Сфера
23.10.2000 34078   Комментарии (3)

Америка. Наши дни. Психолога Нормана Гудмана (Дастин Хоффман) в спешном порядке доставляют с помощью вертолета на какой-то морской корабль, причем зачем - не говорят. Норман является специалистом по работе с людьми, пережившими авиакатастрофу, поэтому он считает, его вызвали потому, что какой-то самолет с важными людьми упал в воду.>

На корабле Норман неожиданно сталкивается со своими старыми знакомыми: астрофизиком Тедом Филдингом (Лев Шрайбер), биологом Бет Гальперин (Шэрон Стоун) и математиком Гарри Адамсом (Сэмюэль Джексон). "Что за фигня?" - в сердцах восклицает Норман, столкнувшись в этом месте с таким количеством своих знакомых (по-английски это звучит немного лучше: "Какого черта, что происходит?"), но ему объясняют, что всех их собрали вовсе не из-за авиакатастрофы, а потому что в этом месте военные на глубине двух тысяч футов (примерно 600 метров) обнаружили космический корабль неземного происхождения, который лежит на дне порядка трехсот лет. Но при чем тут психолог, астрофизик, биолог и математик - задает Норман законный вопрос, на что получает законный ответ военных: именно эти профессии и именно эти люди были названы в докладе Нормана, который он делал для правительства несколько лет назад.

И тут Нормана прошиб холодный пот. Действительно, лет десять назад он решил срубить немножечко денежек, поэтому по заказу правительства написал доклад о том, как и с помощью каких людей следует устанавливать контакт со внеземными цивилизациями. Норман получил за доклад пятнадцать тысяч баксов, купил новый ковер в гостиную, перекрасил машину в желтый цвет и на этом успокоился, справедливо предположив, что правительственные доклады никто и никогда не читает. Однако военные, столкнувшись с затонувшим космически кораблем, потребовали от правительства инструкций, те и не нашли ничего более умного, как раскопать доклад Нормана, и сунули его военным в качестве панацеи. Вот так Норман и его знакомые оказались на этом военном корабле.

Но делать нечего. Правительство и военные шутить не любят, поэтому Нормана и остальных деятелей запихнули в батискаф и отправили на дно в специально подготовленную глубоководную станцию. Да и под водой долго рассусоливать им не дали, так что все быстренько надели скафандры и направились на ждущий их космический корабль... Тут у нас с котом Бубликом тревожно сжалось сердце.

Как ни странно, войти на корабль оказалось довольно легко. Просто открылась дверь, и они вошли. А войдя, вдруг увидели странные и таинственные надписи: слово "уй" у входа в туалет, таблички "просьба бычки не кидать в писсуар, а то они плохо раскуриваются", "уходя, гасите свет" и огромный плакат: "Астронавт! Люби Родину, мать твою!" Кроме того, в одном из переходов обнаружился автомат с кока-колой, причем банки с этим напитком были довольно странной формы. И тогда исследователи сделали робкое предположение о том, что космический корабль - американский! Но раз он здесь лежит 300 лет, это значит только одно: мужики чего-то перепутали и прилетели в прошлое, где и навернулись в океан.

Все, вроде, выяснилось, и можно подниматься наверх, однако в грузовом отсеке обнаружилась странная штука: огромная сфера, состоящая из какого-то переливающегося материала явно внеземного происхождения, причем поверхность этой сферы предметы отражает как-то избирательно. То есть стены грузового отсека она отражает, а исследователей - нет. Просто не хочет. И что делать с этой сферой - ни черта не понятно. Заглянуть внутрь - невозможно, потому что нет ни одного оконца, а зайти в нее - как-то боязно. Вдруг чего не то произойдет.

Усталые, но довольные исследователи вернулись на подводную базу. Математик Гарри сразу же высказал оптимистическое соображение о том, что все они на этой базе и погибнут. Причем его выводы были вполне логичны: раз корабль из будущего навернулся в океан, значит в будущем никто не знал о том, что в прошлом корабль навернулся в океан. Потому что если об этом кто-нибудь знал, тогда корабль не навернулся бы в океан, раз они об этом знали. Он навернулся бы куда-нибудь в горы, на бейсбольную площадку, но только не в океан. А раз он навернулся в океан, значит об этом никто не знает. А значит исследователи на поверхность не поднялись и никому ничего не рассказали. Объяснив это все Норману, Гарри лег на постель и заснул детским сном.

