Меня зовут Долемайт / Dolemite Is My Name
11.11.2019 59107   Комментарии (22)
7,4
Рейтинг IMDB: 7,4
Рейтинг Экслера: 7,4
Забавно и безбашенно. Мерфи прям как в молодость вернулся.
Отзыв кота Бублика

Лос-Анджелес, 1970 год. Руди Рэй Мур (Эдди Мерфи) работает в магазине грампластинок в гетто. Руди - из бедной семьи, отчим его бил, и Руди мечтал о том, что когда он вырастет, то станет знаменитым. Неважно, кем именно он будет - певцом или комическим артистом. Но обязательно станет знаменитым. 

К сожалению, его надеждам долгое время не суждено было сбыться. Руди уже сорок три года, а все, чего он добился, - это место менеджера в захудалом магазине. Но он все-таки не оставляет попыток куда-то пробиться, для чего ведет конферанс в местном музыкальном клубе. Впрочем, владелец клуба разрешает ему занимать внимание публики не более пары минут, да и, скажем честно, за эти две минуты Руди успевает произнести только несколько старых замшелых шуток, так что славы ему не видать. 

В какой-то момент в магазин, где работает Мур, приходит полубезумный бомж-попрошайка, который забавным речитативом выдает всякие непристойности про смешного африканского чувака Долемайта, который всех имел и всех вертел на известном месте. 

Руди этот речитатив заинтересовал, и он отправился в местный бомжатник с кучей однодолларовых бумажек и бутылкой виски - чтобы записать речитатив на магнитофон. Дома он все это обработал, сильно переделал и в результате получил материал для своего собственного выступления - теперь Руди будет изображать самого Долемайта. Для этого персонажа он подобрал соответствующий антураж: цветастый сутенерский прикид, также Руди натянул на голову паричок "афро". 

Публике музыкального клуба Долемайт сразу пришелся по душе. Смешной речитатив, полный непристойностей - это было именно то, что нужно! 

Популярность Руди быстро растет, и он решает записать пластинку со своими речитативами в музыкальном сопровождении. Денег на студию у него нет, и тогда он делает живую запись в собственном доме, куда приглашает звукооператора и гостей для массовки.

Но даже после того, как Мур завоюет популярность и попадет в чарты, он не остановится: его светлая мечта - снять фильм с собой в главной роли. Фильм для его собственной, черной, аудитории. Ни одна студия с ним сотрудничать не будет, но Руди опять все решит делать самостоятельно. 

***

Это реальная история Руди Рэй Мура, выступавшего под сценическим псевдонимом Долемайт. Он был в известной степени культовым персонажем, который повлиял и на многих чернокожих стендап-комиков, таких как тот же Эдди Мерфи и Крис Рок, и на творчество некоторых кинорежиссеров - например, у того же Квентина Тарантино встречаются отсылки к стилю фильмов той эпохи "блэксплотейшн" (фильмы для черных, снятых черными), - ну и также его называют одним из отцов рэпа, потому что именно Мур придумал тот самый матерный речитатив на афроамериканском сленге, полный непристойностей, в котором обязательно упоминаются всякие физиологизмы. 

Эдди Мерфи много лет вынашивал идею этого фильма. Еще в начале двухтысячных он рассказал о своем проекте сценаристам Скотту Александеру и Ларри Карашевски - они, между прочим, писали сценарии к таким байопикам, как "Человек на Луне", "Эд Вуд" и "Народ против Ларри Флинта". 

Мерфи даже сумел встретиться с самим Руди Рэй Муром (тот дожил до 81 года и умер в 2009 году), причем тому очень понравилась идея о том, что Мерфи воплотит его в кино, и Руди рассказал Эдди множество историй из своей жизни: часть их потом вошла в сценарий. 

Однако ни одна студия не согласилась финансировать проект: сам Эдди Мерфи давно выпал из обоймы голливудских "звезд", да и совершенно дичайший провал "Приключений Плуто Нэша" ($7 миллионов мировых сборов при бюджете в $100 млн) ему не могли простить, а кроме того, интересность личности Долемайта как такового у студийных боссов была под большим вопросом: "Кто это вообще такой и кто его знает?" - спрашивали боссы. 

В результате у Мерфи с Александером и Карашевски история с "Долемайтом" была практически такая же, как и у самого Руди Рэй Мура, вот только Мерфи ни в какие авантюры пускаться не стал, а дождался, когда этим проектом заинтересуется Netflix, который и профинансировал создание картины, - чтобы показать ее своим зрителям без кинотеатрового проката. Бюджет у фильма был очень скромный, Мерфи и сценаристы вкладывали в проект свои собственные деньги, а многие знаменитости, судя по всему, снялись в картине то ли за мизерные гонорары, то ли вообще бесплатно - из уважения к самому Руди Рэй Муру и Эдди Мерфи. 

Надо сказать, что фильму это пошло на пользу. Здесь не было жесткого прессинга голливудских студий, ставил картину малоизвестный режиссер Крэйг Брюер (он же снимает с Мерфи и Снайпсом "Поездку в Америку 2"), так что Эдди Мерфи сделал картину именно так, как он хотел это сделать. 

