Сириана / Syriana
11.09.2006 20609   Комментарии (1)
Драма, США, 2005, 126 мин.
Бюджет: $50 млн.  Сборы по миру:  $94 млн

Стивен Гэган - сценарист фильма "Трафик". Сценарий "Сирианы" он писал сам - по книге Роберта Баэра "Ничего не вижу: правдивая история простого солдата на войне ЦРУ против терроризма" - и ставить его также решил сам, хотя как режиссер до этого Гэган снял только один фильм "Покинутая", и этот фильм удостоился совершенно ледяной реакции как зрителей, так и критиков. Своему подходу к написанию сценариев Гэган не изменил: как и в "Трафике", картина рассказывает о наболевших язвах общества, причем в фильм введено несколько совершенно различных главных персонажей и соответствующих сюжетных линий, которые пересекаются друг с другом только в плоскостях соответствующих язв.

Линия первая. История агента ЦРУ с двадцатилетнем стажем Боба Барнса (Джордж Клуни) - специалиста по Ближнему Востоку. В ЦРУ проблемные ближневосточные регионы обычно называют универсальным термином "Сириана", так вот Барнс - специалист по Сириане. Он хорошо понимает, что именно сейчас происходит на Ближнем Востоке: Боб своими глазами наблюдал то, как ЦРУ после конца "холодной войны" своими руками развалила мощнейшую агентурную сеть в этом регионе, а также заигрывала с "Аль-Кайдой" и другими террористическими организациями, реализуя знаменитый принцип "Да, они плохие парни, но они наши плохие парни".

Линия вторая. Скандальное слияние двух американских нефтяных компаний "Коннекса" и "Киллена". "Коннекс" упустил крайне выгодный контракт на добычу газа в Персидском заливе, где американцев обошли китайцы. Одновременно маленькая и никому не известная компания "Киллен" каким-то образом получила контракт на освоение одного из крупнейших в мире месторождений в Казахстане. Теперь "Коннекс" сливается с "Киллен", и в министерстве юстиции США подозревают, что тут дело нечисто, и пытаются что-то раскопать. Одновременно молодой юрист Беннет Холидей (Джеффри Райт) получает указание своего руководства из крупной юридической конторы, консультирующей "Коннекс", также расследовать эту историю, потому что, если там присутствует какой-то криминал, контора должна первой об этом узнать, чтобы попытаться смягчить последствия.

Линия третья. Молодой специалист по нефтяному рынку Брайан Вудман (Мэтт Дэймон) своей фирмой направлен к принцу Назиру Аль-Суббаи (Александр Сиддиг), чтобы предложить тому консультации по различным экономическим вопросам. Брайан на встречу в Марбее взял с собой семью - жену Джули (Аманда Пит) и двоих детей. В Марбее во владениях принца в результате несчастной случайности погиб сын Брайана. После этого принц Назир взял к себе Вудмана в личные консультанты.

Впрочем, карьера Брайана не кажется безоблачной. У шейха Агиза, отца Назира, двое детей: старший сын Назир и младший Мешаль. По праву старшинства власть шейха должна перейти Назиру, однако Мешаль плетет различные интриги, с тем чтобы стать правителем в обход Назира. Мешаля поддерживают крупные американские корпорации - тот же "Коннекс", имеющий хорошие связи со спецслужбами. Назир же исходит из интересов государства, поэтому заключил контракт с китайцами - это более выгодно. Мешаль хочет убрать Назира руками американских спецслужб и уговаривает шейха отменить контракт с китайцами и передать его американцам.

Линия четвертая. Молодой пакистанец Васим (Мажар Мунир) работает на месторождениях газа в Персидском заливе. После передачи контракта китайцам он остался без работы. Теперь у него единственный путь - в медресе, ведь там хотя бы кормят. Ну а в медресе из таких людей, как Васим, вербуют террористов-смертников.

***

С одной стороны, сценарий этого фильма особой оригинальностью не отличается: в нем рассказывается о вещах, которые уже много раз мусолили-перемусолили. Провалы и преступления спецслужб, предательство ими собственных резидентов, коррупция и преступления крупных корпораций, тесная связь фирм-монстров со спецслужбами, руками которых они убирают неугодных, где и как взращивают террористов - ну и так далее. Плюс - уже слегка банальная, хотя и вполне верная мысль о том, что "адвокат с его папкой может своровать в сто раз больше, чем человек с пистолетом".

