Бездна
19.01.2001 22704   Комментарии (0)

Довольно старый фильм легендарного бывшего мужа Линды Хамильтон, который недавно создал "Титаник", побивший все рекорды по длительности поедания попкорна. Первоначально (в 1989 году) "Бездна" вышла в продюсерском варианте монтажа, при котором некоторым образом была изменена основная идея фильма, а также в картине не хватало примерно сорока минут, которые Джеймс Кэмерон изначально фильму все-таки предназначал.>

Но прошло почти двенадцать лет, и Кэмерон решил, что ему, как легендарному утопивцу "Титаника", теперь все позволено, поэтому он выпустил свой режиссерский вариант, в котором четко ставятся все точки над ё и подробно рассказывается, что же все-таки утопло в океане в те далекие годы, и не был ли это какой-нибудь важный для счастья человечества корабль.

Урезанную версию я смотрел давно и ее почти не помню, а полную версию смотрел позавчера, поэтому ее немножечко помню. Но у меня стоит задача так рассказать об этом фильме, чтобы вам потом было интересно его смотреть (если раньше не смотрели, или смотрели очень давно, или смотрели в состоянии тяжелой алкогольной интоксикации, которая сглаживает течение сюжета до полного забвения).

Итак, в жутких морских глубинах затонул... А вот и не "Титаник", нет! В те годы ДиКаприо ходил еще только в первый класс, поэтому никак не мог стать королем мира и рисовальщиком обнаженных цыганок, так что затонул пока еще не "Титаник", а обычная американская ядерная подводная лодка. Чего, спрашиваете, затонула? Да наверняка русские придумали какую-нибудь гадость и сгубили гордость США.

Ну, затонула и затонула, но надо же обезвредить ядерные боеголовки. Черт их знает, полежат они там в глубине, полежат, а потом ка-а-а-а-а-ак шваркнут с такой страшной силой, что весь океан разметает в разные стороны. И что делать с освободившимся дном? Рис выращивать? Да его и девать в таких количествах некуда.

Все эти вопросы очень волнуют американских военных, поэтому они просят команду подводных бурильщиков под руководством Бада Бригмана (Эд Харрис) принять к себе на борт "морских котиков" (не в смысле котиков мур-мур, а в смысле - бравых ребят со стальными этими... как их... нервами!), которыми руководит отличный служака лейтенант Коффи (Майкл Бин). "Котики" в глубине должны выполнить задание Родины, но какое - никто не знает, потому что военная тайна. А чтобы Бригману жизнь медом не казалась, военные на вверенный ему подводный бур засовывают его бывшую жену - Лидси Бригман (Мэри Элизабет Мастрантонио), потому что она тоже специалист по всяким там подводным бурам и в глубине не растеряется.

И вот тут начинается кропотливая работа подводных бурильщиков и "морских котиков" - пушистых животиков. Казалось бы, сейчас они докопаются до всех подводных тайн, выяснят, что подводную лодку разбабахали русские, и "котики", благословясь, начнут третью мировую войну, но тут выясняется, что в глубине явно находится кто-то посторонний. Причем этот посторонний - вовсе не рыбка Дюлюнг-Дюлюнг, которой по статусу хладнокровности вполне разрешается шнырять в глубине, а всякие подозрительные прозрачные штучки, которые, на первый взгляд, опять-таки похожи на русских, но выясняется, что они вовсе не русские. И даже не евреи. А вообще - как бы не с нашей планеты, и что эти прозрачные негодяи делают в наших глубинах - не очень понятно.

А тут еще порвался какой-то главный трос, и связь с надводными военными была напрочь потеряна. Бригман принял решение пытаться законтачить с прозрачными лицами неустановленного происхождения, но у Коффи был приказ считать прозрачников русскими - он и считает их русскими. Потому что он солдат и не может нарушить приказ. Военные ему сказали: "Слышь, Коффи, увидишь русских - кем бы они там ни прикидывались, - доставай боеголовку и шваркни по ним со всей дури. А че они, в конце концов, нашу подлодку поматросили и бросили там, в глубине! Смотри, лейтенант Коффи! На тебя вся надежда!". И теперь Коффи четко и быстро выполняет приказ.

Правда, команда Бригмана его материт, на чем свет стоит (что с них взять, они же не военные), да и Бригман несколько раз схлестнулся с Коффи по-своему, по-бурильщицки. Но Коффи неуклонно гнет свою линию, пытаясь нафик взорвать боеголовку, потому что ему приказано, приказ никто не отменял, а он еще в раннем детстве читал рассказ про мальчика, которого поставили на пост и про него забыли, а мальчик все стоял и стоял на посту, хотя уже было поздно и вокруг ходили всякие извращенцы. Вот так и Коффи: натянул на голову кепку козырьком взад и взрывает бомбу, глотая слезы послушания и не обращая никакого внимания на всяких брикманов с евонной разведенной женой. Жена, кстати, в какой-то момент совсем утонула, но Бригман ее похлопал по щекам, ласково крича: "Дыши, сука!", и она воскресла.

В общем, почти все умерли. Но не до конца, потому что в самый решающий момент появились... А вот и не скажу. Пускай для вас будет загадкой, кто именно появился в решающий момент: русские, евреи или неопознанные научным подходом рыбки Дюлюнг-Дюлюнг.

***

Очень захватывающий фильм, хотя в авторской версии мне он показался немного нудноватым. Впрочем, в авторской версии хоть более-менее становится понятной задумка сценариста, потому что в сокращенном варианте ни черта не ясно, почему Коффи съехал с глузда. Но в авторской версии понятно: Коффи выполнял приказ, хотя у него шарики заклинивало за ролики. Оно так бывает, когда начинаешь раздумывать над каким-нибудь идиотским приказом. Тем более, что прозрачные русские оказались вовсе не русскими, а... Впрочем, я обещал не говорить.

Снято это все довольно забавно. На большом экране наверняка смотрится впечатляюще. Даже на экране телевизора (правда, большого) картина настолько захватывала, что я даже удержался и не заснул, хотя временами очень хотелось по причине ночного времени. А кот Бублик - так тот вообще весь фильм не отрывал взгляда от экрана, настолько ему хотелось попробовать на зуб прозрачного русского, который вовсе даже и не русский, а... Впрочем, я обещал не говорить.

Ладно, хватит изгаляться, будем говорить серьезно. Сценарий - вполне пристойный. Несмотря на обычный кэмероновский пафос, смотрится нормально и отвращения не вызывает. В некоторых сценах я даже чуть было не прослезился, особенно когда во всей красе показали боеголовку.

Актеры играют весьма хорошо, что редкость для фантастического фильма. Вся главная троица - Харрис, Мастрантонио и Бин - очень впечатляющи. Бин - в особенности. Он блестяще сыграл доблестного служаку, сходящего с ума от того, что получил совершенно кретинский приказ, выполнение которого может привести к третьей мировой войне, но не выполнить приказ он не может, а отменить приказ тоже никто не может, потому что связь с начальством потеряна. Изображения всяких морских глубин и спецэффекты - тоже хороши, но Кэмерон вообще в этих делах большой специалист.

Вывод. Посмотреть вполне можно (если не смотрели раньше), особенно на большом экране. Если смотрели сокращенную версию, то можно не сильно стремиться посмотреть авторскую, потому что несмотря на некоторые дополнительные объяснения, которые делают более логичным сюжет, эти лишние сорок минут не зря называются лишними. С ними картина все-таки становится чуточку нудноватой.

© 1998–2024 Alex Exler
19.01.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4
Сценарий 4-
Кратко о фильме:
забавно
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 0