Эрин Брокович: красивая и решительная
24.01.2001 35369   Комментарии (0)

У американцев сейчас стало модно снимать фильмы на так называемые "социальные темы", в которых один человек (или группа людей) противостоит гигантской корпорации. Причем Голливуд к этим фильмам подходит со свойственным этой киностудии размахом, в результате чего "социальные" картины, основанные на реальных событиях, делают именитые режиссеры, а в главных ролях снимаются настоящие звезды. Таким был фильм "Свой человек"  с Аль Пачино и Расселом Кроу, таким стал фильм "Эрин Брокович" (в оригинальном названии отсутствуют слова "красивая и решительная", которые непонятно кто и непонятно зачем прилепил к названию в переведенном варианте).

Рассказывают, что картина "Эрин Брокович" появилась исключительно благодаря Джулии Робертс, которой кто-то из знакомых рассказал историю о женщине, сражавшейся с огромной корпорацией "PG&E" и победившей, после чего Джулия просто загорелась воплотить эту историю на экране с собой в главной роли. Сценарий написала Сюзанна Грант, а поставил фильм Стивен Содерберг, прославившийся фильмом "Секс, ложь и видео"...

***

Эрин Брокович (Джулия Робертс) - мать-одиночка, воспитывающая троих детей. При этом она не дочка Рокфеллера или еще какого-нибудь выгодного папашки, поэтому денег у нее - кот наплакал, причем даже кота она не в состоянии завести, потому что средств еле хватает на пропитание детей.

Когда-то давно она стала королевой красоты в своем родном штате, но с тех пор прошло время, а мир, как оказалось, вовсе не собирался ложиться у ее ног. Да и два неудачных замужества не прибавили Эрин уверенности в завтрашнем дне, так что она бьется как рыба об лед, но ее жизненные и карьерные перспективы - весьма туманны, если не сказать хуже. Ведь Эрин так и не получила никакого образования, не овладела никакой профессией, а единственные ее достоинства - фигура фотомодели, впечатляющий бюст и манера резать всем правду-матку прямо в глаза, совершенно не стесняясь в выражениях.

В один прекрасный (точнее, печальный) момент какой-то человек, нарушив правила движения, врезается в машину Эрин. Она с помощью малоизвестного адвоката Эда Месри (Альберт Финни) пытается получить компенсацию, но даже в суде Эрин не стала стесняться в выражениях, в результате чего не смогла растрогать присяжных и компенсации так и не получила. Для Эрин это стало просто трагедией, потому что надо платить за лечение после аварии, а у нее не хватает денег на содержание детей. Отчаявшись, Эрин приходит в контору к адвокату Эду, который проиграл ее процесс, и требует, чтобы он принял ее на работу, потому что ей надо хоть чем-то зарабатывать деньги.

Начав работать у Эда, Эрин занимается делом о покупке гигантской корпорацией "PG&E" недвижимости в округе Хинкли, где расположены заводы этой фирмы. Дело, на первый взгляд, не стоит выеденного яйца, но Эрин, будучи особой крайне решительной и привыкшей добиваться своего, ухитряется докопаться до совершенно сенсационных фактов: оказывается, компания "PG&E" для охлаждения механизмов на заводе использовала ядовитый шестивалентный хром, который затем через отстойники попадал в грунтовые воды и отравлял всех жителей округи, вызывая у них очень тяжелые заболевания. Причем руководство компании знало о том, что это вещество ядовито, но ничего не сделало для того, чтобы не допустить его использования, а наоборот - попыталось уничтожить все документы, свидетельствующие об этом преступлении.

Докопавшись до истины, Эрин понимает, что компанию "PG&E" можно заставить выплатить огромные компенсации всем пострадавшим в результате этого преступления людям. Она уговаривает Эда рискнуть и затеять судебный процесс против "PG&E". Поначалу Эд колеблется, ведь он руководит довольно средненькой адвокатской конторой, и ему крайне опасно ввязываться в войну против огромной корпорации, которая может призвать на помощь лучших юристов страны, но он не смог устоять под напором Эрин и война начинается...

***

Надо сказать, что раньше я весьма прохладно относился к Джулии Робертс. "Красотка" и "Ноттинг Хилл" мне настолько не нравились, что я ее и за актрису-то не считал. Однако в "Сбежавшей невесте" она мне совершенно неожиданно понравилась, а в "Эрин Брокович" я от Робертс был уже просто в восторге. Ведь в этом фильме нет никаких спецэффектов, никаких примечательных диалогов. Практически весь фильм держится на ней, на ее актерском мастерстве, и оно просто поражает. Робертс блистательно сыграла в этом фильме, я снимаю шляпу и беру назад все свои слова по поводу "трепетной лани, которую испугал случайно проезжающий мимо джип". У нее весьма сложная роль, которую она исполняет очень естественно, глубоко, прочувствованно и многогранно. Впрочем, Альберт Финни в роли Эда - тоже весьма хорош, но он нисколько не затмевает Джулию, и вдвоем они составляют отличный актерский дуэт.

