а потом и по-другому начинает относиться к собственному внуку, на которого он раньше только орал.
Дед там вообще проходит определенные трансформации сознания, которые подробно объясняются в книге, но в фильме его история показывается достаточно поверхностно и некоторые вещи тут вызывают определенные вопросы.
Деда очень здорово сыграл интересный актер Борис Лёскин: он 1923 года рождения, сапер-фронтовик, имеет много наград. В 1951-1980 годах играл в БДТ, где слыл мастером комического эпизода. Сыграл во многих фильмах эпизодические роли - в частности, играл Мыколу в легендарном для моего детства фильме "Максим Перепелица".
В 1980 году уехал в Америку, где играл в театре и изредка появлялся в эпизодических ролях - например, он сыграл маленькую роль в "Людях в черном".
В данном фильме он сыграл, когда ему было восемьдесят два года. Роль яркая и интересная, и актера за нее отметили премией за лучшую мужскую роль владивостокского международного кинофестиваля "Меридианы Тихого".
Надо сказать, что по картине видно, что опыта постановщика (да и сценариста) Льву Шрайберу несколько не хватает. Картина достаточно неровная: интересные и яркие эпизоды сменяются моментами, которые как бы несколько провисают. Ближе к концу Шрайбер несколько сменил тональность фильма и попытался туда вместить некоторые важные мысли из книги Джонатана Сафрана Фоера, однако для зрителей, которые книгу не читали, это все смотрелось несколько натянуто. Я не буду спойлерить, но пара его постановочных решений были не слишком удачными.
Тем не менее мне понравился этот фильм. Он очень авторский и очень личный - там видно, что режиссер вложил в картину и всякие свои чисто семейные истории и воспоминания. Элайджа Вуд - очень хорош, Евгений Гудзь (мы помним, что он - не профессиональный актер, а фронтмен своей же группы Gogol Bordello) отлично сыграл Алекса, у Бориса Лёскина отлично получился суровый дед, обретающий себя.
Ну да, снималось не в Украине, а в Чехии (многие зрители ставят это картине в упрек, как будто для американцев, для которых, вообще-то, это все снималось, подобное имеет хоть какое-то значение), по сравнению с книгой постановщик многое что переиначил, определенный недостаток опыта у Льва Шрайбера как у постановщика очевиден, однако, как это часто бывает у очень личных проектов, искренность в изложении искупает явные постановочные огрехи.
Хороший фильм, который имеет смысл посмотреть - но, конечно, далеко не всем, а только тем, кто ценит подобное авторское кино. Я стараюсь смотреть авторские фильмы, особенно когда они именно авторские и, что называется, выстраданные, а не из серии "выдать что-то типа как оригинальное, чтобы понравилось критикам", - они сильно отличаются от мейнстрима и позволяют в определенной степени отдохнуть от мейнстримной штампованного и предельной предсказуемости.
P. S. "Свет вокруг" - явно неудачный вариант русскоязычного названия. "И все осветилось" - название, которое выбрали для книги, намного лучше. Также неплохой, на мой взгляд, вариант перевода - "Озарение".
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4- |
хорошее авторское кино
решайте сами
В общем, фильм милый и слезу вынимает, но минусы, кардинально портящие впечатление, тоже имеет. Увы.
нравится читать ваши рецензии, недавно начал перечитывать самые первые, и наткнулся на ваше желание как нибудь сделать рецензию на фильм "Парад Планет", прошел 21 год с тех пор, думаю время пришло)
Илюша Вуд после этого фильма заиграл новыми гранями.
А потом был фильм "Уилфред" и Илюша перешёл в разряд заслуженных актёров Голливуда. Имхо
Фильм так понравился, что даже книгу купил и прочитал. Теперь привожу эту книгу в качестве классического примера, когда надо читать именно бумажную версию, а не электронную - такая там интересная работа с формой текста (пометки на полях, рисунки, почеркушки).
Но в нем есть моменты на 5++
Cмотрел в 2005, задолго досамизнаете чего (и до Грузии даже), и Украина в фильме воспринималась "почти как Pоссия", в т ч Шнур вполне органично. Теперь бы так не получилось беззаботно посмотреть -- стараниями Кoта и Ведмедика. Так что хорошо, что давно смотрел
Надеюсь, что да, т.к. они под катом.
Я фильм смотрел и он мне очень понравился.
Не он ли принимал участие в расстереле?
Украинская форма имени Лев будет... Лев, но в украинском написании, что примерно соответствует "Лэв" в русском звучании.
Имя Шрайбера "Лиев" пытается передать русское Е, поскольку "латинское," как и украинское, звучит ближе к русскому Э. Он был назван в честь русского писателя, потому, возможно, делали акцент на русскости звучания имени. Либо же возможность какого-либо иного варианта звучания имени, кроме русского, просто не приходила родителям мальчика в голову. Тут уж остаётся лишь гадать.
Так или иначе, его назвали не в честь животного семейсва кошачьих, а конкретно русским именем "Лев."
Что же до Kyiv-а, "Y" в транслитерации соответствует славянскому звуку "Ы" - именно звуку, а не конкретно русской букве. Киев по-украински звучит как "Кыив" - вот и транскрипция такая.
Kiev -> Kyiv Liev -> Lyiv
Логично же? Хотя логика и правописание...
Я на своем пути встречал не одного преподавателя/переводчика английского, который рассказывал о шоке первого выезда за границу.
все они начинались словами: "Я же знаю, что знаю язык. У меня пять по английскому, а меня никто не понимает".
Сомневаюсь, что американский писатель этими мелочами сильно заморачивался, но по большому счёту - ничего невозможного.
1. на Литрес её убрали ( www.litres.ru )
2. называется она "Полная иллюминация".
Есть, книга сами-знаете-где, переводчиком значится Василий Арканов.
Можно ещё поискать по ISBN: 978-5-699-98215-8.
Книга в России издательствалась "ЭКСМО", но даже у них на сайте всё грустно: eksmo.ru
Может, все же, для сильной дальнозоркости, раз увеличивающих?
К тому же, впечатления складываются у конкретного человека, который один, и ему достаточно встретить одного недружелюбного аборигена, чтобы осадочек распространился на воспоминания обо всём регионе. А уж если таковых встречных будет два или даже целых три - всё, все местные будут вспоминаться как отпетые ксенофобы.
Там абсолютно нормально ко всем относятся. Ездил несколько раз в Карпаты на донецких (украинских) номерах - проблем не было.
Львов вообще прекрасный город, с погодой только не повезло.
И да, где еще на какой границе организуют доставку контрабаса на дронах. А ведь еще километровые туннели рыли...
Типа Екслера вообщем..