Рейтинг Экслера: 7,2
- Режиссер:
- Альбер Дюпонтель
Отзыв кота Бублика
Заканчивается Первая мировая война. Молодой художник Эдуар Перикар (Науэль Перес Бискаярт), выходец из очень богатой семьи, не оправдавший надежды отца, и бывший бухгалтер Альбер Маллар (Альбер Дюпонтель) сидят в окопах и считают, что они уже выбрались из этой бойни. Однако их офицер Анри Прадель (Лоран Лафитт) - мерзавец, для которого жизнь человеческая ничего не стоит и который готов стрелять в спину своим же солдатам - гонит весь взвод в атаку. Противник отвечает артиллерийским огнем, при этом Альбер проваливается в бомбовую воронку и его засыпает песком. Эдуар бросается его спасать, спасает, но при этом получает жуткое осколочное ранение нижней части лица - ему фактически оторвало челюсть.
Альбер разыскал друга в госпитале и ворует для него морфий - Эдуар испытывает жуткие боли. После выхода из госпиталя Эдуар отказывается возвращаться к своему отцу, после чего Альбер ворует для друга новые документы, а Эдуар Перикар объявляется погибшим.
Им не на что жить, Альбер зарабатывает какие-то копейки ценой всяких унижений. Тогда Эдуар, который постоянно пишет картины о войне, предлагает Альберу провернуть мошенническую схему: напечатать каталог с его рисунками надгробий, собрать деньги на изготовление этих надгробий, а потом с деньгами смыться.
В это время их старый знакомый Анри Прадель проворачивает намного более выгодные мошеннические схемы на жертвах войны. Он, не без помощи отца Эдуара Марселя (Нильс Ареструп), получает подряды на захоронения погибших солдат. Гробы делаются дешевенькие и короткие, работают на этих подрядах китайцы, которым платятся копейки, - в общем, Анри как на войне хорошо наживался на солдатах, которые по его милости превращались в трупы, так и после войны хорошо наживается на трупах.
Также Анри женится на сестре Эдуара - Маделин Перикар (Эмили Декьенн).
***
Этот фильм поставлен по роману Пьера Леметра "До свидания там, наверху", который вышел в 2012 году и в 2013 году принес писателю Гонкуровскую премию (самая престижная французская литературная премия за лучший роман).
Что интересно, название романа взято из последнего письма солдата Жана Бланшара, которое он перед расстрелом написал жене. Бланшара расстреляли свои же: во Франции во времена Первой мировой вынесли 2400 смертных приговоров, борясь с дезертирством и самострелами. При этом пострадало множество невинных людей: Бланшара и его товарищей расстреляли за то, что они сбежали от захвативших их в траншее немцев - мол, оставили свой пост. Семьи этих расстрелянных не получали пособия и вообще числились врагами народа: ведь их отцы, мужья и братья - предатели, раз их расстреляли. Знакомая картина, не так ли?
Альбер Дюпонтель писал сценарий под четким контролем Пьера Леметра. И ему пришлось много раз вносить всякие дополнения и изменения, прежде чем Леметра удовлетворил конечный результат.
Фильм этот снят очень необычно. Поначалу я ожидал, что это будет драма о войне, да и в кинобазах его жанр заявлен как криминальная драма, однако тут скорее налицо трагикомедия, чисто визуально снятая чрезвычайно причудливо и эффектно. Также здесь очень здорово воссоздается эпоха тех лет - действие происходит в районе двадцатого года XX века в Париже.
По стилю он напоминает некоторые картины Жана-Пьера Жене ("Амели", "Неудачники"), в двух картинах которого Альбер Дюпонтель снимался: это "Долгая помолвка" и совсем новая картина Deux escargots s'en vont (русскоязычного названия еще нет). Кстати, Альбер Дюпонтель намного более известен как актер - он снялся в тридцати картинах. Я как раз совсем недавно писал о его отличной роли в фильме "Инкассатор".
В этом фильме Альбер Дюпонтель сыграл бывшего бухгалтера Альбера Маллара. Причем это, по сути, главная роль, потому что Маллар - основной персонаж картины. Маллар у Дюпонтеля получился отличный: он какой-то слегка нелепый, но одновременно симпатичный и вызывающий сочувствие.
Науэль Перес Бискаярт без маски в этой картине находился буквально один эпизод, а все остальное время носил причудливые, а иногда и очень забавные маски, которые мастерил его персонаж. Да и говорить он не мог - Эдуар на войне лишился челюсти, - так что ему оставалось только нечленораздельно мычать, а понимала его только одна маленькая девочка, которая осталась без родителей.