Разумеется, сценарий не избежал определенных нелепостей и натяжек. Замученная многодетная мать-одиночка не может выглядеть, как королева красоты, а кроме того, не меняет наряды каждый день (Эрин Брокович ни в одной сцене не появляется в одном и том же). Кроме того, в Америке очень сильно развита социальная помощь, так что одинокая мать с тремя детьми вряд ли бы уж так сильно бедствовала. Особенно смехотворно выглядит сцена суда, когда присяжные не постановили выплатить хоть что-нибудь этой многодетной матери, в которую врезался явно небедный мужик, причем он нарушил правила и причинил вред здоровью Эрин. В реальности он бы ей платил до конца жизни, насколько я знаю американское законодательство.

Впрочем, лично меня даже эти натяжки не сильно раздражали, потому что в данном случае сюжет не имеет такого уж большого значения, ведь он очень ровный (я бы даже сказал - чересчур ровный) и во многом предсказуемый. Сценаристка пыталась оживить довольно монотонное действие вводом еще одного заметного персонажа - новую любовь Эрин по имени Джордж (Аарон Экхарт), но он получился явно гротескным: байкер, подрабатывающий сезонными строительными работами, который настолько любит детей, что стал у Эрин домохозяйкой и нянькой для детей, причем провел в таком качестве много месяцев. "НЕ ВЕРИМ!" - сурово сказали мы с котом Бубликом, хотя нам понравилось, как Экхарт сыграл эту роль. Эдакий байкер, любящий быть домохозяйкой и нянькой. Гротеск, конечно, но чего только в жизни не бывает.

Кстати, после фразы в титрах о том, что картина поставлена по реальным событиям (я о фильме вообще ничего не читал до просмотра), я был почти уверен, что реальная Эрин Брокович обязательно появится в картине в какой-нибудь эпизодической роли (это стало модно с легкой руки Формана, который в картине "Народ против Ларри Флинта" снял настоящего Ларри Флинта в одном из эпизодов) - таки оно так и произошло: настоящая Эрин Брокович-Эллис играет в картине официантку в одной из сцен, причем на груди у нее приколота табличка с именем "Джулия" (очень просчитанный момент, на который обычно с легкостью клюют критики и обозреватели; вот видите, даже я не удержался и об этом рассказал). Правда, я предполагал, что реальная Эрин Брокович представляет собой какую-нибудь кошмарную тетку жуткого размера (у адвоката в конторе работает как раз такая секретарша, с которой Брокович-Робертс все время ругается, и я сначала думал, что это и есть Эрин Брокович), но оказалась, что настоящая Эрин Брокович - тоже вполне себе эффектная дама (вы ее видите на картинке справа, сопровождающей этот абзац).

Впрочем, несмотря на всякие натяжки, выдумки и преувеличения сценарий действительно написан по реальным событиям: Эрин Брокович - мать троих детей, и она действительно сыграла главную роль в процессе над "PG&E" в результате чего корпорация заплатила рекордную цифру - 333 миллиона долларов пострадавшим от загрязнения воды шестивалентным хромом. При этом у Эрин действительно не было никакого юридического образования, а выиграла дело она за счет своей настойчивости, решительности и неустрашимости.

Насчет режиссуры трудно сказать что-нибудь определенное, потому что фильм с этой точки зрения получился достаточно безликий. То есть личности Содерберга как таковой в фильме как-то и не видать, но, может, оно и к лучшему, потому что сценарий и так несколько склонен к излишней сентиментальности, а вспоминая о том, какую развесистую клюкву Содерберг сделал из "Вне поля зрения", я только порадовался, что на этот раз в фильме намного больше личностей главных актеров, чем режиссера.

Резюмирую. Фильм получился хороший, и мне он весьма понравился. Сценарий, правда, довольно средненький, но все искупает просто блестящая игра Джулии Робертс и Альберта Финни. Никаких спецэффектов в фильме нет, зрелищных съемок тоже, так что его спокойно можно посмотреть дома. Но отсутствие какой-либо зрелищности не помешало картине сделать очень большие сборы и даже довольно быстро окупить фантастический гонорар, полученный Джулией Робертс за этот фильм (20 миллионов долларов). Но она вполне заслужила эти деньги. Я просто не ожидал, что Робертс устроит из этого довольно незатейливого сюжета такое шоу.

© 1998–2024 Alex Exler
24.01.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
хороший фильм
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0