Однако исследователям не дает покоя сфера. Причем Гарри она не дает покоя больше всех, поэтому он встает, идет на корабль и заползает в сферу. Друзья его обнаруживают через некоторое время лежащим рядом с этим шариком, приносят на базу, приводят в чувство, но Гарри ничего не рассказывает о том, что он увидел внутри этого инопланетного образования. И вообще Гарри после посещения сферы стал какой-то странный. Он все время читает книжку "20 тысяч лье под водой", которая оканчивается на 81 странице, какой-то отстраненный и вообще ему все пофиг.

Но исследователям некогда раздумывать над странностями Гарри, потому что глубоководную станцию начало не по-детски колбасить. Откуда-то постоянно набегают всякие зловредные твари - медузы, кальмары, устрицы, мидии и прочие прожорливые существа, которые время от времени кушают то одного члена экипажа, то другого. Кроме того, в компьютере завелось некое существо, которое общается с Норманом (в фильме была использована традиционная идиотская схема, принятая для всех картин подобного рода: существо сначала писало свои сообщения хитрющим двоичным кодом, но юное дарование - астрофизик Тед - быстро расшифровал этот код, после чего существо сразу же перешло на английский), причем общается как-то странно: сначала шутит и веселится, а потом вдруг говорит, что сейчас на этом корабле разнесет всех вдребезги пополам и все умрут. После этого на корабль снова налетают кальмары, пожары и наводнения, в результате чего исследователям выспаться не удается никак. Один только заходящий в сферу Гарри дрыхнет, как сурок, а когда не дрыхнет, читает свою дурацкую книжку.

Между тем, экипаж потихоньку гибнет. Сначала медузы зажрали девушку из вспомогательного персонала, затем спустившегося с ними офицера пришибло дверью во время пожара, после этого пришла очередь юного дарования, короче говоря, на подводной станции остались только Гарри, Норман и биолог Бет Гальперин (Шэрон Стоун), которая синий чулок, алкоголичка, страдает суицидальным синдромом и никогда в жизни не использовала косметику,. Норман ее в свое время пытался лечить, но, судя по внешнему виду Бет, лечение особенных результатов не принесло.

Норман и Бет считают, что все беды из-за Гарри, который здорово изменился после посещения сферы, но позже выясняется, что все беды - из за них самих. Оказывается сфера умеет извлекать наружу и материализовывать их тайные страхи. Боится Норман змей - тут же выскакивают симпатичные змейки, которые всех жрут. Не любит Бет пожары - тут же все вспыхивает со страшной силой. Хорошо еще, что Наутилус с капитаном Немо за все это время так и не приплыл, а то исследователям совсем бы поплохело.

Короче говоря, станцию уже почти всю раздербанило, и вдруг Норман с Бет и Гарри решают, что неплохо бы подняться на поверхность. Как выяснилось, такая возможность вполне существовала, потому что у них была аварийная капсула. Но в капсулу попасть не так уж и просто. Сознание все время что-нибудь материализует, и они бегают по замкнутому кругу, натыкаясь то на змей, то на пожар, то на училку английского из колледжа. Но психолог Норман делает над собой страшное усилие воли, заставляет себя думать о бабах, а не о змеях, в результате чего наваждение отступило, и они нашли капсулу. 

Кроме того, с отъездом надо торопиться, потому что кто-то поставил рядом со станцией бомбу и завел часовой механизм на 15 минут. Кто это сделал? То ли сам Норман, находясь в бреду, то ли Буффало Билл или капитан Немо. Разумеется, кнопку "старт" исследователи нажали в тот самый момент, когда на подводной станции материализовались чудовища из самых потайных закоулков их подсознания, которые разнесли станцию вдребезги пополам, да еще и бомбу взорвали. Исследователи только успели увидеть Золушку с оскаленными зубами и Мальчика-с-пальчиком, грызущего ценное оборудование, после чего их капсула как пробка выскочила на поверхность океана, где их тут же обнаружили военные.

Чем кончился весь этот бред? Проходя адаптацию после такого сурового подъема, друзья пришли к выводу, что нефиг им рассказывать всем об этой сфере. Потому что их тогда засекретят на всю жизнь, и они никогда уже не смогут сходить в обычный Макдоналдс. Чтобы этого не произошло, друзья взялись за руки, напряглись и... все забыли. А сфера, поняв это, выскочила из глубин океана и полетела на свою родную планету в другую галактику.