Тем не менее фильм мне понравился: несмотря на то что это почти режиссерский дебют, снята картина вполне профессионально и поставлена весьма неплохо. Как раз в "Трафике" рваность сюжета и постоянное перескакивание его с одной линии на другую слегка раздражали, а здесь - совершенно нет. Здесь различные сюжетные линии значительно лучше связаны между собой, и в процессе просмотра понимаешь, что скоро они все каким-то образом пересекутся между собой.

Что интересно, по крайней мере одна сюжетная линия - история агента ЦРУ Боба Барнса - создана по реальным событиям: собственно, об этом и рассказывается в книге Баэра "Ничего не вижу: правдивая история простого солдата на войне ЦРУ против терроризма". В ней Баэр рассказал собственную историю, и книга несколько лет не могла выйти в свет из-за активного противодействия Центрального управления.

Баэра сыграл Джордж Клуни, и за эту роль он получил "Оскара" в номинации "Лучшая роль второго плана". В реальности Баэр представляет собой толстенького лысеющего мужчину, и Джорджу во имя достоверности пришлось серьезно потолстеть и выбрить залысины. Эффект, кстати, налицо: в этом мешковатом полноватом мужичке с нелепой походкой даже трудновато узнать красавца Джорджа. Впрочем, Клуни к самому себе всегда относился с изрядной долей иронии, чем лично мне всегда и нравился, и он с легкостью расставался с имиджем лощеного красавца, если это требовалось по роли. Поэтому и агент у него получился вполне реальный: никакой не Джеймс Бонд, а усталый человек, который двадцать лет пахал на ЦРУ, после чего его просто подставили и бросили. Очень хорошая роль, Клуни в ней выглядит весьма достойно.

У Мэтта Дэймона достаточно непростая роль человека, стоящего перед серьезной нравственной дилеммой: с одной стороны, ему крайне интересно работать советником такой личности, как принц Назир, с другой - эта работа досталась ему ценой гибели собственного сына. Роль небольшая, но вполне заметная. Особенно ярко выглядит эпизод, когда персонаж Дэймона без обиняков высказывает в глаза принцу все, что он думает.

Принц Назир - на мой взгляд, одна из лучших ролей в этом фильме. Принца сыграл Александр Сиддиг. Принц - человек с европейским образованием и воспитанием, действительно действующий на благо своей страны наперекор напористым американцам и в силу этого практически обреченный на гибель.

В эпизодических ролях "Сирианы" снялись такие замечательные актеры, как Кристофер Пламмер и Крис Купер, и каждое их появление на экране - это просто блеск. Особенно здорово выглядел Крис Купер (впрочем, как и обычно) - одна фраза "Теперь можешь звать меня Джимми" и соответствующий взгляд стоят больше, чем главные роли многих других голливудских звезд. Мастерство - оно видно даже в малюсеньких эпизодах.

Кстати, что интересно, фильм совершенно антиамериканский: обличающий спецслужбы, коррупцию крупных корпораций и продажность закона. Тем не менее он получил много американских кинематографических наград, включая две номинации на "Оскар" (вторая - за лучший сценарий), одну из которых выиграл.

В общем, хорошее кино: захватывающее, достаточно динамичное, вполне профессионально поставленное, ну и плюс - в нем весьма яркие актерские работы. Рекомендую посмотреть.

P. S. В интервью Клуни много говорил о том, как тяжко снимали очень реалистичные сцены пыток Баэра. На лицензионном диске этих сцен не было вообще. Интересно, их вырезали при монтаже или это было сделано только для российской лицензии?

***








© 1998–2024 Alex Exler
11.09.2006
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
крепкая политическая драма
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 1

в немецкой лицензии пытки показали:

как Джимми-Массави вырвал два ногтя Бобу и как он избивал его руками после этого, пока не пришёл старец-хизбаллец. после этого показали, что у Боба все пальцы перемотаны пластырем
12.01.09 18:15
0 1