И что же у него из этого получилось? На мой взгляд, фильм получился очень хорошим, даже отличным! И заметьте, что меня юмор подобного рода не интересует вообще, а реальный фильм "Долемайт", сцены из которого довольно бережно воссоздали в картине (в конце там как раз показывают короткие эпизоды из оригинального фильма), - это, конечно, совершенно конкретный трэш-растрэш. Вы можете составить себе впечатление по трейлеру оригинального фильма 1975 года. 

Но мне как раз на это интересно было смотреть с точки зрения культурного феномена: как рождался подобный тип юмора, ну и как из этого появлялись рэп-речитативы, из которых потом возник целый огромный пласт современной культуры, причем далеко не только американской, но и уже практически общемировой. 

Там в фильме есть очень показательный момент: Мур приглашает друганов сходить в кино на какую-нибудь комедию - расслабиться. Они идут смотреть картину Билли Уайлдера "Первая полоса" с Джеком Леммоном, Уолтером Мэттау и совсем юной Сюзен Сэрендон. Друзья смотрят этот фильм, над которым ухахатываются белые зрители в зале, и ничего не понимают - это же совсем не смешно. Где шутки про члены, сиськи и задницы, где сами сиськи и задницы, где перестрелки, где карате, где вот это все? Два каких-то белых засранца болтают о всякой ерунде - и это комедия?!!

Черным братанам, говорит после просмотра Мур, нужен совсем другой фильм. Им нужен Долемайт. И мы этот фильм, говорит он, сделаем. 

Тут отметим, что данный вид юмора постепенно стал проникать и в белый кинематограф, ну и где-то с девяностых годов современные американские комедии больше стали похожи на "блэксплотейшн", чем на старые комедии с рафинированным юмором. Что, конечно, с моей точки зрения, не очень хорошо, но раз подобное произошло, с этим приходится мириться. 

И дальше там идет очень увлекательная история, как Мур со своими друзьями пускается в абсолютно безумную авантюру: они, ничего в этом не понимая, снимают фильм, в котором сами же и играют. Мур, правда, нашел толкового сценариста, пригласил группу молодых белых операторов-осветителей из киношколы и даже добыл одну "звезду" -  черного актера Д'Арвиля (Уэсли Снайпс), тот сыграл роль лифтера в фильме Романа Поланского "Ребенок Розмари", а Мур его купил тем, что предложил стать режиссером фильма. 

Все это по стилю постановки страшно напоминает того же Эда Вуда, только в чисто черном варианте и с черной спецификой: сутенерские костюмы, грудастые-задастые девицы, оружие, карате на уровне болливудских фильмов, соответствующая музыка и обстановка угарного трэша. 

И с этим фильмом было так же, как и с первой пластинкой Мура: все студии отказались прокатывать данный дурдом и тогда Руди сам организовал прокат - непосредственно договариваясь с владельцами кинотеатров. И так как туда валом пошел народ, после этого права на прокат уже купила крупная голливудская студия. 

Поставлено это все очень лихо и весело. И очень приято было видеть, с каким совершенно неподдельным задором Эдди Мерфи играет Мура, - он прям как будто помолодел лет на тридцать: перед нами Мерфи времен "48 часов", "Полицейского из Беверли-Хиллз" и "Поездки в Америку", а не Мерфи времен "Дежурного папы".

Да, его персонаж со сцены несет конкретную пошлятину, но он делает это с таким задором, с такой самоотдачей и с такой верой в то, что вот теперь он наконец-то завоюет публику, что это действительно очень прикольно. 

А уж как они выкручивались во время съемки фильма и какие идеи придумывали для того, чтобы та или иная сцена "заиграла", - это тоже было более чем забавно. 

Что интересно, на фоне абсолютно искрящегося Мерфи и все остальные актеры как бы заражаются этим легким безумием: практически все роли - очень веселые. И тут отдельно нужно отметить Уэсли Снайпса, сыгравшего этого Д'Арвиля, мнящего себя большой звездой: персонаж получился очень яркий и в некоторых местах даже перетягивал на себя одеяло зрительского внимания. Но, впрочем, затмить вот этого нового Мерфи он не смог.

Очень здорово воссоздана атмосфера тех времен: здания, машины, манера одеваться, прически. Бюджет был сильно ограничен, но картина совсем не выглядит дешево, наоборот - все смотрится достаточно аутентично. 

Мне очень понравилось. Да, дурдом, но дурдом веселый и заразительный. Плюс музыка тех времен - очень зажигательная (Мур сам неплохо пел и записал несколько пластинок), ну и очень приятно видеть артистов, которым явно самим очень нравится сниматься в этой картине, такие вещи всегда заметны. 

Теперь по поводу дубляжа и озвучки. Я, разумеется, смотрел в оригинале и все думал, каким образом можно перевести весь тот похабный речитатив, который Мур несет на сцене. Потом послушал лицензионный дубляж. И должен сказать, что он вот очень и очень пристойно сделан. Перевод делала Ольга Воейкова - она довольно искусно обошлась с текстом выступлений Мура: слова и рифмованные, и от оригинала далеко не уходят, без прямого мата, но и со всякими "солеными" словечками, которые Руди употребляет. Эдди Мерфи озвучивал Василий Дахненко, и у него это получилось очень даже неплохо. Так что перевод и озвучка впечатление российским зрителям испортить не должны. 