Бискаярту нелегко пришлось играть в подобных условиях, но он с честью справился: Эдуар эмоции изображает определенной пантомимой и выглядит это очень интересно.
Мерзавца Анри Праделя сыграл комик Лоран Лафитт. Я когда прочитал, кто именно изобразил этого персонажа, то очень удивился: Лафитт в хорошем французском фильме "Маленькие секреты" играл парня глуповатого, слегка инфантильного, но добродушного и забавного. А тут - принципиально другой типаж: эффектный мужчина с эдаким отрицательным обаянием, начисто лишенный хоть какой-то совести и каких-то моральных установок. Ради своей карьеры и ради зарабатывания денег он запросто пройдет по трупам, причем эти трупы собственноручно и обеспечит. Хорошая роль - яркая, эффектная.
И мне очень понравился Нильс Ареструп, сыгравший Марселя, отца Эдуара. Вот тут роль совершенно драматичная: тираничный отец, безжалостный предприниматель, сколотивший огромное состояние - в том числе и на войне, и на аферах с похоронами, которые проворачивает Прадель, - он грустит о потерянном сыне и какая вдруг в нем просыпается надежда, когда он видит каталог с рисунками Эдуара и понимает, что это - рука его сына. Совершенно замечательная роль получилась, да и персонаж - очень неоднозначный.
Мне в процессе просмотра было не очень понятно, почему Эдуар - сам ветеран-инвалид - вдруг решает нажиться на аферах с военными памятниками. Но, поразмыслив, я понял, что это было вполне закономерно. До живых ветеранов, которые ушли защищать свою страну, а попали в жутчайшую мясорубку, где кроме немцев их также убивали еще и соотечественники, в послевоенном Париже никому нет никакого дела. Государство о них не заботится, соотечественники не испытывают к ним никакого сочувствия. Зато государство тратит кучу денег на организацию всех этих перезахоронений и установку военных памятников, в которых чествуются павшие. А на живых - всем наплевать. Поэтому Эдуар и чувствует себя в моральном праве заработать денег на этих памятниках - так он хоть как-то поможет себе, инвалиду-ветерану.
Посмотрел с удовольствием. Очень необычно, очень красиво, совершенно немейнстримно и вместе с тем увлекательно. Великолепные костюмы и декорации, отличная постановка. У этого фильма было аж тринадцать номинаций на премию "Сезар", из которых он выиграл пять: лучший режиссер, лучший адаптированный сценарий, лучшая работа оператора, лучшая работа художника-постановщика, лучшие костюмы.
Зрелищность | 5+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
необычно и очень красиво
вполне можно
Слежу и читаю за сайтом давно,но зарегистрировался только сейчас.
Всем хорошего лета и года!
Посмотрел данный фильм.Он меня конечно впечатлил и сценарием,и игрой актеров и визуальным рядом.Вообщем,очень хорошее кино.
Но мне не совсем понятен момент,зачем герой Анри Праделя стрелял в спину солдатам? Я понял бы,если бы он мстил таким образом мешавшему,допустим,Науэлю, жениться на его сестре? Но по фильму,он женится на ней после окончания войны?
Какая-то причина более существенная,кроме того,что Прудель негодяй ведь должна быть,почему он стрелял в своих солдат?
ему ведь светил бы военный трибунал открой рот хоть кто-то из выживших?
Этот момент не очень внятно описан,мне кажется)))
а на деле получилось не так.
Это сериал. Наверное самый дорогой из европейских.
Вообще посмотрел два сериала немецких: Dark и Babylon Berlin. Оба сильно понравились.
Первый несколько похож по сюжету на "Странные вещи", но совсем другой (фантастика), второй - детектив в историческом антураже.
Европейцы стали делать очень качественные сериалы.
Почему-то навеяло соответствующие романы Ремарка. То же самое, только с другой стороны.
Надо посмотреть фильм.
И еще рекомендовали "Westfront 1918" снятый немцами в 1930 году. Этот пока не посмотрел.
А ремарковский "Черный обелиск" и другие романы про первые послевоенные годы как-то сразу пришли в голову.
И закрыл таки да, замечательно!
1910-х годов?
под названием Великая война
"получает жуткое ранение осколком нижней части лица"
получает жуткое осколочное ранение нижней части лица
под названием Великая война
По второй части - согласен, так лучше, исправил.
"женится на сестре Эдуара - Маделин Перикат"
Р или Т?
Фильм, скажем так, несколько странный, так что рекомендовать я бы его не взялся, но сам не жалею, что посмотрел.