Мелкие мошенники / Small Time Crooks
21.11.2005 24746   Комментарии (0)
Комедия, США, 2000, 94 мин.
Бюджет: $18 млн.  Сборы по миру:  $30 млн
- Как ты сделаешь подкоп? Пиццерия даже не соседствует с банком!
- Ну и отлично. Наш подкоп не вызовет подозрение.
- Подозрительно только твое здравомыслие.
- Зачем тебе цветочный магазин?
- Чтобы сжечь его.
- Сжечь и получить страховку?
- Ну да, я так двоих своих детей отправил в колледж.
- Ты помнишь, как меня звали в тюрьме?
- Ну да, Мозг.
- Вот видишь - Мозг!
- Да, но тебя так называли из сарказма.
- Конечно, мы все умные, но он-то в очках!

Неудачник Рэй (Вуди Аллен) решил наконец-то прервать череду разочарований, которые сопутствуют всей его жизни и даже нескольким предварительным реинкарнациям. Идея была проста: нужно ограбить банк. Причем ограбить интеллигентно: не врываться в здание храма банковских счетов в чулках, натянутых на физиономию, громко крича: "Всем лечь! Это ограбление!" - а сделать аккуратный подкоп из соседнего здания, после чего ночью взять сейф спящим, аккуратно сделав ему операцию вырезания замка.

Рэй - парень очень головастый, поэтому для подкопа он выбрал не то здание, которое вплотную прилегает к банку. Вплотную - это вызовет некоторые подозрения. Намного лучше делать подкоп в старой пиццерии, стоящей не настолько рядом с банком, чтобы кто-то обратил внимание на четырех мужчин различной степени упитанности, пробивающих стену в поисках купюр, которые уж точно обратят на них хоть какое-то внимание.

Впрочем, понятно, что в самом помещении пиццерии, пока в подвале Решительные Мужчины делают подкоп, нужно проводить какие-то отвлекающие маневры. Рэй к этому привлек свою жену Фрэнчи (Трейси Уллман). Фрэнчи - слегка туповатая домохозяйка средних лет, и единственное, что она действительно хорошо умеет делать, так это выпекать различные печенюшки быстрого приготовления. Рэй запускает Фрэнчи торговать печеньем, а сам с пацанами занимается созданием туннеля.

Ну, то есть это только называется созданием туннеля. На самом деле мужчины постоянно наступают на всякие грабли, трубы с водой, грунтовые воды и так далее, в результате чего сама мысль о качественном подкопе в банк вынуждена отступить под напором все тех же объединенных водопроводных сил.

Однако неожиданно выясняется, что печенюшки Френчи пользуются бешеным успехом. Просто бешеным! Люди не только каждый день приходят в заведение за продукцией Фрэнчи, но и приобретают изделия для родственников, друзей и знакомых. Короче говоря, предприятие Фрэнчи пользуется бешеным успехом, а предприятие ее мужа Рэя пользуется совершеннейшим фиаско.

Мало того, слух о печенюшках Фрэнчи разносится по всему Нью-Йорку, знакомый полицейский, накрывший предприятие Рэя, предлагает Фрэнчи заняться "фрэнчайзином", и Фрэнчи совершенно неожиданно для себя и своего непутевого мужа начинает зарабатывать шикарные деньги.

Удовлетворив все свои желания, даже самые эксцентричные, Фрэнчи ставит себе цель войти в высшее общество. Кроме того, она прилагает определенные усилия для того, чтобы привести в это haute societe своего мужа Рэя. Но старине Рэю все это высшее общество глубоко до фонаря. Он ненавидит театры, не выносит великосветские разговоры и устрицы с шампанским. Рэю нужны старый халат, удобный диван, телевизор с каким-нибудь гангстерским фильмом, стакан светлого пива и гамбургер - тогда он счастлив. Поэтому Рэй не понимает светлых устремлений жены. Не понимает и не принимает. В результате этого начинается конфликт: Рэй уходит из дома, а Фрэнчи остается одна.

Впрочем, ее быстро утешили. Фрэнчи познакомилась с симпатичным молодым человеком по имени Дэвид (Хью Грант), который взялся сделать из неотесанной простушки даму из высшего общества. Искусство, гурманская еда и вино, стиль одежды и стиль жизни. Дэвид, конечно, жиголо, несмотря на все свои изысканные манеры, но Фрэнчи этого пока не понимает. Она же не из высшего общества...

***

Типичная вудиалленовская комедия - смешная, остроумная, легкая и забавная. Что интересно, на этот раз персонаж Аллена не является главным героем картины. Главный герой в ней - Фрэнчи. А точнее, история перерождения бывшей стриптизерши из ночного клуба в гранд-даму. Эдакий "Пигмалион", но только на алленовский манер. Самим "Пигмалионом" выступает душка Хью Грант: милый молодой человек с вкрадчивыми манерами, который тонко, мягко и совершенно небескорыстно обучает Фрэнчи секретам высшего общества. Очень приятно то, что не все усилия Дэвида привели к нужному результату, поэтому простоватое Добро оставило лощеное, но подлое Зло в дураках.

И только где-то на задах картины маячит вечный неудачник Рэй, который как о манне небесной мечтает о продранном диване и стакане пивка. Оказывается, в те старые времена, когда они сидели без копья, Рэй был счастлив. Ну, точнее, сейчас, когда он может позволить себе хоть личный самолет, который ему совершенно не нужен, Рэй понимает, как он был счастлив тогда.

Также весьма забавно наблюдать за тем, как команда Рэя готовит "ограбление века". Конечно, с самого начала понятно, что из этого ничего не получится - с таким-то сборищем "умников" и неудачников, - однако тут важен сам процесс.

О чем говорит этот фильм? По мнению слегка туповатого Бублика, о том, что не в деньгах счастье. Но, на мой взгляд, все значительно тоньше. Старина Аллен говорит не о том, что не в деньгах счастье, - такую странную мысль даже он не стал бы высказывать. Он просто утверждает, что не нужно пытаться жить чужими радостями. Радости должны быть свои собственные. И если для тебя нет большего счастья, чем смотреть телевизор, сидя в продранном халате на стареньком диване, - ну так и делай это, не помышляя ни о каком высшем обществе. В конце концов, зачем добровольно взваливать на себя крест аристократичной жизни, да еще и за свои собственные деньги? Никогда седло барана с трюфелями, которое вкушаешь, сидя в смокинге за столиком The Four Seasons, не будет таким же вкусным, как какие-то паршивые картофельные чипсы, съедаемые во время просмотра бейсбольного матча. Потому что важно состояние расслабленности. Ни один из этих чертовых аристократов не может полностью расслабиться в своем чертовом смокинге - в этом Вуди Аллен глубоко убежден. И я с ним согласен.

А деньги... Что деньги?.. Вы знаете, сколько сейчас стоит хороший продранный диван? Так что деньги все-таки пригодятся, я вас уверяю.

Резюмирую. Традиционная вудиалленовская комедия с Вуди Алленом в окологлавной роли. Веселая и симпатичная. Не шедевр, в отличие от "Проклятия нефритового скорпиона", однако вполне заслуживающая просмотра.

***





© 1998–2024 Alex Exler
21.11.2005
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
милая комедия
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0