Ну и вот реальный Руди Рей Мур. 

P. S. В некоторых рецензиях фильм "Долемайт" 1975 года называют чуть ли не первым фильмом "блэксплотейшн", но это совершенно не так. Самым первым фильмом считается картина 1970 года "Меня зовут Мистер Тиббс!", а первым наиболее значимым фильмом является "Шафт" 1971 года, поставленный Гордоном Парксом. Ну и за пять лет до "Долемайта" поставили несколько десятков фильмов в этом стиле. Они были очень разными по жанру, там было немало серьезных драм. 

© 1998–2024 Alex Exler
11.11.2019
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
отлично сделано 
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 22

Посмотрела.
Спасибо за рекомендацию, с удовольствием посмотрела!
Фильм -- огнище огненное.
14.02.20 08:37
0 0

Да, вполне смотрибельно.
27.11.19 17:36
0 0

Посмотрел аж 42 минуты. Хрень какая-то
12.11.19 14:36
0 2

Посмотрел минут двадцать, самое смешное все это время было повторение слова motherfucker на все лады. Дальше не осилил.
12.11.19 08:20
0 5

Мне из "чёрных" комедий больше всего понравился в своё время Undercover Brother.
11.11.19 17:04
0 0

О да. "Это - великое событие для негров всех рас!"
11.11.19 18:55
0 1

Есть совершенно шикарная экшн-пародия на "блэксплотейшн" - "Чёрный Динамит" 2009 года с Майклом Джей Уайтом. Тем, кто "в теме" - должно зайти на ура.
11.11.19 14:44
0 7

Интересно а что она пародирует? 😄 Это блэксплоитейшн и есть.
Год назад был еще один СИЛЬНО задорный трейлер от этого дельца , но продакшн кажется пока собирает денег на кикстартере.
15.11.19 23:32
0 0

Для 52-х лет исполнитель главной роли очень бодр, и классно подпрыгнул в одной из сцен, разбив навесную лампу.

Кстати, и анимационный сериал ещё был: en.wikipedia.org С 12-го по 15-й год шёл. Тот же актёр на озвучке.
11.11.19 18:56
0 1

А что с бомжом-то стало?
11.11.19 13:46
0 0

Уф, у меня еще есть шанс чего то добиться в этой жизни в 43 года 😄
11.11.19 13:38
0 10

Они идут смотреть картину Билли Уайлдера "Первая полоса" с Джеком Леммоном, Уолтером Мэттау и совсем юной Сюзен Сэрендон.
О, спасибо за наводку!
IMDb'шный рейтинг 7.3 -- это очень прилично (а Сюзан Сэрандон и в юности была офигенна, судя по "Атлантик Сити" 1980 года).
11.11.19 12:05
0 1

Рекомендую и оригинал "Его девушка Пятница" с Керри Грантом, и более поздний римейк "Переключая каналы" с Тернер и Рейнольдсом. Все 3 версии - очень разные, при общей фабуле, и каждая хороша по-своему.
Спасибо! Попробую.

В прочем, Лемон всегда был женщиной в их дуэтах с Маттау)))
Хм... А ведь и не поспоришь 😄
И в дуэте с Тони Кертисом явно Дафна была более женщиной, чем Джозефина.

О, спасибо за наводку!
IMDb'шный рейтинг 7.3 -- это очень прилично
Рекомендую и оригинал "Его девушка Пятница" с Керри Грантом, и более поздний римейк "Переключая каналы" с Тернер и Рейнольдсом. Все 3 версии - очень разные, при общей фабуле, и каждая хороша по-своему.
В оригинале конфликт происходит в издательстве между редактором и журналисткой, выходящей замуж.
Уайльдер убрал гендерную искру в отношениях, поевратив журналистку в журналиста, собирающегося жениться. В прочем, Лемон всегда был женщиной в их дуэтах с Маттау)))
В третьем фильме вернулись к исходной расстановке ролей,перенеся действие на ТВ.

Ну если 34 для женщины юность, тогда я еще совсем юнец
11.11.19 15:42
2 0

Будем ждать Поездку в Америку-2. Правда она будет PG-13(
11.11.19 10:40
0 1

Отличное кино. И очень приятно, что Эдли ещё могет. Он тут просто шикарный.
11.11.19 10:24
0 0

Кстати, у упомянутого "Шафта" в этом году вышел триквел с Сэмуэлом Л. Джексоном.
11.11.19 10:08
0 1

Помимо трёх оригинальных картин, был ещё фильм "Шафт" 2000 года с Джексоном и Бэйлом и там тоже в эпизодической роли появился Ричард Раундтри.
11.11.19 14:47
0 1

Не триквел, ибо выходили ещё две картины в 1972 и 73. А в новом снялся даже Ричард Раундтри, игравший оригинального Шафта. Здесь он дедушка главгероя (и дядя Джексона).
11.11.19 10:56
0 1