Хэппи-энд, все плачут и доедают попкорн.

***

Вроде, этой картине все предвещало успех. Поставлена она по бестселлеру Майкла Крайтона с одноименным названием. Режиссер - Барри Левинсон, который снял: "Человек дождя", "Доброе утро, Вьетнам", "Багси", "Плутовство" и так далее. На главные роли были приглашены замечательные актеры: Хоффман, Стоун и Джексон. А получилось - черт знает что. Причем главная троица играет - здорово. Они все хороши, особенно Хоффман и Джексон. Да и с точки зрения постановки есть несколько очень удачных моментов. Но все перечеркивается киносценарием. Я сам не читал книгу Крайтона, но в читательских отзывах на многих сайтах звучит один и тот же мотив - "классная книга, которая превратилась в совершенно дурацкий фильм". По мнению зрителей, фильм вусмерть испортил хорошую книгу. Что ж, вполне может быть. Потому что киносценарий, на мой взгляд, просто идиотский. И даже мастерство блестящих актеров не может скрыть этого печального факта.

Стал бы я смотреть этот фильм, если бы все это знал заранее? Нет, не стал бы. Конечно, в самом начале напряженность нагнетается довольно умело (все-таки, это Барри Левинсон), но примерно к середине фильма становится понятно, что развязка сюжета рассчитана на учащихся специализированной школы для детей с пороками развития мозжечка. Причем чем дальше, тем идиотичнее все это слушается и смотрится. А в самом конце, когда идиотизм достиг своего пика, я не выдержал и в сердцах треснул рукой по подушке, на которой спал кот Бублик (кальмары и медузы его не прикололи), в результате чего лишился ремешка своих часов, который озверевший котяра разодрал в лоскуты примерно так же, как Золушка раздербанила корпус глубоководной станции.

Нужно ли смотреть? По-моему, на этот бред не стоит тратить время (фильм идет почти два часа). Даже несмотря на Левинсона и хороших актеров. Тот самый случай, когда не в коня корм. Слабенько, очень слабенько. Еле-еле троечка.

Кстати, во всех киношных базах этот кошмар называется "научной фантастикой". Ну-ну. Я просто плакал весь, когда это прочитал.

© 1998–2024 Alex Exler
23.10.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 3+
Актерская игра 4-
Режиссерская работа 3
Сценарий 1
Кратко о фильме:
фигня с хорошими актерами
Нужно ли смотреть:
не стоит тратить время
Комментарии 3

Только сейчас посмотрел фильм, хотя книгу прочитал давным-давно. Отчасти сценарий пострадал из-за того, что пришлось сокращать и уплотнять сюжет книги. Так, в книге Норман заходит в сферу только в конце - фактически чтобы спастись от фантазий Гарри и Бет, - а в фильме оказывается, что он побывал в ней в самом начале, что совершенно нелогично - все остальные про это помнили, но скрывали, а он - нет. А ведь он даже сознания не терял, потому что потом притащил Гарри на станцию. Но вообще, режиссер изначально стоял перед довольно сложной задачей, потому что книга - психологический триллер, а в кино показать мысли и переживания героев не так просто. Взялись видимо потому, что бестселлер, и немного не рассчитали силы. Но вообще мне фильм показался неплохим. Если бы заранее не знал сюжет, то может быть фильм бы даже и зацепил. Хофманн играет просто великолепно - прямо настоящий психолог. Кстати, любопытно, а не навеял ли Крайтону идею книги "Пикник на обочине"?
24.07.13 21:35
0 0

Ну разночтений с книгой немного. Только концовка чуть другая, разгадка кто такой Джерри и почему он в компьютере подебильней, ну и показали чё в сфере, в книге этот момент опущен, так как там было чистое небытие, абсолютный разум.

Ну и корабля на самом деле не было. Об этом в фильме не говорится, но корабль материализовался потому что люди хотели увидеть там корабль, а американским он стал, потому что там сплошь военные патриоты шманяют.

Собственно, книга великолепный психологический триллер. Кино в общем такое же, но некоторые вещи из книги были явно нереализуемы и ихз опустили. Например, корабль менялся на глазах, как только кто-то начинал что-то думать.

Не хочу расстраивать, но судя по описанию, фильм снят строго по книге. Не буду утверждать, что книга - философский трактат, но вполне нормальная фантастика. Намного выше среднего.
24.03.10 16:16
0 0